Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 January 31
Научно-образовательная политика
Вам в прорыв или поговорить?

В обширную «международную» программу президента Сергеева РАН, которую он все более активно реализует после «президентских поправок» помимо зарубежных представительств РАН и неких «научных амбассадоров» - входит развитие международных академических обменов. На этом акцентирует внимание «Независимая газета».

Для развития этого направления Академия просит у государства дополнительные средства – а президент Сергеев озвучивал эти просьбы президенту страны Путину.

РАН (Сергеев) предлагает формат центров международного академического обмена.

«Мы хотим в стране открыть несколько центров, которые будут принимать рабочие группы, работающие по принципу мозговых штурмов. Есть сейчас достаточно новая форма в науке, когда собираются на одну-две недели самые сильные люди из всех стран. Это не конгрессы, а именно 20–30 человек высочайших профессионалов. Они анализируют тренды и результат, намечают пути. Те страны, которые очень активно участвуют в организации подобной деятельности, привлечении на свои территории таких мозговых штурмов, автоматически оказываются в центре внимания науки в соответствующей области», - пояснил Александр Сергеев.

Инициатива президента РАН достаточна «хайповая», но вызывает ряд вопросов:
1. Зачем нужны отдельные центры? Вузы и научные институты регулярно приглашают иностранных ученых, причем университеты делают это и в педагогических форматах, а на крупных конференциях можно встретить и всю элиту.
2. Зачем делать эти центры на базе РАН? Можно целевым образом приглашать нужных ученых в вузы и НИИ.
3. Мозговые штурмы с представительным составом нужно организовывать заранее – минимум за год. Ведь все ведущие ученые в какой-либо теме встречаются один-два раза в год на крупнейших конференциях и собрать их вместе будет не так-то просто. Если вообще возможно.
4. Если мероприятий окажется не так много, то чем все остальное время будут заниматься центры? Работать на приезжающих поодиночке ученых? Но именно этот формат уже прекрасно реализуется отдельными вузами, институтами, а также в рамках фестивалей науки.
5. Нет ли смысла лучше переключиться на то, чтобы как можно больше международных научных конференций происходило в России? Есть как минимум несколько городов – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Красноярск – готовых принять мероприятие любого масштаба. В России есть компании, готовые организовать все под ключ – нужны только договоренности. Именно те, которые должны достигаться непосредственно учеными между собой.

Действительно важный факт, отмеченный в статье, это цели и реальная отдача от приглашенных ученых. Иногда их зовут, чтобы повысить позиции в рейтингах или ради пиара. Приезд иностранного ученого может обернуться пустой говорильней.

Ректор Горного университета Литвиненко отмечает, что например, приезд специалистов из инженерно-технических вузов зарубежных стран может дать совсем немного для научно-технологического и образовательного процесса. Иностранные профессора и ученые – теоретики, которые очень далеки от практики.

Он подчеркивает, что для российской науки ценен потенциал зарубежных ученых. В то же время интеграция в международное академическое пространство не должна скатываться к поверхностным и малосодержательным рассуждениям о «путях развития науки», за которыми зачастую стоит лишь желание получить солидную финансовую господдержку.

В этих его словах видна открытая критика предложений РАН, и это уже второй серьезный удар после столкновения мнений по поводу экспертизы. Академия и сама по себе и в лице президента Сергеева в итоге получила еще одного очень серьезного соперника – Владимира Ливтиненко.

Ректор Горного выступает за следующий путь: «Российским вузам необходимо приглашать профессоров, обладающих уникальными знаниями и способными консолидировать вокруг себя специалистов, работающих в данной конкретной области. Результатом должно стать создание постоянно действующих групп учёных и новых современных лабораторий».

http://www.ng.ru/science/2019-01-30/100_RAN-brain300118.html
источник
Научно-образовательная политика
Допочётить до логического конца

Вице-президент Валерий Козлов по итогам Президиума 22 января, где не стали «почетными профессорами РАН» патриарх Кирилл и Валентина Матвиенко, получил поручение доработать пункт устава об учреждении и присвоении почетных званий российским и зарубежным ученым.

