Size: a a a

2018 June 07
ШТОСМ
Валера Трубин обнаружил на площади Куйбышева в Самаре следы чемпионата мира. «Похоже на вандализм — удаляю?» — спрашивает. Мнения в чатике разделились.
источник
ШТОСМ
В рассылке talk@ как раз две недели назад обсуждали, какие временные объекты можно картировать. Воскресным рынкам на месте обычных улиц место на карте? А новогодним ёлочным базарам? Участники склоняются к мнению, что черта проходит где-то между месяцем и двумя — при условии корректного opening_hours, конечно.

http://gis.19327.n8.nabble.com/what-can-be-mapped-temporary-pernament-and-reoccuring-td5917386.html

Но мероприятия мы однозначно не обозначаем на карте. Там должно быть только то, что верифицируемо на местности. То есть, если временное — то только повторяющееся, чтобы можно было прийти и проверить. Иначе можно следить за расписанием ближайшего клуба и картировать выступающие там группы — добавил, два часа подождал, удалил. Фестиваль болельщиков из той же оперы: сейчас его нет, в будущем он не повторится.

Александр в группе правильно пишет: «отлично, пусть там будет ограда, сцена, туалеты, ларьки, а не комьюнити центр с левым name». У нас даже тега нет для событий и мероприятий. Потому что они не имеют физического воплощения. Единственная попытка ввести таковой провалилась семь лет назад:

https://wiki.openstreetmap.org/wiki/Proposed_features/historic_event
источник
2018 June 12
ШТОСМ
Вчера начал наполнять пустые здания в Помории заведениями с помощью mapsme, иногда — автобусными станциями с комментарием, потому что типов в приложении нещадно не хватает. А до этого вместо картографических новостей несколько дней читал статью («лонгрид») в The Cut про бесполых детей.

Многие слышали про детские сады в Швеции без разделения на мальчиков и девочек и про «родитель 1» и «родитель 2», совершенно логичные, но поданные в нашей стране с налётом истерики. А тут оказывается, что в нескольких странах, в США прежде всего, родители смогли получить свидетельство о рождении с прочерком в графе «пол»! И с самого рождения не вгоняют ребёнка в рамки гендера, умело отделяя это понятие от пола. «Вырастет — само определится».

Как отец, я в шоке от того, насколько сильно в нашей культуре отделяют мальчиков от девочек. В самолёте выдали детские задачники, где, помимо прочего, нужно распределить одежду на девочковую и мальчиковую. Дочке приходится объяснять, что платье на мальчике — это нормально, как и рубашка на девочке. Откуда она берёт такие предрассудки — непонятно, но транслируется разделение отовсюду.

И тут выходит статья, в которой пишут, что да, возможно отделить гендер от пола и экранировать ребёнка от этой жуткой трансляции норм. Первая мысль — что, так можно было?! Жаль, нам уже поздно. Статья на этом не останавливается, конечно: там немало критических аргументов («оно» — это тоже в некотором смысле гендер, или что в  нулевых эксперимент показал у матерей подсознательный сексизм: мальчикам они разрешали более опасные игры, чем девочкам). Но эксперимент получается однозначно успешным: дети определяются с гендером к 3-4 годам и в школах помогают определиться другим.

Пока что мне на работе даже не удаётся убедить людей, что разделение туалетов по полу — это прошлый век, но я верю, что описанные в статье продвинутые родители успешно пустят вирус современного отношения к гендеру, сначала просветив своих близких и учителей, а затем по цепочке. Когда-нибудь мы избавимся и от этих стереотипов.

https://www.thecut.com/2018/04/theybies-gender-creative-parenting.html
источник
ШТОСМ
Если ближе к теме канала, сейчас просмотрел картинки в отличной визуальной заметке Дэниэла Хофманна про машинное распознавание домиков, парков и парковок. Даже если не понимаете английский, картинки всё скажут:

https://www.openstreetmap.org/user/daniel-j-h/diary/44145

И главное, что они мне говорят, — компьютер никогда не нарисует контуры полигональных объектов (кроме озёр) так же хорошо, как человек. Не потому, что техника пока не дошла, — она дойдёт. А потому что человек упрощает, основываясь не только на картинке, но и на собственном опыте. Картограф знает, как на местности выглядит автостоянка, и проведёт границу по правильным поребрикам, при этом не обходя выемки от люков. Он сможет отличить парк от леса, а forest — от wood (нет).

