Size: a a a

2019 July 15
ШТОСМ
Снова и снова: карты не нужны. Хорошее решение географической задачи не содержит карты. Карта — это полуфабрикат, а не продукт.
источник
2019 July 16
ШТОСМ
Наконец выпустили шестой выпуск «Картопокалипсиса». Тема оказалась столь спорной, что все говорили одновременно и монтировать было сложнее, чем раньше. В этот раз часть ведущих делала вид, что заказчики — главная проблема бизнеса, а другие предлагали обратное мнение. Слушайте с сайта или подождите пару часов, пока выпуск появится в основных приложениях:

https://mapokalypse.podster.fm/6
источник
2019 July 17
ШТОСМ
В англоязычном чатике вспомнили вики-страницу со списком игр на основе OpenStreetMap, и среди них я нашёл пример, как правильно делать интерактивную карту на сайте конференции: https://2012.stateofthemap.us/

(Кнопки плюс-минус — худшее, что есть в интерактивных картах после переключателя слоёв. Всегда можно придумать, как сделать карту без них. Например, как тут)
источник
2019 July 18
ШТОСМ
Дмитрий Лебедев после предыдущего поста поделился случаем, когда ему пришлось добавить кнопки плюс и минус на карту. Реагировать на требования хорошо, но ещё лучше — полностью переделывать интерфейс, чтобы людям проще было считывать нужную информацию с карты, не путаясь в кнопках, слоях и масштабах.

Объяснил, почему я считаю кнопки масштабирования злом: http://shtosm.ru/all/knopki-ne-nuzhny/
источник
2019 July 20
ШТОСМ
50 ЛЕТ ПЕРВОЙ ВЫСАДКЕ НА ЛУНУ

20 июля 1969 года Нил Армстронг и Эдвин Алдрин вышли на поверхность Луны. Несколько лет назад после смерти Армстронга я стал много читать про эти полёты и сделал целую фотогалерею с самыми интересными снимками из архива, она до сих пор доступна: http://one-giant-leap.info/

Архив всех фотографий, сделанных космонавтами за 7 полётов (12 тысяч) лежит, отсканированный в хорошем качестве. Там же лежат расшифровки радиопереговоров, к которым добавлены комментарии из разбора полёта самими космонавтами.

Что меня больше всего приятно удивило в этих документах - это как все космонавты и ЦУП были подготовлены к тому, что происходило. Всё, что можно было, отрепетировали на симуляторах.

Собственно, выход на поверхность в Аполлоне-11 был самым коротким - всего два с половиной часа. Экипажи последних трёх миссий (15, 16 и 17) оставались на поверхности по три дня. А 11-я миссия была генеральной репетицией для следующих, Армстронг и Алдрин учились бегать и прыгать по лунному грунту, ставить оборудование, и так далее. До них ещё летал Аполлон 10, который репетировал снижение, но не садился на поверхность.

А до полётов для репетиций посадок был построен летающий макет - посмотрите фотографии в моей галерее. Стыковки и манёвры репетировались, само собой, но и операции с электрикой тоже: на тренажёре была точная копия всего электрооборудования кораблей, и поэтому в аварии Аполлона-13 дублёры на Земле смогли отрепетировать включение командного модуля, не работавшего 3 дня, остывшего и разрядившегося. Собственно, фотографии с репетиций в скафандрах, когда космонавты тренировались обращаться с щупом (что было очень трудно) стали источником теорий заговора и постановки.

К слову, чтобы доказать постановку съёмок, конспирологу придётся найти одну и ту же ошибку не на двух-трёх, а на около 5000 фотографий с поверхности Луны, по несколько сотен с каждой миссии и десятков снимков с каждого места. В России проще быть невежей, потому что архив на английском, и из-за стеклянной стены языкового барьера его не видно. Носителю английского языка надо быть, наверное, сумасшедшим и словоблудом, отрицающим всё, что неудобно.

Любопытный факт, который хочется упомянуть: ракета Сатурн-5 была самым мощным механизмом, построенным человечеством. Крупнейшая ГЭС в Китае слабее (хотя мощнее, чем один из пяти двигателей ракеты).

