Size: a a a

2018 November 15
ШТОСМ
Продолжая дискуссию в @ruosm, я не спорю, что для жителей России, которые хотят рисовать карту России, народные карты — со всех сторон лучший краудмэппинговый продукт. У них всегда самые свежие из доступных снимки, приятный глазу и быстрый редактор, отзывчивые сотрудники. Результаты работы всего через пару дней будут на всех картах и смартфонах страны. Картирование в НЯК реально спасает жизни и экономит время. Если бы я начал с народных карт — вероятно, мне было бы очень сложно уйти, и я бы по-всякому рационализировал то, что я остаюсь.

Карта яндекса, при этом, — это актив Яндекса, коммерческой компании. OpenStreetMap мы строим сообща, многие в группе сделали какие-то части инфраструктуры. У участников НЯК есть только воспоминания о правках — которые даже принадлежат не им, а Яндексу. Увидеть, использовать свои правки можно только на сайте и через API, на бесплатную версию которого восемь драконовских ограничений: https://tech.yandex.ru/maps/doc/enterprise/concepts/about-enterprise-docpage/

Тот же человек в клубе пишет: «Когда рассказываешь друзьям о НЯК, в большинстве случаев разговор заканчивается на неистовом вопросе: „Ты это делаешь бесплатно?!“» Вот оно — разговаривать о деньгах в нашей культуре считается неприличным. Мы же все альтруисты, свободного времени вагон. Чтобы использовать нарисованное в своей работе, нужно платить яндексу от двух тысяч долларов в год — и никаких бонусов за потраченные в редакторе трудодни не предусматривается. Вы нам из альтруизма, мы вам по тарифу.

Налицо несправедливость. Чтобы её осознать, нужна публичная критика и дискуссия. Но, что удивительно, внутри сообщества НЯК критики почти нет. Потому что для неё нужна площадка — а все площадки в НЯК вычищены, есть только жёстко модерируемый клуб. Нужно знание области и альтернатив, а многие, узнавшие осм, перебегают туда втихую. Наконец, самое главное условие для наличия адекватной критики — понимание способности что-то изменить. Зачем критиковать, когда от тебя ничего не зависит? Технические вопросы в клубе сходят на нет через мастерство коммьюнити-менеджеров и стабильное отсутствие результата.

Участие в НЯК — это жизнь с выученной беспомощностью, когда ты понимаешь, что рисовать карту можно, а ко взрослым дядям лучше не соваться. В некотором роде это отражение жизни в современной России. «Слыш, работать». Поэтому в развитых странах НЯК не взлетит, и двигать там данные под обновлённую подложку нет смысла. Проще сотрудникам время от времени сгонять картографов, оторвавшихся от стаи, обратно в Россию.
источник
2018 November 21
ШТОСМ
Извините, это лучшее, что я за сегодня видел  https://twitter.com/scottreinhard/status/1065274859654139906

Это не фотография — рельеф наложили на старинную карту в QGIS и отрендерили в Blender.
источник
2018 November 22
ШТОСМ
Matthias на коленке собрал прототип будущего. Зачем убирать руку с мышки, когда рот свободен? Можно представить соревнования по картированию на скорость с дополненными интерфейсами.

https://www.openstreetmap.org/user/!i!/diary/46986

Впрочем, умный интерфейс пойдёт дальше: зачем что-то говорить, когда можно автоматически распознать снимок в обведённой области по библиотеке сэмплов? Ах да, scanaerial уже обводит самостоятельно. Чего же не хватает?..
источник
2018 November 27
ШТОСМ
Участников OSM иногда радует, когда в клубе «народных карт» очередной вопрос про рисование чего-то неочевидного (тротуаров, фонарей, километровых столбиков и т.п.) сталкивается с традиционным ответом сообщества и руководителей: это нам не надо, не рисуйте. Но такой ответ приносит и OSM, только чуть иначе.

В последнем WeeklyOSM пишут: «Дэйв Свортаут начал картировать заливы в Аляске мультиполигонами. Но рисовать контуры длиной в несколько сотен километров неудобно. Он спросил в рассылке tagging@, не лучше ли будет вместо этого рисовать простые контуры приблизительно. Но в последовавшем обсуждении ему не только предложили использовать точки вместо полигонов, но и обсудили множество других проблем, включая рендеринг. В итоге, дискуссия закончилсь, а на вопрос так и не ответили».

