Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 February 08
Научно-образовательная политика
В понедельник 11 февраля в 10:30 в РИА Новости состоится большая пресс-конференция министра просвещения Ольги Васильевой. Форматом выбрана  встреча министра с родительской общественностью.

На мероприятии будут представлены и обсуждены содержание нацпроекта "Образование" и те направления, за которые отвечает Минпросвещения.

Основная цель сформулирована в майском указе : к 2024 году войти в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.

Отвечать министр будет в основном на вопросы родителей, а не журналистов.

Мы тоже родители. Поэтому с Ольгой Юрьевной побеседуем и читателям НОП о результатах расскажем.
источник
Научно-образовательная политика
С уважением к коллегам @russicatop сообщаем, что уточнили информацию в АП и непосредственно у Роберта Уразова.

Говорят, что не соответствует действительности.

https://t.me/russicatop/2061
источник
Научно-образовательная политика
Школа и цифра

Вчера на ВДНХ состоялось открытие выставки-форума "Цифровая образовательная среда", на котором присутствовала Министр просвещения Ольга Васильева.

Из примечательного - группа компаний "Просвещение" и корпорация Ростех показали технологические решения для реализации в рамках федпроекта "Цифровая образовательная среда".

Не всё в Минпросвещения идёт так, как хотелось бы команде Ольги Юрьевны - например, масса вопросов (смысловых, организационных и т.д.) к эффективности МЭШ, а ещё больше - к РЭШ.

В то же время, очевидно что задачи по цифровой трансформации общего образования уже дали определённые результаты и разработки, среди которых: интеллектуальная система видеонаблюдения, позволяющая идентифицировать учеников и педагогов на входе в школу, системы для организации интерактивных уроков и практикумов, занятий в виртуальной реальности и вебинаров, персональные компьютеры на базе отечественной платформы "Эльбрус", цифровые сервисы для руководства школ и т.д.

Наряду с довольно высокой технологической готовностью, "невооружённым глазом" видно, что принципиально новых образовательных решений пока не предложено: только инфраструктура и оцифровка существующих образовательных процессов.

Именно этот момент станет ключевым для динамики успешности в реализации федпроекта.

Компетентностная и ментальная неготовность огромной армии российских учителей к переходу на новые (цифровые) стандарты работы, отсутствие в коллективах (на уровне управления образованием субъекта РФ, муниципалитета, в школе) управленцев с цифровыми компетенциями и недостаточная (пока) работа с ключевыми стейкхолдерами.

По мнению экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" и редакции одноименного ТГ-канала, именно на этих направлениях стоит сконцентрировать усилия проектным группам Минпросвещения.

http://www.cnews.ru/news/line/2019-02-07_rosteh_i_prosveshchenie_predstavili_bolee_100
источник
Научно-образовательная политика
Цифра и железо

Разговоры о цифровой трансформации отечественного образования ведутся очень интенсивно и по весьма различным траекториям. Цифровизация предполагается на всех трех основных уровнях – школа, среднее профессиональное, высшее образование.

Московская электронная школа масштабируется в российскую, для компетенций World Skills нужны соответствующие технологии, идет серьезная экспертная работа над цифровой трансформацией высшей школы, в частности, над концепцией "Цифрового университета".

Однако, не стоит забывать, что самой бюджетоемкой статьёй расходов в той же "Цифровой экономике РФ" является оборудование. Вся эта "цифровая красота" должна работать на компьютерах, серверах, в облаках и т.п. Более того – во многих нацпроектах, например, в "Науке" также есть серьезные расходы на приборную базу.

И вот эта технологическая сторона медали цифровизации образования является не менее интересной, чем планы уроков или личные кабинеты студентов с цифровыми следами, начиная с яслей.

Нацпроекты, особенно "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ", не всегда впрямую, но крайне настойчиво подразумевают импортозамещение. Более того, подобные идеи регулярно "вбрасываются" со стороны профессионального сообщества, представителей наших производственных предприятий, а также экспертной среды.

Ключевым бенефициаром "железной" стороны прорыва является в значительной степени "Ростех". Неудивительно, что именно он - фактически единственный "поставщик технологических решений", представленным на выставке-форуме "Цифровая образовательная среда". Хотя, к примеру, на форуме "ПроеКТОриЯ" были представлены также Яндекс, Ростелеком и другие "цифровые" лидеры.