А с домиками у компьютера вообще швах: одно дело — определить вероятность, с которой точка на снимке принадлежит зданию, другое — несколькими линиями очертить его контур. Учесть угол снимка и сдвинуть контур, и самое сложное — разделить дом на физические части, игнорируя скаты крыш и трубы, но учитывая этажности и нумерацию. Нарисовать домик для человека — это четыре чёрточки, но формализовать задачу для машины близко к невозможному. Проще заплатить два рубля осмеру.
источник
2018 June 13
ШТОСМ
Облазил весь интернет и не нашёл, зато в ближайшем книжном сразу купил карту Помории с маршрутами городских автобусов. Хочется сделать OpenStreetMap единственной в сети картой с этими маршрутами, но что-то останавливает. И это даже не лицензионный вопрос.

Третий день я ввожу по дюжине заведений на карту с помощью mapsme. Это просто и быстро: успеваю набрать названия и часы работы по пути с детьми на пляж, даже не останавливаясь. А теперь требуется сложная операция: запустить JOSM, скачать карту, отфильтровать, проверить расположение остановок, создать отношения, создать route_master... И так не хочется! Не то, что отношения создавать, — JOSM не хочется запускать, потому что это целый процесс, десять секунд только на загрузку.

Много лет я говорю, что будущее редактирования OSM — за маленькими специализированными мобильными приложениями, а не за комбайнами типа JOSM, iD или Vespucci. Я прямо чувствую, как мог бы на улице быстро набрать остановок в маршрут №3 и идти дальше на пляж, а не вот это всё. Потому что mapsme снизил планку сложности редактирования, и попутно понизил толерантность к сложным интерфейсам. Что раньше казалось само собой разумеющимся, теперь ощущается невообразимо сложным. И это я знаю и проходил, что нужно делать на каждом шаге редактирования маршрута, в отличие от 99% других картографов!

Новые схемы тегирования должны идти не столько от использования и не от языка, а от UX редактора. Лучшим пропозалом будет заготовка приложения, через которое человек вносит эти теги. Что-то подобное мы видели в 2011 году, когда модуль «turnlanes» для JOSM с видеоуроками по нему чуть не продавил схему движения по полосам через отношения. Сделал бы автор приложение — сидели бы сейчас, обвешанные отношениями.
источник
2018 June 15
ШТОСМ
Переслано от Александр Владимиров...
Нашел 2 страницы описывающий одно и тоже.
Кто хорошо разбирается в вике помогите объединить 2 страницы не потеряв содержание каждой страницы они отличаются между собой.
https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Simple_3D_buildings
https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Simple_3D_Buildings
источник
ШТОСМ
Регистр букв в названиях — вечная проблема вики-проектов. Я когда-то полгода писал под именем zverik, хотя был зарегистрирован как Zverik, и потом потерял историю сообщений. В русской википедии вообще вечная административно-техническая проблема с отсутствием страницы для «санкт-петербург».

Конечно, это ни в какое сравнение не идёт с госзакупками, где активистам приходится продираться сквозь замену русских букв латиницей и неожиданными пробелами.
источник
2018 June 19
ШТОСМ
Гарри Вуд поставил изображением недели карты всех двенадцати стадионов ЧМ 2018. В сравнении с яндексом - всё плохо, кроме Фишта и Лужников: http://osmz.ru/stadiums.html
источник
ШТОСМ
Начал писать в канал про причины такого качества отрисовки стадионов, но заметка выросла до уровня блога: http://shtosm.ru/all/gde-chm/
источник
ШТОСМ
Антон @az09_mgn поделился чудесной статьёй про порталы учёта деревьев в разных городах. Стоит ли говорить, что осмеры иногда смотрят на них и руки чешутся.

https://vk.com/@-166653806-karty-derevev
источник
2018 June 21
ШТОСМ
Свежее письмо от MapLab про Waze принесло замечательную мартовскую статью в The Atlantic про влияние навигационных приложений на пробки. Советую посмотреть хотя бы иллюстрации.

https://www.theatlantic.com/technology/archive/2018/03/mapping-apps-and-the-price-of-anarchy/555551/

На интуитивном уровне понятно, что если водители будут следовать указаниям приложений, то после некоторого предела наступит перенасыщение, и пробки не только распространятся на соседние с проспектом улицы, -- они начнут поддерживать сами себя.

