Новые цифровые авторитеты или о том, как виртуальная оболочка побеждает классические "научные школы"На проходящих "Открытых инновациях" продолжается вовлечение университетов по всей стране в большую цифровую трансформацию.
Это уже не первая итерация. Летом многие ведущие игроки от образования через "Остров" были впервые серьёзно подсажены на "цифровой крючок", далее последовала кулуарная стадия в рамках работы над паспортом НП "Цифровая Экономика", после чего на EDCrunch широкой образовательной общественности уже прямо было заявлено о скором "цифровом рабстве" под эгидой избранных ведущих университетов.
Проходящие "ОИ" расставляют акценты в ранее намеченных целях.
Ещё летом было ясно, что для Д.Пескова Университет 20.35 станет главным инструментом для "оцифровки" образовательного пространства России. В команду В.Третьякова планово перешёл функционал старого песковского Проектного центра АСИ, отвечающего за подготовку кадров для ЦЭ.
В двух словах, что это означает для "обычных", не цифровых университетов?
В первую очередь - то что им предстоит стать полигонами для апробации и внедрения наработок "Острова 10-21" и "Университета 20.35".
Это раньше классические вузы снисходительно относились к виртуальным проектам, завязанным на online-технологиях и реализуемым в формате проектного офиса.
А теперь самые статусные университеты будут соревноваться к конкурсе за право оказаться в команде Пескова-Третьякова.
Проблема, которую предстоит решить команде "Университета 20.35" в крайне низком понимации в классической университетской среде целей, задач и технологий подготовки кадров для ЦЭ.
По нашему опыту общения с ректорами ведущих вузов России (в т.ч. из проекта 5-100), пока что "де-факто" происходит разучивание модных слов типа "блокчейн" и бравирование личной близостью к "цифровым отцам" (на этом моменте ректоры упоминают в разных комбинациях фамилии Пескова,Кузьминова, Акимова, Третьякова, Подольского и т.д.).
Если вы спросите ректора любого вуза "а какие компетенции всё же нужны специалистам для ЦЭ", с вероятностью 95% услышите абстрактные рассуждения о задачах, поставленных Президентом в майском указе.
Реально в вопросе вовлечения высшей школы в цифровую повестку ключевой задачей является формирование у вузов базового цифрового понятийного аппарата и создание механизма управления/наставничества в этих процессах.
Невозможно только через точечный "Остров" или через те же "Открытые инновации" сформировать управленческие компетенции у региональных команд.
Тут нужна скрупулёзная работа с ответственными за цифру проректорами/деканами/ вузовскими менеджерами по всей стране.
Условно говоря, каждому университету нужен условный организатор "Острова" и соответствующие управленцы.
И такой менеджер должен активно взаимодействовать и с АСИ, и с "Университетом 20.35", и с командами Минобрнауки (да, мы очень надеемся на будущую синергию смежных нацпроектов "Образование", "Наука" и "ЦЭ" на треке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ЦЭ).
Редакция нашего канала советует В.Третьякову в большей степени заняться формированием региональных команд, которые могут черпать "цифровое вдохновение" как в Точках кипения, так и на базе будущих центров компетенций в региональных университетах. Тем более, что регионы действительно уже довольно серьёзно вовлеклись в проблему подготовки кадров для ЦЭ (пример тому - недавний Инфотех в Тюмени, о котором мы подробно писали).
Без активной работы с таким экспертным сообществом, цифровой образовательный прорыв рискует превратится в местечковые успехи приближённых площадок типа ИТМО, МИСиС или других подобных вузов.
https://tass.ru/ekonomika/5676454