
В научно-образовательной и научно-технологической сфере начинается настоящая война за контроль над регионами. Противостояние вокруг модели включения регионов в научно-технологический прорыв идет между двумя группами: Минобрнауки с одной стороны и ось МГУ-РАН-РАО с другой. Всем остальным игрокам придется принимать решение, к кому примкнуть. «Движению неприсоединения» выжить в горячей фазе противостояния будет невозможно.
Формируемая система федерального и регионального управления наукой, образованием, технологиями и инновациями обладает принципиальным значением в условиях трансфера моделей госуправления регионами – трансформации федеральных округов, выделения экономических макрорегионах в рамках Стратегии пространственного развития, продолжающихся дебатах о радикальном укрупнении регионов страны.
Стратегия Минобрнауки - поддержание властной вертикали для улучшения управляемости, взаимодействия и продуктивной федерализации процессов – включает в себя пункты:
1. Работа через губернаторов.
2. Четкий контроль работы подведов и их приверженности общей политике министерства. Все модели управления с широким участием, которые предполагаются к внедрению для НОЦ или научных центров мирового уровня – лишь формальность.
3. Контролируемые коллегиальные управленческие механизмы по федеральным округам - советы директоров и ректоров.
4. Работа через территориальные управления Министерства с подведами, полпредставми, регионами и отделениями РАН.
5. Усиление опорных вузов для реализации программ в интересах регионов.
6. Макрорегионализация управления через формирование «протоминистерств» на базе федеральных университетов.
В своей деятельности министр Котюков и его команда руководствуются как раз общими вопросами управления и управляемости всей системы по уровням: федеральный центр – регионы – подведы. Идеологическая связь с Кириенко и реализуемой им внутренней политикой дают не только поддержку в текущих процессах, но и большую вероятность значительных бонусов не как для управленцев, так и для и всей системы науки-образования-технологий, если удастся реализовать стратегию и обеспечить единый сквозной каркас научно-технологического прорыва.
Указанная стратегия будет реализовываться, в том числе, через нацпроект «Наука». В нем практически не упомянуты регионы, но тем не менее, средства федерального бюджета не будут бесконтрольно «засеваться» в субъекты-бенефициары. На повестке серьезная оценка, мониторинг и контроль всех регионов – от Новосибирска и области, где будет создаваться СКИФ, до одного из регионов, на верфях которой решат строить научно-исследовательские суда. Распределение НОЦ и научных центров мирового уровня также будет прагматичным – изучению и оценке подвергнутся и исходный уровень потенциальных участников, и позиция региональных властей, и перспективы стимулирования научно-технологических процессов для всей России и конкретного региона.
В этой битве у Минобрнауки достаточно союзников – и блок УВП АП, и кардинал научной политики М. Ковальчук, и прагматичные союзники «группы прорыва» - Шойгу, Потанин и даже А. Фурсенко. На полях сражения – федеральные университеты как естественные союзники в делах собственного усиления и «гвардия» из верных г-ну Котюкову (ФАНО и новому Минобрнауки) ректоров и директоров научных институтов.