
В новом выпуске «Картины мира» Михаил Ковальчук обсуждал с директором ВЦИОМ Валерием Федоровым социальную трансформацию, которую сейчас переживает Россия.
Собеседники обсудили общие вопросы о роли и значении изучения общественного мнения для принятия решений – в этой части передачи не прозвучало ничего нового.
А вот фон этим рассуждениям весьма интересный – не секрет, что для внутриполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко социология является крайне важным инструментом. Никакие региональные кампании и крупные федеральные инициативы не проводятся без предварительного замера мнений максимального количества социальных групп. В этом смысле, конечно, результаты опросов действительно могут стать инструментом конструирования общественного мнения, однако они же (или некие другие исследования) все же должны показывать реальное положение вещей, от которого отталкиваются высшие чиновники и администраторы при принятии решений.
Михаил Ковальчук сделал акцент на новой медиа-среде (цифровизация + Интернет + соцсети). Ключевой в этом вопросе стала его фраза: «К электоральному циклу подошли люди, выросшие в этой среде».
Его слова стали отражением политики «группы прорыва» по активной экспансии в пространстве соцсетей и Телеграма, а также особого внимания к молодежи. По данному вопросу Незыгарь (@russica2) отмечает: «Любопытно, что поддержка президентской инициативы пока особенно ярко выражена в «молодых возрастных группах», 25-45 лет».
В совокупности эти данные говорят о том, что помимо традиционного столпа поддержки власти в виде бюджетников, формируется вторая точка опоры – молодежь, достучаться до которой планируется именно через соцсети и Интернет в целом. При этом необходимо учитывать, что позиция активных пользователей не всегда четко коррелирует с мнением основной части населения.
Традиционное телевидение как основной модулятор позиции общества, например, остается основным для первой опоры, а вот для второй значимую роль приобретает децентрализованное ТВ (например, YouTube).
Затем собеседники перешли к обсуждению огромного резерва системы образования, которые необходимо активировать, освоить и использовать для прорыва. В противовес механическому запоминанию образовательная среда должна способствовать формированию навыков креативного, аналитического и системного мышления. Как неоднократно заявлял Михаил Ковальчук, необходимо сосредоточиться на воспитании будущих творцов, аналитиков, ученых. И в своей передаче он добавил – необходимо глубокое реформирование системы образования.
Естественно, были презентованы успехи Курчатовского института в конвергентном обучении, когда ученик глубоко погружается в научно-исследовательский процесс. В сюжете обозначено широкое распространение «Курчатовских классов» в Москве, а далее планируется расширение этого процесса на Псков, Севастополь и Санкт-Петербург. Междисциплинарность, конвергентные исследования и природоподобные технологии традиционно прозвучали как основной вектор развития научно-образовательной среды.
Именно конвергентное образование является флагманским проектом Курчатовского института – в том числе, через профильные смены в «Артеке» и «Сириусе».
Здесь есть прямая связь с трендом на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи с целью обеспечить им необходимую «прокачку» и создание условий для плодотворной работы и быстрого роста в профессии.
Отдельно, и это крайне важно для системы высшего образования, Михаил Ковальчук озвучил мысль по стратификации университетов – должно быть ядро ведущих элитных вузов, которые готовят то самое поколение профессионалов и творцов. А остальные вузы должны давать конкретные навыки для интеграции выпускника в трансформирующуюся (в том числе вследствие цифровизации) экономику страны и ее регионов.
Запись программы: https://youtu.be/4_qfl4_iSqE