Мы оценили ключевые компоненты процесса цифровизации школы и со стороны экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" выдвинули ряд советов Министерству просвещения - https://t.me/scienpolicy/2838.

Неудивительно, что "Ростех" настойчиво и последовательно остаивает импортозамещение, в данном случае, в вопросах цифровизации общего образования. Впрочем, те же интересы они имеют и вообще к цифровой инфраструктуре, и к замене приборного парка ведущих научных организаций, и еще много к каким технологическим компонентам прорыва.

Госкорпорация настаивает на использовании отечественных (собственных "ростеховских") компонентов и производств. Схожие мысли мы часто слышим из уст президента. Наши технологии не плохи, но пока что представители компании сами признают – "вытянуть" их производство для цифровизации школы может только его масштабирование. Переведем – в масштабах федеральных округов и страны можем (да еще и на субсидиях), а вот 10-15 пилотных школ оборудовать – только себе в большой убыток.

А для внедрения в масштабах всей страны еще не проведено достаточно апробаций, не получена обратная связь от учителей, учеников и родителей. Существуют несколько точек зрения на то вообще, насколько глубоко стоит цифровизировать общее образование.

Пока что ситуация достаточно неоднозначная - поставлять непроверенные решения в школы нельзя, ждать тоже возможности нет. В итоге это все может закончиться субсидированием не самых передовых, зато отечественных, технологических решений. И будем надеяться, что это будут действительно наши цифровые устройства, а не, как это часто водится, китайский ширпотреб с наклееными этикетками и шильдиками.

И Минпросвещения, и "Ростех", и "Просвещение" в случае со школами настроены очень серьезно - будем надеяться, на практике в каждом конкретном образовательном учреждении все будет так же прекрасно, как и на экспозиции выставки.
Telegram
Научно-образовательная политика
Школа и цифра

Вчера на ВДНХ состоялось открытие выставки-форума "Цифровая образовательная среда", на котором присутствовала Министр просвещения Ольга Васильева.

Из примечательного - группа компаний "Просвещение" и корпорация Ростех показали технологические решения для реализации в рамках федпроекта "Цифровая образовательная среда".

Не всё в Минпросвещения идёт так, как хотелось бы команде Ольги Юрьевны - например, масса вопросов (смысловых, организационных и т.д.) к эффективности МЭШ, а ещё больше - к РЭШ.

В то же время, очевидно что задачи по цифровой трансформации общего образования уже дали определённые результаты и разработки, среди которых: интеллектуальная система видеонаблюдения, позволяющая идентифицировать учеников и педагогов на входе в школу, системы для организации интерактивных уроков и практикумов, занятий в виртуальной реальности и вебинаров, персональные компьютеры на базе отечественной платформы "Эльбрус", цифровые сервисы для руководства школ и т.д.

Наряду с довольно высокой технологической…
источник
Научно-образовательная политика
Подтверждаем слова коллеги Кремлевского БезБашенника (@kremlebezBashennik) о серьезной работе по направлению «Совета мудрецов». Именно в этой связи стоит рассматривать проект «возвращение Лужкова» - он как раз и может стать одним из мудрецов в период трансфера.

Кандидатов в Совет достаточно много – он сможет «поглотить» значительное количество «нужных» людей, которых и на пенсию отправить нельзя, и в Совет Федераций не отправишь – тот также будет подвергнут «перезагрузке».

Плюс к тому возникает очень интересная возможность игры на противоречиях «старой школы управленцев» и «новых технократов» («новых чиновников»).

https://t.me/scienpolicy/2733
источник
Научно-образовательная политика
Пока жулики телеграма выдают фото с официального сайта Главы Республики Ингушетия Евкурова за "инсайд" в надежде на репост Незыгаря, министр просвещения Ольга Васильева в Ингушетии выступает на открытии детского садика.

Вам слышно?😂
https://t.me/RepostRepostRepost/68
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивная улыбка министра просвещения Ольги Васильевой для читателей НОП 😊
источник
Научно-образовательная политика
Дорогие читатели, коллеги и друзья!

Поздравляем вас с Днём российской науки. Сегодня мы перешли в научно-технологический прорыв, который затем должен трансформироваться в социально экономический и качественно изменить нашу жизнь.