Вот тут придется г-ну Козлову сильно поломать голову. Аргумент, что патриарх был в гостях у Капицы уже вряд ли пройдет. Так что либо вносить поправку, чтобы почетные звания можно было присваивать не только ученым. Либо придется очень сильно изворачиваться и все равно выставить себя дураками, пытаясь сделать из патриарха Кирилла и Валентины Матвиенко крупных ученых. Конечно, оба имеют какие-то труды и, возможно, научные заслуги, но их явно не хватит по весу для мощного и именно почётного звания.

Для Академии это будет своего рода тест – на умение выходить из сложных ситуаций, даже если она сама и не полностью в них виновата. А также на способность работать в политическом поле.

Жаль, что среди руководства РАН все же так мало именно политиков – хотя есть и ученые, и педагоги, и переговорщики.

http://www.sib-science.info/ru/news/ran-mozhet-izmenit-svoy-30012019
источник
Научно-образовательная политика
С очками, коллега.

У Путина есть знаменитая зеленая папка, а у Васильевой знаменитый очешник.

https://t.me/dimsmirnov175/4293
источник
Научно-образовательная политика
Это очень актуальное направление - формирование конкурентных преимуществ для Владивостока и научно-технологического и образовательного кластера ДВФУ на острове Русский. Тем более, это было прямо отмечено в поручениях президента Путина.

Среди форматов работы вице-премьера Трутнева развитие ДВФУ находится в числе приоритетных, и на этом направлении он выстраивает партнёрские отношения с  коллегой по правительству - вице-премьером Акимовым.

Развитие Приморья и ДВФУ даёт основание и для усиления Восточного экономического форума как флагмана дальневосточно-арктической повестки Трутнева.

https://t.me/minsvet/254
источник
Научно-образовательная политика
В этих словах Лужкова (как и в его политическом будущем) намного важнее понятие «совет мудрецов», а не Курилы.

Именно в таком формате - Совета опытных политиков - есть проект создания совещательного органа. Войдут в него люди действительно заслуженные и из разных сфер, а целью будет - обсуждение ключевых процессов, выработка рекомендаций и прогнозов.

Напомним, что Совет старейшин уже создан в Академии наук. Главная цель - использовать бесценный и обширный опыт в сложных ситуациях трансформаций и преобразований.

Полагаем, что в рамках трансфера действительно пригодится опыт политиков и практиков поколения Лужкова.

https://t.me/politjoystic/7595
источник
Научно-образовательная политика
Здание ИНИОНа планируют восстановить в течение 2019-2021 гг. за 6,75 млрд руб.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201901310018?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков провел рабочую встречу с Министром образования и науки Киргизской Республики Гульмирой Кудайбердиевой.

Планируется, что ректоры вузов России и Киргизии встретятся в г. Бишкеке в марте 2019 года. Михаил Котюков считает, что целесообразно пригласить на это мероприятие не только ректоров вузов, но также и представителей научного сообщества.

В настоящее время в российских вузах обучается около 15,8 тыс. киргизских студентов, из них 6,6 тыс. за счет средств федерального бюджета и 9,2 – по договорам об образовании за счет средств физических и/или юридических лиц. Наиболее привлекательными для обучения граждан Киргизии являются Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и Санкт-Петербургский государственный университет. 

