Size: a a a

2018 July 08
ШТОСМ
Пол Аллен и тут упомянул свой «самый сложный маршрут»: https://osm.org/relation/7620346. Обращу внимание на дороги в роли hail_and_ride: отрезки маршрута, где можно сесть и слезть в любой точке.
источник
2018 July 09
ШТОСМ
Весной я читал отличный, в чём-то поэтичный рассказ Джуно Диаза в «Нью-Йоркере» о детской травме и как она испортила все его отношения с людьми во взрослом возрасте. Рассказ, полный боли и сожаления о причинённом вреде. Очень личный, и этим очень трогающий.

https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/16/the-silence-the-legacy-of-childhood-trauma

Сегодня я дочитал другую статью в Slate — про то, как более-менее популярные мужчины заменяют личные извинения публичным раскаянием и считают, что этого достаточно. «Я сожалею, что это было, осознал свою вину и теперь я преображённый человек, который не допустит повторения ошибок» — ну ок, пустота тебя услышала; а с жертвами своих действий ты поговорил, они тебя простили?

Статья начинается с Дональда Трампа и Билла Клинтона, которые простили себя сами, но быстро переходит к рассказу Диаза. В нём обнаруживаются зияющие дыры на тех местах, где должны быть личности его бывших подруг. Будучи мастером слова, он замаскировал их, но после #MeToo оказалось, что голос есть и у жертв, которые, в случае Диаза, тоже оказались хорошими писательницами. Они заполнили пропуски в своих ответах и оказалось, что рассказ глубже, чем кажется. Он не только от лица жертвы, которой нельзя не сочувствовать, но и от лица постоянного, серийного абьюзера, который извиняет сам себя и считает женщин не более чем фоном для своих переживаний.

https://slate.com/culture/2018/06/junot-diaz-allegations-and-the-male-self-pardon.html

Обе заметки длинные, но помогают переформатировать картину мира. Мы продолжим трансляцию картографических размышлений, когда вы их прочитаете.
источник
2018 July 11
ШТОСМ
Переслано от Alexander Istomin
По встречам. Наиболее регулярные делает Илья Зверев @ilyazver в Москве. Называются Схемотехника. http://schemo.ru https://t.me/schemotechnika
Также Илья пишет в ШТОСМ (но чаще в ШТОСМ никто не пишет): https://t.me/shtosm https://twitter.com/shtosm http://shtosm.ru
Иногда в Питере получается делать встречи у Сергея Голубева @openstreetmapper. Сергей так же ведёт блог Ночного Косильщика (18+) про карты, полевые экспедиции и всё на свете в характерной манере: https://t.me/geokefir http://xn--80afd3balrxz7a.xn--p1ai/.
Где-то на востоке страны (Челябинск?) ведёт конференции на тему карт и открытых данных Тимофей @Sadless74.

В Республике Беларусь есть свои регулярные встречи под эгидой byGIS. Не знаю, кто конкретно их организают, но скорее всего смогут подсказать или в чате @byosm или в чате @bygis или лично Лев @Gardster или Дарафей @Komzpa.

Ещё существует чат про открытые данные https://t.me/opendatarussiachat. У них проходят регулярные встречи по открытым данным http://datasreda.ru В ближайшую среду намечается интересная про московский портал открытых данных https://leader-id.ru/event/9982.

Также есть канал новостей сообщества ruosm https://t.me/ruosm_news. Туда стекаются новости из этого чата и любых других мест на интересную для русскоязычного сообщества тематику.
источник
2018 July 14
ШТОСМ
Обожаю, когда люди спрашивают разрешения на использование данных в OSM:
источник
ШТОСМ
Переслано от Sergey Sinitsyn
Артемий Лебедев разрешает использовать свои фотографии для уточнения карт ОпенСтритМэп https://tema.ru/travel/
источник
2018 July 16
ШТОСМ
Мои дни нынче проходят под знаком общественного транспорта. Как когда-то с метро, начальник сказал: нам в приложении нужны ещё виды транспорта, и времени у тебя в обрез. Кроме этого, я готовлюсь к выступлению про ОТ на миланской конференции. Ну и попутно сочинил пропозал для третьей версии схемы тегирования ОТ — рисую иллюстрации и предвкушаю срачи в рассылке.

Так вот, сейчас читаю схему Oxomoa, которая была де-факто стандартом с 2009 по 2011 год и переходным этапом к PTv2. Она вводит знакомые нам теги public_transport=stop_position, stop_area и довольно популярный тег для обозначения троллейбусных проводов над дорогой, trolley_wire=yes. Кроме того, именно в этой схеме Стефан предложил разделять маршруты на отношения направлений.