Летать на Луну по-прежнему дорого, т.к. нужно будет ускоряться в сумме на 19 км/с, это чудовищные затраты энергии. Хотя, я когда-то насчитал, что если построить станцию для стыковок и научиться переливать топливо на орбите из одного корабля в другой - пока такого не делают - можно сократить взлётный комплект до массы, которую увезут две ракеты "Союз" (она в 10 раз легче Сатурна).

Всех поздравляю с этим юбилеем!
источник
2019 July 21
ШТОСМ
Карты-карарты

Я не хотел в третий раз поднимать тему картографии будущего, но вы ткнули меня носом в избыточное теоретизирование, поэтому ловите конкретный пример.

Любое техническое развитие, с одной стороны тащит за собой традицию, с другой снижает умственные, эмоциональные и физические затраты человека. Механическая коробка уступила автоматике, а вскоре ее заменят автопилоты: нажал кнопку и жди пока разбудят в точке прибытия. Не так давно почтальон приносил вызов на телефонный звонок, а сейчас у меня два телефона на столе и третий в компьютере. Сколько было мороки с изготовлением стрел, а сейчас один раз бахнул и пол-континента вымерло.

Почему пешеходный переход размечают "зеброй"? Потому что изначально конструкция из блоков позволяла проезжать телегам и переходить дорогу не утопая в грязи по коленки. Наверняка есть более подходящая разметка, которая может спасти тысячи жизней, но традиция важнее безопасности на дорогах.

С картами то же самое. Крупнейшие компании работают над красотой своих тайлов (читай: рисуют переходы желтым цветом), не замечая тщетности усилий. А все потому, что современная карта - это издевательство: для чего человеку, который смотрит прямо показывать вид сверху?

Автомобильные навигаторы преуспели в этом вопросе, но это лишь небольшой шаг. Зачем смотреть на телефон с домами-коробками, а потом переводить взгляд? Оглянитесь вокруг: будущее уже наступило. Магазины превращаются в галереи QR-кодов по принципу зарядьевского купола. Ловля воображаемых существ в храмах теперь не признак белой горячки. Даже коровы в ростовской деревне гуляют с RFID-метками в ушах. Лишь картография ностальгирует по прекрасным временам Дюфура.

Тайловая технология произвела революцию, дав пользователю одновременно два десятка карт. Но переход с растра на вектор лишь унылая предсказуемая рутина. Будущее за дополненной реальностью: когда мы можем прямо на местности увидеть необходимые направления и важные объекты. И да, такую карту тоже можно будет зумить. Я не говорю о наземной фотограмметрии, над которой мы с Энрико Феррегутти работали несколько лет назад. Кроме того..., хотя стоп, к чему выдавать раньше времени секреты нового картостиля?

Вы скажете: это очень сложно и такое сделать нельзя. А я напомню, что еще недавно на водительские права не ставили маркировку "АТ" и почтальон приносил вызов на телефонные переговоры. Разговор же о картографии будущего, не так ли?

Вы хотите увидеть карту будущего? Вот:
источник
ШТОСМ
Ну, во-первых, более подходящую разметку пешеходного перехода я вижу из окна: это едва заметный пунктир по краям перехода. Потому что зебры, как и акцентированные знаки и жёлтые мигалки отвлекают на переходе от главного: пешехода. Лучшая разметка на переходе — это вообще фонарь, а не разметка.

Так и с картой. Лучшая карта — это её отсутствие. Я понимаю, что здорово рисовать стрелочки и подписи поверх фотографии, но что AR заменит нам обычные карты, — это фантазии тех, кто любит играть с модными технологиями за счёт заказчика. Какой AR, вы что? Это же игрушка, посмотреть на лисичку в гугле или на стрелочки в эпле один раз.

Телефоны всё ещё работают на батарейках, а какой главный потребитель батарейки? Зайдите в настройки энергопотребления и убедитесь: экран. Режим съёмки ест батарейку вдвойне, потому что процессор работает на всех парах, улучшая качество картинки с непрерывно работающей камеры. Расширенный видеорегистратор никому не нужен: водителю сложно на фоне картинки различить подписи, а у пешехода рука устанет или телефон разрядится.