Многие рассматривают 2019-й как стартовый – для нацпроектов «Наука», «Образование» и других. По сути, первый полностью рабочий год для Стратегии научно-технологического развития.

Мы все же смотрим на сегодняшнюю дату – 8 февраля 2019 года – как на возможность оценить: что уже сделано, а что только предстоит.

Важно, что существует единая стратегия, по которой живет научно-технологическая сфера – Стратегия НТР. Она продолжает обрастать советами по приоритетным направлениям, системой управления, а ее логико постепенно на качественном уровне внедряется во все процессы.

Наука и высшее образование (а также инновации) теперь находятся в ведении одного Министерства – науки и высшего образования. Это важное управленческое решение по концентрации усилий на необходимых направлениях прорыва.

Хотя любовь к науке в нашей стране прививается с детства. Подтверждением тому стали «детские» номинации на недавней премии «За верность науке», а также многие проекты Минпросвещения.

Да и вообще, науке все возрасты покорны – о чем свидетельствует целая сеть фестивалей и специальных проектов по популяризации её среди россиян любого возраста и уровня подготовки.

Сформирована система управления отечественной наукой, в которой каждый элемент обладает субъектностью и необходимыми функциями: Минобрнауки, РАН, УНОП АП, вице-премьер Голикова и ее аппарат, Совета при Президенте РФ по науке и образованию, координационный совет, советы по приоритетным направлениями.

Приняты паспорта нацпроектов, по ним фактически начата работа, а к лету они будут полностью готовы. Примерно тогда же мы ожидаем госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и очередную версию законопроекта «О научной, научно-технической и инновационной деятельности».

В конце года надо будет отчитываться о том, как реализуются нацпроекты и насколько хорошо старые механизмы удалось встроить в новые оргуправленческие и программно-доктринальные реалии.

Желаем нам всем успехов в том нелегком пути, сил и выдержки! Ведь мы же не хотим оказаться унесенными ветром прорыва.

В СМИ сегодня выходит масса материалов, посвященных отечественной науке. Мы сделали небольшую подборку наиболее интересных.

Отечественная наука:
Тест на знание её истории от РИА Новости. (редакция НОП прошла в среднем лучше 7 баллов из 9).
Перспективы на будущее и упорный ежедневный труд в рамках нацпроекта и других программных документов – в эксклюзивном интервью министра Котюкова «Известиям»
Текущее состояние и некоторые проблемы – в материале ТАСС.
Поисками истины и смысла жизни вместе с молодыми учеными (временами впадая в антиутопии с Геннадием Онищенко) занимался Андрей Колесников из «Коммерсанта».
источник
Научно-образовательная политика
Совет по обучающим

Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством просвещения создадут Совет по развитию педагогического образования. Этот шаг является логичным – ведь, хотя педагогические вузы и перешли в подведомственность Минобрнауки, но создавать образовательные стандарты оно будет совместно с Минпросвещения.

Поставленная министром Котюковым проблема действительно является очень острой. Педвузы недозагружены «профильными выпускниками», которые затем пойдут на работу в школы и иные образовательные организации. Увы, в последнее время, вновь актуальной стала поговорка – «кто не поступил в мед, идет в пед».

В итоге из-за обилия бюджетных мест и невысокой стоимости обучения в педвузы идут за «корочкой», а на выходе случается дефицит молодых специалистов, готовых работать в школах, особенно на селе. С другой стороны, для тех же вчерашних выпускников не всегда есть ставки – учителя (как и педагоги в целом) привыкли работать «пока вперед ногами не вынесут» и очень неохотно уходят на пенсию, освобождая места.

Другой аспект проблемы – это возможность брать на работу в школы специалистов с профильным, но не педагогическим образованием. Подобный вариант всерьез обсуждает экспертное сообщество, однако он пока не получил явного одобрения.

Стоит заметить, что в рассуждениях о педагогах нужно держать в уме и саму высшую школу, которая должна воспроизводить педагогические кадры – и делает это через систему аспирантуры. Здесь есть несколько важных моментов.

