ЧТО ЕСТЬ ЕВРОПЕЙСКОСТЬ
Европейскость - это конструкт, наполнение и границы которого могут серьезно меняться в зависимости от того, какая фабрика его выпускает. Она может пониматься в узком и широком культурном смыслах, в актуально-политическом, в генетическом, и в зависимости от угла зрения это могут быть взаимоисключающие позиции.
Например, для Шпенглера и сторонников линии фаустовской, романо-германской Европы, Россия и русские не Европа, а ее опасный дублер. Кстати, как и для Хантингтона. И, откровенно говоря, в культурологическом смысле это доминирующий для Запада смысл, как бы русские ни пытались себя притянуть к нему на основании своего христианства, белизны, арийскости и т.п. Просто потому, что в органическом понимании западная и восточная Европы это отдельные сущности. Между которыми возможны относительно легкие переходы в силу их похожести, да, но именно через ассимиляцию в индивидуальном порядке.
Далее, так как об этом сейчас никто не скажет прямо вслух, эта западно-европейская идентичность фактически из культурной в узком смысле трансформировалась в актуально-политическую. И в этом смысле европейскость есть то, что соответствует "европейским ценностям" и "европейским принципам", опять же, так, как их понимают ЕСПЧ, Страсбург, Брюссель и т.д., а не "русские европейцы" из Москвы. Последние, конечно, могут считать себя сколько угодно тру-европейцами, а ребят из Брюсселя и Страсбурга "ордынцами" и даже находить в этом отклик у местных Ле Пен и т.п., но чтобы обеспечить господство этого дискурса им вообще-то придется перевернуть весь ход западноевропейской истории за последние 2000 лет, а то и больше.
Ну и наконец, есть европейскость в генетическом понимании как преобладание европейского генетического компонента, или в широком культурологическом, которым пытаются апеллировать европейцы с востока. Но в реальной политике такой подход не работает, что было продемонстрировано уже не раз.
(Харун Сидоров)