Бумажные карты неудобны. Мобильные карты плохи. Дополненная реальность плоха. Вполне вероятно, карты будущего вообще не потребуют телефона. Вы просто будете знать, куда идти.
источник
2019 July 23
ШТОСМ
На прошлой неделе комитет Книги рекордов Гиннеса признал улицу в Уэльсе круче прежней самой крутой улицы в Новой Зеландии. Жители улицы Ффордд Пен Ллех обмениваются остротами с новозеландцами и празднуют. А мне интереснее деталь, которую новая улица делит с прежней: рекордного уклона бы не было, если бы градостроители с «материка» учли рельеф при планировании сетки улиц.

https://www.bbc.com/news/uk-wales-48992331
источник
ШТОСМ
Переслано от Eduard Kazakov
Коллега с гислаба поделился хардварным улучшением для работы в QGIS. Что мы вообще знаем про объемы оцифровки?..:) http://gis-lab.info/forum/viewtopic.php?f=2&t=25525
источник
2019 July 29
ШТОСМ
Том Макрайт подытоживает борьбу за эффективность новых технологий в автомобилях: «Lyft обещал в 2015, что будет взаимодействовать, а не конкурировать с общественным транспортом. В итоге райд-шеринговые сервисы не только утянули пассажиров из автобусов, но и ухудшили восприятие общ. транспорта, и заменили поездками пешие прогулки и велопоездки. Также они увеличили смертность в ДТП и количество машин на дорогах» (пруфлинки — в статье). Сложно поверить, что переход на электрические и самоуправляемые машины изменит хоть что-то к лучшему.

https://macwright.org/2019/07/27/beware-the-ethical-car.html

Я со всем согласен: автомобили — не важно, сколь технологичные — не решают никаких проблем города, кроме эгоистичных задач богатого меньшинства. Но как пользователь разных транспортных систем, не могу не заметить главной причины, почему Lyft, Juno, Uber или Яндекс.Такси часто предпочитают автобусам. Это снова про понимание задачи.

Главная задача, которую решают все транспортные сервисы, — перемещение человека из точки А в точку Б. Такси эту задачу решало почти хорошо, с одним изъяном: договориться о цене всегда было сложно. Райд-шеринг с приложениями устранили этот последний барьер: вводишь координаты точки А, вводишь Б, видишь цену с точностью до рубля, заказываешь и едешь. Это настоящая телепортация со всеми предсказуемыми величинами, как отмечал и «СитиМобил» в своей рекламе.

А теперь представьте, что вы в непривычном городе (даже не за границей, а в какой-нибудь Казани) в фойе гостиницы планируете поехать на автобусе в зоопарк или торговый центр. Может быть, вам несказанно повезло и вы знаете, какое именно приложение общественного транспорта работает в этом городе. Но скорее всего, особенно в городах поменьше, не будет не только приложения, но даже сайта с расписаниями (которыми всё равно невозможно пользоваться, если вы не живёте в этом городе).

На остановке понять маршруты — вообще не вариант: в лучшем случае, увидите номера маршрутов и названия конечных. В некоторых европейских городах клеют карты маршрутов: очень хорошо. Почти так же удобно, как мобильные приложения с функцией построения маршрута. И так же бесполезно для живого человека. Потому что никакие приложения и карты не объясняют минимально важного:

🚌 Как вообще платить за проезд? Можно дать монетку водителю? А что если есть только бумажка в сто евро? А если оплата через смс, то сработает ли белорусский номер? И можно ли оплатить проезд без интернета? А кондуктор поймёт, что вы хотите, если сунете ему экран телефона с QR-кодом оплаты (в болгарской Варне нас не поняли)?

🚎 На картах не рисуют, ходят автобусы каждые пять минут или каждые полчаса (привет Вильнюсу). Пересадка на наземном транспорте — это дикий риск, особенно если на телефоне нет интернета: вдруг второй маршрут закрыт из-за ремонта дороги или тупо не ходит по выходным? А платить нужно будет второй раз, или билет действителен не на поездку, а на время? А долго идти между остановками?