Во-первых, перевод аспирантуры в чисто научный формат фактически «убьет» систему воспроизводства профессорско-преподавательского состава. Педагогический блок необходимо сохранить – и ФГОС дает все возможности для этого. Достаточно ввести профили аспирантуры – чисто научно-исследовательский или все же научно-педагогический.
Во-вторых, как раз в вузах крайне снисходительно относятся к выпускникам педов и предпочитают брать на работу профильников (даже если те совсем неспособны к преподаванию).
В-третьих, форсированное развитие образование, его цифровизация и технологизация, ставит серьезный вызов перед теми, кто учит педагогов – перед преподавателями и профессорами самих педвузов. Молодой учитель должен быть «на одной волне» с «цифровой школой», но могут ли его этому обучить в родном пединституте? Не падает ли в обморок ученый совет наших ведущих педагогических университетов от слов «большие данные» и «кибербуллинг»? И этот аспект также связан с аспирантурой.

Взаимодействие Минобрнауки и Минопросвещения по вопросам педагогического образования важно еще и с точки зрения отработки форматов взаимодействия с отраслевыми министерствами.

Качество образования и науки во многих из них катастрофическое, следовательно, рано или поздно их подведомственные организации ожидает переход «под крыло» Минобрнауки. И здесь как раз потребуется отработанный механизм наполнения ФГОС-ов, а также площадки для переговоров, согласования условий и обсуждения конкретики.

Одним из первых кандидатов является Минсельхоз, большая часть подведомственных ему и его подведам (например, Росрыболовству) научных и образовательных организаций пребывают в очевидном и затяжном кризисе, который может фактически уничтожить целые отрасли с научно-образовательной точки зрения.

Также не забудем, что в области образования мощным игроком является Российская академия образования, которая формально подчинена Минпросвещения, но при этом возглавляет ее ставленник группы «МГУ-РАН» г-н Зинченко. Да и сама Академия наук очень серьезно настроена на участие в процессах высшего образования, а также в вопросах педагогики. С этими игроками также придется иметь дело двум министерствам в своей работе по педагогическому образованию.

http://www.edu.ru/news/education/minobrnauki-rf-i-minprosveshcheniya-rf-sozdadut-so/
источник
Научно-образовательная политика
Интервью Аркадия Дворковича изданию IncRussia как председателя Фонда "Сколково". Часть 1. По заявкам подписчиков решили его всё-таки обсудить, хотя, глобально, там ничего нового никто не прочитает. Хотя уже, начиная с должности Аркадия Владимировича, становится похоже что нам что-то не договаривают - для тех, кто не знает в Фонде "Сколково" есть ещё одна схожая должность Председатель Правления Фонда "Сколково", которую занимает Игорь Дроздов (ранее Вице-президент по правовым вопросам), не говоря уже о должности самого Виктора Вексельберга.

Цитата заголовка "в его инфраструктуру инвестировали $1 млрд" сразу завораживает. В инфраструктуру как таковую (если мы не говорим, конечно, об объектах строительства) вложились только два субъекта - ФСК ЕЭС (построив электроэнергетическую сеть и две подстанции) и Правительство Москвы, успешно закопавшее в бюджет в прошлом году деньги на благоустройство парка. Все остальное строил сам Фонд через одну из своих дочек.

Очень правильный подход выработали топы Фонда, решив, что свою отдачу, так называемую "коммерциализацию", гораздо проще показывать в виде налогов, уплачиваемых резидентами и участниками проекта, чем в продажах собственно решений и продуктов. Последнее - это очень сложно и не интересно. Учитывают подоходный налог, налог на прибыль (что, кстати, вызывает у нас вопрос - ведь резиденты его не платят вроде как), НДС.

Намечается самый главный KPI (это дело в "Сколково" очень любят) для топов Фонда - это процент ежегодного прироста по налогам. Дворкович заявил, что за год рост составляет 30-40%. Представляете, как активно развивается Фонд - несмотря на то, что "Ренова Лаб", например, уже полтора года не может найти арендаторов к себе - бизнес резидентов растёт семимильными шагами просто. Не кратно, но уже мощно.

Продолжение ниже...

@skolkovoleaks
источник
Научно-образовательная политика
Интервью Аркадия Дворковича изданию IncRussia как председателя Фонда "Сколково". Часть 2, Часть 1.

Дворкович уже тонко намекает, что вся инфраструктура будет готова к 2025 году. Предыстория для тех, кто с нами не так давно: в 2011 году - это был 2018 год, в 2015 году - это стал 2020 год, который аккуратно вынесли на 2021, а теперь это 2025 год. В общем, стратегия ясна.