Мало кто знает (т.е. мало кто читал эти 33 килобайта до конца), что там также вводятся waterway=ferry_way для паромных линий (ноль использований) и public_transport=entrance как универсальная замена railway=subway_entrance в отрыве от метро. Этих тегов в мире 1700, почти все — в Германии. В других странах используют обычные entrance=yes.

Для отношений направлений пропозал вводит обязательный (!) тег alternate=yes/no для определения основного маршрута. Их на карте около пяти тысяч — хотя у линий метро я не встречал ни разу. Концепция мне непонятна: основного маршрута часто просто нет, только десять равнозначных вариантов.

В том же 2009 году было ещё два заметных пропозала про общественный транспорт: «unified stoparea» первым предложил разделить остановки на точки в дороге, платформы, выходы и объединяющие отношения site=stop_area. И второй — "Stop Area", который взял эту идею и довёл её до абсурда с доп. тегами на этих отношениях типа site=metro_station и authority=*.

Ни один из них, как и сам пропозал Oxomoa, не дошёл до голосования. В 2011 мы приняли другой пропозал, который почти, но не совсем, не похож на то, что писали в 2009 году. Теперь я пытаюсь исправить эту ошибку, сохранив всё хорошее и отринув совместимость с европейскими стандартными моделями, по которым писали пропозалы в 2009.
источник
ШТОСМ
О боже, я переводил схему Oxomoa на русский язык! Но после 30 килобайт не успокоился, а актуализировал схему в главе «Сеть маршрутов», в картинках объяснил отличие маршрутов от направлений в главе «А теперь мы попытаемся...» и описал отличия пропозала 2011 года от схемы 2009 в «Новом предложении».

https://wiki.openstreetmap.org/wiki/RU:Общественный_транспорт_по_схеме_Oxomoa

И там в конце ещё подробное описание работы в (ныне устаревшем) плагине для JOSM. Кто бы сейчас так упарывался по неочевидным моментам в тегировании.

А, ну да, у нас Антон Хорев пишет эпик про картирование POI. Как раз вчера вышла третья глава — и это он ещё не добрался до непосредственно картирования.

https://www.openstreetmap.org/user/Anton%20Khorev/diary
источник
2018 July 17
ШТОСМ
А вот и прямая трансляция (начнём минут через десять): https://www.youtube.com/watch?v=8FVAD4PuNoY
источник
2018 July 20
ШТОСМ
Ура, я его закончил! Если очень повезёт, скоро у нас появится более простая схема тегирования общественного транспорта: https://wiki.openstreetmap.org/wiki/Proposed_features/Public_Transport_v3
источник
2018 July 24
ШТОСМ
15 сентября в Киеве пройдёт конференция Navimotive, ранее называвшаяся Map Solutions. Она одна из моих любимых: в меру небольшая, но профессионально организованная и в отличных городах. В прошлом году благодаря ей узнал, насколько красивый город Львов.

Мне как докладчику она интересна задачей рассказать что-нибудь глубоко техническое, но связанное с осмом. Для людей, которые довольно далеки от картографии. В 2015 году я восторгался алгоритмами сжатия внутри mapsme, а в прошлом году рассказал, откуда и как заполучить данные OSM в удобном формате. Помимо прочего, показал немного магии Overpass Turbo:

https://www.youtube.com/watch?v=MKjzbjzkSKU

На этот раз я вернусь к теме «смотрите, сколько в OpenStreetMap невообразимой но местами полезной хренотени» и расскажу про использование данных для роутинга. Билет стоит около 1200 рублей (1600 с обедом), плюс перелёт и гостиница, если вы не в Украине. Заходите :)

https://www.navimotive.com/
источник
2018 July 26
ШТОСМ
Понял, что ни разу не делал трансляции со State of the Map. Отделывался текстом — что привело к тому, что о японской конференции вам нечего читать. На этот раз воспользуюсь привычным форматом, подписывайтесь:
источник
ШТОСМ
Это вид из моего окна, а мы начинаем трансляцию с миланского State of the Map. Сегодня день лихорадочного клепания слайдов. Пойду пообедаю пиццей.
источник
2018 July 28
ШТОСМ
Кейт в своём открывающем докладе напомнила про заметку Ричарда про то, что нужно OpenStreetMap:

http://blog.systemed.net/post/15

Он пишет, что ответ — векторные тайлы, но перед этим даёт длинное вступление, что OSM — это не карта, это сообщество и это возможности. И это всё так. Но если фиксироваться на тайлах, то нужно понять одну вещь. Создатели стиля OSM Carto обсуждают переход на вектор с апреля. Они воспринимают это как техническую задачу: повторить примерно то же, но на другом стеке. И суть заметки Ричарда — что это неправильно.

