Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 13
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сотня RAEX

Рейтинговое агентство RAEX опубликовало ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Ключевым выводом рейтинга является противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.

Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в научно-исследовательской деятельности, это подтверждают статистика и данные репутационных замеров.

Состав топ-30 лучших вузов России остается стабильным. В 2018 году в первую тридцатку рейтинга вошли 17 вузов из столичного региона, 4 университета из Санкт-Петербурга, 2 вуза Томска, НГУ, ННГУ им. Лобачевского, а также 5 федеральных университетов – Уральский, Сибирский, Казанский (Приволжский), Дальневосточный и Южный.

В рейтинге доминируют столичные вузы: 34 вуза находятся в Москве и Подмосковье. Следом с идет Санкт-Петербург, представленный в рейтинге 11 участниками. Третий регион России по количеству лучших вузов –Томская область (5 вузов). Планку в три вуза в составе топ-100 рейтинга RAEX также удалось преодолеть Республике Татарстан, Воронежской, Самарской, Ростовской, Тюменской областям и Республике Башкортостан.

Доступность образования в ведущих вузах страны зависит не только от региона, но и от интересующего профиля обучения. Спрос на гуманитарные и экономические направления намного выше: доля поступивших на бюджетной основе как правило ниже доли «платников». К примеру, в РГГУ только каждый третий первокурсник обучается бесплатно. В РЭА имени Г.В. Плеханова доля бюджетников – 27%, а в РАНХиГС при Президенте РФ - менее 20%.

Лучше дело обстоит в медицинских и технических ВУЗах. В медицинских вузах доля бюджетников– в среднем 50%. Что же касается технических и естественно-научных направлений, доля бюджетников весьма велика даже в топовых технических вузах, составляет около 73%. Влияние географического фактора здесь гораздо меньше, чем для популярных у абитуриентов экономических и управленческих направлений. К примеру, в московском НИЯУ МИФИ и в ТПУ соотношение бюджетников и платников среди первокурсников примерно одинаковое: девять к одному.

В топ-10 самых «дорогих» вузов вошел всего один технический вуз – МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучение в котором обходится в среднем в 282 тыс. рублей в год. При этом расценки ведущих вузов с экономическим, юридическим или гуманитарным уклоном значительно выше: к примеру, год обучения во ВАВТ в среднем стоит 352 тыс. рублей, в МГЮУ им. Кутафина – 355 тыс. рублей, в а МГИМО – 585 тыс. рублей

В последние годы высокое влияние на российские вузы оказали два заданных государством ориентира: развитие научных исследований и углубление международной интеграции. Статистика показывает, что обозначенная генеральная линия стала для вузов определяющей. Наибольшего за последние годы прогресса российские вузы достигли в области подготовки научных публикаций. Такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Наращивание количества научных публикаций и уровня цитируемости статей успешно осуществляется на практике. Но сами студенты ждут от своих вузов другого.
Опрос показал: важнейшим достоинством отечественных вузов студенты считают качество фундаментального образования. А самую высокую оценку фундаментальному образованию дали студенты медицинских вузов – примерно 76%.

Наиболее слабой стороной российских университетов, по мнению учащихся, является недостаточно налаженная связь вуза с работодателями.

Таким образом, мы видим, что рейтинг отразил системное видение российского высшего образования всех категорий участников ВУЗов.

Университетам это позволяет увидеть проблемные зоны и зоны роста, а абитуриентам – принять взвешенное решение в процессе выбора альма-матер. Оценка произведена достаточно объективно и беспристрастно, что дает все основания доверять рейтингу.

Подробнее: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019
источник
Научно-образовательная политика
Траектории двадцатых

В новом 2020 году спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков решил вернуться к активной лекционной деятельности. В планах – прочитать в 2020 году цикл лекций «Двадцатые», не менее 20 публичных лекций, по не менее чем 10 темам.

Первой из них стала «Государственная технологическая политика в 2020-е годы: основные подходы, риски и возможности», которую Дмитрий Песков прочитал для руководства и ведущих сотрудников СПбПУ (Питерского политеха).

Ключевыми были обозначены две темы: основы и основания государственной технологической политики в 2020-е годы и перспективы реализации Национальной технологической инициативы.

Вначале Дмитрий Николаевич рассказал о контексте, в котором проектируется и реализуется российская государственная технологическая политика, в первую очередь – какие цели она ставит перед собой. К ним он отнес следующие восемь целей:

– модернизация базовых отраслей;
– создание нового сектора;
– сетевизация инфраструктуры;
– национальная безопасность;
– компетенции на новых рынках;
– глобальная технологическая экспансия;
– качество жизни;
– проекция геополитической мощи.