Известный феномен обочечников: водители находят лишние полосы движения и затем создают непредусмотренные инфраструктурой сужения дороги, снижая пропускную способность. Когда приложение предлагает повернуть направо, чтобы через километр вернуться на проспект (а то и хуже, на автомагистраль по следущей развязке), -- это то же непредусмотренное сужение.

Кроме того, улицы просто не рассчитаны на большое количество машин, поэтому когда даже приложения перенаправляют на них 20% водителей из-за пробки впереди, есть риск, что встанет не только объездной маршрут из-за светофоров, пешеходов и сложных левых поворотов, но и все прилегающие улицы и, как видно на симуляции в статье, даже неожиданные элементы той же магистрали.

Получается вариант "трагедии общин", когда эгоистичное поведение начинает вредить общему благу. Логично, что жители некоторых городов в Америке жалуются и закрывают транзитный проект. Логично, что проблему надо решать. Непонятно только, как. Водителям не скажешь, чтобы ехали в пробку в ущерб себе.

В статье предлагают выход, и он похож на страхи московских водителей: недостаточно, чтобы яндекс-навигатор вёл в обход пробок. Нужно, чтобы он взял на себя задачу планирования транспортных потоков и иногда вёл водителя более длинным или менее быстрым маршрутом, на благо дорожного движения.

Скорее всего, это навредит приложению, и люди начнут переключаться на другие, не такие умные. Получается, важно создать единую систему регулирования заторов и навязать её всем популярным приложениям. Но пока что мы далеки даже от единой базы пробок -- так что решения проблеме, кроме как закрывать отдельные улицы для проезда, не видно.
источник
2018 June 22
ШТОСМ
В твитере сейчас все восторгаются находчивостью Дорофея @Komzpa, который предложил в рассылке postgis-users необычный способ разделить полигон на примерно равные части: засыпать его тысячей случайных точек, собрать их в нужное количество кластеров, найти центр у каждого и построить по центрам диаграмму Вороного, которую обрезать по исходному полигону. Этот алгоритм так впечатлил Пола Рамси, одного из авторов PostGIS, что тот начал писать статью в свой блог и делится картинкой:

https://twitter.com/pwramsey/status/1009871600810803205

Одновременно на хабре igor720 опубликовал статью про разбиение поверхности вымышленной планеты на нерегулярные тайлы примерно одинакового размера. Та же тема, тоже PostGIS и похожий, но другой подход: океаны он разрезает полигонами Вороного, а полигоны на суше (которые станут административными границами вымышленных государств) дополнительно обрезает по рекам. Увлекательное чтение, наглядные картинки и опубликованный исходный код запросов. Все молодцы.

https://habr.com/post/414699/
источник
ШТОСМ
А, ну и да: статья, которую все сегодня ретвитят. Егор Смирнов, известный работой над Ant Road Planner (см. запись Сх13), взялся строить пешеходные маршруты с учётом достопримечательностей. Взял OSM, GraphHopper и последовательно решал многочисленные проблемы данных и геометрические задачи. Получилось увлекательно, местами полезно (особенно про зоны видимости и промежуточные достопримечательности), но самое главное — автор дал ссылку на сайт, где можно подобрать маршрут для себя. Жаль, что исходников никаких.

Статья: https://habr.com/post/414433/
Сайт с маршрутами: https://sightsafari.city/
Группа в вк для новостей и предложений: https://vk.com/public168028574
источник
2018 June 26
ШТОСМ
Главный спор этой недели — тегирование градирен, таких огромных труб у ТЭЦ. Их можно обозначит как man_made=tower + tower:type=cooling, либо как man_made=cooling_tower. Оба варианта используются примерно одинаково, но дёрнуло кого-то спросить, какой из них выбрать для отображения на основном стиле OSM. И треснул мир напополам, всем внезапно стало дело до этого тега. Обсуждение на гитхабе дымится, в вики война правок (только за англоязычную страницу, на остальных написано, что правильно — tower:type), на карте гонка массовых замен и откатов.

