Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: о бюджетных местах и траекториях науки-образования (1/3)

Министр науки и высшего образования дал развернутое интервью «Аргументам и фактам».

О бюджетных местах
Утверждённые в 2019 году цифры приёма в вузы для абитуриентов нынешнего года выросли больше чем на 5 тысяч мест. Так что у тех, кто окончит школу в этом году, будет больше шансов поступить в вузы. И далее вплоть до 2024 года запланирована существенная прибавка: по несколько десятков тысяч бюджетных мест каждый год. В деньгах это почти 70 миллиардов рублей до 2024 года. Со следующего года принцип будет такой: одно бюджетное место на двух выпускников школы. Это максимально возможная гарантия государства. Иначе не будет конкурса, и мы автоматически получим проблемы с качеством образования.

Поменяется и структура распределения мест. Ведь увеличение, действительно, произошло в основном в таких областях, как инженерное дело, технологии, технические науки (на 45%), образование, педагогические науки (на 13%), науки об обществе (на 11%).

Сегодня на разных площадках обсуждается, как усовершенствовать правила приёма в вузы. Основной спор идет в части дополнительных баллов (сегодня абитуриент может получить до 10 баллов дополнительно за свои достижения — олимпиады, спортивные успехи и другие по решению вуза), количестве и качестве олимпиад, которые дают возможность внеконкурсного зачисления. Предлагается также задействовать портал госуслуг и прочие электронные сервисы, чтобы облегчить возможности для поступления.

Государство делает ставку на очную форму обучения. То есть на выпускников школ. Им нужно обеспечить бюджетные места, предоставить по возможности общежитие (поэтому мы сейчас ставим задачу строить студенческие кампусы), стипендию, гранты. Всё это даёт возможность человеку получить хорошее образование. Почему так много «платников» на заочной форме? Чаще заочное образование люди получают дополнительно, имея профессию, когда они уже встали на ноги и могут себя обеспечить. Поэтому вполне справедливо, что государство инвестирует бюджетные средства здесь в разумных пределах.

О платном образовании
Если высшее образование будет стоить копейки, то и качество его станет соответствующим. С одной стороны, министерство не может жестко диктовать стоимость обучения. Есть только ограничения по нижнему пределу: ни один вуз не может установить стоимость обучения меньше, чем государство выделяет на подготовку такого же специалиста. К примеру, если государство подсчитало, что обучение физика стоит 100 тысяч рублей в год (в норматив входит оборудование, зарплата преподавателям и т. д.), а вуз предлагает обучить за 40, то возникает вопрос: какого физика там готовят? Верхней границы в нормативах нет. Чем престижнее университет и факультет, тем выше стоимость обучения. Таковы законы рынка, конкуренции. Однако нельзя допускать злоупотреблений по стоимости. У министерства как учредителя вуза есть для этого возможности. Мы можем рассмотреть, какова структура затрат на обучение. Поэтому, если выявим факты необоснованного завышения стоимости, конечно, будем реагировать.

Полный текст интервью: https://aif.ru/society/education/valeriy_falkov_kolichestvo_besplatnyh_mest_v_vuzah_sushchestvenno_uvelichitsya.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: о бюджетных местах и траекториях науки-образования (2/3)

О гуманитариях

Мы, конечно, постараемся соблюсти разумный баланс между «лириками» и «физиками», между гуманитарным, техническим и естественнонаучным знанием. Было много нареканий, что в конце девяностых — начале нулевых случилось перепроизводство юристов и экономистов, что, кстати, при более глубоком проникновении в суть вопроса выглядит не совсем уж трагично. По сути, юридическое и экономическое образование — это универсальный навык, который необходим людям, работающим в самых разных областях. Недаром изначально во всех университетах мира традиционно было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Одни изучали высшие материи, другие — как организовано общество, третьи — человека. В нулевые годы начался крен в другую сторону: количество мест на технические, инженерные специальности и направления стали увеличивать. В итоге мы порой имеем по 3-5 бесплатных мест в магистратуре по филологии, практически не имеем бесплатных мест, к примеру, на журналистику в ряде университетов. А ведь гуманитарное образование — это передача культурного кода, определенная культурно-историческая матрица государства. И если мы не поддерживаем лингвистику, филологию, историю, археологию, то рано или поздно это обернется большой трагедией. Кто будет платить за то, чтобы быть филологом или историком? Это в большей степени призвание, чем профессия юриста или экономиста. Но без истории, филологии сложно представить развитое общество.

