Цифра и железо
Разговоры о цифровой трансформации отечественного образования ведутся очень интенсивно и по весьма различным траекториям. Цифровизация предполагается на всех трех основных уровнях – школа, среднее профессиональное, высшее образование.
Московская электронная школа масштабируется в российскую, для компетенций World Skills нужны соответствующие технологии, идет серьезная экспертная работа над цифровой трансформацией высшей школы, в частности, над концепцией "Цифрового университета".
Однако, не стоит забывать, что самой бюджетоемкой статьёй расходов в той же "Цифровой экономике РФ" является оборудование. Вся эта "цифровая красота" должна работать на компьютерах, серверах, в облаках и т.п. Более того – во многих нацпроектах, например, в "Науке" также есть серьезные расходы на приборную базу.
И вот эта технологическая сторона медали цифровизации образования является не менее интересной, чем планы уроков или личные кабинеты студентов с цифровыми следами, начиная с яслей.
Нацпроекты, особенно "Образование", "Наука", "Цифровая экономика РФ", не всегда впрямую, но крайне настойчиво подразумевают импортозамещение. Более того, подобные идеи регулярно "вбрасываются" со стороны профессионального сообщества, представителей наших производственных предприятий, а также экспертной среды.
Ключевым бенефициаром "железной" стороны прорыва является в значительной степени "Ростех". Неудивительно, что именно он - фактически единственный "поставщик технологических решений", представленным на выставке-форуме "Цифровая образовательная среда". Хотя, к примеру, на форуме "ПроеКТОриЯ" были представлены также Яндекс, Ростелеком и другие "цифровые" лидеры.
Мы оценили ключевые компоненты процесса цифровизации школы и со стороны экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" выдвинули ряд советов Министерству просвещения -
https://t.me/scienpolicy/2838.
Неудивительно, что "Ростех" настойчиво и последовательно остаивает импортозамещение, в данном случае, в вопросах цифровизации общего образования. Впрочем, те же интересы они имеют и вообще к цифровой инфраструктуре, и к замене приборного парка ведущих научных организаций, и еще много к каким технологическим компонентам прорыва.
Госкорпорация настаивает на использовании отечественных (собственных "ростеховских") компонентов и производств. Схожие мысли мы часто слышим из уст президента. Наши технологии не плохи, но пока что представители компании сами признают – "вытянуть" их производство для цифровизации школы может только его масштабирование. Переведем – в масштабах федеральных округов и страны можем (да еще и на субсидиях), а вот 10-15 пилотных школ оборудовать – только себе в большой убыток.
А для внедрения в масштабах всей страны еще не проведено достаточно апробаций, не получена обратная связь от учителей, учеников и родителей. Существуют несколько точек зрения на то вообще, насколько глубоко стоит цифровизировать общее образование.
Пока что ситуация достаточно неоднозначная - поставлять непроверенные решения в школы нельзя, ждать тоже возможности нет. В итоге это все может закончиться субсидированием не самых передовых, зато отечественных, технологических решений. И будем надеяться, что это будут действительно наши цифровые устройства, а не, как это часто водится, китайский ширпотреб с наклееными этикетками и шильдиками.
И Минпросвещения, и "Ростех", и "Просвещение" в случае со школами настроены очень серьезно - будем надеяться, на практике в каждом конкретном образовательном учреждении все будет так же прекрасно, как и на экспозиции выставки.