Хорошая цитата: "если вложенные государством деньги не вернулись, это не обязательно воровство". Тут многие скажут - ну это вообще уже! Хотя здесь есть доля правды, если мы говорим именно про стартапы, а не воровство при строительстве. И теперь Аркадий Владимирович, оказавшись немного с другой стороны процесса, говорит о том, что нужна поддержка правительства в первую очередь и лояльность проверяющих органов. Конечно, будет нелеко ему доказать свою позицию Счётной палате - у Кудрина теперь другие задачи от первого лица. Проверка в этом году, кстати, запланирована.

"Если посмотреть на финансовую модель с учетом именно налоговых отчислений, вложения в «Сколково» окупятся за несколько лет, никаких сомнений в этом нет". Мы только вот одного не понимаем - несколько лет - это сколько? И с какого момента? Вроде проект начался в конце 2010 года, а уже начало 2019 года.

И в диалоге промелькнула интересная мысль про "Большое "Сколково" (мы читали и думали, что о нём и говорили - оказалось, что нет): Аркадий Владимирович аккуратно увеличил площадь "Сколково" с 400 Га до "чуть менее 500 Га". Он приплюсовал к "Сколково" - Школу Управления "Сколково" Рубена Варданяна и активы Романа Абрамовича (гольф клуб, парк, жильё). Вот это поворот и уже интересно.

Вспоминается далёкий 2016 год, когда Дмитрий Анатольевич после одного мероприятия пошёл пешком в сторону гольф-поля. Многие тогда поняли, что это не просто прогулка - видимо, эту территорию присоединят - очень может быть, что это будет сделка этого года. В этом всём мероприятии будет только один молодец - это Роман Аркадьевич, уж он-то не из Фонда и понимает зачем всё это вообще нужно.

@skolkovoleaks
источник
Научно-образовательная политика
ВШЭ + научные институты = интеграция

Двенадцатого февраля 2019 года в Министерстве науки и высшего образования РФ пройдет обсуждение вопросов интеграции университетской и академической науки.

В мероприятии примут участие Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, президент Российской академии наук Александр Сергеев, вице-президент РАН Алексей Хохлов, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директоры научных институтов. На мероприятии будет подписан ряд договоров о сотрудничестве между Высшей школой экономики и академическими научными институтами.

Откроет мероприятие Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, который расскажет об основных направлениях государственной политики в сфере высшего образования и науки, проводимых в рамках национальных проектов «Наука» и «Образование». По вопросу сетевой формы сотрудничества как инструмента развития университетского образования выступит ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Руководители РАН и директоры научных институтов выскажут свое мнение о задачах развития кадрового потенциала и вопросах интеграции университетской и академической науки.

Отдельным вопросом повестки мероприятия станут планы развития новых факультетов НИУ ВШЭ, которые озвучат декан факультета химии Виталий Котов и декан факультета биологии и биотехнологии Александр Тоневицкий. После этого состоится церемония подписания договоров между новыми факультетами ВШЭ и научными институтами соответствующего профиля.

От лица научных институтов в мероприятии примут участие: директор Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН Александр Габибов; директор Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН Михаил Егоров; директор Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН Владимир Иванов; директор Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН Антон Максимов; директор Института элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Александр Трифонов; руководитель подразделения Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН Ольга Донцова.
источник
Научно-образовательная политика
Битва за НОЦ продолжается

На вручении премий в области науки и инноваций для молодых учёных президент Путин озвучил очень важную политическую установку касательно нацпроекта «Наука»:

«…в самое ближайшее время будет запущен процесс создания научно-образовательных центров и исследовательских центров мирового уровня. Причём в первую очередь они появятся в тех регионах, где наука, её достижения особенно востребованы для социально-экономического развития, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке».

Отсюда можно сделать несколько глобальных выводов:
Первый – распределение НОЦ МУ и НЦ МУ (добавим сюда еще и центры по ФНТП развития генетических технологий) будет происходить по географическому принципу – в рамках макрорегионов, т.е. практически гарантировано с учетом федеральных округов.
Второй – приоритет будет отдаваться регионам, которые в наибольшей степени нуждаются в прорыве по социально-экономической траектории.
Третий – среди них особенно выделяются Сибирь и Дальний Восток.

