Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 November 16
Научно-образовательная политика
Пока Сергей Собянин движет Москву к званию самого зелёного мегаполиса Планеты, «пятая колонна» отнюдь не дремлет.

Сотрудники химфака МГУ во главе с профессором Альбертом Лебедевым опубликовали в журнале «Science of The Total Environment» статью о наличии свыше 700 «потенциально опасных» веществ в прошлогоднем московском снеге.

Как появилась столь впечатляющая цифра — вопрос к столичным органам контроля. Судя по всему, теперь они бросятся измерять снег нового сезона. Но вряд ли найдут что-то неожиданное. Ибо промышленность в Москве скромна, а число опасных веществ от автотранспорта исчисляется не сотнями.

Впрочем, сам профессор Лебедев признаёт: «Мы находим в осадках множество соединений. Но в подавляющем большинстве случаев даже не знаем, насколько они опасны. Поскольку нормативов и ПДК для них нет».

Иными словами, учёные МГУ раструбили на весь мир о «700 опасных веществах» больше ради хайпа. Ведь нынче в мировой экологии модно понятие «emerging contaminants» (новые загрязнители). Ими признали уже несколько тысяч соединений, расположенных сплошь и рядом.

Впрочем, можно предположить, что МГУ просто намеревался взбодрить мэрию Москвы, чтобы та направила на развитие системы экомониторинга (которая и так неплоха) ещё пару десятков миллиардов рублей. И дала бы их освоить учёным, разоблачившим «экоцид».

А если серьёзно, то проблема с разнообразными веществами, которые попадают в Россию через воздушные потоки из Арктики и Европы, известна давно. Соединения, переносимые за 500-700 километров, способны испортить жизнь не только москвичам, но и, например, снизить плодородность земель сельскохозяйственных регионов.

Так что аналитикам следует сравнить частицы, якобы обнаруженные в московском снеге, с букетами выбросов «Норникеля», «Апатита», «Северстали» и пр.

А еще — присмотреться к компаниям по ту сторону границы. Ведь не случайно Минприроды России настаивает, чтобы экомониторинг Кольского полуострова охватил и заводы, расположенные в Норвегии.

Вот тогда посмотрим, что напишет журнал «Science of The Total Environment», издаваемый в странах победившей демократии.
источник
2018 November 17
Научно-образовательная политика
Цифровые звезды над ВШЭ

Те, кто был на самом первом Edcrunch в 2014 году, должны помнить - первым на сцену вышел Володя Синельников из Edutainme в роли соорганизатора конференции.
А главной звездой первого Edcrunch была основатель Coursera Дафна Кёллер.

Прошло четыре года, и вновь -  Edutainme и снова Coursera.
Но на этот раз не в МИСиС, а в Высшей школе экономики.

В 2014 году Edcrunch стал революционным событием в российской системе онлайн-обучения, и на нём Жене Кулик из ВШЭ доверили вести меленькую панель в помещении библиотеки МИСиС.

Спустя время Директор по онлайн обучению ВШЭ Евгения Кулик уже сама выступает в роли "дирижера", тем более что на последнем EdCrunch одной из главных звезд и главным ньюсмейкером был как раз ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

5 и 6 декабря Вышка проводит eSTARS 2018 - международную конференцию о настоящем и будущем онлайн-образования.

Тема: «Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики».

ВШЭ сегодня активно и по делу подчёркивает, что и в этом вопросе (цифровая трансформация высшей школы) другим лидерам придется или быть младшими партнёрами, или догонять.

У Вышки на текущее время - первое место среди российских вузов на Cousera и  "Национальной платформе открытого образования" (НПОО).

На своей конференции ВШЭ не пойдёт по пути Нурлана Киясова, который собирает тысячи гостей и спикеров.
В eSTARS примут участие сотни. Но в эти сотни точечно войдут все, кто нужен для успешной реализации "плана Кузьминова" - на долгие годы закрепить за Вышкой статус координатора и куратора онлайн-обучения в российских университетах.