О вузах

С прошлого года разворачивается большая программа по капитальному ремонту вузов. Число выделяемых государством средств в этом году увеличится в 3,5 раза, с 6,5 млрд рублей до 22 млрд. Это отдельная ахиллесова пята — состояние зданий, сооружений, помещений. За год исправить ситуацию невозможно. Но, развернув последовательную программу, мы можем многого достигнуть. Особенно если будет поддержка еще региональных властей, и сегодня такие примеры становятся реальностью.

Университетам надо идти в школы и помогать: проводить олимпиады, привлекать ребят в технопарки, предлагать разные формы дополнительного обучения. Вузы кровно заинтересованы в том, чтобы качество школьного образования было высоким.

Поставлена задача завершить работу и закрыть оставшиеся вузы-пустышки. За последние 10 лет проделана огромная работа, и количество неэффективных вузов и филиалов беспрецедентно сократилось.

На этот союз незамотивированных студентов и сомнительных филиалов и вузов спокойно смотреть не будем. Есть договоренность с Рособрнадзором на совместную работу по очищению системы. Сразу хочу сказать, что никакой кампанейщины не планируется. Мы будем советоваться и взаимодействовать с региональными властями, обсуждать каждую такую ситуацию с губернаторами.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: о бюджетных местах и траекториях науки-образования (3/3)

О нацпроекте «Наука»

Практическим результатом нацпроекта должно быть улучшение жизни людей. Для каждого — в своем конкретном измерении.

Генетические технологии — это один из приоритетов в науке не только в России, но и в мире. Мы здесь должны быть на передовой, поэтому такая программа вошла в национальный проект. Генетические технологии касаются не только сельского хозяйства. Они необходимы в медицине, даже в промышленной микробиологии, когда разрабатываются компоненты, позволяющие разлагать нефть, работать с пластиком и так далее.

Отдельное направление — строительство и модернизация судов для изучения Мирового океана.

Все понимают сегодня значение ядерной физики и роль России в развитии ядерной энергетики. Создаётся сеть уникальных установок класса «мегасайенс».

Наука должна существовать не ради себя, она должна давать конкретные практические результаты для экономики. Пока что взаимодействие университетов, науки и индустрии даётся непросто. Но мы к этому идем.

О сотрудничестве с РАН

Академия для министерства — стратегический партнер. Объединившись и найдя точки соприкосновения, не воспринимая друг друга как конкурентов и не используя недобросовестные практики, мы можем достигнуть гораздо большего. Да, борьба с фальшивыми диссертациями, платными липовыми научными публикациями необходима. Это идет на пользу, на оздоровление науки. Важно здесь избежать злоупотреблений, чтобы мнимая борьба с лженаукой не стала инструментом сведения счетов друг с другом и недобросовестной конкуренции в научной среде. И разобраться в этом порой нелегко. Но, думаю, мы справимся.
источник
2020 March 12
Научно-образовательная политика
ГУУ проектный

В то время как ряд университетов вводит проектное обучение лишь как эксперимент, Государственный университет управления ввел его в учебный процесс, наряду с основными программами.

Практики внедрения проектного обучения в ГУУ основываются на поддержке IT-команд, которые разрабатывают цифровые сервисы для решения задач госуправления и отраслевого менеджмента.