Разработчики нашего картостиля фиксируются на качестве, на картографии, на целевой аудитории. Они делают продукт: тайлы, которыми пользуются тысячи сайтов. И этот продукт, будучи представлен на нашем сайте, затмевает настоящий, основной наш продукт: базу геоданных. Это плохо, потому что люди ассоциируют OSM с тайлами и картостилем, а не данными. Они требуют от сайта отображения пробок, линейки, космоснимков. Потому что они считают, что продукт — это сайт, это роутинг на этом сайте, это основной картостиль.

Что нам нужно — это отодвинуть этот стиль на второй план и сделать векторные тайлы. Но не повторять в них уже готовое, потому что получится то же самое: хороший продукт, затмевающий данные. Нужно сделать намеренно плохие тайлы, которые адаптируются к запросам пользователей. Дороги, здания и немного POI по умолчанию, даже не в идеальной расцветке. Но пара кликов — и ты делаешь свою карту детских площадок. Ещё пара кликов — и на карте подсвечены веломаршруты, можно сфотографировать экран и поехать в лес. Карта, которая как пластилин: невзрачный брусочек на первый взгляд, но возьми его в руки — и возможности безграничны.

Это изменение потребует революции в отношении к нашим данным, прежде всего у админов и авторов картостиля. Потребует способности отойти, отдать часть контроля пользователю. Мы делаем это с данными, но пока не умеем отдавать контроль за остальными частями сайта. Пора учиться.
источник
ШТОСМ
По пути в S.1.5 разговорился с парнем в футболке mapsme, которые раздавали на брюссельском сотме. Он пожаловался, что не умеет программировать — а я ему позавидовал. В первый год участия в OpenStreetMap я скрывал, что умею программировать. Я рисовал карту, писал пропозалы, вёл блог — но не трогал код. И это было, наверное, лучшее время в OSM. Потому что как только ты берёшься за код, ты обнаруживаешь, что нужно делать ВСЁ.

При этом с каждым годом я всё меньше картирую (отсюда OSM Streak), меньше ощущаю своё влияние на карту. Это как работа руками против работы в офисе: видеть выкопанную яму или перегруженные мешки приносит немедленное удовлетворение: ты делал работу и видишь её результат. Провёл два часа в JOSM — и сразу видишь на карте отрисованные реки, дороги, здания. Это цепляет, за этим люди приходят в OSM.

А проведёшь неделю в редакторе кода — и получится не пойми что. Карта от твоего кода лучше не стала, новых учебников не появилось, никому лучше не стало. Да, в будущем, когда люди начнут пользоваться твоим кодом, это принесёт пользу OSM, но это отложенная награда, которая не воспринимается таковой. Всё, что ты получишь, — это жалобы на ошибки. Лучше бы мапил.
источник
ШТОСМ
Оооо, на конференции State of the Map (https://t.me/shtosm/97) нереальная круть: давайте пользователям сделаем плохо, чтобы они сами делали себе хорошо. Стиль OSM Carto - это "хороший продукт, затмевающий данные".

Даже фильм про русалок, которые устроились стриптизершами в бар, поскольку поедать туристов на болоте было скучно, на фоне этих заявлений выглядит как образец адекватности и здравого смысла.

Кто-нибудь из присутствующих на месте - плесните в ребят водой, у них верно горячечный бред.
Telegram
ШТОСМ
Кейт в своём открывающем докладе напомнила про заметку Ричарда про то, что нужно OpenStreetMap:

http://blog.systemed.net/post/15

Он пишет, что ответ — векторные тайлы, но перед этим даёт длинное вступление, что OSM — это не карта, это сообщество и это возможности. И это всё так. Но если фиксироваться на тайлах, то нужно понять одну вещь. Создатели стиля OSM Carto обсуждают переход на вектор с апреля. Они воспринимают это как техническую задачу: повторить примерно то же, но на другом стеке. И суть заметки Ричарда — что это неправильно.