Директор по развитию Coursera Шраван Голи, президент UNICA Лучано Сасо, гендиректор Университета 20.35 Василий Третьяков, представители Минобрнауки, руководители университетов, зарубежные и российские эксперты - все эти уважаемые специалисты в дни проведения конференции убедят тех, у кого есть еще какие-то сомнения относительно ключевой роли ВШЭ как на рынке вузовского онлайн-обучения, так и в формировании соответствующей повестки госполитики.

А её (госполитики) реализация неминуема без участия ВШЭ - ведь процесс цифровой трансформации высшей школы будет идти "рука об руку" с формированием соответсивующих компетенций у вузовских менеджеров, продюсеров онлайн-образования, армии разработчиков контента - преподавателей.

Очевидно, что Вышка видит себя и в роли "знаменосца" по части подготовки кадров для цифровой экономики России, а это значит что и в Нацпроекте «Цифровая экономика» команда Ярослава Ивановича будет задавать тон.

Все необходимые компетенции в университетах будут формироваться через инструменты дополнительного профессионального образования (ДПО) - те же онлайн-курсы, мастер-классы, тренинги и иные форматы мобильного обучения. Здесь у Вышки тоже есть "козырь".

Федеральный проект "Новые возможности для каждого", входящий в НП "Образование" и являющийся дорожной картой реализации госполитики в сфере ДПО, был разработан преимущественно Институтом образования ВШЭ.

А это значит только одно. Если вы - университет, и хотите быть успешны в развитии онлайн обучения, формировании внутривузовской системы ДПО, а также войти в число тех, кто участвует в цифровой трансформации экономики России - почаще следите за  новостями из Высшей школы экономики.

https://estars.hse.ru
источник
Научно-образовательная политика
Блудный сын прорыва

Атомная наука – один из локомотивов научно-технологического прорыва. Кадры для нее должен ковать профильный университет – МИФИ. В последнее время складывается ощущение, что топ-университет занят чем угодно – чистой наукой, активным пиаром своих достижений, развитием теологии, заигрыванием с РПЦ - но никак не подготовкой высококлассных специалистов.

Как профильный канал, мы не смогли остаться в стороне от проблем МИФИ, указанных в письмах наших читателей, которых в последнее время приходит до 10 в день.

Удивительно, но авторы писем всё чаще связывают сложности университета с личностью его ректора - профессора Стриханова.

Примечательно, что страница со сведениями о руководстве вуза на сайте имеет адрес «/leaders». Не rukovodstvo, rectorat или management – а именно лидеры. Какие же инициативы последние годы реализует главный бессменный лидер МИФИ г-н Стриханов?

Некоторое время МИФИ уверенно шел на взлет – вхождение в проект 5-100, убедительные успехи по научной линии, повышение показателей в рейтингах. Особенно примечателен рост самого профессора Стриханова. Его индекс Хирша по РИНЦ равен 64. Причины тому весьма прозаичны – он аффилирован с международной коллаборацией STAR. Предполагаем, что во время написания самых цитируемых статей ректор МИФИ все же занимался чиновничьей работой, а не стоял за приборами.

С 2007 г. ректор Стриханов всё более уверенно врастал в кресле, и сдвинуть его оттуда не представлялось возможным. Хорошие отношения с министрами Филипповым, Фурсенко и Ливановым (под началом первых двух он работал еще в министерстве) лишь укрепляли его позиции. Что даже более важно для МИФИ – были налажены хорошие устойчивые отношения с Росатомом.

Споткнулся г-н Стриханов на министре Ольге Васильевой, что было достаточно ожидаемо - к тому времени в МИФИ уже начались сложности. Уже в эту эпоху разгорелся скандал вокруг мегагранта, и была инициирована неслыханная доселе процедура его возврата.

Последние годы качество «лидерства» (менеджмента) в МИФИ вызывает вопросы, а уровень университета, с точки зрения многих экспертов, весьма ощутимо просел.

Создаются, по словам сотрудников вуза, непонятные многим управления во главе с сомнительными людьми. Качество подготовки кадров, в т.ч. для Сарова, стремительно падает. Сокращается педагогическая нагрузка, преподавателей переводят с профильных для них дисциплин на посторонние, магистратура по некоторым направлениям банально не набирается. Началась текучка кадров, уходят талантливые преподаватели, а многие выпускники предпочитают не идти в аспирантуру МИФИ.