Своевременный шаг со стороны Минобрнауки России.
Киргизия является одной из стран постсоветского пространства, которую США давно и успешно рассматривает как локальную площадку для  влияния в регионе.
Система образования Киргизии ежегодно получает финансовую поддержку от американских НКО.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1008
источник
Научно-образовательная политика
I. https://t.me/obrazbuduschego/5122
Дела Гайзера, Хорошавина, Магомедовых, Арашуковых - это комплексные, сложные дела, связанные с деятельностью крупных сообществ, каждое из которых контролировало политическую, финансовую и социальную сферы целых регионов, связи которых проникают во все уровни власти.
Раскрыть подобную сеть дело не одного года.
...
Основные цепочки лежат в плоскости финансовых операций. Большая интегрированная во власть преступная сеть неизбежно оставляет следы в мониторинге ЦБ, Росфинмониторинге и в надзорных управлениях силовых структур.
Финансовые операции являются ключевым доказательством в судах.
ОПС - это и влиятельная, и одновременно уязвимая часть системы
.

II. https://t.me/scienpolicy/2728

Дела Арашуковых затронут очень многих на Кавказе (в первую очередь, руководство КЧР), и эта история будет иметь продолжение более резонансное, чем после Хорошавина и Гейзера.

Администации Президента всё более нравится использовать многоходовочные кейсы.

Кейс Арашуковых перезагрузит не только весь СКФО - он поменяет баланс сил в Москве и Санкт Петербурге.

Многие вчера написали про вопросы к Арашуковым по линии хищений "Газпром межрегионгаз". Но никто не отметил что близкий к Миллеру топ-менеджер Газпрома Кирилл Селезнёв второй день находится в сильнейшем стрессе. Селезнев и его брат Иван Миронов - акционеры Банка "Россия", где основной акционер - Юрий Ковальчук. Банк "Россия" считается бизнесом, куда пускают только людей, довольно близких к первому лицу государства. Селезнев и Миронов - держатели пакета акций (12%) в интересах Алексея Миллера.
Отец и сын Арашуковы участвовали в финансировании покупки этой доли.
В рамках возбуждённых уголовных дел в отношении Арашуковых под ударом через "Газпром межрегионгаз" именно Алексей Миллер.

III. https://t.me/kremlebezBashennik/4889

Предстоит за короткое время достичь консенсуса с региональными элитами, чьи интересы во многом завязаны на Миллера...

Дюков и его "Газпром нефть" в последние дни стали гораздо более активными участниками в ключевых встречах и переговорах Владимира Путина. В частности, именно Дюков, а не Миллер, принял участие  в недавней встрече Путина с японским премьером Синдзо Абэ.
В переговорах по совместному освоению Курил Газпромбанк выступает одним из инфраструктурных партнеров. По итогам встречи именно Газпромбанк привлек кредит 500 млн. евро у японского банка Mitsubishi UFJ.

IV. https://t.me/russica2/13766

Арашуков-младший сообщил сотрудникам ЦРУ об обмене золотого запаса Венесуэлы из хранилищ ЦБР на €1.5 млрд. наличных в Дубаи.

Сенатор штурмовал те же точки промежуточного и конечного базирования капитала в суннитском мире теневого банкинга, что и кадыровцы.

V. https://t.me/russica2/13767?single

Арашуков старший вывел из Ирана часть чёрной кассы КСИР.

[SP - переводы 2013 года, когда президентом стал Х.Роухани, от команды Х.Рафсанджани, конкурирующей с КСИР.
"Ядерная сделка", "открытие Ирана" и т.п. - все это было неудобно для "теневых схем" бизнес-империи КСИР
Если бы не война в Сирии, холдинг "стражей" мог перейти к другим владельцам].

VI. https://t.me/trktgh/77
Показательный разгром клана Арашуковых приостановил один из важных проектов, связанных с Минской криптовалютной биржейперевод в Минск теневых финансовых потоков из Ирана. Арашукову-старшему нужна была альтернатива для отстирывания исламской черной кассы, обнал через Сбербанк его не устраивал. Гуцериевский криптовалютный проект пришелся как нельзя кстати. Но...

***

VII. Кейсы "Арашуковы" и "Магнитогорск" связаны словом "газ" или "Иран"?
источник
Научно-образовательная политика
Президент прорыва и министр «Образования»

Сегодня прошла встреча президента Путина и министра просвещения Ольги Васильевой.

