Том Макрайт подытоживает борьбу за эффективность новых технологий в автомобилях: «Lyft обещал в 2015, что будет взаимодействовать, а не конкурировать с общественным транспортом. В итоге райд-шеринговые сервисы не только утянули пассажиров из автобусов, но и ухудшили восприятие общ. транспорта, и заменили поездками пешие прогулки и велопоездки. Также они увеличили смертность в ДТП и количество машин на дорогах» (пруфлинки — в статье). Сложно поверить, что переход на электрические и самоуправляемые машины изменит хоть что-то к лучшему.
https://macwright.org/2019/07/27/beware-the-ethical-car.htmlЯ со всем согласен: автомобили — не важно, сколь технологичные — не решают никаких проблем города, кроме эгоистичных задач богатого меньшинства. Но как пользователь разных транспортных систем, не могу не заметить главной причины, почему Lyft, Juno, Uber или Яндекс.Такси часто предпочитают автобусам. Это снова про понимание задачи.
Главная задача, которую решают все транспортные сервисы, — перемещение человека из точки А в точку Б. Такси эту задачу решало почти хорошо, с одним изъяном: договориться о цене всегда было сложно. Райд-шеринг с приложениями устранили этот последний барьер: вводишь координаты точки А, вводишь Б, видишь цену с точностью до рубля, заказываешь и едешь. Это настоящая телепортация со всеми предсказуемыми величинами, как отмечал и «СитиМобил» в своей рекламе.
А теперь представьте, что вы в непривычном городе (даже не за границей, а в какой-нибудь Казани) в фойе гостиницы планируете поехать на автобусе в зоопарк или торговый центр. Может быть, вам несказанно повезло и вы знаете, какое именно приложение общественного транспорта работает в этом городе. Но скорее всего, особенно в городах поменьше, не будет не только приложения, но даже сайта с расписаниями (которыми всё равно невозможно пользоваться, если вы не живёте в этом городе).
На остановке понять маршруты — вообще не вариант: в лучшем случае, увидите номера маршрутов и названия конечных. В некоторых европейских городах клеют карты маршрутов: очень хорошо. Почти так же удобно, как мобильные приложения с функцией построения маршрута. И так же бесполезно для живого человека. Потому что никакие приложения и карты не объясняют минимально важного:
🚌 Как вообще платить за проезд? Можно дать монетку водителю? А что если есть только бумажка в сто евро? А если оплата через смс, то сработает ли белорусский номер? И можно ли оплатить проезд без интернета? А кондуктор поймёт, что вы хотите, если сунете ему экран телефона с QR-кодом оплаты (в болгарской Варне нас не поняли)?
🚎 На картах не рисуют, ходят автобусы каждые пять минут или каждые полчаса (привет Вильнюсу). Пересадка на наземном транспорте — это дикий риск, особенно если на телефоне нет интернета: вдруг второй маршрут закрыт из-за ремонта дороги или тупо не ходит по выходным? А платить нужно будет второй раз, или билет действителен не на поездку, а на время? А долго идти между остановками?
🚃 Построение маршрутов в приложениях или на сайтах — это боль. У зоопарка три остановки с одинаковым названием, и на каждую приезжают свои десять маршрутов. А для построения, конечно, нужно задать одну точную остановку прибытия. Никакой гибкости: сто метров пешком от соседней дороги — непреодолимое препятствие для программы. Такой вариант вы не получите, даже если там ходят сверхбыстрые трамваи. Роутинг по транспорту в приложениях — лишь способ получить расписание, а не решить свою задачу.
Ну и вот: есть задача доехать от точки А до точки Б, но с общественным транспортом в этом маршруте появляются промежуточные точки В, Г, Д, Е, Ж, и вы заранее не знаете ни где они находятся, ни сколько времени займёт каждый из отрезков, ни сколько заплатите. Даже если вы живёте и работаете рядом со всеми этими точками. Проще открыть приложение и заказать такси в десять раз дороже автобуса.