Бывает такое в OSM, что одно и то же можно обозначать по-разному. building=entrance и entrance=*, natural=wood и landuse=forest, office=notary и lawer=notary, footway=sidewalk и sidewalk=*, railway=station и public_transport=station, website и contact:website. Каждый случай вызывает шумные споры, непримиримых сторонников обеих схем, войны правок. Я и сам участвовал в некоторых из них, писал патетичные посты в штосм. Хочется сказать, что уже вырос из таких споров, но нет — наступит день, и я с вилами пойду на баррикады защищать очередной какой-нибудь highway=bus_stop.

На нашем форуме спорят немного о другом: вот есть «Макдональдс», а есть «МакАвто». Одно это заведение или два? Является ли МакАвто просто свойством мака: drive_through=yes/no? Одна сторона настаивает, что это отдельные заведения с отдельным входом, часами работы, брендом. Другая считает, что раз там и там одна кухня, то это одно заведение. А что ни один навигатор в мире не поддерживает флаг drive_through и не найдёт «МакАвто», когда нет точки с таким названием, — это проблемы навигаторов.

Можно удалить лишнее заведение и добавить проблем пользователям карты. Можно оставить как есть, и никому не станет хуже, кроме спорщиков. Можно перетегировать тысячу cooling_tower и не морочить пользователям голову разными man_made. Можно оставить как есть и потребовать у всех рендереров и редакторов знать и отображать оба тега. Ничего из этого не повляет на мир, только на чувства картографов. OpenStreetMap — не про адекватное отображение окружающего мира. Он про сообщество. Он про чувства.
источник
2018 June 27
ШТОСМ
Проект «дворулицы» красивый и утопичный. В нём не хватает, пожалуй, только межквартальных пешеходных магистралей к объектам притяжения — станциям метро и торговым центрам. У проекта есть шанс только при инициативе сверху, всеобъемлющей, перманентной и жёсткой, потому что низовые поползновения разрушают сами же жители. Можно лишь посмотреть на карту от «урбики» и помечтать.

Заодно заметить, что эти жёлтые линии — отличные наброски для веломаршрутов в обход улиц. Объединить бы их в сеть, приклеить тихие улицы, выделить коридоры, опубликовать карту. То есть, примерно то, что делают ведущие «пин-микса» в Петербурге, когда придумывают очередной хитрый маршрут.

http://dvorulitsa.moscow
источник
2018 June 28
ШТОСМ
Три недели листал все доклады «схемотехники» и наполнял каталог, сейчас, наконец, опубликовал. Стало круто, выступайте на будущих конференциях и становитесь частью библиотеки (не такой, как в «докторе кто»).

https://t.me/schemotechnika/42

Для интерфейса попробовал Vue.js, и он оказался чудесен. Никаких сложных парадигм, которые отличают современные js-библиотеки, но вместе с тем не нужно думать о состоянии модели страницы и вручную жонглировать событиями. Vue простой как два рубля, весит меньше jQuery и непонятно, как мы жили без него. Достаточно популярный, чтобы гуглились все вопросы. Очень советую.
Telegram
Схемотехника
На главной странице сайта «схемотехники» долгое время выводили список всех встреч серии со ссылками на плейлисты ютуба. Это было неудобно: в заголовках видеозаписей нет темы доклада, а открывать страницы встреч стало лениво примерно через полгода после начала.

Последние три недели я наполнял базу данных по докладам, и сегодня рад представить новую страницу сайта: каталог и поиск. Пролистав каждый из 81 доклада, я собрал все ссылки, всех авторов и досыпал ключевых слов. Теперь несложно найти, где вы слышали про нечёткое тегирование, лолкота или пятёрочки. Авторы могут сослаться на все свои выступления, а разработчики — найти все материалы по векторным тайлам.

http://schemo.ru/talks/

Строка поиска также заменила список конференций на главной странице, так что не обязательно запоминать адрес этой. База доступна в виде json, в котором есть много неиспользуемой информации: координаты площадок, переводы на английский, сайты докладчиков. Отдельно указаны длительности выступления и видеозаписи, включающей вопросы.…
источник
2018 July 05
ШТОСМ
В Евросоюзе сейчас идёт большая кампания в защиту Интернета от статьи 13 в защиту копирайта [1]. 20 июня профильный комитет Европарламент проголосовал 15 против 10 за принятие этой статьи и если сегодня 5 июля Европарламент проголосует за, то практически все онлайн платформы работающие с европейскими потребителями будут обязаны фильтровать контент загружаемый пользователями на предмет нарушения владельцев прав на интеллектуальную собственность.

