Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 05
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 March 06
Научно-образовательная политика
Цифровые кадры и их перспективы

Перспективы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», ограничения, которые предстоит преодолеть при его реализации, а также новые запросы со стороны бизнеса, вузов и регионов обсудили на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2», который состоялся 5 марта в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

В работе форума участвовали руководители экспертных направлений, исполнители проекта «Кадры для цифровой экономики», игроки рынка образовательных услуг, представители Минобрнауки РФ и институтов развития, региональные чиновники и руководители университетов.

Открывая пленарную дискуссию форума, специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологичного развития Дмитрий Песков напомнил, что для формирования экономики, которая базируется на цифровых технологиях, нужно лучше готовить новое поколение, готовить «цифровым образом» в школах и вузах, переобучить взрослых специалистов, готовых к освоению цифровых компетенций. А также необходимо «переподготовить управленцев, которые будут заниматься этими цифровыми преобразованиями».

Дмитрий Песков заявил:

«Никакой реальной статистики в образовании и на рынке труда сегодня не собирается, мы вынуждены пользоваться случайно подобранными рейтингами для определения места нашей страны – управлять такой системой невозможно. Чтобы чем-то управлять, надо это оцифровать. Главная задача федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» – за первый год на кейсах собрать общую онтологию рынка труда, оцифровать ее базовые предпосылки и научиться считать: а какой на самом деле дефицит специалистов? За прошлый год мы сделали базовую модель компетенции. Сделал ее искусственный интеллект. И мы научились быстро запускать пилоты, потому что оказалось, что у нас очень крутое сообщество в регионах. Мы научились собирать цифровой след. И знаем: когда вуз на самом деле учит и когда он «лепит» статистику».

Заместитель премьер-министра республики Татарстан Роман Шайхутдинов пояснил, что региональные вузы должны рассматриваться как точки роста в цифровой экономике. В сотрудничестве с индустриальными партнерами они уже готовят кадры для высокотехнологичных компаний. Одним из инструментов для этого являются специализированные кафедры, организованные при участии крупных региональных предприятий.

Управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский подчеркнул, что в данный момент заказчика глобальных изменений в системе образования нет. Внедрение новых технологий обучения у компаний в сфере образования происходит за 2 месяца, а на уровне государства – за 4 года. Поэтому государство должно выступить как заказчик пилотных проектов в образовании и доверить их проверку бизнес-сообществу.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин отметил, что если мы хотим оперативно и массово сформировать у населения компетенции для ЦЭ – нужно упростить порядок получения финансирования на обучение для граждан.

Пленарную дискуссию модерировали Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан и Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

Модераторы подчеркнули мнение экспертного сообщества: для эффективной подготовки кадров для цифровой экономики Правительству, командам ФОИВ (Минэкономики, Минобрнауки, Минпросвещения и т.д), университетам и бизнесу нужно работать более скоординированно и «запараллеливать» мероприятия отдельных федеральных проектов (например, в части развития ДПО в вузах – «Новые возможности для каждого» и «Кадры для цифровой экономики») между собой и другими вузами, при этом интегрируя различные форматы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Образовательный форсайт в Державинском

Модель образовательных интенсивов «Острова 10-22», успешно апробированная летом 2019 в Сколково с участием 100 вузов России, успешно внедряется по стране.

В период со второго по пятое марта на базе Точки кипения Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина прошел «Образовательный форсайт в Державинском», направленный на разработку программы развития вуза. В работе форсайта приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Череповецкого госуниверситета, региональные и федеральные работодатели, представители региональной системы управления образованием.

Более 100 сотрудников Державинского университета, разделившись на команды, разрабатывали и защищали программы развития своих институтов и факультетов, используя методологию, привезенную с «Острова»: визионерские лекции, лаборатории, мастер-классы, командную работу с модераторами.

В течение трех дней в Точке кипения университетское сообщество знакомилось с мировыми и отечественными трендами в системе образования и формировало траекторию развития вуза. Так, например, о развитии современного высшего образования на визионерской лекции рассказал академический руководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский.

«Проникновение новых технологий в образование – это тренд: онлайн-обучение, обучение с помощью VR, AR, – отметил Кирилл Зиньковский. – Существует большой тренд, связанный с нейроисследованиями. Они демонстрируют другие подходы к обучению. Тренд, который я также называл, – ускорение запроса на обновляемые компетенции. С этим связаны все наши попытки распаковать образовательные программы: вынести часть образовательных программ на аутсорсинг, включать в образовательные треки разные активности, работу в компании, полевые экспедиции, онлайн-курсы, стажировку в другом университете – все это в рамках образовательной программы».

Форсайт нацелен на аккумулирование передового опыта и его внедрение в жизнь университета, на совершенствование тех компетенций сотрудников, которые необходимы для развития образовательной экосистемы. Речь идет об умении работать в команде, креативности, умении управлять образовательной программой, применять инновационные методики в учебном процессе и других навыках.

«Мы живем в изменчивом мире, где наша задача – постоянно учиться, осваивать тренды, обмениваться опытом, идеями и вместе определять пути движения вуза, – подчеркнул ректор Державинского университета Владимир Стромов. – Необходимо привлечение всех возможностей и сил, заинтересованных в развитии университета. Это ли не проявление настоящей командной работы? По итогам трех дней форсайта преподаватели и сотрудники Державинского предложили свои программы развития своих факультетов, которые будут встраиваться в общую стратегию университета».

«На фоне прорывных изменений, которые происходят в инновационной, научно-исследовательской деятельности нашего вуза, образование выглядит более традиционным. В 2019 году команда нашего вуза ездила на Остров 10-22 и привезла оттуда много новых идей: внедрение онлайн-курсов в учебный процесс, создание новых образовательных программ, реализация проектной деятельности. Сейчас у нас очень активно начало развиваться дополнительное образование, был открыт институт развития магистратуры, –
сказала проректор по учебной работе Державинского университета Ирина Налетова. – Основной двигатель образовательного процесса – преподаватель. Поэтому у нас возникла такая идея – сделать интенсив для преподавателей, для того чтобы познакомить их с теми трендами, которые существуют в высшем образовании, и научить, как эти тренды использовать в своей работе, внедрять в свою повседневную деятельность».

Напомним, что на днях было анонсировано проведение интенсива «Остров 2020», одним из треков которого как раз будет «Форсайт будущего образования». Тамбовский госуниверситет, таким образом, эффективно встраивается в самые передовые форматы научно-образовательного развития.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник