Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 05
Научно-образовательная политика
Молодые и система (1/2)

В новой серии «20 вопросов Владимиру Путину» президент высказал свою позицию относительно поддержки талантливой молодежи.

Прямая речь

Молодые люди пришли из института и через несколько лет сделали «Искандер», одно из наших современных видов вооружений, которым мы гордимся, лучшее в мире. Пришли молодые ребята и сделали «Пересвет». Это просто примеры из «оборонки». Но это они сделали.

[В] высокотехнологичной сфере, в атомной промышленности мы реально работаем очень хорошо. Мы реально обогнали всех, мы больше всех делаем в мире атомных блоков для электростанций. Это никакое не оружие. Это высокие технологии. Очень активно развиваются. Если посмотреть на боевую технику, на ту же авиацию — мы реально на самом высоком уровне находимся. И в «гражданке» будем дальше продолжать делать. Уже у нас появляются свои собственные фармацевтические продукты очень хорошие и так далее. Всё постепенно, но нарастает.

Кто-то хочет уехать, кто-то хочет вернуться. Я уже говорил, что таких становится всё больше и больше. Чтобы у людей было желание реализовываться в своей собственной стране, государство, конечно, должно делать для этого всё больше и больше, и мы будем этим заниматься. Я считаю, что количество хороших специалистов, которые остаются в стране, становится всё больше и больше, а то, что наши специалисты находят себя на мировом рынке труда, говорит о том, что у нас хорошая высшая школа.

Да, конечно [, конкурс «Лидеры России» оправдывает мои ожидания]. Вообще замечательные ребята. У нас же не только этот конкурс «Лидеры России». «Россия — страна возможностей», там целый набор инструментов, и мне кажется, что он очень эффективно работает.

У нас ведь нет ни одного конкурса из того, что я назвал, который является конкурсом на какое-то место, на какую-то должность. Мы просто даём людям возможность потом повысить свои знания, компетенции, но параллельно, когда с ними, с этими людьми, работают представители либо крупных компаний, либо министерств и ведомств, они в этой среде сразу присматривают для себя работников. И действительно, там уже, знаете, и министры появились, и замминистра, и даже губернаторы, заместители губернатора. Это очень хороший социальный лифт.

И, собственно говоря, когда я принимал решение создать «Сириус», знаете, как это возникло? Олимпийские объекты в Имеретинской долине. Сразу пошли предложения что-то разобрать, куда-то перевезти. Но разобрать, перевезти — это примерно столько же, сколько новое построить. Лучше в другом месте, в конце концов я решил в другом месте построить новое. А как использовать то, что есть? И сначала мне в голову пришла простая, примитивная вещь — использовать для детского спорта. А потом я подумал: а почему только для спорта? Ещё Советского Союза досталась нам, система специальной подготовки: физико-математические школы, потом биологические школы, потом музыкальные училища при консерваториях, балетные училища. То, чем мы гордимся. Ну и, конечно, спорт — это фигурное катание, такие наши виды спорта престижные, где у нас хорошие компетенции, мы добивались успехов, хоккей. Вот я придумал это объединить.

Да, да, я придумал это. И один из коллег, которых приглашали туда, он сказал одному из, так сказать, коллег тоже: ничего у него не получится. На вопрос почему он говорит: всё начнётся с того, что ваши хоккеисты набьют морду математикам. Ничего подобного там не происходит. Потому что ребята, даже здоровые мальчишки, которые спортом занимаются, они с уважением относятся к тем своим сверстникам, которые добиваются заметных успехов в своих отраслях, они знают, что это требует больших усилий и таланта. Вот «Сириус»… это я, кстати, и название-то придумал сам. Сидел-сидел, думал, как назвать, потом вспомнил, что самая яркая звезда на небосклоне – это Сириус. Там самые яркие ребята собираются, вот поэтому и так предложил назвать. Вот это название прижилось. Это у нас есть...