Пока МИФИ удерживается в первой группе проекта 5-100, но эффект «высокого старта» и включения в коллаборации скоро может быть нивелирован явными недоработками по общему развитию вуза.

Что удается г-ну Стриханову весьма успешно – совместные проекты с РПЦ. Была создана пресловутая кафедра теологии, которой заведует митрополит Иларион, отвечающий и за НОТА, и за ОЦАД, и вообще за образовательные проекты РПЦ.

На базе МИФИ регулярно проводятся конференции о роли теологии в образовании. Все чаще физики с удивлением и возрастающим раздражением проталкиваются сквозь толпы священников. Симптоматично, что в своё время памятник «МИФИческому студенту», тянущемуся к знаниям, был заменен на православный крест.

По мнению ряда членов ректората и профессоров МИФИ, которые нам много пишут, вуз неуклонно стагнирует. Есть даже предположения, что поэтому М. Ковальчуку приглянулась идея создания института физических исследований и технологий специально для Курчатника на базе факультета физико-математических и  естественных наук РУДН. Процесс, в целом, заглох, но сам факт показателен.

По логике вещей МИФИ должен бы занять свое место в бойкой необгонимой тройке атомной науки наравне с Курчатовским институтом и Росатомом. Однако, возникает все больше вопросов – не станет ли вуз усилиями своих «лидеров» балластом, сможет ли достойно готовить кадры, соответствует ли высокому уровню прорыва?
источник
2018 November 18
Научно-образовательная политика
Развилки РПЦ

Поездка президента Путина в Псков чётко обозначила вторую альтернативу в церковной политике. Конечно, в посещении митрополита Тихона есть не только личная духовная потребность президента, но и игра в баланс.

Партия Кирилла-Илариона активно входит в общественную жизнь особенно через образовательные проекты. Формально существует комплексная стратегия в образовании - от школ до вузов и науки. Происходит внедрение «религиозных» компонентов в школьные предметы и ФГОСы.

На вузовском и научном уровнях - продвижение теологии. Базовые компоненты - Научно-образовательная теологическая ассоциация и Общецерковная аспирантура и докторантура. «Опорными» вузами являются МИФИ, РАНХиГС, РГГУ и ряд других.

Несмотря на эту комплексность, успехи группы Кирилла-Илариона на образовательном поприще спорны, во многом из-за низкого уровня доверия академического сообщества к инициативам светского заместителя Илариона - проректора ОЦАД Дмитрия Шмонина и отчасти из-за внутренней борьбы между г-ном Шмониным и другим доверенным лицом Илариона - его референтом и тоже проректором ОЦАД Иеромонахом Иоанном (Копейкиным).

Многие инициативы чрезмерно прямолинейны, а в настойчивости их проведения часто теряется чувство меры. Это нередко вызывает обратную реакцию и снижают авторитет митрополита Илариона в ректорским сообществе.

Вхождение в общественно-политическую жизнь для Кирилла и Илариона затруднено - та же самая теология представляет собой «сакральное знание», которое непонятно простому человеку.

Альтернативой является позиция митрополита Тихона. Основной инструмент - массовое просвещение через выставки и тематические парки «Россия - моя история». Тихон сделал ставку на простое и понятное - на историю страны как основу идентичности. Его путь в политику сложнее, чем у нынешнего патриарха, но в истерической перспективе он беспроигрышен - изменение самосознания, конструирование исторического кода идентичности, политика памяти.

Споры вокруг возможного создания консервативной патриархальной партии кристаллизуют альтернативы.

С одной стороны - огосударствленная группа Кирилла-Илариона с наплевательским отношением к простым россиянам в вопросах точечной храмовой застройки, подозрениями в коррупции и провалами по внешнеполитической линии.

С другой - (новая) искренность несвятых святых Тихона. Да, он, вероятно, жёстче Кирилла, но прагматичнее. Ментально нынешняя внутренняя политика с точки зрения ключевых оргуправленческих установок ближе именно к позициям Тихона. Технократизация церковного управления стала бы прекрасной базой для обновления. Консервативный популизм - именно о запросе на такую партию пишут политологи.

Перезагрузка РПЦ необходима, она оторвалась от реальности - это видно именно по образовательным «проектам» Илариона. Однако, эта РПЦ 2.0 вполне может стать и более консервативной, и при этом технократической и даже цифровой. Эти подходы намного ближе именно митрополиту Тихону.
источник
Научно-образовательная политика
Битва под Москвой, или что общего у Ленина, блогера Дружко и Министра Васильевой

Редакция "Научно-образовательной политики" решила разобраться в ситуации вокруг школы в Горках.

Как известно, ситуация с её закрытием имела большой общественный резонанс, который не утих до сих пор. Споры и обсуждения продолжаются.

В этой истории не всё так однозначно, как на первый взгляд.

С одной стороны (и эту позицию отстаивают родители учащихся, среди которых есть и медиаличности типа блогера Сергея Дружко), "злое" Минпросвещения несмотря на протесты закрыло историческую школу и пытается "покуситься" на гектары земли, когда-то подаренные ей еще Ильичём.

С другой - при ближайшем рассмотрении проявляются нюансы. Например, что муниципалитет, в котором расположена школа, "красный", и является базовым полигоном для коммуниста-олигарха Павла Грудинина.

Удивительным образом в актив "протестующих" родителей входят активные члены предвыборных штабов г-на Грудинина.  

Вместе с тем, наш источник в АП сообщил, что истинная причина разразившегося скандала - действительно битва за 18 гектаров земли вокруг школы.
Но речь тут идёт совсем не о том, что Минпросвещения занимается неким рейдерством.

Наш собеседник сообщил, что планы на землю были как раз у "Совхоза имели Ленина" и подконтрольного г-ну Грудинину муниципалитета "Горки Ленинские". И Минпросвещения со своими планами по узакониванию статуса земли (территория школы) кое-кому испортило бизнес-планы.

Позиция Минпросвещения, озвученная нашему каналу её официальными лицами, следующая: провести в школе комплексный капитальный ремонт, в связи с тем, что её нынешнее состояние аварийное и представляет угрозу для жизни и здоровья детей и учителей. Свежие фотографии из школы подтверждают эти слова.

После окончания ремонта и ученики, и учителя вернутся в школу «Горки».


Позиция "Научно-образовательной политики" - школа должна быть хорошо отремонтирована и затем снова открыть свои двери для детей. А школьная территория должна сохранить свой «образовательный» статус и использоваться по назначению.

Мы будем внимательно следить за развитием ситуации в Горках.

https://t.me/tvrain/11176
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги очень точно нащупали запрос на обновление в РПЦ и околоправославных кругах.
Не хватает, кмк, артикуляции и отделения зёрен от плевел. «Консервативный популизм» это инструмент слома диктатуры глобального политического истеблишмента, который может сработать, а может и нет.
В более демократичной западной Европе инструмент оказался действенным: альтернатива для Германии, Себастьян Курц, «Чинкве стелле» совсем скоро добьют Брюссель в его же логове, на выборах в Европарламент.
В нашей реальности  даже такая с виду фиктивная преграда на пути слома элитного бастиона как муниципальный фильтр может приморозить ситуацию на долгие годы, пока не наступит либо оттепель, либо не грянет сильный мороз.
Судьба реформы РПЦ это совсем другая история. Роль епископа Тихона тут более предметна. Выражая интересы православных прагматиков, не любящих византийствовать в духе двора Кирилла, Тихон претендент вовсе не на политический статус, а на титул патриарха.
Он не впал в экуменизм, он прост, он близок к людям.
Чуть ранее я писал о тревоге политадминистраторов из-за консервативной партии, с проектом которой к президенту обращался Тихон. В РПЦ из-за визита президента к Тихону должны просто заёрзаться на троне. Вот тут сигнал так сигнал. Колокол звонит.
https://t.me/scienpolicy/1954
Telegram
Научно-образовательная политика
Развилки РПЦ

Поездка президента Путина в Псков чётко обозначила вторую альтернативу в церковной политике. Конечно, в посещении митрополита Тихона есть не только личная духовная потребность президента, но и игра в баланс.

Партия Кирилла-Илариона активно входит в общественную жизнь особенно через образовательные проекты. Формально существует комплексная стратегия в образовании - от школ до вузов и науки. Происходит внедрение «религиозных» компонентов в школьные предметы и ФГОСы.