У свободы много граней и свободный обмен знаниями - одна из важнейших. На мой взгляд запреты копирайта даже хуже политической цензуры. Но в современном мире у нас мало возможностей в выборе между разными видами свободы, наш выбор сводится к разным формам несвободы.

Ссылки:
[1] https://saveyourinternet.eu/

#saveyourinternet
источник
2018 July 06
ШТОСМ
Для последней заметки в штосм искал пример осуждения импортов и прочитал тему про пробный импорт части домиков из 125-миллионной базы от Bing. И боже, эта тема изменила мои представления о крупных импортах.

Ничего странного в том, что рассылка imports@ населена самыми громкими противниками любых импортов. Их аргументы иногда смешны, но мы им верим, потому что на поверхности они логичны: данные плохи — и местные мапперы злятся и идут картировать другие места.

Оказалось, нет. Одно исследование показало, что да, импорты вредят. А если вчитаться — то оказалось, что, во-первых, это не мапперы разочаровались, а просто они на зиму разъезжаются по домам. А во-вторых, хотя трогать импортированные дороги и адреса стали меньше, значительно увеличился приток второстепенных объектов: POI и подобного.

Картограф из Южной Каролины заметил, что много лет назад какой-то нерадивый маппер плохо обклацал семь тысяч домиков. Сломал ли он этим сообщество? Да нет, сообщество растёт, люди клацают другие домики и рисуют другие объекты. Правда, те домики ещё ждут неравнодушного чинильщика.

Наконец, Кевин Кенни заметил, что есть минимум одно исследование, которое показало, что места, где качество импорта TIGER было высоким, оказались со временем хуже закартированы, чем те, где импорт был плох.

Впрочем, то, что после анонса каждого импорта снова и снова начинается обсуждение, хороши ли импорты в целом, — это мрак. На этот раз один из них потребовал рецензированную академическую публикацию, подтверждающую высокое качество базы от Bing. В прекрасном OSM будущего всех этих людей выведут из рассылки.
источник
ШТОСМ
Когда я вижу такую гифку с распознанными домиками, мне хочется съязвить насчёт обычных посёлков с деревьями и склонами. Но потом я вспоминаю анекдот про сибирских лесорубов и японскую бензопилу.
источник
2018 July 08
ШТОСМ
Мы с Polyglot, ментором плагина public_transport для JOSM, не любим PTv2. Потому что она, помимо долгожданного порядка в отношениях маршрутов, сломала нам картирование остановок. В марте я даже писал пропозал для отмены этих изменений:

https://wiki.openstreetmap.org/wiki/Proposed_features/Drop_stop_positions_and_platforms

Сейчас читаю тему в рассылке tagging@ про рендеринг public_transport=platform, и там очень много смешного — как раз из-за этой проблемы PTv2. Например, знаете ли вы, что вышеупомянутый тег включает в себя highway=bus_stop и highway=platform? То есть, разделить их нельзя в рамках новой схемы. Но и нечасто приходится.

Или что у платформы нельзя указать вид транспорта, который останавливается. Только у stop_position. bus_stop или tram_stop или railway=platform — эти различия стираются. Одна из причин — что платформы являются частью роутингового графа, а bus=yes и прочие — это подтип тега access, разрешающие проезд, в данном случае, автобуса по платформе. Это нежелательно, такие случаи попадают в новости.

Наконец, рисовать stop_position — это вообще победа роботов. В общем случае достаточно спроецировать точку на линию дороги. Напомню, в отношениях маршрутов дороги обязательны, остановки — нет. Более того, в отношения обязательно добавлять и platform, и stop_position, от чего с уверенностью редактировать их можно только после сдачи экзамена (теоретического и по городу).

Всё это повлияет и на рендеринг, которому для корректного отображения понадобится не только получать дополнительные теги, но и проводить геометрические операции. Схема настолько сложна, что большинство из пяти людей, понимающих эту схему, вернулись к highway=bus_stop и удаляют лишние теги public_transport.
источник