Первые результаты показали, что, во-первых, данный метод является основой интерактивного обучения, во-вторых, практико-, а вернее бизнес-ориентированность, формирует компетенции будущего управленца, способного системно и комплексно сформировать образ возможного бизнеса: итоговая работа должна включать разработанную структуру бизнес-процессов и четкий бизнес-план с ориентацией на коммерциализацию проектов. Применение данного инновационного подхода способствовало развитию малых инновационных предприятий в ГУУ, по инициативе студентов ГУУ создан бизнес-акселератор «Студенческий проектный офис», который помогает собрать полноценную стартап-команду специалистов разных направлений.
Проектное обучение, основанное на развитии и поддержке IT- проектов, оказалось перспективным в прикладном значении для программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Учащиеся ГУУ разрабатывают симулятор «АрктикПионер», который прививает пользователю управленческие навыки в решении проблем Дальнего Востока и Арктики. Здесь пересекается целый ряд востребованных государством направлений научно-технологического развития: освоение и развитие Арктической зоны РФ, цифровизация и стимулирование изобретальско-предпринимательской активности студентов

Внутривузовский Хакатон – ICU (I see you)- система распознавания лиц с модулем определения эмоций, обучил в игровой форме студентов с системой моделирования нейросетей и машинным зрением, опциям системы безопасности, а также рынку анализу/обработки изображений. Этот проект будет внедрен в системы видеонаблюдения университета.

«Очевидные результаты внедрения проектного обучения в традиционный учебный процесс в Государственном университете управления снимают вопросы и сомнения в перспективности подготовки новой генерации управленцев государства и бизнеса», - считает ректор ГУУ Иван Лобанов.

В своей работе Государственный университет управления успешно интегрируется во все компоненты системного прорыва: цифровизацию, подготовку госуправленцев новой формации, реализацию приоритетов Стратегии научно-технологичексого развития, нацпроектов «Наука» и «Образование», а также нацпрограмму «Цифровая экономика».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: козыри на стол

В рамках продолжающегося процесса перераспределения функционала (а значит – и финансирования) между Российским фондом фундаментальных исследований и Российским научным фондом обе организации активизировались в медийном поле с целью продемонстрировать свою уникальность и незаменимость.

РФФИ устами начальника информационно-аналитического отдела Александра Шарова делает серьезную ставку на научную дипломатию. В этом фонду помогает тесное сотрудничество с Российской академией наук, которая также отвечает за данное направление внешней политики.

Реализует данное направление РФФИ посредством совместных международных конкурсов с иностранными государствами – таковых уже более 60. Конечно, есть и определенная экзотика типа Северной Кореи, однако действительно фонд является центром международного взаимодействия России в научной сфере.

Второе направление – это деятельность в рамках Глобального исследовательского совета, предыдущее заседание которого прошло в Москве на базе РФФИ. Эта организация объединяет ведущие научные фонды мира и выступает как основная площадка дискуссий и выработки универсальных подходов к экспертизе и оценке эффективности грантов, взаимодействия ученых и власти, а также исследователей в рамках прямого трансграничного сотрудничества.

РНФ выступил с аналогичным программным заявлением о конкурентоспособности. В интервью замгендиректора фонда Андрей Блинов обозначил два «козырных» направления: поддержка молодых исследователей и экспертиза.

Именно на базе Российского научного фонда и Президентской программы, оператором которой он выступает, планируется создание единой сквозной системы поддержки молодых ученых, которая позволила бы иметь горизонт планирования карьеры и научной деятельности на 7-10 лет вперед.

Вторым инструментом, впрочем, традиционным и практически повсеместно внедренным является выделение квот для ученых младше 39 лет при выполнении грантов.

Свою систему экспертизы РНФ презентует как образцовую, тем более что она активно цифровизируется. Особый акцент фонд делает на формуле «ученые оценивают ученых». Она позволяет нивелировать недостатки наукометрического подхода, уравновесив его взвешенной экспертной оценкой.

Перед РНФ, тем не менее, стоит серьезная задача – не только перевести максимум процессов в цифру, но и окончательно ввести практику иностранной экспертизы. Пока что для этого, судя по всему, не в полной мере достаточно организационных и финансовых возможностей.

