Базы данных, цитируемость и КБПР
Аналитики РИНЦ провели сравнение уровня публикаций российских ученых в базах данных Web of Science, Scopus и RSCI («российская полка» WoS).
Ключевые выводы
Увеличение числа российских статей в Scopus по сравнению с WOS CC примерно на четверть приводит к снижению средней цитируемости примерно на четверть.
21 тыс. российских статей, попавших в ESCI, цитируются в среднем в 12 раз хуже, чем статьи, попавшие в основные базы Web of Science.
Количество журналов, которые делятся на квартили в Scopus, примерно в два раза превышает количество журналов, для которых рассчитываются квартили в Web of Science. Поэтому квартили в WOS и Scopus нельзя считать даже примерно одинаковыми по качеству журналов, что мы, собственно, сейчас и продемонстрируем.
Средняя цитируемость российских статей в RSCI вполне сравнима с 4-м квартилем Scopus и заметно выше, чем в ESCI. При этом нужно иметь ввиду, что WOS, Scopus и RSCI имеют частично пересекающиеся коллекции журналов.
Несмотря на то, что RSCI дает наибольший вклад статей в ядро РИНЦ (почти 70 тысяч), качество этих статей выше, чем в ESCI и 4-м квартиле Scopus и находится на уровне 3-го квартиля Scopus. В целом же, дополнительные журналы из ESCI, Scopus и RSCI в среднем примерно одного уровня.
Возможности для роста количества журналов в RSCI весьма ограничены. Если использовать в качестве граничного условия уровень RSCI и 3-го квартиля Scopus, то можно добавить не более 70 журналов, если уровень 4-го квартиля Scopus - 100 журналов. Если же за нижнюю границу качества взять средний уровень российских статей в ESCI, то в RSCI можно добавить не более 170 журналов.
Средний уровень журналов из перечня ВАК, если убрать из него журналы, входящие в RSCI (а это лишь четверть от всех журналов ВАК), оказывается в 8 раз хуже, чем средний уровень журналов в RSCI, и сравним по качеству со средним уровнем оставшихся в РИНЦ журналов, не входящих в перечень ВАК.
Статьи, включенные в ядро РИНЦ (а это 27% от всех статей российских ученых), получают 93% от всех цитирований из ядра РИНЦ.
Сравним полученные данные с весовыми коэффициентами, предлагаемыми к использованию при расчете Комплексного балла публикационной результативности (КБПР). Для нормировки будем использовать коэффициент, равный единице, для публикаций в 4-ом квартиле WOS.
[Итоговые выводы:]
1. Коэффициенты качества КБПР для первых трех квартилей WOS явно завышены.
2. Четвертый квартиль WOS, ESCI и SCOPUS имеют одинаковые коэффициенты качества КБПР, тогда как в реальности российские публикации в журналах ESCI и SCOPUS, не входящих в WOS, примерно в 3-4 раза хуже по качеству, чем WOS Q4.
3. RSCI имеет коэффициент качества 0,75, хотя уровень публикаций в этой базе находится на том же уровне, что и SCOPUS и почти в полтора раза лучше, чем ESCI.
4. Публикации в журналах ВАК имеют вес 0,5, то есть всего в два раза ниже, чем WOS Q4. [Хотя они] после удаления пересечений с другими базами данных примерно в 25 раз хуже по качеству, чем WOS Q4.
5. Если методика предполагает учет публикаций в журналах из Перечня ВАК, то тогда нужно, по-видимому, учитывать и оставшиеся журналы из РИНЦ, поскольку их уровень даже после удаления всех дублей отличается от ВАК незначительно (0,03 и 0,04 соответственно).
Комментарии
Задачей данной публикации, очевидно, было повысить статус RSCI, в который журналы входят во многом на основе данных РИНЦ.
Аналитики РИНЦ представляют в целом объективную картину публикационной результативности в зависимости от баз данных, хотя в их подходе есть существенный изъян. Средняя цитируемость статей в ядре РИНЦ (WoS + Scopus + RSCI) рассчитывается по количеству ссылок из самого ядра. В этом вопросе более показательным был бы учет цитируемости только журналов из RSCI из WoS и Scopus.
Представленные наблюдения безусловно важны для корректировки Методики расчета комплексного балла публикационной результативности. Однако, относиться к ним нужно взвешенно.
Полученные аналитиками РИНЦ данные – это очередной шаг к замене перечня ВАК на «ядро РИНЦ».
Полный текст исследования.