Size: a a a

2019 May 03
ШТОСМ
Обсуждение Vision SDK в курилке принесло неожиданную мысль: да, проект в нынешнем состоянии не нужен, но он закладывает основу для более безопасного вождения в будущем. Это офигенная альтернативная ветка развития, вместо ничего не решающих для обывателя самоходных машин.

http://shtosm.ru/all/vision-of-a-future/
источник
2019 May 14
ШТОСМ
Вчера закончили ранжировать доклады на State of the Map 2019, и теперь пытаемся их отбирать. Заметил, что все доклады можно разбить на три категории:

* «Патчим KDE под FreeBSD»: приложения, настройка сервера, мониторинг и валидация, всё такое техническое, что лучше бы представить в виде документации или страницы на вики. Часто люди в этой категории делают один и тот же доклад много лет.

* «Как здорово, что все мы собрались»: про состав сообщества, общение с новичками, мероприятия и проблемы взаимодействия. Моя любимая категория: каждый раз что-то новое и про людей.

* «Обклацывание домиков спасает ЖИЗНИ!»: похожие друг на друга окологуманитарные доклады про то, как одни рисуют домики, а другие строят по ним аналитику. Никому не нравятся, поэтому выделены в отдельную конференцию HOT Summit.

Я всегда отправляю по докладу первой и второй категории. Потому что не всегда можно угадать, какую предпочитают отборщики в нынешнем году. Хотя обычно расклад такой: европейцы чаще выбирают первое, американцы и азиаты — второе.

Причём, доклады первой и третьей категории можно сделать интересными — к сожалению, мало у кого на это хватает мастерства. Доставка гуманитарной помощи по карте — это же круто, целый набор приключений, где всё идёт не так. А каждая новая программа вырастает из идеи, путь которой — тоже удивительное приключение, с провалами теорий и преодолением десятков барьеров, возведённых сообществом. Главное — найти историю внутри своей работы. Сухие отчёты для текстов, на конференциях люди ждут эмоций.
источник
2019 May 15
ШТОСМ
Продолжаю обдумывать квантификацию правок: как разбить правки на независимые кусочки, с которыми потом можно работать. Откатывать, например, или просто описать словами. Как в mapsme было с точками и визуализировалось в mmwatch. Должен сказать, это непросто.

Например, нарисовал пользователь улицу, присоединив к другим. Сначала на сервер отправляются опорные точки, и мы видим: человек создал много точек без тегов. Окей, затем мы видим: человек создал линию по этим точкам. Это отдельное событие, формально независимое от прошлого. «Создал пустые точки» + «создал линию» = «нарисовал новую улицу», про точки здесь воображаемому наблюдателю рассказывать нельзя.

А теперь допустим, что он эту линию удалил. Если просто линию как объект, то останутся пустые точки, и об этом обязательно нужно сообщать: «удалил линию, оставив пустые опорные точки». Даже если одна точка осталась, это всё равно важное замечание. А если удалил линию с опорными пустыми точками, то удаление точек становится частью удаления линии и про них знать не нужно.

Это совершенно базовые события, которые происходят в OSM каждую секунду. А есть и более сложные связи: например, мультиполигоны. Создание сотен объектов — точек, линий по ним и другим точкам, отношения с тегами, причём, возможно, в разных пакетах правок — нужно как-то объединить в одно событие: «нарисовала лес».

Люблю OpenStreetMap за красивые нетривиальные задачи, которые в других системах с разумными моделями геоданных вообще не всплывают.
источник
ШТОСМ
По поводу схемы переименованных станций метро от Яндекса: это точно не схема самых популярных достопримечательностей. Иначе на кольцевой линии были бы названия вокзалов. И не схема самых популярных заведений, иначе там были бы сплошные торговые центры и кафе (они есть, но не так много). Наконец, это не названия, которые ассоциируются со станциями: «Сокол» — это совсем не «Стадиум», а у «Пушкинской» кинотеатр заметнее «Известий».

Разгадка кроется в официальном пояснении к схеме: «Мы взяли все запросы к приложению Яндекс.Карты и нашли среди них те, которые задавали в радиусе 100 метров от вестибюлей метро». Это объекты, которые пользователи ищут. Зачем ищут? Потому что их расположение неочевидно.

Эта схема — список популярных заведений, которые хрен найдёшь без карты. Даже я многие объекты с этой схемы находил либо случайно, либо через поиск. Иначе никак: указателей нет, глазами тоже не заметишь. Хотелось бы, чтобы результаты этого исследования превратились в столбы-указатели на местности, и нужда в приложении Яндекс.Карты отпала.