В сфере много успехов – цифры можно посмотреть во фразах министра. А планы – в паспорте нацпроекта «Образование».

Очень важна синергия двух мероприятий – «Билет в будущее» и форума «ПроеКТОриЯ» (который команда Васильевой недавно блестяще провела). Первый – про массовую профориентацию, второй – про конкретные достижения на избранном поприще.

Построение единого образовательного пространства через ФГОС и постепенную передачу школ на уровень регионов (здесь также формируется управленческая вертикаль) – это ключевые системные установки в политике министра.

И здесь очень кстати был акцент президента на уровень зарплат учителей. Именно в области оплаты труда работников школы допускались очень серьезные перекосы при выполнении соответствующего предыдущего майского указа. С другой стороны, Путин фактически дал карт-бланш на прямой контроль со стороны Минобрнауки региональных органов власти в части заработных плат. Это еще один плюс к проекту передач школ в ведение регионов.

В каждом из них, кстати, будет как минимум по одному Кванториуму и по малому «Сириусу». Кванториумы – это массовая работа по инженерно-технической направленности, откуда дорога и в СПО по World Skills и в вузы по инженерным специальностям. Замминистра Марина Ракова отвечает не только за это направление, но и за проектный офис нацпроекта «Образование», а еще за цифровизацию.

Малые Сириусы – это выявление и поддержка одаренных детей. Тем более, что Елена Шмелева большой «Сириус» намерена только укреплять и развивать – в сторону Университета и Инновационного научно-технологического центра. Должность сопредседателя ОНФ здесь ей только в помощь.

Судя по всему, для обеих дам Ольга Васильева – приемлемый кандидат на посту министра. Не идеальный, но консенсусный. Это дает возможность Ольге Юрьевне определенный простор для маневра.

В транскрипте этого нет, но сама Васильева несколько раз говорила президенту, что вопрос учебников она обязательно осветит отдельно. Однако, надо четко понимать, что если ее и будут снимать с поста – то не за проценты владения рынка группой «Просвещение».

Итог у встречи достаточно двойственный. С одной стороны, действительно по линии школ и СПО министр Васильева всегда справлялась очень хорошо (то же можно ожидать и от будущих проектов цифровизации образования). От дошколенка и до оборудования лабораторий для World Skills, от борьбы с третьей сменой до ЕГЭ – это все-таки ее стихия.

С другой, единственным реально слабым местом Васильевой как управленца является то, что она «министр начального и среднего образования» - не меньше, но и не больше. К сожалению, нацпроект «Образование» значительно шире – и по форматам, и по возрастам. То, что Ольга Юрьевна неплохой «школьный министр» - вопросов нет. А хорошим в России быть невозможно.

Основной вопрос – сможет ли она стать «министром прорыва по образованию» (в широком смысле этого слова).

http://kremlin.ru/events/president/news/59756
источник
Научно-образовательная политика
Общее образование 2.0

Опубликован перечень поручений Президента по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив.

Заседание наблюдательного совета АСИ показало, что оно стало в определенной степени «опытно-конструкторским бюро» для отработки новаторских моделей в самых различных аспектах социально-экономической жизни, а также «прокачки» лидеров нового типа.

Среди поручений нас особо интересуют два.

Пр-118, п.1а
1. Правительству Российской Федерации с участием ПАО «Сбербанк России» и Агентства стратегических инициатив принять решения:
а) о проведении в 2019/2020 учебном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации.
Срок – 1 июля 2019 г.;

Это означает две вещи. Первая – в школы на полных правах приходят индивидуальные образовательные траектории. Вторая – цифровизация школы (выбор подходов, внедрение технологий, освоение бюджетов) во многом будет отдана Сбербанку.

Эксперимент явно будет интегрирован в нацпроект «Образование» и в «Электронную школу», выстраиваемую в рамках его мероприятий. Отдельно – это бонус для «Сириуса» и вообще работы с одаренным детьми, поскольку позволяет сосредотачиваться на своей специализации, успешно осваивая оставшиеся компоненты общего образования онлайн.