Видео и транскрипт: https://putin.tass.ru/ru/o-talantlivoy-molodyozhi/
источник
Научно-образовательная политика
Молодые и система (2/2)

Прямая речь

Здесь мы используем ту систему отбора талантливых ребятишек, которая была создана ещё в Советском Союзе. Вот эти физико-математические школы, биология, музыкальные школы и так далее. И берём оттуда, отбираем в этот «Сириус» на 21 день и каждый 21 день прокатываем там ребятишек. И отбираем из них тех, кто имеет наибольшие перспективы, наилучшие перспективы. Это очень хорошая идея получилась. Причём знаете, что интересно и что мне особенно нравится? Скажем, спортсмены общаются с математиками, а математики, может быть, в первый раз лично идут посмотреть, как хоккей там или балет функционирует, приобщаются к физической культуре. Очень здорово получилось, мне очень нравится. Теперь там следующий вопрос — там нужно современный университет создать. Мы создали там уже научный кластер из лабораторий таких вот приоритетных направлений. Несколько, четыре, по-моему. И потом здесь же будем создавать технопарк, с тем чтобы у нас была школа, университет, научная лаборатория и реализация в технопарке. Закольцуем это всё.

Комментарии

Область работы с молодежью и талантливыми детьми – это сфера приоритетного и личного внимания президента.

Он подтверждает верность курса кадровой политики, а также системы поиска и поддержки талантов. Акции Сергея Кириенко, Алексея Комиссарова и Елены Шмелевой резко идут вверх.

Молодежная политика и работа с одаренными детьми воспринимается как системная деятельность, тесно связанная со всем комплексов процессов в рамках прорыва – научно-технологического и социально-экономического.

На базе «Сириуса» формируется система полного цикла – как образовательного, так научного и инновационного. Эта экосистема является уникальной, но во многих компонентах модельной для развития иных форматов: например, «базовые школы» РАН / СУНЦ + университет + научные институты + научный или научно-образовательный центр регионального или мирового (по нацпроекту «Наука» уровня) + ИНТЦ (технологическая долина).

Молодежь постепенно приобретает функцию второй опоры Системы – наравне с традиционным электоратом. Именно путинское поколение, получая возможности для самореализации, будет поддерживать развитие страны. Помочь талантам, дать возможность реализовать свои идеи, поддержать в нужное время – пожалуй, именно так продуктивнее всего не только накапливать и эффективно использовать человеческий капитал, но и укреплять патриотизм в молодых людях.
источник
Научно-образовательная политика
Самарский НОЦ: полет мирового уровня и допиливание в процессе (1/2)

Самарская область активно включается в научно-технологический прорыв. Это ярко контрастирует с тем сном, в котором, кажется, доселе пребывал регион. В частности, Самарская область была обозначена как регион НТИ, но первые шаги начали делать только сейчас. Также на сегодняшний день, база Российского венчурного фонда пока не включает ни одного проекта из Самарского региона.

В самарской научной среде очевидно существует недоверие к венчурным фондам – слишком много мозгов утекло из региона за последние десятилетия. Университеты боятся вовлекать студентов, опасаясь потерять их для науки, что их идеи уйдут в бизнес и причем не самарский. Оказывает влияние и традиционная, для когда-то закрытого города, секретность, которая перекочевала с закрытых предприятий в бизнес среду.

Говорят даже об отсутствии продуктивной коммуникации между учеными внутри одного университета.

Для акселерации проектов и команд АСИ открывает региональные и университетские «Точки кипения». Три университетских точки открыты и в Самарской области. Но Самара далеко не в лидерах этого движения, например, до сих пор нет региональной «Точки».

По-настоящему активные шаги стали делаться после создания в 2019 году, по поручению Губернатора Дмитрия Азарова, Регионального научно-образовательного центра «Инженерия будущего», управляющей компанией которого является АНО «Институт регионального развития».

«Свет включили, но туман еще не рассеялся, –  говорит Константин Лисецкий, доктор психологических наук, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии развития Самарского университета. –  Главное затруднение на пути инноваций в том, что в самарском научном сообществе нет традиции широкой междисциплинарной коммуникации. Нет традиций оперативного кооперирования и творческого общения. Все же, основные барьеры: юридические и бюрократические. Мне кажется, что многих тормозит банальный страх, что показать по большому счету, нечего. А тем, у кого идеи есть, страшно что её своруют. Ученые вообще не очень умеют делиться. Тем более, что не существует постоянной коммуникативной среды. Она только-только возникает».

Новая инициатива «Проектный реактор», которая начала набирать обороты в Самаре, призвана научить людей высказывать идеи и сотрудничать ради создания ярких проектов. Больше того, здесь стараются сразу решить, как превратить идеи в конкретный продукт.