🚃 Построение маршрутов в приложениях или на сайтах — это боль. У зоопарка три остановки с одинаковым названием, и на каждую приезжают свои десять маршрутов. А для построения, конечно, нужно задать одну точную остановку прибытия. Никакой гибкости: сто метров пешком от соседней дороги — непреодолимое препятствие для программы. Такой вариант вы не получите, даже если там ходят сверхбыстрые трамваи. Роутинг по транспорту в приложениях — лишь способ получить расписание, а не решить свою задачу.

Ну и вот: есть задача доехать от точки А до точки Б, но с общественным транспортом в этом маршруте появляются промежуточные точки В, Г, Д, Е, Ж, и вы заранее не знаете ни где они находятся, ни сколько времени займёт каждый из отрезков, ни сколько заплатите. Даже если вы живёте и работаете рядом со всеми этими точками. Проще открыть приложение и заказать такси в десять раз дороже автобуса.
источник
ШТОСМ
Конечно, это не проблема общественного транспорта, а его свойство. Нужно не бороться с ним вводом 100500 новых маршрутов, а решать задачу пассажира. Как и с райд-шерингом, решение — в технологиях, и оно заметно улучшит жизнь всех жителей, а не только тех, у кого есть деньги на ежедневное такси. Но в отличие от райд-шеринга, тут слишком много нюансов. Даже самые видные приложения типа Transit и CityMapper предпочитают концентрироваться на дизайне полосок и количестве городов. Потому что иначе придётся выходить на улицу и тратить время на тесные автобусы и общение. Проще рисовать полоски. Или изобретать свой райд-шеринг с микроавтобусами.
источник
2019 August 01
ШТОСМ
Если вы выбираете разрешительную лицензию для вашего проекта (проект без лицензии — это проект, которым запрещено пользоваться), то нужно знать три простые вещи:

1) Никаких WTFPL, Beerware, Unlicense и прочих шутливых или хипстерских лицензий. Их авторы перехитрили сами себя: в текстах часто недостаёт важных слов про виды использования и отказ от ответственности.

2) Сторонитесь лицензий, которые не подходят к типу объекта лицензирования: CC0 для кода — такая же глупость, как PDDL для картин. А public domain, на минуточку, вообще не лицензия.

3) Будьте проще: MIT, 2-clause BSD или более длинная Apache License 2.0 используются всеми, совместимы с чем угодно и не нервируют юристов.

Это я послушал выступление с OSCON про дух открытого кода и из него узнал про список разрешительных лицензий на https://blueoakcouncil.org/list. Но насчёт топовой там Blue Oak License у меня есть сомнения — просто потому, что никто ею не пользуется.

Только, упаси боже, не копилефт. Вас никто не полюбит за копилефт. (Хотя конечно, за опенсорц вас тоже никто не полюбит).
источник
2019 August 04
ШТОСМ
На карте Лондона сегодня современное искусство
источник
ШТОСМ
Переслано от Joeri
источник
2019 August 05
ШТОСМ
Чудесная табличка на вокзале в Орше. О чём она говорит? Благодарите всех, кто встречается по пути: когда через много лет станете известны, напоминания о вашей благодарности покроют страну.
источник
2019 August 07
ШТОСМ
Переслано от Валерий Трубин...
Дорогие друзья!

Напоминаю, в эту пятницу у ОСМ ДР - 15 лет. По этому поводу мы собираемся в Москве в эту пятницу в 19:00 в кафе-баре "Camorra Pizza e Birra". Для нас там уже забронирован стол.