На вузовском и научном уровнях - продвижение теологии. Базовые компоненты - Научно-образовательная теологическая ассоциация и Общецерковная аспирантура и докторантура. «Опорными» вузами являются МИФИ, РАНХиГС, РГГУ и ряд других.

Несмотря на эту комплексность, успехи группы Кирилла-Илариона на образовательном поприще спорны, во многом из-за низкого уровня доверия академического сообщества к инициативам светского заместителя Илариона - проректора ОЦАД Дмитрия Шмонина и отчасти из-за внутренней борьбы между г-ном Шмониным и другим доверенным…
источник
Научно-образовательная политика
Незыгарь (@russica2) очень правильно определяет особенности Тихона - технологичность, коммуникативность, дискурсивность. Только коллеги не делают последний шаг.

В кейсе Тихона важна не только борьба партий или платформ внутри самой РПЦ. Его работа со смыслами делает православие ближе к простому гражданину - верующему, полуверующему, интересующемуся, даже неверующему.

Тихон представляет альтернативу «госкорпорации РПЦ Кирилла» - это массовая, доступная, простая и понятная вера. Это РПЦ как духовный МФЦ. И вот такой подход - с Несвятыми святыми, выставками, фестивалями - он очень притягателен для обычных граждан. Намоленность Псково-Печорских пещер ближе и понятнее, чем будущий Сергиево-Посадский новодел.

Вероятно, «ядерные» прихожане против такого упрощения и опрофанивания религии, но их меньшинство, а мягко и ненавязчиво Тихон «вербует» гораздо больше людей.

Это и есть альтернатива сытому православию Кирилла - Тихон предлагает возрождение массовой веры.

Быть может, в православии Тихона слишком мало православия, чтобы стать «патриархом клира», но его - близкого и понятного - явно достаточно, чтобы стать «народным патриархом».

https://t.me/russica2/11513
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Митрополит Тихон Шевкунов доморощенный православный неокон.

Самая слабая сторона псковского митрополита - отсутствие качественного духовного образования. Православие он понимает слишком фрагментарно; все чему этому талантливому человеку удалось нахвататься по жизни в монашестве, что удалось переосмыслить через наставников (прежде всего Крестьянкина).

Конечно, Тихон- далеко не про каноны и догмы.
Главное для митрополита Тихона- создаваемые образы и смыслы, которые затем уже подводятся и под православные каноны.

Кстати, вся Сретенская академия про это; умение переосмылять, работать с прихожанами и манипулировать встраиваемой повесткой смыслов.

Тихон- абсолютно технологичен. Как выпускник ВГИКа он через масс-культуру создает новое православие и транслирует его.

Про его выставки и исторические парки знает каждый. И про книгу знают все.

Не случайно, что соратник Тихона Андрей Кураев последние годы активно работает в таком формате.

Проблема в другом- мало православного в этом тихоновском православии.…
источник
Научно-образовательная политика
В сентябре прошлого года, когда был создан неофициальный канал о «Сколково» @skolkovoleaks, мы планировали писать исключительно про него. Однако, по ходу пьесы, стало очевидным, что нельзя просто взять и писать о «Сколково» в вакууме - без оглядки на политику, связку с научной политикой (привет нашим друзьям @scienpolicy) и цифровую экономику (здесь рулят процессом наши друзья @antidigital), а также на мир венчурных инвестиций.

Так как мы прекрасно понимаем, что нельзя всё знать делаем репосты от различных специалистов - авторов других каналов. Иногда нам на это указывают - мол, это лишнее. Вы согласны с этим высказыванием? Было бы интересно читать только про «Сколково»?

▪️ 31% (6) Да, меньше репостов
🔸🔸🔸

▫️ 68% (13) Нет, хотим больше информации обо всём
🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸🔸
👥 19 - всего голосов
источник
Научно-образовательная политика
Ревизор из Телеграма

Ректоры, этот пост для вас. А еще для Минобрнауки, Минпросвещения, областных департаментов образования и федеральных университетов, курирующих вузы в федеральных округах.