Студентам и молодым учёным нравится тусовочный формат встреч, где каждый в неформальной обстановке высказывает свою идею о будущем и может обсудить её с такими же увлеченными людьми, как он сам.

Каждая мысль фиксируется, и, если появляются прорывные идеи, авторам сразу предлагается сервис по организационному и юридическому сопровождению для оформления авторского права и проекта. Но авторы «Проектных реакторов» сразу же столкнулись и со сложностями.

Во-первых, оказалось, что в век цифровых технологий, чтобы собрать студентов, по-прежнему нужно расклевать листовки с объявлениями на дверях учебных корпусов и общежитий.

Во-вторых, пассивность университетов выражается в нечётком понимании студентов, что такое научно-образовательные центры, Платформа НТИ и АСИ и чем они занимаются.
источник
Научно-образовательная политика
Самарский НОЦ: полет мирового уровня и допиливание в процессе (2/2)

Приходится начинать с ликбеза. Важно, чтобы студенты и аспиранты понимали и изначально проявляли интерес к теме. Это будет возможно только благодаря работе проректоров, которые поддержат интерес студентов к проектной работе.

Университетам нужно выделить для проектных команд время в учебном процессе, площадку и постоянного куратора, чтобы собирать вместе разные факультеты, привлекать интересных спикеров, как для живого, так и онлайн общения, и запускать «кипение реактора».

Со своей стороны НОЦ «Инженерия будущего» с партнерами готовы обеспечить акселерационную платформу для новых проектов.

«Допиливаем ракету в полете, – говорит куратор «Проектного реактора», директор акселерационных программ НОЦ «Инженерия будущего» Даниил Бажин. – Но я твердо уверен, что Реактор должен стать устойчивой самовоспроизводящейся историей. Он может найти себе применение и в других формах - так, например, могут проходить в будущем научные конференции. Для метода в Институте регионального развития созданы все условия, для Научно-образовательного центра «Инженерия будущего» –  это может быть ещё и метод разработки программы развития, понятно, что программа НОЦ в процессе тоже будет меняться, и вот «проектные реакторы» - прекрасный инструмент генерации таких изменений! На самом деле не принципиально, чтобы в результате каждой встречи рождался новый гениальный продукт, важно создать творческую среду, важно наладить и сделать перманентным сам процесс проектирования. Он станет питательной средой для рождения идей, новых продуктов, и, как следствие, появления добавочной стоимости от их реализации и производства в регионе».

Сегодня уже очевидно, что инновационно-технологическое развитие производства - единственный способ перезагрузить экономику региона.

И для Самарской области создание НОЦ «Инженерия будущего» стало настоящим прорывом, который перезагружает и развивает региональную экономику, а научные институты и университеты проводят научные исследования и разработки мирового уровня. Следующий шаг - получить статус нацпроектного НОЦ, что закрепит достигнутые результаты и позволит значительно расширить масштаб работ по векторам науки, образования, технологий и инноваций.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Стартовал форум «Кадры для цифровой экономики v.1.2”. Сразу после оглашения первых результатов федпроекта «Кадры для цифровой экономики» Дмитрием Песковым, специальным представителем президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, начнётся панельная дискуссия, посвящённая стратегическому планированию на текущий год. Модераторами дискуссии выступают научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов и Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинг QS – устойчивый рост российских вузов (1/2)

4 марта в стенах МИА Россия (@pressmia) прошло обсуждение позиций российских вузов в рейтинге QS. В дискуссии принимали участие представители органов власти, а также целым созвездием ректоров известных университетов.

Доклад представила региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. Предметные рейтинги 2020 года показали позитивные для России результаты, хотя и преподнесли определенные сюрпризы.

Напомним, что основными элементами оценки остаются:
•  Репутация среди академического сообщества;
•  Репутация среди работодателей;
•  Библиометрические показатели.

Из ключевого в рейтинге 2020 года:
•  Методология не поменялась ни в одном из предметных рейтингов;
•  Произошло расширение списков в среднем на 100 позиций по 6 предметным рейтингам (что частично обуславливает рост);
•  Многие ВУЗы «срезались» на этапе публикационных требований.