В наибольшей степени слова президента, конечно, касаются именно научно-образовательных центров мирового уровня, которые призваны служить объединяющим конструктом между университетами, научными институтами и бизнесом.

Можно с уверенностью констатировать, что поддержку получат НОЦ, которые расположены и (или) занимаются вопросами «регионов повышенного внимания». В списке подобных макрорегионов у нас присутствуют в различных документах и различных комбинациях: Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ, Крым, Байкал. Отдельно упомянута президентом Сибирь.

В этих условиях наибольшие шансы на НОЦ имеют – ДВФУ (Приморский край и весть ДФО), ТюмГУ (Тюменская область-ХМАО-ЯНАО), Томская область, Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Ставропольский край, Алтайский край, Якутия, Севастополь. Еще поговаривают, что в высокой степени готовности заявка от Нижнего Новгорода – но явно не в первую волну.

Причем, стоит отметить, что первая четверка в нашем списке, скорее всего должна быть именно в первой волне - в силу особого значения регионов, высокой степени интегрированности университетов и региональных властей в процессы научно-технологического прорыва, и отличного уровня подготовки заявок.
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги по телеграму сегодня много пишут о Начальнике КУ Шалькове.

Мы многое могли бы добавить, но есть вещи, о которых лучше промолчать.

Мало кто всматривается в связку "Счётная Палата - КУ АП" , и почти никто не помнит, что Кудрин при Ельцине возглавлял контрольное управление. Дела передавал новому главе КУ - Путину.

Сейчас в КУ идёт трансформация, продолжается переход кадров в Правительство к К.Чуйченко.

Коллеги из КУ АП любят называть себя "опричниками". И именно они, в конечном счёте, являются двигателями механизма "прорыва" и гарантами его успеха.
источник
Научно-образовательная политика
Приоритетные претенденты - Дальневосточный и Русский

Слова президента Путина о приоритетном размещении научных и научно-образовательных центров мирового уровня в регионах, где результаты их работы будут наиболее востребованы для социально экономического развития, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, явно добавили очков в копилку Дальневосточного федерального университета.

ДВФУ является фактически монополистом в области передового высшего образования и науки мирового уровня в Дальневосточном федеральном округе и даже шире – во всем макрорегионе вплоть до сибирских научно-технологических рубежей.

Представляется практически очевидным, что именно единая экосистема ДВФУ и острова Русский будет одним из немногих счастливчиков, которые получат сразу несколько центров.

Во-первых, это научно-образовательный центр мирового уровня. У команды ректора Анисимова есть масса траекторий, вокруг которых можно выстроить этот центр. Но все эксперты нашего центра и канала в один голос твердят: «цифровая трансформация государства» — это та тема, которую ни в коем случае нельзя упускать из виду при развертывании других форматов. Можно сужать – до управления наукой и образованием или расширять вообще до цифровизации жизни как таковой. Однако, поручение президента развернуть пилотную программу подготовки «цифровых чиновников» — это тот трамплин в эру «университет 4.0», который необходимо обязательно использовать.

Во-вторых, синхротрон – его планируют строить на острове Русский, но это, в принципе, отдельная история. Которая, тем не менее, сделает Владивосток одной из всего нескольких синхротронных столиц страны, а ДВФУ – координатором очень широкого спектра исследований.

В-третьих, международные математические центры, центры геномных исследований и научные центры мирового уровня. Здесь потенциал ДВФУ и всей инновационной экосистемы о-ва Русский тоже достаточно велик. Если говорить о научных центрах (тематика которых ограничена лишь приоритетными направлениями Стратегии НТР), то университет может выбирать себе интересующие и профильные для него области – в частности, крайне востребовано сейчас направление «морских исследований». По этой линии сильны и публикационные позиции российских ученых, и поддержка РАН присутствует крайне весомая. Собственно, это одна из двух любимых идей президента Академии Сергеева – морские исследования на Тихом Океане и археология в Крыму.

Международное участие, которое планируется в рамках работы центров и установок mega-science, также в плюс ДВФУ, имеющему широкую сеть контактов с ведущими мировыми центрами, особенно - в АТР (Китаем и Японией).

Может ли ДВФУ получить два центра из «одного набора», например, два НОЦ? В принципе, прецеденты были – в «мегагрантах» много раз случалось, что один вуз получал в конкурсную волну и два, и даже больше центров. Но там и количество грантов было совсем другим.