Это и есть ответ «нет, нельзя» по-осмерски. 55 писем за три дня, и никакого определённого ответа. Вместо стремительного и разочаровывающего «нет» — длительная фрустрация от того, что твои задачи никому не интересны, и конкретные вопросы порождают только теоретические измышления. В сообществе OpenStreetMap много эмоций и желания сделать правильно, но форму проекта всё равно определяют те, кто молча рисует карту каждый день, выбирая теги и способы отрисовки по опыту и как удобнее. Пользователи приспособятся.
источник
ШТОСМ
Вот вам задачка. Как нарисовать политическую карту в мире, где каждое государство термин "государство" определяет по своему.
источник
2018 December 08
ШТОСМ
Переслано от xkcd_rss_bot
https://xkcd.com/2082/
Mercator Projection
источник
2018 December 11
ШТОСМ
Вчера резолюция рабочей группы по данным была отменена, Крым снова наполовину украинский. Начал писать сюда объяснение, почему это нормально, но текста оказалось слишком много:

http://shtosm.ru/all/net-podozhdite/
источник
2018 December 29
ШТОСМ
Дамы и господа, представляю вам новый образец девиантной картографии. Карта мира в проекции мандарина. С наступающим.
источник
2019 January 06
ШТОСМ
«Хищник» (1987) #PosterPorn
источник
2019 January 26
ШТОСМ
Устаканилось полное расписание важных около-осмерских конференций на эту осень:

26-30 августа: FOSS4G в Бухаресте (открыт приём докладов)
19-20 сентября: HOT Summit в Гейдельберге
21-23 сентября: State of the Map там же
5-7 октября: State of the Map US в Миннеаполисе

Постараюсь попасть на каждую — ну, минимум в Германию. Ближайшая трансляция в @foss4g_ru уже через неделю: снова еду в Брюссель на FOSDEM, рассказывать про треки для OpenStreetMap.
источник
2019 January 29
ШТОСМ
источник
2019 February 02
ШТОСМ
Я сейчас на FOSDEM 2019 и веду трансляцию в обычном канале @foss4g_ru. В этом году мне что-то стало уныло от докладов и я ушёл с середины дня. После чего вместо традиционных пересказов докладов в канале пошли рассуждения про состояние современной разработки в открытом коде. Почитайте, там есть пара хороших мыслей: https://t.me/foss4g_ru/432

Если вы в Брюсселе, заходите завтра на мой доклад в потоке Geospatial, AW 1.126 в 13:35. Обсудим вот это всё потом. Можно за пивом.
источник
2019 February 07
ШТОСМ
Мы много хвалим Uber, Lyft и прочий райдшеринг за то, как они меняют паттерны перемещений (например, «пересаживают» горожан с личных автомобилей). Но есть и плохие новости:

— вождения становится больше: речь идёт о девяти миллиардах километров автомобильного пробега, добавившихся в каждом из девяти крупнейших по количеству поездок городов;
— водители «дедхедят» (deadhead) до половины времени: операторы стимулируют машины, в которых прямо сейчас пассажира нет, ездить кругами, а не стоять на месте;
— «уберы» оказываются популярнее в районах, где с общественным транспортом всё отлично, чем, например, в пригородах;
— такси значительно оттягивает пассажиров общественного транспорта, а также заменяет поездки на велосипедах и путь пешком, параллельно ухудшая траффик и увеличивая количество ДТП, и объём выбросов в атмосферу.

https://usa.streetsblog.org/2019/02/04/all-the-bad-things-about-uber-and-lyft-in-one-simple-list/
источник
ШТОСМ
Переслано от I Апрельский...
источник
2019 February 08
ШТОСМ
Переслано от Sergey Astakhov
Девайсы в процессе использовались такие:
Коптеры: Phantom 3 Adv, Phantom 4 Pro+, DJI Mavic 2 Pro
Геодезический приёмник: S-Max GEO, карбоновая веха 1.75 м, RTK-сервис от Hive
Смартфоны: Samsung Note 8 (управление коптером), Xiaomi Redmi Note 3 Pro (контроллер для S-Max GEO)
Компьютер для обработки: CPU Intel i9 7900X 3.3 ГГц, MB Gigabyte Aorus Gaming 7, RAM 128 Гб, HDD 12 Тб + SSD Optane 32 Гб, Video Gigabyte Aorus GeForce GTX 1080ti, OS Windows 10 Pro
Автомобиль для перемещений: Nissan X-Trail
Программы: Litchi (автоматическое управление коптером), PhotoScan 1.4.x (обработка снимков)