Из доклада видно, что общее положение российских университетов на международной арене выглядит хорошо. 36 университетов из России вошли в опубликованный список, 20 из них из Москвы, столица продолжает лидировать. Результаты представлены по 48 предметам в 5 областях знаний. Из основных тенденций стоит отметить рост числа упоминаний российских ВУЗов международным экспертным сообществом, усиление позиций гуманитарных наук, инертность работодателей в оценке работы университетов. Общий профиль России выглядит достаточно сбалансированно, при этом видно устойчивое преобладание естественных и технических наук.

Пятерка российских лидеров в рейтинге: МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, НГУ, УрФУ.

РУДН в направлении «Лингвистика» продемонстрировал самый большой рост среди отчественных университетов. МГУ остается самым узнаваемым и самым признаваемым университетов в России.

По репутации среди работодателей первое место занимает МИСиС. По цитируемости (постатейно) лидируют НГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Большая часть вузов – участники проекта 5-100. На волне подъема интереса, фокуса на международной активности участников проекта 5-100 такой же поступательный позитивный эффект виден и на других вузах. При этом положительная динамика прослеживается и у учебных заведений в сфере искусства.

Зоя Зайцева отдельно подчеркнула большую поддержку в работе от Министерства науки и высшего образования и Министерства культуры.
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинг QS – устойчивый рост российских вузов (2/2)

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников отметил, что результаты рейтинга показали правильность курса Правительства РФ. Активно идет процесс наращивания научно-исследовательского потенциала российских ВУЗов, чему особенно потворствует Минобрнауки:

«Результаты рейтингов показали правильность того курса, который осуществляет Правительство РФ в лице Министерства науки и высшего образования РФ. Мы нацелены на повышение конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров», сказал заместитель министра. Александр Нарукавников особо отметил участников проекта 5-100: «Этот проект направлен на наращивание научно-исследовательского потенциала российских университетов, интеграцию образования, предпринимательства и инноваций, формирование брендов, переход на международные практики управления».

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал об устойчивом росте конкурентоспособности как российского образования, так и страны в целом. Отдельно стоит выделить становление социально-экономических направлений, созданных после распада СССР, которые начинают активно проявлять себя. Работа Вышки по международному направлению строится на последовательном повышении планок академических надбавок, что дает соответствующие публикационные и репутационные результаты.

Ректор РУДН Владимир Филиппов сделал акцент на наличии большого количества вузов в России с сильными отдельными предметными школами, поэтому важно и рейтингование производить по предметам. Кроме того, усиливаются позиции не только вузов 5-100, но и опорных университетов. Владимир Филиппов убежден, что необходимо продвижение журналов для укрепления положения в мировых рейтингах, а также создание международных лабораторий. Совместная коллаборация – залог успеха.

Особых успехов в гуманитарной сфере добился УрФУ. В связи с чем ректор УрФУ Виктор Кокшаров подчеркнул: «Мы не работаем на рейтинг, но наши результаты многолетней работы работают на него». Он сказал, что сегодня рейтинги помогают вузам во время приемной комиссии в университетах. Толчок получают региональные университеты в промышленных областях.

Эдуард Галажинский, ректор ТГУ, уверен, что, чтобы остаться в рейтинге на том же месте, нужно расти еще быстрее и быстрее. Успех самому Томску принесла многолетняя «пересборка» направлений подготовки, в основе этого процесса лежал поиск нестандартного подхода. Те трансформации, которые происходят в общественных науках, требуют трансдисциплинарности для создания новых профессий. Так называемые, профессии будущего Эдурд Галажинский окрестил «трансфессиями».

Все участники круглого стола были весьма довольны результатами, в связи с чем особых поводов для дискуссии не было.

Сегодня рейтинги, с точки зрения российского образования и науки можно рассматривать как индикатор успешности и возможность корректировать выбранные направления развития в зависимости от него. Положение России крепнет в международном университетском сообществе и появляется осознание собственной идентичности.

При этом очевидна корреляция рейтингов с нацпроектами «Наука» и «Образование». В будущем рост и укрепление позиций в международных рейтингах можно будет рассматривать результат эффективной реализации нацпроекта в части цитируемости, международной кооперации, создания НОЦ и других. В совокупности это отражает системный подход: единство и последовательность политики в сфере науки и высшего образования, как на внутреннем, так и на международном направлении.

