Лишняя профессура
В День отечественной науки 8 февраля и его преддверии, состоится огромная масса мероприятий. В том числе тех, которые логичнее и правильнее было бы проводить в другие дни, но организаторы упрямо цепляются за День российской науки, чтобы утонуть в потоке новостей о схожих конференциях, форумах, выступлениях и поздравлениях.
Так и
Профессорский форум-2019 «Наука. Образование. Регионы» пройдет 6-7 февраля, причем 6-го в РУДН состоится пленарное и секционные заседания, а 7-го в Колонном зале Дома Союзов на пленарных заседаниях будут формулировать и подводить итоги.
Программа не содержит в себе ни одной свежей мысли и, по сути, самое интересное должно произойти на первой панельной второго для под названием «Основные направление развития науки и образования» - вот только значительная часть ключевых спикеров имеют приписки «(по согласованию)» - то есть, могут и не дойти.
Российское профессорское собрание – было некоторым ответом на проект «профессуры РАН», но только в вузовском измерении.
Главные действующие лица: председатель собрания Владислав Гриб, ну а архитектор всей структуры – Владимир Филиппов (которому мало совмещения ректорства в РУДН и председательства в ВАК).
Смыслом создания собрания и проведения форума были традиционные – диалог всех участников научно-образовательной политики, обмен идеями, акцент на мнение профессоров – станового хребта вузовского сообщества.
Реальные основания для этой деятельности несколько иные:
1. Интегрировать разобщенную вузовскую общественность: частично в противовес академической, частично для выделения актива, способного помогать проводить непопулярные решения, частично, чтобы выявлять недовольных. При этом интегрировать надо было слегка – до чуть менее аморфной массы, но ни в коем случае не до уровня субъектности в обсуждениях и принятия решений.
2. Создать некий «общественный инструмент» для проведения нужных решений и площадку «общественного обсуждения».
3. Построение региональной системы представительств для получения информации и осуществления контроля. Также это по замыслам создателей должно было бы косвенно влиять на политику ректоров. Отдельный формат возник недавно - реализация нацпроектов "Наука" и "Образование" в тесной связке с региональными властями.
4. Инициация квазипрофсоюзного формата организации для замещения пространства для активной профсоюзной деятельности.
Откровенно говоря, по всем четырем пунктам успехи сомнительны на грани с полным отсутствием таковых. И перспектив не предвидится.
Решения Первого профессорского форума были целиком и полностью в русле государственной политики. Чем и форум, и само Профессорское собрание заслужили, например,
нелюбовь у Диссернета. Либеральную профессуру собрание агрегировать не смогло – она вся пошла в профсоюзы и соцсети.
Следовательно, задачей было более-менее интегрировать тех, кому в принципе, все равно, ну а также, естественно активистов. Последние составили костяк региональных отделений. Однако, по большому счету, на этом все и закончилось. В особенной активности региональные отделения никто не заметил. Слаженной работы не ведется, да и общая концепция ее отсутствует.
Зато раз в год все съезжаются в Москву и под верховодством господ Гриба и Филиппова рассуждают обо всем подряд. И отдельно – о том, как всё это взаимодействует с Российским профессорским собранием.
Судя по политическим аспектам, это проект какой-то предыдущей (чуть ли не Ливановской эпохи), который из-за постоянных трансформаций банально подвис – а теперь, с созданием единого Минобрнауки и для университетов, и для научных организаций, стал не особенно нужным.
Генеральным партнером РПС является издательство «Просвещение», которое по инерции предыдущих министерских эпох пытается сохранить свои позиции в высшем образовании. Ну а для г-на Филиппова Собрание – это еще один «запасной аэродром».
Крайними же остаются профессоры. У которых теперь как бы есть выразитель их интересов, который, судя по всему, выражает что угодно, как раз кроме чаяний самой вузовской профессуры.