Прорыв в неизвестном направлении II. Ориентировочное безориентирное.
Продолжаем изучать Основные направления деятельности правительства.
(Часть I -
https://t.me/scienpolicy/1595Текст ОНДП -
http://government.ru/news/34168/)
Достижение «Экспортной» цели - Создания в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами - тоже не обходится без науки и образования.
Предполагается, помимо всего прочего:
развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала предприятий, модернизация системы профессионального и дополнительного образования работников, ликвидация профессионально-квалификационных и возрастных диспропорций;
формирование научно-технологических заделов за счет интенсификации поисковых и
ориентировочных (sic!) исследований, создание условий для внедрения отечественных научно-технологических разработок научных и образовательных организаций в производство.
Вот на стадии ориентировочных (вместо, как мы полагаем – ориентированных) исследований начинается закрадываться ощущение, что мы читаем не документ стратегического планирования, а какой-то малозначимый копипаст.
Среди направлений действий Правительства выделены «Наука» и «Образование» с пересказом соответствующих нацпроектов – п. 2.2 (с. 57-60) и п. 4.3 (с. 72-73) соответственно. По молодежной политике – п. 4.3.2 – всё тоже очень ожидаемо –волонтеры и лифты. Стоит отметить упомянутую в «демографическом» разделе организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.
На этих моментах в ОНДП, определяющих «прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие» заканчиваются и наука, и образование
Складывается неприятное ощущение, что весь научно-технологический прорыв сводят исключительно к 50% организаций, осуществляющих инновации, и к нацпроекту «Наука». Конечно, по тексту «майского указа» особо больше не к чему прицепить, да и про науку с образованием есть свои разделы в ОНДП, но остается неприятный осадок.
Громкие слова про прорывное научно-технологическое развитие, вынесенное в равноправную позицию с социально-экономическим, превратились по тексту в вялый пересказ нацпроекта и «впихивание» упоминаний про науку с технологиями, куда угодно. Впрочем, и тут особо не старались. Хорошо хоть про образование не забыли.
Из ОНДП совершенно не видно, что само Правительство понимает что и для чего делается, как с чем увязано и куда мы все к концу 2024 года должны прийти.
Возникает чувство, что Правительство (в лице своего руководства – на уровне председателя и вице-премьеров) ни в какой прорыв отправляться не хочет. Эту идеологию оно не понимает, не воспринимает и разбираться в ней не желает. «Социалка» слишком далека, а «цифра» слишком специфична – поэтому возникают опасения, что сам научно-технологический прорыв вместе с высшим образованием останутся фактически неприкаянными.
Еще раз подтверждается необходимость иметь отдельного вице-премьера по вопросам высшего образования, науки и инноваций.
Остается г-н Котюков на министерском уровне, а также идеологи прорыва (М. Ковальчук) вне правительства. Будем надеяться, что этих сил с поддержкой АП (Кириенко) хватит, чтобы переломить инертность Правительства, которая может постепенно перейти в неприятие и саботаж. По крайней мере, в ОНДП мы никакого прорывного научно-технологического развития не увидели.