Второе непосредственно связано с первым:
Пр-118, п.1б
[… принять решения:]
б) о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в целях упрощения лицензирования и аккредитации такой деятельности, осуществляемой с использованием дистанционных технологий на цифровой платформе.
Срок – 15 августа 2020 г.

Именно на, условно говоря, «крепостном праве» - то есть жесткой привязки обучающегося к конкретной организации (через процедуры лицензирования и аккредитации).

И это будут действительно серьезные изменения в общем образовании. Но как же они назрели в образовании высшем! Остается надеяться, что в самое ближайшее время президентом будут выданы схожие поручения по развитию дисцтанционных технологий, цифровых платформ и сетевых программ.

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59758
источник
Научно-образовательная политика
Антикоррупционное просвещение

Утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год. Ключевым органом является Минпросвещения. Что такое подарок, а что такое взятка надо объяснять еще со школы (вероятно, начальной). Не менее активно привлечены Минобрнауки и регионы, отдельные мероприятия поручены также МВД и Минтруду.

Процитируем самые интересные положения:
1. У обучающихся должна быть сформирована компетенция, позволяющая выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – содействовать пресечению такого поведения. (Сильно надеемся, что это первый шаг к «нулевой терпимости» по отношению к коррупции).

2. Разработка Концепции антикоррупционного воспитания (формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся) и плана ее реализации.

5. Проведение открытых уроков и классных часов с участием сотрудников правоохранительных органов.

9. Проведение вебинаров для родительской общественности.

10. Развитие системы самоуправления в образовательных организациях с учетом антикоррупционного просвещения. (Этот пункт кажется нам особенно важным – власть признает, что только гражданское общество может окончательно победить коррупцию.)

13. Подготовка перечня фильмов антикоррупционной направленности для размещения на портале «Российская электронная школа».

18. Включение специальной номинации в тематические направления Всероссийского конкурса сочинений.

На самом деле, весь документ заслуживает внимательного прочтения и изучения. Мы выбрали несколько мероприятий, чтобы продемонстрировать, насколько широко и многовекторно будет проводиться антикорупционное просвещение.

Действительно, тех, кто сейчас у «коррупционных кормушек» можно либо посадить, либо напугать. Их постепенно будут замещать более ответственные и патриотично мыслящие люди, которые пройдут профессиональные конкурсы и социальные лифты.

Однако, работать нужно на будущее – и концепция нетерпимости к коррупции должна стать одной из основных черт «нового россиянина». Школьники и студенты, которые будут охвачены этой программой – именно для них по итогам прорыва будет создана «Новая Россия». И жить в ней уже нужно будет по-новому, иначе все эти траты, рывки и прорывы окажутся напрасными, а все достижения уйдут как вода в коррупционный песок.

Есть, конечно, опасения, что будут «перегибы на местах» с реализацией концепции, но все же остается надежда, что с водой энтузиазма не выплеснут ребенка нетерпимого к коррупции во всех ее проявлениях.

И есть некоторые основания полагать, что «поборы на шторы» и «скидывания классному руководителю на телевизор в подарок» дети очень быстро раскусят в качестве коррупции – ну и сообщат, куда следует. А впрочем, так оно и должно быть. Это антикоррупционное просвещение обучающихся – оно в не меньшей степени и для обучающих.

Честно говоря, некоторые уроки или целые программы по антикоррупционному просвещению обучающихся мы бы продемонстрировали чиновникам из «группы риска». Арестами их не запугаешь. Но если они поймут, как на них будут смотреть их собственные дети и внуки – может быть, тогда хотя бы у кого-то из них произойдет переоценка ценностей.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201901310013?type=pdf
источник
2019 February 01
Научно-образовательная политика
Губернаторы - рефлексия Незыгарю (@russica2)

1. Губернаторы как институт устойчивы лишь в инерционной модели. Пока единообразные технократы не вытеснили из памяти региональные «глыбы» прошлой эпохи. Устойчивость губернатора зависит от умения стыковать интересы: центра, местных (элит и населения) и собственные. Количество регионов=губернаторов избыточно для качественного управления и эффективного федерализма. Институт губернаторов находится в кризисе - отсутствует внятное место для него в общей системе госуправления.

