Программа действий (2/3)
Интервью министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в передаче «Что это значит» на канале РБК – прямая речь.
Ректоры у нас хорошие, но на самом деле, конечно, разные, поскольку ректорское сообщество неоднородно и имеет разные взгляды на развитие высшей школы. Задача Министерства состоит в том, чтобы провести назревшие изменения при поддержке коллективов вузов и постоянно обсуждая это с ректорским сообществом, что мы и начали делать.
Ректорское сообщество воспринимает меня как своего.
Связка «школа – вуз» должна быть максимальной. Во-первых, вузы готовят кадры для школ – педагогическое образование. И оттого, насколько хорошо это делают вузы и от уровня абитуриентов, зависит качество подготовки того, кто идет [работать] в школу. Второй момент – вузы, используя все свои возможности, должны помогать школам, чтобы качество образования было на высоком уровне. Здесь очень полезен опыт работы с талантливыми детьми, когда на базе вузов организуются специальные центры по работе с ними, либо с детьми в сложных социальных контекстах. И та, и та категория важна. И отличники, и те, кто адаптируется в России, и люди с ограниченными возможностями здоровья.
У университетов огромный арсенал для помощи школам.
Профориентация подразумевает не только углубленную работу по профильным предметам. Любовь к науке и исследовательской деятельности лучше могут сформировать именно университеты.
Бесплатное второе высшее по творческим специальностям – это эксперимент. Надо речь вести не о втором высшем, а о непрерывном образовании – учиться можно и нужно постоянно.
Один из приоритетов – решение проблемы связи вузов и работодателей, бизнеса и промышленности: как с точки зрения подготовки кадров, так и проведения научных исследований с последующей коммерциализацией их результатов.
Цель [оказаться в пятерке научных лидеров среди стран мира] амбициозная, но она достижимая при нужной консолидации: научных институтов, университетов, также нужна поддержка общества.
[Финансирование науки идет не только по профильному нацпроекту, но и по другим национальным проектам и государственным программам].
Ставка на молодежь. Главное, чтобы в науку шли молодые.
Наша главная задача: те ресурсы, которые есть, использовать эффективно, чтобы они дали максимальную отдачу.
Что касается сферы науки и технологий – есть серьезный обмен: к нам едут, от нас уезжают. Нужно создавать условия, чтобы приезжали и обратно возвращались.
Я плохо отношусь к запретительным мерам.
На одного ученого, которому скучно, я могу найти двух, которым интересно. Заманивать тем, чтобы были интересные проекты – это первое. Второе – были хорошо укомплектованы лаборатории. Третье – была долгосрочная перспектива. Четвертое – чтобы меньше было бюрократизма. И пятое – комфортная среда для жизни. По всем этим направлениям работа идет. Сегодня к нам с удовольствием едут ученые из разных стран на крупные проекты, равно как и наши исследователи уезжают в другие страны.
Конечно, проблем много. И не все еще удается решить. В разных городах и университетах ситуация разная. Говорить, что все безнадежно было бы неправильно.
Мы в ближайшее время начнем серию демонстрации практических результатов [внедрения научных разработок в жизнь]. [Таких примеров] должно быть гораздо больше.
Наука тоже разная – есть сильные исследовательские коллективы, институты, которые реально участвуют в прорыве на своем конкретном направлении. Мы говорим о том, чтобы роль науки в развитии общества и экономики была принципиально другой. Для этого должны быть сделаны сильные системные шаги вперед.
Сила российской науки в том, что всегда была сильна фундаментальная [составляющая], в традициях и возможности мобилизоваться.