Фёдор Шкуров из центра геодезии и картографии рассказывает о круглом столе, где обсуждали перспективы аналоговых и бумажных карт в цифровую эпоху. «Всего это менее 5% рынка, узкие применения, где есть востребованность потребителем именно бумаги/пластика прежде всего исходя из эргономики, надежности и невозможности использования цифры».
https://www.facebook.com/feodor.shkurov/posts/1281077182059248В середине он упоминает важный термин «fit to purpose». Он наводит на мысль, зачем нужны печатные карты. Да, атласы сейчас редко нужны. Бумажные карты на стену покупают только совсем гики вроде меня. Нормальным людям достаточно «яндекс-карт» или mapsme в телефоне. Но так ли?
Вопрос в том, что такое карта. Сейчас это не распечатка части территории в определённых стиле и проекции. Как и автомобиль уже далеко не всегда самодвижущаяся повозка. Указатель в метро — это карта. Да, крайне специализированная и не показывающая никакой информации, кроме направления. Но картам не нужно быть полными. Но и у стендов с картами окрестностей в метро аудитория больше, чем у самых популярных картографических приложений. Люди каждый день смотрят на карты, они пользуются печатными картами, в то время как люди в костюмах за деревянным столом обсуждают, как печатные карты умерли и не пора ли продавать геоданные.
Мне крайне не хватает карт в городе. У меня есть приложение, но я не хочу его доставать, и оно даёт мне ноль локальной информации. Печатные карты перестали быть индивидуальным продуктом, потому что индивидуальных продуктов нынче осталось два: телефон и зубная щётка. Но печатных карт как массовой локальной информации слишком мало, их приходится искать по карте карт в телефоне. Что за деревья в дендропарке у меня за окном и какие виды я могу найти, если пойду по тропинке вдоль? Куда я доеду на автобусах из своего района? Где три часа погулять с детьми? На такие вопросы не отвечают как ваши атласы, так и карты в телефоне. Самых нужных печатных карт никто не делает.
Картография никогда не была «чистой» профессией: для неё нужно знать слишком много, иметь понимание смежных профессий: политики, художества, истории, дизайна, статистики. Эти люди сетуют, что карты, производимые по лекалам середины прошлого века, нынче никому не нужны. Ещё бы. Задействуйте новых людей: тех, кто разбирается в инфографике и пользовательских сценариях. Кто может почувствовать и посчитать нужды обычных людей. Кто нарисует карту не как кусок территории, а как ответ на невысказанные вопросы тысяч людей. Такие люди покажут вам, кому нужны печатные карты.
Есть ли в этом коммерческий смысл — это уже другой вопрос. Но если зарабатывать удаётся таким открытым компаниям как Mapillary, Mapbox, «Урбика», NextGIS, то и мастерство картографов, которые умеют не только цвет линии подобрать, но и адаптировать всю карту целиком под точечные потребности, явно пригодится не только для улучшения жизни жителей и приезжих в городе.