9 августа в 19:00 в Москве на ул. Зацепа, 26, (ст. м. Павелецкая)

https://yandex.ru/maps/org/camorra_pizza_e_birra/148974416160/?ll=37.632116%2C55.729782&z=16
источник
2019 August 08
ШТОСМ
А если меня читает кто-то из Беларуси, приглашаю послезавтра, в субботу, на картовстречу в Острошицкий Городок. Всего 15 км от Минска — несколько участников поедут на велосипедах. Есть, что покартировать и есть, где приземлиться после, перекусить и познакомиться. В 12 утра собираются картографы, в 16 — все вместе: https://tinyurl.com/belosm15
источник
ШТОСМ
Комиксы Зака Винерсмита — такая же живая классика, как xkcd, но не расходятся по технарским чатикам из-за «гуманитарного» юмора. Свежий выпуск про теории не-сферической Земли хорош, особенно когда добирается до геоида: http://www.smbc-comics.com/comic/flat
источник
2019 August 14
ШТОСМ
Виктор Вилисов написал важную статью про то, что театральные здания убивают театр в России. Всё так: современный театр — это не когда люди три часа сидят в партере и пырятся в артистов. Это вообще не пойми что. Поэтому и делать спектакли нужно не пойми где, а не в памятниках архитектуры.

https://lenta.ru/articles/2019/08/13/theatrebuildings/

На этом фоне странно, что конференции до сих пор проводят в театральном формате: один человек на сцене и тысяча сидят. Десять докладов одновременно, выбрал свой — и сиди со своим выбором, учись у гуру. У меня каждый раз, когда я вижу такое взаимодействие, одна мысль: «пошёл нахер, ты кто вообще». И когда я сижу, и когда я выступаю. Не потому, что человек недостойный: каждый достоен, чтобы его или её выслушали. А потому, что формат — днище.

Хорошо бы научиться у театра размыкать рамки. Потому что сидеть в середине десятого ряда даже двадцать минут, чтобы послушать пересказ документации или весёлую историю с чьей-то работы, интересно только первые десять раз. Потом понимаешь: историю рассказывают для всех и для никого, всё то же самое лучше бы работало в виде статьи с картинками (и к чёрту видеозаписи), поговорить с докладчиком нет времени (он сбежал или ты сбежала на следующий доклад), и кондиционер с вайфаем что-то барахлят.

Я уже года три думаю, как сделать свои конференции интересней. Вывезти всех в лес и поставить телевизор? Убрать кресла и пусть все стоят у столиков? Запустить все доклады одновременно в разных углах зала? Ограничить все доклады пятью минутами и оставить пятнадцать на личные обсуждения за кофе? Запретить слайды со словами? Оставить докладчика сидеть в зале? И пусть ведущий сам с его подсказками демонстрирует слайды?

Нужно понять, зачем нам конференции, и работать от этого. Когда мы со Львом думали про byGIS, я решил, что главное — это нетворкинг, и эту задачу конференция безбожно проваливает. Может, нужно приветствовать всех на входе, вешать отчётливые бейджики и знакомить каждого с каждым в перерывах? И убрать нафиг все доклады, чтобы не мешали? Или наоборот, поговорить с каждым и выудить из десятка людей десять новых историй, чтобы они рассказали без подготовки, с помощью ведущего?

Современные конференции хуже спектаклей Додина, но выбора у нас нет: нигде больше не встретишься с большим количеством интересных людей из разных стран. Работодатели платят за поездки на конференции, но не поймут, если попросишь оплатить поездку в театр. Но организаторы маленьких локальных мероприятий могут экспериментировать и вдохновлять результатами организаторов больших.

Давайте попробуем убрать стену между докладчиками и слушателями — и вообще любые рамки помещений. Традиции — прах. Конференция должна быть интереснее ролика в ютубе или текста на хабре, и проблема не в докладчиках — проблема в организаторах. Во мне в том числе. Давайте придумаем, что делать.
источник
2019 August 20
ШТОСМ
Красивая заметка в CityLab про карты прошлого и навигаторы настоящего напомнила про мою коробку с картами. Которые я не рассматривал уже много лет. Почему? Кажется, им нашлась замена, причём с неожиданной стороны. В свежей статье я вспоминаю всю картографию с девяностых по наши дни и понимаю, почему направление её развития мне неинтересно, а интересен — OpenStreetMap.

http://shtosm.ru/all/ne-tolko-karta-ulic-i-ne-slishkom-otkrytaya/
источник