«Для каждой из этих целей нужны разные стратегии достижения. В связи с этим вызов 2020 года перед нами как перед страной состоит в том, чтобы понять, как они связаны между собой, как правильно инвестировать в них? То есть главный вопрос этого года: как ускорить технологическое развитие? У меня нет на него ответа. И в этом смысле моя сегодняшняя лекция – обращение к сообществу и приглашение его к диалогу для выработки в ближайшие несколько месяцев вариантов ответов», – сказал Дмитрий Песков.

Затем эксперт перешел к перечислению ставок – направлений для инвестирования в технологическое развитие, которые по тем или иным причинам выбирают ЛПР:

–  мегапроекты, к которым в первую очередь относятся успешные инфраструктурные проекты;
– порождающие экосистемы – скопированные из США институты развития;
– импортозамещение – развитие внутреннего рынка, которое дает быстрый экономический эффект;
– цифровые платформы – самая модная ставка, где на настоящее время больше всего денег и «хайпа», включает реинвестиции в развитие технологий;
– национальные чемпионы – поддержка тех, кто быстрее всех растет, причем отрасль не имеет значение;
– отраслевые программы – выбор приоритетных отраслей;
– сквозные технологии – выбор технологий, которые влияют одновременно на несколько выше перечисленных ставок.

«Подавляющее большинство этих ставок носит затратный характер. И в этом смысле мы входим в мучительное десятилетие. Чтобы сработали цели и ставки, нужны подходящие инструменты. Но те инструменты, которыми пользуемся сейчас, – они все про компании, здесь нет ничего про людей и поддержку человеческого капитала. И в этом смысле стоит ответить на следующий вопрос: когда мы занимаемся технологической политикой, для нас кто важнее в инженерном стартапе – инженер компании или компания? На данный момент мы инвестируем в организационные машинки, а не в людей», – прокомментировал Дмитрий Песков.

После этого спикер перешел к обсуждению места НТИ в этой матрице целей и ставок. Он отметил, что в первую очередь Национальная технологическая инициатива – это про компетенции на новых рынках. Но есть два существенных барьера в достижении цели: во-первых, у государства отсутствуют инструменты масштабирования полученных результатов, а во-вторых, механизм рабочих групп на сегодняшний день не подразумевает конкуренции. Дмитрий Песков сказал: «НТИ должна предоставить новым игрокам, новым участникам возможность сформировать свои конкурентные рабочие группы, свои образы будущего, претендовать на место в нашей экосистеме коммуникаций в новых моделях. И поэтому мы такую “распаковку” НТИ в модели конкуренции в этом году осуществим».

Лекции Дмитрия Пескова – это всегда смесь инсайта и позитивной провокации на продуктивную дискуссию. Цикл его выступлений однозначно станет одним из стержней обсуждения научно-технологического прорыва.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Научные траектории лидерства

16 марта 2020 года, состоится открытие полуфинала конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».

В церемонии примут участие: помощник Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Андрей Фурсенко; ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», наставник конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука» Алевтина Черникова и руководитель конкурса «Лидеры России», генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» пройдут с 15 по 20 марта 2020 года в Москве в Доме культуры национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

По специализации «Наука» на конкурс управленцев «Лидеры России 2020» поступило 22 272 заявки из всех регионов России. К очному этапу приглашены 333 участника, показавших лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования.

15 марта конкурсанты пройдут контрольное тестирование для подтверждения результатов дистанционного этапа. По итогам тестирования определится окончательный состав полуфиналистов. Полуфинал специализации состоится 16-17 марта. В эти дни пройдут оценочные мероприятия.

18 марта для участников, приглашенных в полуфинал конкурса по специализации «Наука», пройдут мастер-классы от ведущих экспертов страны. 100 победителей полуфинала 19 марта продемонстрируют свои лучшие лидерские качества и поборются в очных оценочных мероприятиях за победу в финале специализации. 20 марта будут объявлены 30 победителей специализации, 10 лучших их них поедут на суперфинал, который состоится 27-31 марта в Сочи.

Все победители специализации получат возможность поработать с уникальными наставниками, среди которых: помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, первый вице-президент АО «Газпромбанк» Наталья Третьяк, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова и другие лучшие специалисты по науке и образованию в России.

«В январе-феврале прошли все региональные полуфиналы конкурса «Лидеры России». Приглашения в суперфинал получили 270 участников, – отметил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров. – В марте в Москве мы впервые проводим полуфиналы специализаций – «Здравоохранение», «Наука» и «Финансы и технологии», по итогам которых приглашения в суперфинал получат еще 30 конкурсантов».