Ссылки не даю, потому что вы её уже видели. А если нет — вот список каналов про карты, на которые давно пора подписаться: https://t.me/shtosm/50
источник
2019 May 16
ШТОСМ
Автор канала addmeto, как и все айтишники, оптимистично считает, что автономные машины избавят от пробок. Однако нет, этого не произойдёт. Причина пробок - число машин на дороге, а уменьшаются пробки от снижения пробега машин.

Когда такси было мало, а автотранспорт в основном был личным или служебным, главным ограничением пробега была парковка и личное время, которое на пробки тратить никому не хочется. Эти факторы не давали машинам ездить много.

Службы такси, которые резко увеличили доступность этого вида транспорта, сняли эти ограничения: нет проблем не только с парковкой, но и со стоянием в пробке. Оно является нормальным, даже оплачивается. (Более того, агрегаторы при помощи повышенного тарифа как раз в часы пик привлекают в пробки ещё больше водителей.)

Но с автономными машинами будет снято ещё одно ограничение - количества людей, готовых сидеть за рулём. С их введением пробки скорее станут постоянными круглые сутки.

Это в общем-то интуитивно понятное простое правило в транспорте: чтобы расшить узкое место, нужно улучшать не само это место, а альтернативные виды поездок.
источник
2019 May 17
ШТОСМ
Переслано от Ig Ki
источник
ШТОСМ
Ага, а пропаганда безопасности дорожного движения — заговор производителей шлемов и ремней. Знание о том, что одна седьмая людей невосприимчивы к части штаммов ВИЧ, приведёт только к тому, что совсем другая одна седьмая людей перестанут предохраняться при контактах с новыми людьми с неизвестным статусом. Альтернатива презервативам есть — это вдвоём сходить и протестироваться. Но презервативы проще.

Со всем остальным, включая разницу между терминами, статистику и вывод, я согласен. https://t.me/geokefir/741

(раз это картографический блог, вот релевантные карты: https://t.me/mapsanddata/379 и следующая за ней)
Telegram
Ночной косильщик
​Презервативная пропаганда

Я бездоказательно уверен, что антиспидовая агитация — глобальный заговор презервативных компаний. Считайте это паранойей, но иного объяснения у меня нет: все стены в жутких плакатах с каплями крови и тоскливым женским лицом. «Берегись СПИДа!». «Помни о профилактике ВИЧ!» — ужас не покидает даже алкоголика с пуританскими взглядами.

Цель таких плакатов не в информировании людей, а в нагонке страха для увеличения прибыли «Дюрекса». Поэтому все боятся СПИДа и ВИЧ, но мало кто знает, чем первое отличается от второго. Хотя, казалось бы, что сложного? Если сравнить с гриппом, то СПИД — это температура и кашель, а ВИЧ — это ортомиксовирусы, которые привели к заболеванию. Бойтесь ВИЧ и СПИД — это тоже самое, что бойтесь гриппа и вирусов гриппа. Причина и следствие намешаны в кучу, поскольку два непонятных ужаса пугают сильнее одного понятного.

Вам обязательно расскажут, что в России каждый сотый человек носитель вируса, что Россия на третьем месте по числу новых случаев заражения (впереди…
источник
2019 May 18
ШТОСМ
Маршрут на каждый день года, чтобы вокруг были стабильные 20°C. Для тех, кому 25 жарко, а 15 — холодно, типа меня. Обожаю такую картографию: все данные на поверхности, но никто до сих пор не связывал. В процессе появляются новые смыслы: это же ещё и повод скатать на Аляску, откуда автор родом.
https://www.citylab.com/environment/2015/10/a-13235-mile-road-trip-for-70-degree-weather-every-day/411406/
источник
2019 May 19
ШТОСМ
«Я предлагаю эту тему продолжить в одном из следующих подкастов, уже хорошенько обдумав» — завершили мы прошлый разговор про сообщества. Обдумали — и обсудили всё: от самого термина до пользы сообществ и их влияния. Новый выпуск «Картопокалипсиса»!

https://mapokalypse.podster.fm/5
источник
ШТОСМ
Фёдор Шкуров из центра геодезии и картографии рассказывает о круглом столе, где обсуждали перспективы аналоговых и бумажных карт в цифровую эпоху. «Всего это менее 5% рынка, узкие применения, где есть востребованность потребителем именно бумаги/пластика прежде всего исходя из эргономики, надежности и невозможности использования цифры».

https://www.facebook.com/feodor.shkurov/posts/1281077182059248

В середине он упоминает важный термин «fit to purpose». Он наводит на мысль, зачем нужны печатные карты. Да, атласы сейчас редко нужны. Бумажные карты на стену покупают только совсем гики вроде меня. Нормальным людям достаточно «яндекс-карт» или mapsme в телефоне. Но так ли?