Разработчики нашего картостиля фиксируются на качестве, на картографии, на целевой аудитории. Они делают продукт: тайлы, которыми пользуются тысячи сайтов. И этот продукт, будучи представлен на нашем сайте, затмевает настоящий, основной наш продукт: базу геоданных. Это плохо, потому что люди ассоциируют OSM с тайлами и картостилем, а не данными. Они требуют от сайта отображения пробок, линейки, космоснимков. Потому что они считают, что продукт — это сайт, это роутинг на этом…
источник
ШТОСМ
Ну не на самой конференции, а за день до неё в блоге одного из ветеранов OpenStreetMap — а точнее, в моей реакции на него. «Сделать плохо, чтобы потом стало хорошо» — это частая тема обсуждений вокруг OSM. Например, выпилить данные в каком-нибудь регионе, потому что закрашивать белое пятно интереснее, чем поддерживать актуальность данных. Или добавить в JOSM надоедливую плашку про необходимость смещения снимка, которая бесит, когда добавляешь слой OSM Carto.

Стиль OSM Carto — это хороший пользовательский продукт. В отличие от других картостилей на нашем сайте, в отличие от JOSM и в отличие от тулчейна для создания и рендеринга своих карт. Это окно в OSM для почти всех людей. У него масса недочётов, но в сравнении с остальной экосистемой это произведение искусства. И на этом стиле отображено так много объектов, что он начинает заменять базу геоданных в сознании большинства мапперов. Так быть не должно, его нужно подвинуть.

И мне нравится идея песочницы — довольно популярная, если вспомнить редактор стилей Cloudmade, игрушку Mapbox про раскрашивание карты по фотографии и многочисленные тематические карты. Сделать выставку данных на основе векторных тайлов по OSM, чтобы ею было пользоваться просто и весело — это ли не лучшее применение нашим геоданным? А оставлять неидеальный, но почти всеобъемлющий стиль на глагне — пусть к стагнации.

А от воды я бы не отказался, здесь такая жара, что мозги плавятся. Ну это заметно.
источник
ШТОСМ
Ну, пошла жара. Раз такое дело: https://t.me/shtosm/100 то поясню.

1. Мне тоже жаль, но в осм пока не участвует 99% населения Земли. А это значит, что есть две группы людей (на самом деле, намного больше): осмеры, которые карту правят и пользователи, которые подчас не знают, что ее можно править. Создавать трудности осмерам, для того, что-бы сподвигнуть их на улучшение базы (предложение Коста о запрете рендеринга ненумерованных домов) - это путь плохой, но рабочий и допустимый. Создавать трудности для пользователей - путь плохой, нерабочий и недопустимый.

Ни один адекватный человек не будет конструировать карту, когда ему нужно быстренько найти местоположение магазина в деревне "Пырловка". Это не значит, что я против такого конструктора вообще. Я наоборот целиком за. Обеими руками. Но он должен быть не заменой картостилю, а дополнительной фичей.

2. Стиль OSM Carto - чудовищная дрянь. Единственное преимущество этого стиля в том, что он перегружен и пользователь видит объем и разнообразие объектов в базе. Его не нужно подвигать, напротив, лучше сделать его еще нагруженнее и оставить как иллюстрацию к базе геоданных.

Да им пользуются все. Но не от того, что он прекрасен, а потому что альтернатив нет. Сделайте главным стилем OpenTopoMap и люди забудут OSM Carto на следующий день. Поменяйте OpenTopoMap на стиль гуманитарной команды и ситуация повторится.

3. Оставлять все как есть - путь к стагнации, согласен. Компоновщик карт нужен, согласен. Однако, такой компоновщик - условие необходимое, но недостаточное для развития. Нужны разные картостили. Разные - это не те братья близнецы, которые есть сейчас, а например, отдельный картостиль для людей с нарушенным зрением, отдельный для людей, которым интересны внегородские объекты, отдельный картостиль без лишних данных, для тех, кому карта нужна в качестве подложки и др. Не колоссально много, но около десятка разных стилей+озвученный компоновщик. Ну и естественно, отбросить эти мысли о том, что "люди не знают про базу и жалуются, что космоснимков нет".

Правильно жалуются. А то OpenStreetMap - такой исключительный и прекрасный проект, а когда нужна примитивная линейка - приходится Яндекс-карты открывать.

Это я тут писал долго. А в русском народном творчестве ответ на проблемы OSM давно уже сформулировали: "Проще будь - и люди к тебе потянутся".
Telegram
ШТОСМ
Ну не на самой конференции, а за день до неё в блоге одного из ветеранов OpenStreetMap — а точнее, в моей реакции на него. «Сделать плохо, чтобы потом стало хорошо» — это частая тема обсуждений вокруг OSM. Например, выпилить данные в каком-нибудь регионе, потому что закрашивать белое пятно интереснее, чем поддерживать актуальность данных. Или добавить в JOSM надоедливую плашку про необходимость смещения снимка, которая бесит, когда добавляешь слой OSM Carto.