Научный трек «Лидеров России» является одной из платформ для решения кадровых вопросов научно-технологического прорыва. Благодаря созданию класса управленцев новой формации как в целом в политике, так и в отдельных отраслях без сомнений удастся сформировать целую страту администраторов и лидеров, которые смогут «говорить на одном языке», что намного облегчит системное взаимодействие и реализацию масштабных проектов и программ. Набор высококлассных наставников позволит сформировать широкий спектр подходов к руководству наукой, однако все они будут основаны на едином базисе, что важно для конценрации усилий в рамках научно-технологического прорыва.

Кадровая политика, проводимая Сергеем Кириенко и Алексеем Комиссаровым на президенткой платформе «Россия – страна возможностей», была не раз отмечена и поддержана главой государства Владимиром Путиным.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2462
источник
Научно-образовательная политика
Спецназ: цифровой и научно-образовательный

В министерствах и ведомствах практически сформирован пул цифровых заместителей руководителей — круг их задач вчера обозначил премьер-министр Михаил Мишустин на встрече в Белом доме. Об этом сообщает «Коммерсант».

Цифровые замы должны обеспечить выполнение типовой ведомственной программы цифровой трансформации – в частности, по оказанию онлайн-услуг населению и по переходу к управлению данными.

В ближайшее время у чиновников появится типовая ведомственная программа цифровой трансформации со сроком исполнения в три года, сообщил вчера премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с заместителями глав ведомств, ответственными за это направление. В программу войдут показатели, по которым будут оцениваться результаты внедрения информационных технологий — цифровые замы будут отвечать за их выполнение в своих сферах.

Как пояснил премьер, «цифровой спецназ» правительства должен наладить цифровые процессы в каждом конкретном ведомстве.

У замов будут полномочия по реинжинирингу всех рабочих процессов внутри министерств и ведомств, включая перевод их в онлайн-услуги для населения и переход к управлению данными. Курировать эту работу будет Дмитрий Чернышенко – на первых порах он планирует встречаться с цифровыми чиновниками в еженедельном режиме. Помимо своего непосредственного начальника они также будут подчиняться главе Минсвязи Максуту Шадаеву.

В Минобрнауки «цифровым замом» назначен Александр Нарукавников, кандидат для Минпросвещения – Татьяна Васильева. Интересно, что в списках отсутствует Рособрнадзор.

В Министерстве науки и высшего образования процесс цифровизации идет полным ходом. Руководитель профильного Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Анатолий Швиндт уже развернул серьезную эффективную командную работу по переводу научно-образовательной сферы (и управления ею) в цифровой режим.

Формирование «пулов» чиновников может не ограничиться сферой цифровизации – по данным «Коммерсанта» в Белом доме обсуждается расширение применения этого подхода. Так, в ведомства, ведущие масштабное строительство, могут быть назначены чиновники из команды курирующего строительство вице-премьера Марата Хуснуллина.

Это направление особенно важно, например, для нацпроекта «Образование», в котором заложено создание большого количества объектов – школ, детских садов и иных.

Система профильных замов обсуждалась и в части финансов, однако о каких-либо результатах дискуссии пока не известно. Отметим, такой новый подход выглядит как некое переосмысление проектной логики предыдущего состава правительства — речь тогда шла о назначении «проектных» заместителей министра в каждом министерстве и о создании в ведомствах отдельных проектных офисов.

Материалы: полный список цифровых замов и статья «Коммерсанта».
источник
Научно-образовательная политика
Аспирантский проездной

Минобрнауки поддержало идею ввести в России проездной для аспирантов, чтобы они могли бесплатно добраться до защиты или предзащиты диссертации, если диссертационный совет находится в другом городе, следует из письма главы ведомства Валерия Фалькова.

Ранее зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) направил письмо с соответствующим предложением генеральному директору «РЖД» Олегу Белозерову и вице-премьеру Татьяне Голиковой. Депутат предложил за счёт средств федерального бюджета оплачивать билет в оба конца, действующий на две поездки: на предзащиту и на защиту кандидатской диссертации. Голикова поручила главам Минобрнауки, Минтранса и Минфина проработать эту идею.

«Минобрнауки России считает возможным поддержать Вашу инициативу об установлении льгот на оплату проезда к месту защиты диссертации для аспирантов, а также полагает целесообразным распространить ее наиболее широкий контингент молодых ученых. <…> Дополнительно потребуется проработка механизмов компенсации транспортных расходов соискателю ученой степени и выпадающих доходов транспортным компаниям, видов и форм предоставления транспортной услуги в зависимости от расстояния до места защиты диссертации», – говорится в ответе Валерия Фалькова депутату.