Относительно фондовой перестройки Андрей Блинов высказал очень здравую мысль: «Речь, скорее, о разграничении функций, но пока фонды продолжают работать, как и прежде. Важно, чтобы фонды не дублировали друг друга, а бюджетные средства расходовались по единым правилам. Сегодня деньги на гранты поступают из одного бюджета, а условия их выдачи разные: в РНФ – одни, в РФФИ – вторые, при распределении грантов президента – третьи. Вот ключевой вопрос, который надо решать для всех организаций, которые поддерживают науку».

Именно с этой позиции необходимо рассматривать процесс перераспределения функционала: общность требований и отсутствие дублирования финансирования. Данные решения необходимы для формирования единого научного пространства страны и эффективного распределения средств в контексте научно-технологического прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ «Кузбасс»: альтернативы развития региона

По словам губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, в условиях мирового кризиса в угольной отрасли драйвером экономического роста региона может стать строительная. Об этом шла речь на заседании Штаба по строительству.

Особое внимание будет уделено привлечению проектировщиков и строителей из Кузбасса.

В планах более 30 объектов: детские сады, школы, спортивные комплексы, парковые зоны, гостиницы, речной вокзал.

Для координации работы Кемеровским госуниверситетом создана система мониторинга ключевых строительных проектов региона, позволяющая дистанционно наблюдать за всеми процессами.

Строительство проходит красной нитью через многие нацпроекты – в частности, «Образование». Развитие инфраструктуры важно в части повышения инвестиционной привлекательности региона, создания новых рабочих мест, интенсификации сотрудничества в научно-исследовательской, образовательной и иных сферах.

Позиция КемГУ как оператора системы мониторинга и одновременно – точки сборки и базовой площадки НОЦ «Кузбасс» позволяет интегрировать различные направления работы. В этом смысле научно-образовательный центр и ключевой Кемеровский государственный университет в нем становятся полюсом притяжения ресурсов, технологий, кадров и лучших практик для реального стимулирования региональной экономики.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Точечно и по болевому

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков с первых шагов на новом посту продемонстрировал взвешенный, профессиональный, открытый и деловой подход к работе.

Глава Минобрнауки выступил за эффективное сотрудничество с Академией наук, распорядился транслировать важное заседание рабочей группы по расчету комплексного балла публикационной результативности.

Университетское сообщество с воодушевлением восприняло приход «своего» на руководящий пост, однако и академический цех все более взвешенно и позитивно относится к Фалькову. Ведь в позиции – давайте работать открыто и честно – очень мало слабых мест.

Однако, они есть в крайне важном компоненте работы любого управленца – в его команде. После своего назначения министр заявил, что в основном руководящий состав министерства сохранится, а будут лишь точечные настройки.

И они жизненно необходимы.

В этих условиях удивляет позиция заместителя министра Сергея Кузьмина. Еще во времена Михаила Котюкова он регулярно становился объектом критики со стороны не только научно-образовательного, но и управленческого сообщества. Так, и в былые времена не было и недели, чтобы в редакцию НОП не пришло 10-15 негативных сигналов в отношении заместителя министра.

Ситуацию спасало «особое» положение Сергея Кузьмина при Котюкове. «Правая рука», «он своего из-под удара всегда выведет», «зам по финансам в команде ММК неприкасаем», «держит документы на столе без подписи неделями», «не по делу резок с ректорами, на грани фола» – это выдержки из писем в адрес НОП.

Вчерашнюю модерацию Кузьмина на заседании рабочей группы по КБПР наши собеседники, в том числе, из числа непосредственных участников, описывали как «хамское, пренебрежительное к коллегам, заносчивое и грубое поведение».

К большому сожалению, позиция в стиле «я умный – а вы все дураки» из внутренней кухни Минобрнауки г-ном Кузьминым экстраполирована на диалог с уважаемыми людьми, непосредственными участниками реализации нацпроектов.