2. Рейтинг глав регионов далёк от тефлоновости. К ним липнет и местный, и федеральный негатив. Отсутствие определенного (хоть какого-то) отношения к губернатору не означает «антипригарность» - это означает недоверие и к губернатору, и к самому институту. «Тефлон» многим губернаторам передаётся из Москвы - в результате элитных игр и игнорирования проблем на местах. Но «тефлон от президента» более не гарантирует успех. «Губершторм» воодушевляет жителей регионов и часть местных элит и служит инструментом контроля над регионами со стороны АП.

3. Губернаторы «растаскивают» страну по регионам часто в противовес здравому смыслу и общим интересам. Регионы и местные элитарные группы - это запрос не на федерализацию, а на феодализацию. Устойчивой скрепой пространственного единства являются транс- и надрегиональные процессы - интересы крупнейших элитных групп и их корпораций, единые социальные лифты и формируемый класс «политических разночинцев» (технократы, Лидеры России, школа губернаторов).

4. Регионализация процессов происходит через придание повышенного значения реализации нацпроектов на региональном уровне - отсюда требование к формированию региональных проектов. Региональные элиты должны принимать правила «игры в прорыв», но в любом случае они не представляют единой силы. «Партия регионов» в России невозможна - только общероссийские проекты и локальные (деятельность волонтёров, социальных НКО, АСИ). Антифедеральный запрос в Приморье был отработан в рамках «учений в боевых условиях» по настройке гибкости системы. Риски регионализации политики (феодализации, сепаратизма) могут быть купированы введением дополнительного уровня макрорегионального управления (федеральные регионы, генерал-губернаторства), а также квалификационными требованиями к кандидатам в губернаторы, которые сделают малозначимыми различия любых исходов выборов.

https://t.me/russica2/13782
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки поддерживает северо-кавказский новостной тренд последних дней.

Сегодня студенты Ставропольского края встретятся с Министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым. Мероприятие пройдёт в Северо-Кавказском федеральном университете, начало в 13:30.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-технологический провал Овсянникова

30-31 января губернатор Севастополя Овсянников провёл в Москве несколько встреч. Ни одно федеральное или московское СМИ об этом не написало, восторженно отметили провальную поездку лишь подконтрольные губернатору севастопольские журналисты.

Мы решили написать эту заметку, потому что Дмитрий Овсянников (безрезультатно хватавшийся уже за все возможные соломинки) решил поиграть в "губернатора прорыва".

"...глава города провел рабочую встречу с председателем научно-технического совета Госкорпорации «Ростех» Юрием Коптевым. Были рассмотрены перспективы сотрудничества госкорпорации с Севастопольским госуниверситетом, участия в научных и образовательных программах вуза".

Это как же нужно упасть, чтобы пытаться в бесчисленный раз разыграть карту "Ростеха", без поддержки которого Овсянников уже давно бы не видел Чёрного моря. Московский вояж молодого технократа первой волны с точки зрения попыток усиления аппаратного веса закончился провалом.

Уже все, кто можно поиронизировали по поводу итогов встречи Миронова и Овсянникова: после того как губернатора по решению АП руками Турчака отдалили от
местного отделения "Единой России", даже полутоксичная "Справедливая Россия" показалась токсичному Овсянникову спасительным кругом. Почему токсичному?

Потому что в Москве Овсянникову в аудиенции отказали буквально все. Не приняли его ни в Администрации Президента, ни в Правительстве, ни даже в любом из ФОИВов.