С другой стороны, получив несколько различных центров – а в том, что ДВФУ заслуженно будет отобран в число победителей мы не сомневаемся – будет возможно комбинировать направления и результаты их работы, выстраивая междисциплинарную синергию – то самое пространство научно-образовательно-технологической креативности, которое пытаются создать для осуществления реального прорыва.

Важно, что в вузе уже собраны и научные, и образовательные, и управленческие компетенции (в виде мощной команды), которые способны на все сто использовать любые открывающиеся возможности. За ними, конечно, кроются вызовы и риски – но управленцы ДВФУ уже научились работать в риск-ориентированном режиме, что позволило вузу значительно укрепить свой политический и аппаратный вес.
источник
Научно-образовательная политика
В День российской науки нельзя не прислушаться к призыву коллег:

Мало кто всматривается в связку "Счётная Палата - КУ АП" , и почти никто не помнит, что Кудрин при Ельцине возглавлял контрольное управление. Дела передавал новому главе КУ - Путину
https://t.me/scienpolicy/2849

I. https://rg.ru/2018/05/21/kudrin-rasskazal-o-generalah-sniatyh-posle-ego-proverok.html
21 мая 2018 года

Алексей Кудрин:
"Когда я в 1996 году приехал из Петербурга и стал начальником контрольного управления президента, прозрачность - это было не очень принято у нас в стране. Были неприкасаемые по проверкам. Тогда мы впервые открыли возможность, провели проверки МВД и Министерства обороны. Тогда результаты этих проверок были засекречены и носили характер государственной тайны по ряду вопросов, но сейчас время прошло, и я могу сказать, что в результате проверки в МВД 40 генералов были смещены или понижены в должности".

II. https://www.kommersant.ru/doc/176132
15 апреля 1997 года

"Коммерсантъ-Daily" решил обратиться к начальнику ГКУ Владимиру Путину.

— Владимир Владимирович, по сообщению президентской пресс-службы, ГКУ выявило, что "часть поставок в Армению осуществлялась в нарушение порядка". Получается, что в 1993-1996 годах были и законные поставки вооружения Армении?

Конечно нет. Это некоторая неточность в распространенной информации. Осенью 1993 года президент издал указ о запрещении каких-либо поставок в район азербайджано-армянского конфликта. Указ действует

— А когда ваше ведомство заинтересовалось поставками в Армению? 

Мы занялись проверкой деятельности Министерства обороны по указанию Бориса Ельцина еще 20 июня прошлого года. В ноябре мы подготовили документы. Тогда, кстати, впервые выяснилось, что имел место факт поставок оружия Армении. А не так давно руководитель администрации дал поручение провести дополнительную проверку. Мы ее провели и отчет направили в пятницу. Валентин Юмашев, может быть, в субботу его передал. Насколько мне известно, Ельцин дал поручение Генпрокуратуре разобраться.

— Вы выяснили, кто конкретно в России причастен к незаконным поставкам? 

Да. Есть фамилии

— Вы можете их назвать? 

Пока не хотел бы этого делать — до окончания расследования Генпрокуратуры и Главной военной прокуратуры.

— Но все это сотрудники российского военного ведомства? 

Да

— Экс-министр обороны Павел Грачев — его фамилия есть в ваших материалах? 

Нет. В ходе проведенной нами проверки мы не нашли документов, которые свидетельствовали бы о том, что Грачев давал прямые указания, распоряжения на этот счет

— Первым из представителей российского руководства на тему оружейного скандала в середине февраля нынешнего года заговорил министр по делам сотрудничества с СНГ Аман Тулеев. 

Да. Это была наша информация. Кстати, данные главы комитета Госдумы по обороне Льва Рохлина насчет поставок оружия и техники Армении — тоже наша  информация

— По утверждению Рохлина, общая стоимость поставок в Армению превысила $1 млрд. 

Вот насчет этого я пока поручиться не могу. Мы не сидели с калькулятором.

***

"Армянгейт" раскручивали под импичмент Б.Ельцина.
Статьи А.Будберга, СМИ В.Гусинского и позиция министра обороны И.Родионова...

