Конфликт Гордеев - Патрушев-мл., отмеченный Незыгарем (
https://t.me/russica2/11558), разворачивается на фоне многих процессов. Не всё вращается вокруг экспорта. Одни из ключевых вопросов - технологическая сельхозбезопасность и самодостаточность отечественного АПК.
Как раз решению проблем зависимости России от семенного материала и продукции высоких сельхозтехнологий посвящена Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства. На днях состоялось заседание Президиума её Совета. На нем утвердили 31 комплексный научно-технический проект по селекции и семеноводству картофеля:
http://m.government.ru/news/34707/.
Там же, естественно, состоялся диалог Гордеева и Патрушева. Надо сказать, что программа весьма серьёзно пробуксовывает, а от смены министра скорости также не прибавилось. Это и вызывает опасения у вице-премьера Гордеева - разворачивать программу нужно с отыгрыванием отставания, а г-ну Патрушеву парировать особенно нечем, кроме заверений в своевременном выполнении всех заданий.
Для обоих игроков всерьёз осложняет ситуацию над- и межведомственный характер ФНТП РСХ. Совет и Президиум наравне с Гордеевым возглавляет Фурсенко. А вторым ключевым игроком вместе с Минсельхозом является Минобрнауки (ранее - ФАНО) со своими научными институтами. И тут, кстати, поспорим с Незыгарем - селекция в стране не умерла, но она не востребована сельхозпроизводителями.
Наибольшие репутационные бонусы за ФНТП РСХ получает именно министр науки и высшего образования Котюков. Загоревшись этой темой ещё во главе ФАНО, теперь он заслуженно презентует результаты среди чиновников и экспертов, а также в СМИ.
На это Котюков имеет полное право - научная часть Программы стартовала практически сразу после её анонсирования ещё в 2016 году, поэтому уже есть ощутимые результаты.
А вот у Минсельхоза успехи намного скромнее. В итоге за полтора года еле-еле, потратив аж 55 миллионов на оргтехсопровождение, ведомство смогло отобрать 31 проект на 614 млн руб.
Увлеченность министра Патрушева вопросами экспорта продукции АПК может помешать решить чувствительные вопросы высокотехнологичного импортозамещения.
Именно ФНТП РСХ является «входным билетом» для Минсельхоза в научно-технологический прорыв. И вице-премьер Гордеев, и министр Патрушев заинтересованы установить рабочие и продуктивные отношения с «группой прорыва» Ковальчуков и Кириенко - ведь именно она в конечном итоге будет регулировать финансовые потоки на науку и технологии в сельском хозяйстве. О важности этого направления свидетельствует хотя бы факт выделения министром Котюковым сельхознаук в отдельный департамент Минобрнауки.
Профильный совет по приоритетному направлению Стратегии НТР, связанному с сельским хозяйством, функционирующий с привлечением ученых РАН, чиновников и представителей бизнеса, также будет служить мостиком к цифровизации сельского хозяйства и связующим звеном с соответствующим нацпроектом.
Ну а сама ФНТП РСХ записана в плане реализации Стратегии НТР как источник опыта для всех комплексных научно-технических программ и проектов. И ряд идей действительно уже используются - достаточно посмотреть на проект ФНТП по генетическим технологиям. Столь высокий статус означает повышенное внимание и необходимость соответствовать требованиям управленческого момента.
Патрушев-старший пока не вмешивается в эти взаимодействия сына и вице-премьера Гордеева, но в случае обострения конфликта явно примет участие. При этом для Патрушева-старшего кейс ФНТП РСХ также может стать площадкой для проведения обсуждений с Ковальчуками и Кириенко, а не только с Гордеевым.
В этих обстоятельствах внутренние разборки в Минсельхозе могут иметь серьезные последствия для всех прогрессивных инициатив в АПК.