Совещание у Вице-премьера Козака было плановым и губернатор принял в нём участие по должности. А вот традиционный защитник Овсянникова в Правительстве, вице-премьер Голодец, дистанцировалась от губернатора, теряющего очки.

Мы с большим уважением относимся к активным действиям команды Сергея Кириенко по формированию новой линейки региональных лидеров и её образовательным компонентам. Но то, что происходит в Севастополе - роняет густую тень и на самого Сергея Владиленовича, традиционно поддерживающего Овсянникова.

У губернатора было достаточно времени, чтобы показать свою эффективность и стать любимым градоначальником строптивым севастопольцам. Но этого не вышло.
Зато глава города исправно выдаёт "перл за перлом", над которыми потешается вся Россия.

Как сообщает пресс-служба ОСК, её Президент Алексей Рахманов 30 января встретился с губернатором Севастополя Дмитрием Овсянниковым и ректором СевГУ Владимиром Нечаевым.  

Президент ОСК обозначил желание корпорации принять участие в создании совместно с правительством Севастополя НОЦ "Морские науки, технологии и региональные экосистемы" на базе СевГУ и научно-образовательных организаций города и Крыма.

Вот уже два года бывший активист движения "Наши" и "сбитый лётчик" Владимир Нечаев (был в Москве ректором МГГУ им. Шолохова, но после слияния вузов в МПГУ остался лишь проректором) руководит Севастопольским госуниверситетом.

Кто слышал хоть об одном "прорывном" успехе университета за это время? А ведь речь о регионе, куда идут самые большие бюджетные субсидии и инвестиции, а губернатор последние годы работает с заметным иммунитетом от silovikov.

Согласно Национальному рейтингу университетов (составляет Интерфакс) СевГУ занимает 212 место среди университетов России. Для сравнения: Кемеровский госуниверситет на 80-й строчке, а Дагестанский – на 144-й.

Мы поговорили с нашими коллегами в ЮФУ (именно этот федеральный университет курирует СевГУ) и в самом СевГУ. Безусловно, кадрово и технологически команда СевГу пока не готова для того, чтобы организовать НОЦ даже российского, не то что мирового уровня. Выражаясь современной терминологией, вуз ещё прокачивать и прокачивать.

А вот г-ну Овсянникову, смеем предположить, прокачка уже не поможет.

Формат губернатора-тяжеловеса принёс бы Севастополю и кураторам в Москве гораздо больше эффективности, чем несобранный технократ. В науке и образовании для роста нужно делать реальные вещи, а не только разговаривать и надеется на "прорыв", основываясь лишь на звучных фамилиях в набсовете СевГУ.

https://ikstv.ru/novosti/gubernator-sevastopolya-provel-rabochie-vstrechi-v-stolitse-31-01-2019/
источник
Научно-образовательная политика
Бюджет на науку: структура распорядителей

Исследователи ВШЭ изучили структуру бюджетного финансирования гражданской науки в 2019-м году по главным распорядителям бюджетных средств.

Денег выделено немало – 2,77% от всех расходов бюджета. В процентах к ВВП сказать сложно, но там будет число в районе 0,5-0,6% ВВП.

В целом, три ГРБС на науку – это Минобрнауки, Роскосмос и Минпромторг. На них приходится 71,4% всех затрат.

По фундаментальным исследованиям ситуация ожидаемая – 77,9% Минобрнауки и 12,4% РФФИ составляют подавляющие 90,3%. Из примечательного – 1,1% средств идет Управлению делами президента.

По прикладным исследованиям всё кардинально иначе. Минобрнауки лишь на третьем месте с 14,5%, а лидируют Роскосомос (28,3%) и Минпромторг (23,7%).

Нас очень волнует вопрос, на что идут 2,4%, которые осваивает Росрыболовство. Если кто-то (от пресс-службы ведомства до сотрудников НИИ и ОКБ ведомства) нам пояснит – с удовольствием послушаем.

