Нет, коллеги,
всё не совсем (а местами – совсем не) так.
В начале – ряд уточнений технического характера. НОЦ – это лишь одна из задач. Миннауки не существует в природе, но есть Минобрнауки (Министерство науки и высшего образования), которое вы и имели в виду.
Теперь по существу вопроса. Задача по созданию НОЦ, как и реализация всего нацпроекта «Наука», возложена на Минобрнауки, при этом, каждое из мероприятий имеет как минимум двух ответственных исполнителей – курирующего федпроект замминистра, а также профильного вице-президента РАН.
Финансировать на данный момент Минобрнауки может только своих подведов – впрямую или косвенно (например, компенсируя промпредприятиям затраты на НИОКР, размещенные в вузах и научных учреждениях). В число подведомственных организаций входит подавляющее число университетов, а также академических научных институтов. При этом важно различать получателя субсидии и общий состав членов консорциума, которые могут быть связаны договорными отношениями.
По поводу формата. Изначально было решено, что ни научно-образовательные, ни научные центры мирового уровня «в чистом поле» строиться не будут. В случае с НОЦ – это формат «сборки» треугольника «промышленность (сельское хозяйство) – наука – образование». Участники действительно будут заключать соглашение, в котором будет определяться и формат сотрудничества, и тематика, и конкретные мероприятия. Если у вас есть сомнения, что «бумажные инновационные циклы» будут работать – смеем уверить, что будут. Опыт ФЦП Исследования и разработки, а также Постановления № 218 прямо об этом свидетельствует.
«Бумага» будет фиксировать то, что будет происходить в реальности – кажется, это должно быть очевидно. Разработка и выпуск новой продукции, проведение перспективных исследований, целевая подготовка кадров – для всего этого достаточно договориться всем участникам процесса. И в том числе, о правах на интеллектуальную собственность. Благо уже есть
наработки по перспективным технологиям в этой области.
Второй путь – создание новых юридических лиц. В этом нет большого смысла, нет нормативной базы и все средства уйдут на капитальные расходы.
Таким образом, речь как раз и идет о создании 15 консорциумов, которые ориентированы на триаду: исследования – кадры – продукт. Именно договорными отношениями проводится интеграция вузовского и академического секторов, а также сотрудничество и индустриальными партнерами. Просто на этот раз соглашения будут включать в себя все вершины треугольника и грани отношений.
Участие бизнеса предусмотрено как в виде конкретного «взноса» - оплаты тех или иных работ, так и в виде постановке задач сектору исследования и разработок, а также размещения «заказа» на подготовку соответствующих кадров. Бизнес выступает здесь и как квалифицированный заказчик, и как гарантированный партнер. Это и есть «научно-промышленная кооперация». Также, конечно, должно быть требование о софинансировании со стороны предприятий.
Перечисленные компании – «Ростех», «Росатом» и «Роснано» - очень ждут в качестве партнеров НОЦ, но уже имеющиеся цепочки отношений между вузами / научными институтами и промышленными предприятиями значительно интереснее и многообразнее.
Вы упускаете из виду региональные власти. Да, они просто получают федеральное финансирование и большой стимул для развития экономики. Но их задача - «подружить» всех участников НОЦ. И это получается. Взгляните на Тюмень – где договариваются три региона и представляющие их вузы с научными институтами. Или на Томск – где вузы-конкуренты приходят к общему знаменателю в рамках проекта НОЦ.
Направления расходования средств –вопрос дополнительной проработки. Работы должны оплачиваться, предполагается привлечение молодых специалистов, студентов и аспирантов. Закупка оборудования также может потребоваться.
А бизнес, как и вузы, как и научные институты, как и представители власти уже вовсю обсуждают форматы взаимодействия. Прямая связь с Минобрнауки налажена и все предложения рассматриваются.
https://t.me/maydecree/516