Первую часть совещания вчера вел Министр Фальков - конструктивно и по делу. Но как переменился тон модерации после его ухода и передачи слова ведущего  Кузьмину...

Открытая грубость сопровождались переходом на личности. Менторский тон вызвал всплеск резкого отторжения – по итогам мероприятия мы получили просто шквал писем и звонков – от чиновников и руководителей университетов, от простых преподавателей и ученых, а также экспертов нашей сферы.

От лица научно-образовательного сообщества и по его поручению редакция НОП отмечает: время необоснованных «наездов» прошло.
Если Минобрнауки ожидает от подведомственных учреждений эффективной работы, нужно выстраивать конструктивный диалог – уметь слышать и слушать.

Данный разговор нужно вести на позиции командной работы, а не опираясь на мифическую защиту и с полным отсутствием уважения к участникам дискуссии.

Тогда точно всё получится.
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: элитные расклады

Перераспределение функционала и полномочий между РФФИ и РНФ имеет важное значение для перераспределения финансовых потоков между научными элитными группами.

Российский фонд фундаментальных исследований создавался с активным участием Владимира Фортова, и до сих пор значительная часть грантов по естественно-научной части распределяется экспертами и советами, ориентированными на него, а другая часть связана с Владиславом Панченко (и через него с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком), также – с представителями Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН.

В итоге долгое время существовала конфигурация баланса интересов Михаила Ковальчука и группы Владимира Фортова. Основным источником денег являлись инициативные гранты. На этом поприще «заслуги» Курчатника скромны – он и так имеет финансирование отдельной строкой в госбюджете, а вот Фортов и его соратники весьма отличились.

Все начало меняться со стартом научно-технологического прорыва, когда президент Курчатовского института стал ключевым идеологом по научной тематике «группы прорыва», постепенно сформировавшей вокруг себя целый фронт заинтересованных участников.

Текущее перераспределение грантовых линеек и финансовых поток от РФФИ к РНФ с особым акцентом на генетические тематики лишний раз доказывает существование договоренности на высшем уровне – между Михаилом Ковальчуком и Андреем Фурсенко. Однако в данной схеме Владимир Фортов оказался явно лишним – тем более, что его серьезно дискредитируют «серые» схемы получения грантов нужными людьми, о которых всем известно.

Немалую поддержку экс-президенту оказывают чиновники, которые за годы его руководства Академией стали ее членами. При этом очевидно и понятно – Владимир Фортов в свое время по сути сдал РАН в обмен на личные бонусы от тесного взаимодействия с новыми академиками и членами-корреспондентами из числа нужных людей.

В академической среде (в том числе – среди самых уважаемых членов сообщества) укоренилось мнение, что Владимир Фортов на своем посту сделал далеко не все, что мог, при этом постоянно зарабатывал себе финансовые и иные «очки» на политике «осажденной крепости», которая в итоге привела к реформе РАН. Однако, высказанные в рамках открытой академической дискуссии и в личных разговорах подобные мнения приводили к откровенной мести со стороны Фортова – в том числе, по блокированию возможности получить гранты РФФИ.

Именно поэтому столь спокойно выступал на последнем Президиуме Владислав Панченко и столь нервными и категорическими были слова Владимира Фортова. В новой конфигурации прорыва он оказывается не только ненужным, но и откровенно токсичным элементом.

Президент РАН Александр Сергеев хорошо осведомлен о данных обстоятельствах, но во многом является заложником ситуации. Он достойно выстраивает диалог как с властью, так и с Академией. При этом, что весьма печально, из-за таких деятелей как Фортов, академическое сообщество часто умышленно «подогревается» на громкие заявления и занятие неконструктивной позиции.

В данный момент основная проблема РАН – это не Минобрнауки и не собственное руководство. Основной балласт – такие функционеры как Владимир Фортов, которые почти никогда не защищают интересы отечественной науки, а практически всегда действуют лишь в угоду собственным интересам.
источник
Научно-образовательная политика
Образовательное усиление Сбербанка

Марина Ракова, заместитель министра просвещения, уходит на работу в Сбербанк. В должности вице-президента она возглавит дивизион «Цифровые образовательные платформы». На новом посту Марина Ракова будет курировать проекты, связанные с созданием школьной и вузовской платформ, а также масштабирования Школ 21.