Вопрос в том, что такое карта. Сейчас это не распечатка части территории в определённых стиле и проекции. Как и автомобиль уже далеко не всегда самодвижущаяся повозка. Указатель в метро — это карта. Да, крайне специализированная и не показывающая никакой информации, кроме направления. Но картам не нужно быть полными. Но и у стендов с картами окрестностей в метро аудитория больше, чем у самых популярных картографических приложений. Люди каждый день смотрят на карты, они пользуются печатными картами, в то время как люди в костюмах за деревянным столом обсуждают, как печатные карты умерли и не пора ли продавать геоданные.

Мне крайне не хватает карт в городе. У меня есть приложение, но я не хочу его доставать, и оно даёт мне ноль локальной информации. Печатные карты перестали быть индивидуальным продуктом, потому что индивидуальных продуктов нынче осталось два: телефон и зубная щётка. Но печатных карт как массовой локальной информации слишком мало, их приходится искать по карте карт в телефоне. Что за деревья в дендропарке у меня за окном и какие виды я могу найти, если пойду по тропинке вдоль? Куда я доеду на автобусах из своего района? Где три часа погулять с детьми? На такие вопросы не отвечают как ваши атласы, так и карты в телефоне. Самых нужных печатных карт никто не делает.

Картография никогда не была «чистой» профессией: для неё нужно знать слишком много, иметь понимание смежных профессий: политики, художества, истории, дизайна, статистики. Эти люди сетуют, что карты, производимые по лекалам середины прошлого века, нынче никому не нужны. Ещё бы. Задействуйте новых людей: тех, кто разбирается в инфографике и пользовательских сценариях. Кто может почувствовать и посчитать нужды обычных людей. Кто нарисует карту не как кусок территории, а как ответ на невысказанные вопросы тысяч людей. Такие люди покажут вам, кому нужны печатные карты.

Есть ли в этом коммерческий смысл — это уже другой вопрос. Но если зарабатывать удаётся таким открытым компаниям как Mapillary, Mapbox, «Урбика», NextGIS, то и мастерство картографов, которые умеют не только цвет линии подобрать, но и адаптировать всю карту целиком под точечные потребности, явно пригодится не только для улучшения жизни жителей и приезжих в городе.
источник
2019 May 21
ШТОСМ
В клубе НЯК снова весело: участники заметили, что данные справочника затирают их собранные вручную POI. Ну а что делать, когда участвуешь в проекте с «вертикалью», где авторитетное важнее реального. Для тех, кто не понимает, это «мелкий вредитель», а для модераторов и сотрудников — сила, с которой приходится считаться.

https://yandex.ru/blog/narod-karta/melkiy-vreditel-agent-cpravochnik
источник
2019 May 23
ШТОСМ
Mapbox начал продавать траффик-данные отдельно от своих продуктов. Массивы данных поставляются в OpenLR-кодировке, что делает их совместимыми с HERE/TomTom и прочими.

Подобные данные могут быть интересны не только частным компаниям и государственным огранам, но также аналитикам и университетам.

https://blog.mapbox.com/traffic-data-supports-here-and-tomtom-with-real-time-and-historic-data-using-openlr-f6af26081a04
источник
ШТОСМ
На главный вопрос — «сколько стоит?» — в Mapbox отвечают, что подпишитесь на наш энтерпрайз-план и заполните форму доступа. Интересны-то данные по пробкам всем, а лишние тысячи долларов лежат не у каждого.

В остальном всё выглядит очень хорошо. Шесть стран первого мира (без России и ЕС), открытый формат, матчится не только с проприетарными данными, но и с OpenStreetMap. Нет ответа только на вопрос «откуда дровишки». Потому что если этот ответ написать, то люди обратятся в компанию-поставщика и получат те же данные дешевле или вообще бесплатно, пусть и в менее удобном формате.
источник
2019 May 27
ШТОСМ
Переслано от fr1
источник
2019 May 28
ШТОСМ
Давайте будем честными, если бы Минэкономразвития и Росреестр, всерьёз хотели бы бороться с источниками "недостоверной информации" из ЕГРН, то они бы запрещали не публикацию данных, а защищали бы права потребителей этой информации и устанавливали бы ответственность только именно за факты _недостоверности_, а не факты _публикации данных_.