Не так давно группа Телеграм-пиарщиков придумала ловкий ход, о котором писал наш канал. На бланке не существующего с весны "Министерства образования и науки" за подписью несуществующего "Врио замминистра" по всем российских вузам была осуществлена информационная рассылка от мошенников с призывом проинформировать сотрудников о существовании некоего телеграм-канала, а также разместить данное письмо на сайте образовательного учреждения.

И этот кейс оказался прекрасной проверкой для многих сотен вузов, обнажившей несколько серьёзных проблем.

Во-первых, очевидно что в десятках университетов (а среди них есть, к примеру,  федеральные и опорные университеты, которые в своих регионах отвечают за проведение госполитики в образовании и науке) руководство иногда принимает решение, совсем не думая. Письма на бланках ФОИВов в любом университете "расписывает" или ректор или минимум первый проректор. И почти всегда предполагается слепое исполнение написанного.

Ниже мы указываем малую часть из списка "передовиков", которые не знают наименование своего учредителя, не в курсе, как зовут руководителей, и которых не смущает даже то, что не существующее "Министерство образования и науки" призывает их всё бросить и бежать подписываться на телеграм-канал в заблокированном по решению государства месседжере.

Очень советуем нашим коллегам из числа разработчиков и кураторов нацпроектов "Образование", "Наука" и "Цифровая экономика" подумать о том, что эта ситуация случилась не с тремя сельскими техникумами. Несуществующему "Министерству образования и науки" отдали честь, к примеру, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, МАДИ и опорный Волгоградский государственный технический университет. Многие из них стремятся к «университету 3.0» или даже «4.0», говорят о цифровизации и «умном образовании», претендуют на научно-образовательные или научные центры мирового уровня.

Отдельный "респект" МИРБИС и МАДИ - вы "достойно" представили столицу, не только разместив письмо на главных сайтах, но и растиражировав во всех ваших социальных медиа. Редакция канала рада за Питер - ни один вуз культурной столицы не попал с список.

Вот с такими университетами, бездумно разместившими сведения мошенников на собственных сайтах, нам предстоит в ближайшие годы делать "научно-технологический прорыв" и "цифровую трансформацию" образования:

Алтайский государственный технический университет,
Амурский государственный университет,
Амурский институт железнодорожного транспорта,
Бизнес-школа МИРБИС,
Волгоградский государственный технический университет,
Вологодский государственный университет,
Глазовский государственный педагогический институт,
Горно-Алтайский государственный университет,
Донской государственный технический университет,
Казанский государственный медицинский университет,
Калининградский государственный технический университет,
Кемеровский государственный институт культуры,
Ковровская государственная технологическая академия,
Кубанский государственный технологический университет,
Кузбасский государственный технический университет,
Московский автомобильно- дорожный государственный технический университет,
Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств,
Омский государственный технический университет,
Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К.Аммосова,
Ставропольский государственный педагогический университет,
Тульский государственный педагогический университет,
Ульяновский институт гражданской авиации,
Ухтинский государственный технический университет,
Южно-уральский государственный медицинский университет.
источник
2018 November 19
Научно-образовательная политика
А вы заметили что у Комитета ГосДумы по образованию и науке в последнее время нет другой повестки, кроме активного продвижения инициатив МГУ с фронтменом -Никоновым? Федеральные СМИ помогают в этом же ключе. Уже скоро...
источник
Научно-образовательная политика
МГУ «будущего» от РПЦ

Совет по делам молодёжи при Патриархе Московском и всея Руси предложил создать "Университет будущего", который предполагает внедрение специальных курсов для молодых государственных и общественных деятелей.
Об этом RT сообщил председатель совета, действительный государственный советник России Инал Ардзинба.

Предполагается, что "университет" будет создан на базе МГУ, а в дальнейшем, возможно, на базе патриаршего подворья в Переделкино.

Что можно сказать об этой новости?
Инал Ардзинба - один из ближайших сторонников В.Суркова, до мая 2018 года был его первым замом в части кураторства непризнанных ДНР/ЛНР, Южной Осетии и Абхазии.
До недавнего времени работал начальником департамента Управления Президента России по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ.  

Очевидно, что университеты Южной Осетии, Абхазии и Л/ДНР за последние годы не получили никакой значимой поддержки развития - ни материальной, ни кадровой, ни даже идейной.