Стиль OSM Carto — это хороший пользовательский продукт. В отличие от других картостилей на нашем сайте, в отличие от JOSM и в отличие от тулчейна для создания и рендеринга своих карт. Это окно в OSM для почти всех людей. У него масса недочётов, но в сравнении с остальной экосистемой это произведение искусства. И на этом стиле отображено так много объектов, что он начинает заменять базу геоданных в сознании большинства мапперов. Так быть не должно, его нужно подвинуть.

И мне нравится идея песочницы — довольно популярная, если вспомнить редактор стилей Cloudmade…
источник
ШТОСМ
Мы сейчас обсуждаем сайт openstreetmap.org. Я пытаюсь донести неновую мысль, что пользователям не-осмерам OSM не нужен, и даже знать про OSM не обязательно. Они могут пользоваться другими замечательными сайтами, которые в сто раз удобнее и с более вменяемыми картостилями. И с линейкой. Например:

* http://maps.sputnik.ru/
* https://maps.mapcat.com/
* https://www.freemap.sk/
* приложение maps.me

Если человек зашёл на сайт OSM, он не за функциями зашёл и не за тайлами, а узнать про проект OpenStreetMap. Если мы пилим из сайта пользовательский инструмент, то непонятно, почему Том закрывает все тикеты про улучшение интерфейса, включая роутинг и линейку. Сайт OSM — не один в ряду удобных сервисов для пользователя, а, прежде всего, инструмент для осмеров и демонстрация возможностей OSM. И в этом качестве он чудовищен. Ценой относительного удобства для пользователей — от чего получается ни нашим, ни вашим.

Поэтому отправляем адекватных людей на адекватные сайты, построенные на данных OpenStreetMap, а на нашем начинаем творить панк и израиль. Как только OSM Carto уходит на второй план (не нужно его удалять, просто подвинуть с глаз долой), а на сайте OSM появляется компоновщик, как люди понимают, что всё это время они были в плену единственно правильного курса, а тут, оказывается, есть варианты!

Немного допилить компоновщик, чтобы можно было не только создавать, но и выгружать — и у нас получилась база для сотни новых картостилей. Далее, добавляем стилетеку, библиотеку стилей, — и у нас появляются и стили со 100% POI, и удобные фоновые стили, и тематические стили для тех, кому приспичило в табачный магазин или туалет, и всратые стили для ценителей современного искусства. И всё это только потому, что OSM перестанет строить из себя яндекс-карты, а займётся продвижением именно своих данных. Проще пусть будут сайты типа MapCat, не царское это дело.
источник
ШТОСМ
Ну, с такой позицией (https://t.me/shtosm/102) принципиально я согласен. Но тут как в анекдоте: либо крестик снимите, либо трусы наденьте. Если osm.org, это не для рядового пользователя, то для чего там компоновщик? Кто им пользоваться будет? Лучше уж тогда какой-нибудь http://osmlab.github.io/show-me-the-way/ запилить с донесением мысли о том, что правка - это внеземное удовольствие и общественная польза.

А то, получается, вместо того, что-бы сподвигнуть людей к правке данных, мы предлагаем им развлекаться раскрашиванием готовых данных под себя. С точки зрения редактора - плохо. С точки зрения пользователя - плохо (мы ведь его уже послали на "адекватные сайты").

А вообще-то, если уж начинать, то со статистики. Где там инфа: откуда, зачем, кто, на сколько, как заходит и что делает на сайте osm.org? /*сарказм*/
Telegram
ШТОСМ
Мы сейчас обсуждаем сайт openstreetmap.org. Я пытаюсь донести неновую мысль, что пользователям не-осмерам OSM не нужен, и даже знать про OSM не обязательно. Они могут пользоваться другими замечательными сайтами, которые в сто раз удобнее и с более вменяемыми картостилями. И с линейкой. Например:

* http://maps.sputnik.ru/
* https://maps.mapcat.com/
* https://www.freemap.sk/
* приложение maps.me

Если человек зашёл на сайт OSM, он не за функциями зашёл и не за тайлами, а узнать про проект OpenStreetMap. Если мы пилим из сайта пользовательский инструмент, то непонятно, почему Том закрывает все тикеты про улучшение интерфейса, включая роутинг и линейку. Сайт OSM — не один в ряду удобных сервисов для пользователя, а, прежде всего, инструмент для осмеров и демонстрация возможностей OSM. И в этом качестве он чудовищен. Ценой относительного удобства для пользователей — от чего получается ни нашим, ни вашим.

Поэтому отправляем адекватных людей на адекватные сайты, построенные на данных OpenStreetMap, а на нашем начинаем…
источник
ШТОСМ
источник