В Минпросвещения она курировала национальный проект «Образование» - теперь ожидается смена главного отвественного лица за него. Для Министерства – это достаточно ощутимая потеря, поскольку людей с уровнем ки набором омпетенции Марины Раковой банально нет.

Герман Греф же серьезно усиливает свое присутствие в образовательной сфере – на школьном и вузовском уровне, в первую очередь через цифровизацию обучения. Очевидно, скоро нас ожидает digital SberUniver.

Также ожидается более глубокая интеграция Сбербанка в проект АСИ «Точки кипения» и в «Кванториумы». В целом, Герман Греф очень глубоко интегрируется в нацпроект «Образование» и становится одним из ключевых игроков отрасли.

Весьма интересной становится фигурация среди леди образования, а в частности – внутри «женского кабинета». Марина Ракова переходит под крыло Германа Грефа, тем самым снимается определенное напряжение в ее паре с Еленой Шмелевой.

Тем не менее, первая окончательно интегрируется в цифровой «фронт прорыва», а вторая все более универсализирует свое положение, чтобы перейти в разряд «мастеров игры», а не простых участников.

Переход Марины Раковой послужит выравниванию баланса центров силы в школьном образовании. Таковых остается три – Минпросвещения, Сбербанк, Сириус. Также для Елены Шмелевой открывается дорога к высшим руководящим постам в этой сфере, однако далеко не факт, что она решит ею воспользоваться.

НОП знает Марину Ракову как настоящего профессионала, который «горит» своим делом. Её трудоспособность и самоотдача во многом обеспечили достаточно успешную реализацию первого года нацпроекта «Образование».

Экспрессия и лидерские позиции двух руководителей (Сергей Кравцов и Марина Ракова) через определённые трения привели к формированию новой сущности – уходу Раковой с Каретного, 2 и приходу в команду Грефа.
История уже знает похожие истории – так, замминистра Третьяк пришла в команду Газпрома, а замминистра Климов в РЖД (и оба остались чрезвычайно довольны).

Уверены, что на платформе Сбербанка красивая и умная Марина Ракова сможет раскрыться в еще большей степени. Как обычно, усердно работая на благо отечественной образовательно-цифровой сферы. Желаем Марине Раковой успехов на новом поприще!

Материалы: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
Обрубить лишнее в образовании

Минобрнауки опубликовало полный состав Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования. Отметим, что аналогичное «купирование» избыточного нормативного регулирования отдельно для сферы науки не предусмотрено по причине того, что оно достаточно «свежее», а ключевые НПА уже запланированы к изменениям и дополнениям.

Однако, сфера высшего образования непосредственно связана с наукой, и обе они представляют особый интерес в контексте научно-технологического прорыва.

Сопредседателями рабочей группы выступают Министр просвещения Сергей Кравцов и руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. Подобная ответственность лишний раз подтверждает позиции главы «Сириуса» и дает основание ожидать достаточно скорой ее интеграции в более формальные механизмы управления образованием.

Органы власти в области образования представляют:
Павел Зенькович – первый заместитель Министра просвещения;
Марина Лукашевич – статс-секретарь – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Университетское сообщество представлено следующими персонами:
Вадим Виноградов – заведующий кафедрой конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) –  ответственный секретарь группы;
Сергей Богданов (ректор Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена);
Владимир Васильев – ректор ИТМО;
Рубен Ениколопов – ректор РЭШ;
Владимир Зернов – председатель Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ);
Николай Кропачев – ректор СПбГУ;
Ярослав Кузьминов – ректор НИУ ВШЭ;
Дауд Мамий – ректор Адыгейского госуниверситета;
Владимир Мау – ректор РАНХиГС;
Игорь Реморенко – ректор МГПУ;
Виктор Садовничий – ректор МГУ;
Андрей Шаронов – президент МШУ «Сколково».

