
Система состоит из элементов (5 акторов), разного типа связей между ними (бизнес, политика, отрасли, сферы), структуры (особенностей организации элементов в те или иные более-менее жесткие конструкции отношений – тут же говорим и о структурах по типам связей). Помним про трансграничные связи, но пока опускаем их. Держим в уме среду.
Набор акторов пока остается неизменным – так что говорить о подлинной трансформации системы (появлении какой-то иной системы) мы точно не можем. Более того, даже внутри каждого их коллективных акторов состав и соотношение участников более-менее постоянное. Пять полюсов – это весьма устойчивая конструкция, причем внутри каждого из них, как и между ними, действуют механизмы баланса сил.
Изменение характера отношений между элементами, типов взаимосвязей, структур – это вопросы гомеостаза, гибкости и адаптивности системы.
Под управляемой напряженностью можно четко увидеть запрос на «архитектора структур». Именно данными вопросами должна заниматься команда внутренней политики.
Формирование пула лояльных карьеристов – это и есть формирование нового типа связей между акторами и элементами, из которых те состоят, через внедрение носителей идеологии «новой структуры». К ней относятся технократизм, социальные лифты, Лидеры России, школа губернаторов и тому подобные программы. В итоге, система получает связанность и единую (это крайне важно) всеобъемлющую структуру, пускай она пока только зарождается, внедряется, набирает силу. Даже пунктирная универсальная структура – это серьезный вклад в сохранение системы и обеспечение ее способности к движению.
В этом смысле «технократы» решают не только практические задачи управления / управляемости. Но и образуют собой «фундамент транзита», поскольку способны «переварить» любую трансформацию (в виде передачи власти, перестройки органов власти, смены идеологии) и обеспечить преемственность.
Впрыск «цифры» – среда становится намного более проводящей, сигналы между акторами могут проходить, минуя формальные структуры и маршруты традиционных взаимодействий.
У системы нет никаких противопоказаний к изменениям, то есть модернизации. Также у нее скоро не будет противопоказаний от продуктивной трансформации. Если успеет сформироваться единая управленческая структура с едиными универсальными механизмами, то система сможет пережить даже серьезную перезагрузку, которая разрушит часть традиционных элементов, связей и структур.
Процесс изживания постсоветского наследия, а также перехода к концептуально новой модели власти и ее распределения реализуется эволюционно за счет естественных факторов – смена поколений, трансформация среды (цифровизация), универсализация макроструктуры управления, силовое стимулирование инноваций. Принудительный характер этих процессов демонстрирует наличие некой системной политики, а их реализация (пусть со скрипом) – определенную и активно вырабатываемую гибкость политической системы.