Подводя итоги: из рейтинга ясно, что набрана положительная динамика, а прогнозы на будущее весьма и весьма позитивны. Обновление позицией произойдет через 3 месяца. Июнь покажет, какие темпы роста Россия сможет продемонстрировать по сравнению с мартом. А пока мы продолжаем радоваться за российское университетское сообщество.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Здоровье женщин – одна из основ прорыва

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в пленарном заседании форума «Здоровье женщин – благополучие нации». Мероприятие организовано Советом Евразийского женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания РФ совместно с Министерством промышленности и торговли России и Фондом Инносоциум – социальной платформой Фонда Росконгресс при поддержке Министерства здравоохранения РФ.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко в своем выступлении отметила, что проведение встреч в подобном формате как никогда актуально: «В обществе чётко обозначился запрос на перемены. Сегодня социальная повестка возведена в ранг национальных приоритетов, определяющих дальнейшую судьбу России. Началось выполнение задач, поставленных в Послании Президента, буквально каждая строчка которого адресована нам, женщинам. Второй год идёт реализация беспрецедентных по своему охвату национальных проектов. Позволю себе ещё раз назвать базовые ценности, которые поставлены во главу угла всех преобразований в стране. Это увеличение продолжительности жизни, причём подчеркну здоровой жизни. Достижение активного долголетия. Снижение смертности и повышение рождаемости. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи. На это должны быть направлены и новые подходы к управлению, и развитие высоких технологий, и кадровая политика. И, конечно, наши граждане должны быть включены в эти процессы».

О роли женщин в истории государства сказал в приветственном слове глава Минобрнауки России Валерий Фальков. «История нашей страны богата примерами женщин с выдающейся биографией. Среди них великие императрицы, княгини, полководцы, ученые, космонавты, общественные деятели и многие другие. В современном мире женщины играют не менее важную роль в жизни общества и развитии государства. Все большее их количество совершает открытия в науке, добивается признания в искусстве и занимает руководящие посты на государственном уровне», - отметил Валерий Фальков. При этом Министр подчеркнул важность обсуждения вопросов, требующих внимания экспертного сообщества. В первую очередь, они касаются здорового образа жизни, формирования ценностных установок, развития международной кооперации женщин в сфере здравоохранения и внедрения новых технологий в сфере сбережения здоровья.

В ходе пленарного заседания также состоялись выступления Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, Министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева, руководителя Федерального медико-биологического агентства Вероники Скворцовой, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой. Участники заседания обсуждали возможности, которые сегодня дают новейшие технологии в здравоохранении, а также международная кооперация и обмен опытом женских сообществ в области охраны здоровья и индустрии красоты.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2454
источник
Научно-образовательная политика
«…Мы предложили идеи, как университеты могут влиять на жизнь города. Начал строиться профессиональный разговор вокруг тонких механизмов взаимодействия университетов и территорий. Результатом стали не только перемены в столице, но и исследования постсоветской трансформации вузов. Тем временем в Минобр пришла новая инициативная команда и занялась перезагрузкой высшего образования – начались проекты «5 – 100», «Опорные вузы». Им были интересны наши идеи, а мы почувствовали, что открывается окно возможностей…»

Лаборатория «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ сегодня отмечает 10 лет.

Редакция «Научно-образовательной политики» искренне поздравляет молодой (но давно уже опытный) коллектив Лаборатории – без всякого сомнения, лучший в своей сфере в России.

Сравнить можно лишь со сколковцами из команды Андрея Волкова, но там точечно «взрывают мозг», а коллеги и ученики Исака Фрумина сильны в исследованиях, глубокой аналитике и эффективных решениях для управления вузом.

В дружеской обстановке прямо сейчас коллег поздравляют проректор Вышки Мария Юдкевич и профессор Саймон Марджинсон, со-редактор журнала Higher Education, член советов еще 15 ведущих международных журналов, включая Educational Researcher, Higher Education Policy and Higher Education Quarterly, член совета Times Higher Education и наблюдательного совета Шанхайского рейтинга (Academic Ranking of World Universities at Shanghai Jiao Tong University).

https://ioe.hse.ru/news/346732123.html
источник