Свежее письмо от MapLab про Waze принесло замечательную мартовскую статью в The Atlantic про влияние навигационных приложений на пробки. Советую посмотреть хотя бы иллюстрации.
https://www.theatlantic.com/technology/archive/2018/03/mapping-apps-and-the-price-of-anarchy/555551/На интуитивном уровне понятно, что если водители будут следовать указаниям приложений, то после некоторого предела наступит перенасыщение, и пробки не только распространятся на соседние с проспектом улицы, -- они начнут поддерживать сами себя.
Известный феномен обочечников: водители находят лишние полосы движения и затем создают непредусмотренные инфраструктурой сужения дороги, снижая пропускную способность. Когда приложение предлагает повернуть направо, чтобы через километр вернуться на проспект (а то и хуже, на автомагистраль по следущей развязке), -- это то же непредусмотренное сужение.
Кроме того, улицы просто не рассчитаны на большое количество машин, поэтому когда даже приложения перенаправляют на них 20% водителей из-за пробки впереди, есть риск, что встанет не только объездной маршрут из-за светофоров, пешеходов и сложных левых поворотов, но и все прилегающие улицы и, как видно на симуляции в статье, даже неожиданные элементы той же магистрали.
Получается вариант "трагедии общин", когда эгоистичное поведение начинает вредить общему благу. Логично, что жители некоторых городов в Америке жалуются и закрывают транзитный проект. Логично, что проблему надо решать. Непонятно только, как. Водителям не скажешь, чтобы ехали в пробку в ущерб себе.
В статье предлагают выход, и он похож на страхи московских водителей: недостаточно, чтобы яндекс-навигатор вёл в обход пробок. Нужно, чтобы он взял на себя задачу планирования транспортных потоков и иногда вёл водителя более длинным или менее быстрым маршрутом, на благо дорожного движения.
Скорее всего, это навредит приложению, и люди начнут переключаться на другие, не такие умные. Получается, важно создать единую систему регулирования заторов и навязать её всем популярным приложениям. Но пока что мы далеки даже от единой базы пробок -- так что решения проблеме, кроме как закрывать отдельные улицы для проезда, не видно.