«В случае внесения изменений в действующее законодательство в части установления бесплатного проезда на предзащиту и на защиту кандидатской диссертации за счет средств федерального бюджета, холдинг «РЖД» готов выполнить данное решение в полном объеме», – говорится в письме за подписью заместителя гендиректора РЖД Дмитрия Пегова.

Введение «аспирантского проездного» – это важный шаг на пути формирования единого научного пространства России и упрочнения связей между различными образовательными и научными организациями. Впрочем, здесь же встает вопрос об авиабилетах – например, по маршрутам сообщением с Дальневосточным федеральным округом. Очевидно, требуется аналогичная мера или дотирование части стоимости для аспирантов.

С другой стороны, помимо усиления физической мобильности, работы ведутся по траектории цифровизации процессов защит. Уже сейчас в ряде вузов, например, в НИУ ВШЭ, есть практика привлечения иностранных экспертов в диссовет (создается под каждую защиту, так как Вышка имеет права самостоятельного присуждения ученых степеней) по видео-связи. По большому счету нет особых препятствий для того, чтобы вообще перенести защиты в интернет-пространство. Конечно, традиционные банкеты придется отменить, но это не столь существенная потеря.

А расширение областей применения электронной цифровой подписи должно в итоге облегчить сбор документов и переправку их в диссовет и ВАК.

Однако, пока все это дело будущего, впрочем, полагаем, не столь уж далекого.

Подробнее об аспирантском проездном: https://ria.ru/20200313/1568524532.html
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня Костромской государственный университет принимал премьер-министра Михаила Мишустина. С ролью модератора на встрече со студентами вуза прекрасно справился  Министр Валерий Фальков:

"Михаил Владимирович [Мишустин -НОП] уделяет огромное внимание образованию вообще, высшему образованию, науке. И сейчас как раз верстаются планы.И сейчас как раз верстаются планы. Поэтому, мне кажется, многие ваши вопросы будут весьма и весьма ко времени".

Преседатель Правительства РФ Михаил Мишустин:

"Можно много чего почерпнуть из интернета – получить информацию, пройти онлайн-курсы. Но это не панацея. Всё равно та среда, которую даёт университет, это совершенно уникальный, если хотите, ресурс..любое образование хорошее. Но техническое образование сегодня очень важно. Оно непростое, его тяжелее получать, там очень много базовых, фундаментальных наук. Там базовая математика, теория. Это непросто, но это очень важно, потому что техническое образование – это то, что всегда было развито в нашей стране и что является её конкурентным преимуществом. Об этом говорил Президент неоднократно, что наше техническое образование – это наш дополнительный ресурс. Поэтому скажу честно, не лукавя: я считаю, что техническое образование было бы предпочтительнее.

Но это не означает, что есть какое-то различие. Есть блестящие профессионалы – гуманитарии. Люди, глубоко изучающие и эти науки. Это моё личное мнение
".

Подробнее: http://government.ru/news/39144/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Президент Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий. В области образования и науки - много заслуженных людей.

Полный текст Указа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 March 14
Научно-образовательная политика
Коронашкольный вирус

Практически все страны - члены Евросоюза в эти дни объявили режим каникул для школ (а многие - и для университетов).

Точечно схожие меры принял профильный московский департамент.

Стоит ли ждать масштабирования этого решения?

Ряд наших источников в Правительстве и околоМинпросвещения сообщают, что школы вот-вот переведут на карантин.

Режим работы Сергея Кравцова в последние дни - до полуночи, причём домой не уезжает не только министр, но и значительная часть аппарата.

Возможное решение - непростое.

Но при всех репутационных издержках Министерству просвещения и его новому министру, прежде всего стоит думать о здоровье детей.  

Заодно сможем проверить -  способны ли наши школы и учителя к работе в режиме online, о котором так много говорится в последнее время.

Да и всероссийские школьные олимпиады, финальные этапы которых начинаются 20-го марта, пожалуй бы тоже стоило отменить от греха подальше. Ведь это почти 5000 школьников со всей России в одном «котле».  

Если предположим, что и их отменят, (что было бы правильно), вряд ли ошибёмся.

Безусловно, поднимется волна критики от части недовольных родителей (особенно, в случае отмены финалов олимпиад), но это именно тот случай, когда Минпросвещения будет право.

Думаем, Сергей Кравцов из тех руководителей, кто способен на это непростое решение.

https://t.me/COVID2019_official/43
источник