ГКУ спасло президента.
источник
2019 February 09
Научно-образовательная политика
🌱 В этом году в ТюмГАУ Северного Зауралья появится Институт прикладных аграрных исследований и разработок. В его состав войдут пять университетских центров – точного земледелия, геномных технологий и др.

Знаете о федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства (2018–2025 гг)? Так вот в её подпрограмме «Селекция семеноводства картофеля» вуз участвует совместно с агрофирмой “КРиММ”. Сейчас в рамках проекта там занимаются выведением двух сортов картофеля, которые планируют патентовать.
источник
Научно-образовательная политика
Позитивно о ЕС думают не в тех странах, кому нужна помощь (она всем не помешает), а в тех, где эмиссары из США и Брюсселя сидят прямо в МИДах.

Наличие такого соседства рождает почти круглосуточные дифирамбы в адрес ЕС по центральным ТВ-каналам.

А Восточная Европа не такая продвинуто-цифровая, как западные коллеги и центральные регионы России: телевизор почаще смотрят.

Хотя простора для применения российской "мягкой силы", а также продвижения русского языка и нужных нам ценностей тоже хватает.

А с евроскептиками - чехами и греками России просто надо меньше ссориться.

https://t.me/pornstat/1178
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков:

"Мы в процессе создания специализированного фонда по образовательным технологиям. <...> Целевой масштаб инвестиций ФРИИ [Фонд развития интернет-инициатив] при создании был 6 млрд рублей, у образовательного фонда - 7 млрд рублей. Это только на образовательные технологии, не считая нескольких десятков миллиардов в нацпроекте "Образование" и "Кадрах для цифровой экономики"

А вот тут речь идёт именно о запланированных инвестициях в решения, которые будет эффективны для цифровой трансформации образования.

То есть это не история с разработкой за сотни миллионов очередных онлайн-платформ и электронных сервисов (привет не работающей "золотой" электронной платформе по изучению русского языка как иностранного).

Будут поддержаны стартапы, которые могут (и должны) коммерциализировать себя в условиях конкуренции.

Это вызов и резидентам Сколково и многочисленным участникам прошедшего и будущего "островов".

Очень интересно - осилим ли в итоге цифровое образовательное импортозамещение или пойдём традиционным путём (например, как "Сбербанк") и инвестируем в стартапы с пропиской где-нибудь в Сан Франциско?

https://tass.ru/nauka/6097252
источник
Научно-образовательная политика
Герман Греф :

"На мой взгляд, стыдно иметь такой уровень высшего образования в стране с богатейшими традициями в области подготовки научных кадров. Это точка стратегического разрыва, требующая серьезной перестройки...
Я вхожу в совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России и вижу, что в большинстве своем они собой представляют. В мае 2013 года заявки на участие в программе "5-100" подали 54 вуза, из которых 36 были допущены к конкурсу. Половина членов аттестационного совета — иностранцы, поэтому было рекомендовано делать презентацию на иностранном языке. Прислушались к пожеланию три университета. Три! И речь не о председателях колхозов откуда-нибудь из сибирской глуши, а о ректорах крупнейших вузов, ученых XXI века, в котором вся наука, к сожалению, на английском.

Мы недавно издали книжку "Университеты третьего поколения". Один из признаков такого вуза — преподавание на английском языке. Сегодня основные научные работы во всем мире пишут и публикуют по-английски. Это делают немцы, китайцы, испанцы с французами. 

Невладение английским равносильно признанию, что ты не обладаешь современными знаниями, лишен доступа к ним.

Многим соискателям я задавал вопрос: "Вот вы решили сейчас попасть в сотню лучших вузов планеты, при этом возглавляете университет уже много-много лет. Что мешало поставить такую цель раньше и попытаться ее решить? За полтора десятка лет ваш вуз с 460-й позиции поднялся на 459-ю. Каким волшебным образом он прыгнет за год на сотни строчек вверх?" Меня умиляет стандартный ответ: "Задача не стояла входить в топ-100". Очаровательно, правда?

Когда просишь уточнить, за счет чего произойдет этот скачок, ответ получаешь такой, что лучше его не воспроизводить. Не хочу никого обидеть, но серьезные задачи так не решить, никогда ничего не добиться".

"Камень в огород" МШУ Сколково и лично Андрея Волкова.

https://tass.ru/top-officials/6078757
источник