Науку представляют:
Татьяна Волосовец – директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (справедливости ради, г-жа Волосовец при постоянном уровне трендовости, планомерно теряет ориентацию в векторе работы с детьми с различными проблемами, и все больше вновь становится чиновником);
Юрий Зинченко – президент Российской академии образования;
Павел Сергоманов – директор Психологического института РАО;
Александр Чубарьян – заявлен в качестве председателя ВОО «Ассоциация учителей истории и обществознания», однако также является председателем Общественного совета при Минобрнауки и научным руководителем Института всеобщей истории.

Институты развития и прорыва:
Алексей Благинин – директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив;
Роберт Уразов – генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», хотя он давно «перерос» WS и стал полноценным «демиургом» нашей сферы, что например, легко заметить из обновлённого состава руководства Минпросвещения.

Также представлены общественные организации – в основном, профильные ассоциации, Российский союз молодежи, Яндекс и Сбербанк.

Состав группы является достаточно сбалансированным. Особенно важно масштабное присутствие представителей высшего образования. Тем не менее, все же представлялось бы логичным включить хотя бы одного делегата от руководства Российской академии наук, тем более, что та активно включается в процессы образования на всех уровня – например, в проекте «базовых школ».

Полный состав: https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/03/main/Sostav_polnyy.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Здорово, Кострома!

Завтра, 13 марта, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков посетит Костромской государственный университет.

В ходе поездки Валерий Фальков проведет встречу с молодыми учеными и ответит на вопросы студентов университета.

С руководством вуза и рабочей группой Министр обсудит разработку стратегии развития Костромского госуниверситета

Валерий Фальков ознакомится с проектами вуза в области IT и высоких технологий и обсудит новые форматы образовательного процесса.
источник
Научно-образовательная политика
Просвещение без раскачки

Сегодня состоялась встреча Президента Владимира Путина с Министром просвещения Сергеем Кравцовым.

В доступной для прессе части затрагивались важные темы: контроль за исполнением майских указов (2012 и 2018 гг.), преемственность в работе Минпросвещения, исполнение нацпроекта «Образование», надбавки за классное руководство, введение горячего питания для школьников, строительство новых объектов (детсады, школы), ликвидация третьей смены.

По всем этим вопросам новый министр активно включился в работу, что уже дало позитивный эффект в контексте нескольких мероприятий нацпроекта «Образование» и реализации инициатив Президента.

Сергей Кравцов анонсировал проведение первого форума классных руководителей, куда пригласил Владимира Путина.

В закрытой части (и вам, кроме НОП, об этом никто не расскажет) новый министр смог еще более подробно обрисовать успехи своего ведомства. В частности – о достижении рядом регионов показателей вхождения в десятку лидеров по качеству образования. Впереди – старт проекта по оценке качества СПО.

Подавляющее большинство задач, которые стоят перед министерством либо выполнены, либо находятся в стадии активной реализации. По ряду проблемных направлений Сергей Кравцов уже активизировал продуктивную работу.

Минпросвещения является одним из ключевых участников создания «россиянина 2.0».

Работа будет вестись по векторам достижения трех целей:
1.  Создание единого образовательного пространства.
2.  Обеспечение экономики страны рабочими кадрами.
3.  Формирование у детей патриотизма и нравственно-духовных ценностей.

Основополагающей станет идеологема «Великая и сильная Россия», которая будет воплощаться в жизнь через повышения качества и доступности образования (школьного и среднего профессионального), его интеграции в единое образовательное пространства с высшим и дополнительным образованием, установлением и упрочнением связей с экономикой и работодателями, а также воспитанием в школьниках соответствующей системы ценностей.

По самым «горячим» темам у Сергея Кравцова также есть план действий, который уже выполняется – в частности, в вопросах экспертизы учебников или создания единой системы подготовки педагогических кадров. Особое внимание будет уделено цифровизации и созданию единой системы управления.