Последний их законопроект с поправками в кодекс
административных нарушений [1], о котором пишут Ведомости [2]

Истории про "спекулятивный рынок" - это, извините, но про уничтожение рынка. Никто не будет делать бизнес на открытых данных и данных государства, когда ключевые владельцы данных гос-ва ведут себя так что рынок разрушают. Данные Росреестра нужны:
- гражданам - во всех сделках с недвижимостью
- риэлторам, нотариусам - в повседневной работе
- местным и региональным властям в стратегическом планировании
- строителям, проектировщикам и многим другим.

Это одни из тех данных доступность которых нормальна и важна для естественной работы слишком большого числа участников экономических отношений.

Они, в принципе, должны быть открыты настолько насколько возможно, а тарифы на предоставление финальных выписок должны быть эффективными, а не запретительными. Передача выписки из ЕГРН третьим лицам - это, также, часть работы с ними, они подтверждают владение имущества как раз перед третьими лицами.

А вот борьба общественными расследователями законодательным образом бессмысленна. Она лишь приведёт к ещё большему перетоку публикаций компромата и расследований в анонимные источники вроде телеграм каналов.

Ссылки:
[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=88067
[2] https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2019/05/28/802602-minekonomrazvitiya-zapretit

#data
источник
ШТОСМ
Начался Google Summer of Code 2019, от OpenStreetMap в нём участвуют пятеро студентов, а интересная разработка только одна. Виша́л из Индии за три месяца сделает модуль для JOSM, который автоматически распознает все домики на спутниковом снимке. Об этом он расскажет в своём блоге:

https://medium.com/@bbloggsbott/google-summer-of-code-autobound-863860006fc0

Я очень скептически отношусь к автораспознаванию объектов для карты, но модуль в JOSM — кажется, лучший из вариантов. Когда-то у нас был scanaerial для автоматизации обклацывания озёр и лесов, но его сложно использовать: страница по настройке в вики слишком длинна даже для меня. Поэтому не так часто можно найти на карте огромные пятна мультиполигонов из этого модуля.

Новый модуль «AutoBound» будет состоять всего из двух частей: для работы нужно будет запустить дополнительную программу на python. И это всё: никакой правки конфигов, никаких сложных зависимостей. Модуль отправляет кусок загруженного снимка серверу и получает распознанные домики. А дальше уже пользователь сам убеждается, что качество распознавания ниже плинтуса, удаляет новый слой и обклацывает домики самостоятельно.
источник
2019 May 30
ШТОСМ
Хорошее интервью — это когда его персонаж понимает что-то новое в процессе, а другим интересно читать результат. К сожалению, в технической среде хороших интервью мало: журналисты читают новость «А сделал Х» и спрашивают совершенно очевидное: что такое Х и как А его сделал. Та статья на dev by, например, меня немного разочаровала отсутствием редакторской обработки.

Валерий опубликовал интервью со мной и очень меня удивил: из традиционно сумбурной манеры изложения (когда мысли роятся и выскакивают без особого порядка) он сделал связный текст, сохранивший все интересные идеи. Там и про стагнацию проекта, которая не подтверждается никакими числами, но ощущается. И про зарубежный и русский советы, где важно не сидеть на месте. И про пользу от OSM для участников, которая совсем не в картах.

Мне было интересно читать, очень советую: https://habr.com/ru/post/454038/ (на фотографии человек после десяти минут прогулки от работы до дома босиком под адским ливнем)
источник
ШТОСМ
Обнаружил, что для обрисовки в OSM скоро закроют два хороших спутниковых слоя, но участники проекта не переживают. Кажется, количество источников давно перевалило за грань, до которой мы тряслись над каждым и обсуждали любые изменения. Помните, как мы считали регионы на кадастровой карте и детальные снимки на Bing?

http://shtosm.ru/all/chto-za-maxar/
источник
2019 June 01
ШТОСМ
О боже, Daniel J H тоже уволился из Mapbox. А он — главный адепт и популяризатор RoboSat. Что же у них там происходит? Компания стремительно теряет открытых людей вместе с проектами, которые развивают OSM.

Что касается RoboSat, там появились новые модули распознавания, но ны выходе всё ещё растровая картинка. Я всё ещё жду, когда Дэниел или кто-то со стороны начнёт пилить умную векторизацию, как в той хабровой статье.

https://www.openstreetmap.org/user/daniel-j-h/diary/368726
источник
2019 June 04
ШТОСМ
Панорамы у Apple, конечно, не в пример всем остальным. Первые, в которых нет ощущения последовательности отдельных снимков. Что-то такое я пытался донести три года назад сотруднику Mapillary в Сиэтле, но инженерность мышления помешала нам представить будущее панорам.
источник