Типичный процесс выглядит так:
1) Выбираем квартал для съёмки, ищем подходящее место старта (чтобы поменьше было любопытных глаз и одновременно ничего не мешало взлёту/посадки, например крон деревьев и проводов).
2) Рисуем маршрут облёта квартала в Litchi с выбранной высотой и достаточным уровнем перекрытия.
3) Ждём совпадения наличия свободного времени и подходящей погоды (чтобы не было осадков, сильного ветра и было достаточно светло для съёмки).
4) Приезжаем на выбранное место и запускаем коптер в полёт.
5) Замеряем наземные точки для привязки, обычно это в другой день, т.к. свободного времени не хватает на всё сразу. Для этого пешком обходим квартал съёмок и измеряем координаты наземных ориентиров геодезическим приёмником. В городе для этого очень удобны крышки люков. В сельской местности сложнее, там лучше озаботиться  самостоятельной расстановкой ориентиров и их замером до самих съёмок.
6) Скидываем все данные в компьютер (снимки и координаты точек привязи), содаём проект в PhotoScan и начинаем всё сводить вместе. Там много времени уходит на ручную отметку замеряных ориентиров на снимках.
7) После расстановки и вычисления удовлетворительной калибровки камеры запускается процесс обработки - формирование плотного облака, вычисление карты высот и получение результирующего ортофото. На это уходит несколько часов.
8) Оцениваем результат и если явных проблем не видно - грузим его на OpenAerialMap
9) Запускаем JOSM и кликаем Open in JOSM на OpenAerialMap
10) Начинаем микромапить 😊
источник
ШТОСМ
(даже не пытайтесь посчитать стоимость устройств. Автомобиль там не сильно выделяется по цене)
источник
2019 February 14
ШТОСМ
То чувство, когда
источник
2019 February 23
ШТОСМ
В Dymaxion Labs создали алгоритм распознавания нелегальной застройки и нахождения трущоб по спутниковым снимкам.

https://ap-latam.dymaxionlabs.com/en/
источник
ШТОСМ
Очередной пример того, как этика уступает технологиям. Вы знаете, наверное: как только технарь (программист, аналитик, дизайнер) получает доступ к открытым данным о преступлениях, первая мысль — сделать приложение, которое будет строить маршруты в обход «опасных» районов. И искать квартиры подальше от них. Типа, если такие районы игнорировать, то они сами по себе исчезнут: преступники же не смогут работать в отсутствие хороших людей. На вопрос «почему» в условиях хакатонов или чешущихся рук времени нет, и эти прекрасные умелые люди возрождают сегрегацию, которая ни к чему хорошему не приводила.

Если заглянуть в комментарии к статьям про работу Федерико Байле, там предсказуемая ненависть: «этому раку нашего города нужна химиотерапия», «передайте координаты корейцам, чтобы им было где испытывать ядерное оружие». Какие бы гуманитарные цели не держал в голове автор («упростим работу для НКО»), адресатом этого исследования могут быть неожиданные для него организации: например, агрессивные застройщики, которые обнаружат множество ничейных территорий и обладают административным и силовым ресурсов для их зачистки.

Перед начало любой технологической работы нужно не только быстренько спроектировать с лозунгом «we do what we must because we can», но и оценить этическую составляющую. К сожалению, у технарей, которые со школьных лет смотрели на «гуманитариев» со снисхождением, с этикой плохо. Но к счастью, эту проблему недавно заметили — преимущественно в Штатах, конечно, — и теперь думают, как сделать технологии этичнее. Вот пара статей на эту тему:

https://habr.com/ru/post/441158/ («Как этика стала самой дорогой проблемой Кремниевой долины»)
https://www.technologyreview.com/s/612764/giving-algorithms-a-sense-of-uncertainty-could-make-them-more-ethical/ («Giving algorithms a sense of uncertainty could make them more ethical»)

В контексте работы по классификации трущоб нельзя не заметить чудовищное качество результатов, стоит увеличить масштаб на любой из карт. Где-то квадратные километры трущоб не подсвечены, хотя визуально не отличаются от рядом стоящих подсвеченных, где-то как трущобы отмечены довольно недешёвые на вид дачные домики. Видимо, Россию этот алгоритм закрасит красным целиком.
источник
2019 February 27
ШТОСМ
Парадокс картографии

Я постоянно утверждаю два противоположных тезиса. С одной стороны, картография - это искусство. С другой, карта - это не про красоту. Даже странно, что никто еще не обратил на это внимание.

Из разных сфер человеческой деятельности картография ближе всего к программированию. Красивый, отформатированный код может не работать, а хаотичное нагромождение синтаксиса решать все задачи пользователя. Это не значит, что код должен быть путанным, а карта выглядеть как детские каракули, но если вы хотите проложить маршрут, лучше иметь на руках кривую схему, чем гениальное полотно Босха.

Картография - это не живопись. Это искусство более высокого порядка. Мне еще ни разу не приходилось слышать, что-бы перед художником ставили задачу сделать из черного квадрата Малевича "Лунную ночь" Куинджи, да так, что-бы посетители выставки ни о чем не догадались. В картографии такое сплошь и рядом.

Дорогу нарисовать и дурак может. Попробуй сделать так, что-бы глядя на эту линию ты ощутил каково сейчас стоять именно на этой дороге. Что-бы глядя на карту чувствовал куда следует повернуть на следующем перекрестке. Что-бы при взгляде на Питер тянуло сырым ветром, а переведя взгляд на Бразилию слышались звуки карнавала.

Мне ни разу не удавалось достичь подобного. Но с другой стороны, я хотя-бы знаю чего хочу. А еще знаю, что никакая нейросеть не сможет заменить картографа. А если сможет, то лишь такая, которую в полном праве можно назвать человеком.
источник