Работа Россотрудничества и "Русского мира" в обозначенных регионах похвальна, но к заслугам г-на Ардзинбы не имеет отношения.

Мы не просто так вспомнили сегодня о Вячеславе Никонове как о наиболее вероятном преемнике Виктора Садовничего на посту ректора МГУ.

Идея с "университетом будущего" - это очередная попытка создать "скрепу 2.0", попробовать получить и свой кусочек славы на том участке, где уже и "сесть негде".
Потому как "молодых государственных и общественных деятелей" кто только не учит - начиная от целой вселенной "социальных лифтов" Кириенко и Комиссарова, бесчисленных проектов Росмолодёжи и заканчивая формирующейся связкой Кванториумы-университеты.

Очевидно, что с попыткой перетягивания повестки формирования управленческой элиты России г-н Ардзинба лихо заходит в пространство УВП Администрации Президента, что безусловно внесёт долю напряжения в команду Сергея Кириенко.

Очевидно и другое - усиливается тренд "вгрызания" РПЦ в государственную научную и образовательную политику.

Причём на этом пути РПЦ сделала ставку на традиционных лидеров мнений - таких как МГУ и Садовничий, которые должны убедить широкую общественность и экспертное сообщество в  необходимости вовлечения Митрополита Илариона и ОЦАД в различные образовательные проекты, а вот теперь - и в необходимости создания  "университета будущего".

В последние десять лет МГУ почти ежегодно открывает новые небольшие факультеты (зачастую, корпоративные центры обучения) управленческого характера, и каждый раз это преподносится как "проект будущего".

Так появились (в дополнение к Высшей школе менеджмента МГУ) высшие школы государственного аудита и государственного администрирования.
И даже Факультет государственного управления МГУ создавался под декана Вячеслава Никонова.
Абсолютно очевидно, что институционально МГУ "забит под завязку" центрами компетенций с сфере менеджмента, и идея нового "Университета" для подготовки управленцев - это не более чем попытка Садовничего на излёте карьры ректора заработать дополнительные баллы.
Логика В.Суркова тоже понятна - ведь "бывших" кураторов внутренней политики не бывает.

Остаётся надеется, что развитие "университета будущего" не будет обозначено в качестве приоритетного федерального проекта с финансированием из средств нацпроектов.

Будет также грустно, если карьерный рост молодых управленцев будет зависеть от причастности к этому "MBA от РПЦ".

А ещё Патриаршее подворье в Переделкино граничит с известным кладбищем. Университету будущего уготована "вечная память"?

https://russian.rt.com/russia/news/574629-sovet-universitet-buduschego
источник
Научно-образовательная политика
Научно-методическая иллюзия

Полномочия РАН по научному и научно-методическому руководству научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подтвержденные «президентскими поправками», многими воспринимались как закрепление верховодства Академии всей фундаментальной и поисковой наукой в стране.

Первоначальный «наскок» РАН был жестко парирован Минобрнауки – без определения содержания понятия «научно-методической руководство» допускать Академию к чему-либо министр Котюков отказался.

Минобрнауки совместно с РАН разработало проекты двух документов. Первый – общий случай - http://regulation.gov.ru/p/85215.
Второй – частный, в отношении подведов Минобрнауки. Хотя, в действительности, все «руководство» вузами осуществляется на общих основаниях, а вот по научным организациям, подведомственным ранее РАН, затем ФАНО и в итоге новому Минобрнауки, расписаны все процедуры - http://regulation.gov.ru/p/85212.

Изучение обоих документов позволяет сказать, что в реальности полномочия РАН сильно не увеличились, если и увеличились вообще. А те, что остались – дезавуируются практикой.

Для начала стоит на определенное (предполагаем, что весьма долгое) время забыть о том, что РАН руководит отраслевой наукой. Все взаимоотношения Академии и иных министерств должны еще быть определены и закреплены актами самих органов власти. С большой долей вероятности многие ФОИВы встанут насмерть, чтобы оградить свои «научно-исследовательские кормушки» от любого лишнего взгляда извне. Тут, пожалуй, лишнее руководство и экспертиза, по нашему здравому размышлению, даже не помешали бы.