В целом, Министр четко видит самые «болевые» точки отечественного образования  и активно включается в их устранение.

Представленный  Кравцовым подход позволяет с уверенностью говорить – у него действительно есть системный план действий, поэтому Минпросвещения в ближайшее время будет перестраиваться для наиболее эффективной реализации всех представленных Президенту направлений работы.

В заключении Сергей Кравцов от лица образовательного сообщества обратился к Президенту с просьбой объявить 2021 – годом Образования и Науки.

Важно, что никакой робости перед Высоким начальством Министр просвещения не испытывал – его доклад был представлен с позиции уверенного в своих силах управленца. Это важное качество сочетается у Сергея Кравцова с профессионализмом и глубоким погружением в образовательные дела.

У отечественного образования с новым министром однозначно большое будущее, если получится наладить командную работу с сетью подведомственных организаций, партнёрами по Правительству и экспертным сообществом.

Стенограмма открытой части: http://kremlin.ru/events/president/news/62974
источник
2020 March 13
Научно-образовательная политика
Школа перспективных исследований ТюмГУ анонсировала 4-ю ежегодную проектно-аналитическую сессию по дизайну мультидисциплинарных исследовательских проектов и отбору профессоров.

Те кандидаты, чьи проекты окажутся наиболее многообещающими с точки зрения их вклада в мировую дискуссию, смогут получить полные профессорские ставки в Школе.

С 12 по 15 марта 2020-го кандидаты из 15 стран, обладатели PhD степени ведущих университетов мира, будут разрабатывать и защищать исследовательские проекты, отвечающие на актуальные вопросы современной социогуманитарной и научно-технологической повестки.

Пленарные обсуждения проектов пройдут 13, 14 и 15 марта с 13:00 (Мск) и будут транслироваться онлайн.

📎 Ссылка на трансляцию на английском языке.

📎 Ссылка на трансляцию с синхронным переводом на русский язык.

Пленарные заседания – открыты для публики, необходима регистрация.

Адрес: г. Тюмень, ул. 8 Марта, 2/1.
источник
Научно-образовательная политика
Организатор робо-олимпиад Иннополиса

Сотрудник Университета Иннополис стал первым россиянином в оргкомитете Всемирной олимпиады роботов.

Методист по образовательной робототехнике Александр Колотов занял должность разработчика концепций соревнований в менеджменте World Robot Olympiad и создал новую категорию для соревнований по сборке и программированию беспилотных автомобилей.

Сотрудник Университета Иннополис будет разрабатывать новые задания для участников олимпиады, формулировать регламенты и готовить методические рекомендации для каждого сезона.

Александр Колотов 6 лет судил продвинутую категорию на международном этапе Всемирной олимпиады роботов, а в последние два года разрабатывал для этой категории задания. Также он занимается методическом сопровождением направления «Программирование интеллектуальных робототехнических систем» олимпиады Кружкового движения НТИ.

«Для ближайшего международного этапа WRO, который пройдет в канадском Монреале, я разработал новую пилотную категорию Future Engineers для школьников старших классов — участники будут собирать и программировать модель беспилотного автомобиля. Задача для первого раза относительно простая: машина должна перемещаться по треку, с помощью камеры определять препятствия нескольких типов и объезжать их. Чтобы победить, модель должна и точно определять задачи, и проехать как можно быстрее. Это первый вклад на новой должности. Мне предстоит также быть главным судьей в направлении Future Engineers, чтобы на основе этого опыта разработать рекомендации для процедуры судейства в новой категории», — рассказал Александр Колотов.

Университет Иннополис с 2014 года — национальный оператор Всемирной олимпиады роботов и организатор национального этапа соревнования — Всероссийской Робототехнической Олимпиады. В 2019 году сборная России стала первой в общекомандном зачете, завоевав 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали на World Robot Olympiad в венгерском Дьёре. Подготовкой российской команды занимается Университет Иннополис.
источник