Основной массив руководства будет осуществляться через уже отработанные практики и ЕГИСУ НИОКТР. Для университетов принципиально ничего не поменяется. Полномочия Академии по утверждению планов и экспертизе результатов скорее номинальны. Даже по бывшим подведам ФАНО РАН толком не ни рассматривать планы, ни проводить экспертизу. Увеличение количества работы минимум в два раза (а скорее – на порядок) приведет разве что к дальнейшей формализации процесса.

Для купирования административных полномочий по согласованию практически любых действий в отношении подведомственных Минобрнауки организаций избран очень грамотный подход – временной. Сроки прописаны весьма небольшие, а в случае их превышения решение считается автоматически согласованным без замечаний.

Единственный проблемный сюжет – это возможность Академии «зарубить» те или иные темы или пункты программа развития. Для оптимистов – это возможность «штаба» бороться с лженаукой, для пессимистов – средство «out-of-date академиков» бороться с тем, что они уже не понимают и не хотят понимать. Для реалистов же – очередной пустой пункт. Да, РАН может высказаться против той или иной темы, тогда ее нельзя финансировать за госбюджетный счет и включать в госзадание, однако, никто не мешает выделять на нее средства из иных источников.

Данные регламенты, в принципе, несут больше вреда Академии, чем пользы. Этот объем полномочий, который академики фанатично желали закрепить за собой, приведет к бюрократическому перегреву РАН. Потребуется в разы увеличить скорость принятия и оформления решений С организационно-управленческой точки зрения, Академия к этому банально не готова. И так невысокое качество решений РАН станет еще ниже от резкого возрастания объема работ и процедур взаимодействия. Для осуществления всех своих полномочий РАН должна стать бюрократической структурой, неким «Роснаучнадзором», чего сами академики категорически не хотят.
источник
Научно-образовательная политика
Академгородская пробуксовка 2.0

В Сибири начали понимать, что финансирования на все проекты Академгородка 2.0 из федерального бюджета ждать не стоит. Головокружение от успехов, связанных с целым годом лихорадочной активности вокруг научно-технологических процессов в Академгородке, Новосибирской области и СО РАН, сменяется отрезвляющим столкновением с реальностью.

В ней проект Академгородка 2.0 медленно мигрирует по многочисленным правительственным кабинетам, надолго задерживаясь почти в каждом. Инициативы сибирских учёных, естественно, в каком-то объеме будут удовлетворены, но далеко не в полном и скорее всего не в виде мощного прямого финансирования всей программы.

Интерес местных властей к науке, образованию и технологиям после выборов значительно угас. «Лучший друг учёных» г-н Травников, в поддержку которого писали письма, резко охладел к этим сюжетам после победы на выборах и формального выполнения поручений Президента.

Схожий подход продемонстрировал и г-н Меняйло. Раз документ ушёл в Правительство, то перед президентом все обязательства выполнены.

Рядовые учёные, конечно, наивно полагали, что чиновники искренне заинтересованы в выбивании средств и доведении их до получателей. Ан нет. Выборы прошли, а в поручениях этого не было.

Для кого это всё не могло стать сюрпризом - так для руководства СО РАН. Г-н Пармон должен был чётко понимать, что излишнее внимание к Сибири вызывает зависть у других регионов и головной РАН. Некоторые претензии на сепаратизм и самостоятельность Сибирского отделения точно вызвали раздражение в Президиуме РАН и Минобрнауки.

Кроме того, сам Академгородок постепенно теряет свою уникальность. Да, второго такого в мире нет, но НОЦ и научные центры в нацпроекте «Наука», в сущности, про то же самое.

Приоритетные проекты - СКИФ и Центр генетических исследований - будут профинансированы по нацпроекту. А вот дальше, видимо, сибирякам придётся вписывать свои мероприятия в другие формы поддержки.

Опора на традиционных и новых индустриальных партнеров, а также развитие научно-образовательно-технологических комплексов - логичное решение. Более того, именно под это в будущем можно будет получить дополнительное финансирование.

https://ksonline.ru/332414/est-li-budushhee-u-novosibirskogo-akademgorodka-2-0/
источник