Вообще, можно достаточно долго медитировать над этими диаграммами и думать, что и как аналитически будет суммироваться в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».  А также - как надо тасовать средства, чтобы сконцентировать их все на научно-технологический прорыв.

https://issek.hse.ru/news/237355281.html
источник
Научно-образовательная политика
Пятая журнальная колонна?

Мы достаточно много внимания уделяем вопросам развития научных журналов. Причины тому просты – это и доминирование наукометрических показателей, и значительное количество целевых индикаторов в нацпроекте «Наука» (а ранее – в госпрограмме «Развитие науки и технологий»).

Совсем недавно мы разбирали текущую ситуацию по материалам интервью «главного по журналам в РАН» вице-президента Хохлова.

Вообще, отметим, что у себя на страничке на Фейсбуке г-н Хохлов обстоятельно фиксирует все предпринимаемые шаги по продвижению журналов. Например, в прошлом году он обошел все отделения РАН и в каждом провел презентацию с разбором имеющейся ситуации и возможных перспектив.

Благодаря настойчивость Алексея Ремовича научные журналы РАН стали приобретать современный вид, а издательские работы выставляются на открытый конкурс.

И мы во многом согласны с ним, что продвигать журналы по одиночке невозможно – стоит входить в пакеты к крупнейшим издательствам. Это политика и Pleaides, и теперь РАН.

Настораживает же следующее – высказанное недавно г-ном Хохловым резкое неприятие плана Европейского союза сделать обязательными к публикации в журналах открытого доступа всех резульататов исследований, полученных за госсчет.

Вот против этого плана «евробюрократов» яро выступает вице-президент РАН Хохлов, поприсутствовав на заседании комиссии РАН - Springer/Nature – Pleiades. Отметим, что первая – это одна из буквально нескольких компаний-монстров на журналом рынке, а Pleaides (при всем спектре отношений к ней) – монополист по производству переводных версий журналов. Естественно, ни та, ни другая компания не заинтересованы в открытом доступе особенно в контексте журналов РАН – ведь понятно, что платить многие тысячи евро за публикации в них никто не будет.

Удивляет как раз позиция Алексея Ремовича. Сам он сотрудник бюджетного учреждения (РАН), рассуждает о журналах, издаваемых преимущественно за госбюджетный счет (а мало какие самоокупаются), над которыми работают сотрудники редакций, который также все на бюджетных ставках, а статьи предоставляют ученые – все тоже получающие средства из бюджета. Да, перевод, верстка, публикация – все это требует затрат. Но не чрезмерных. Это вопрос субсидирования, государственно-частного партнерства, грантов и т.п. А вот включиться в пакет платных журналов в качестве журнала свободного доступа – это был бы сильный ход. И есть четкая уверенность, что подобное возможно. Было бы желание договориться.

Практически полная приватизация в руках Алексея Ремовича Хохлова вопросов развития журналов РАН (особенно переводных версий) и амбиции «подмять» под себя всю научно-публикационную сферу начинают вызывать опасения.

Очевидно, и Pleaides, и Springer-Nature заинтересованы в доходах.

А вот чем руководствуется вице-президент РАН Хохлов? Не слишком ли яро он защищает интересы не отечественной науки, ее доступности и максимально широкой представленности в мировом масштабе, а бизнес-схемы, разработанные ключевыми игроками рынка? Не окажется ли наша наука опять в заложниках иностранных корпораций и играющих на них отечественных управленцев?

Qui prodest?
источник
Научно-образовательная политика
Спасти учителя от бюрократии... для его собственного развития

Министерство просвещения пытается решить проблему бюрократической перегрузки учителей. Ведомство подготовило законопроект, который всерьез ограничивает (закрепляет) обязательные форматы работы учителя. Остальное – на усмотрение и регулирование локального акта образовательной организации.

Цель благая – снять с учителя бремя подготовки отчетов, ответов на запросы и иных бюрократически-отчетных материалов. Однако, как всегда, основные опасения связаны с перегибами на местах. В локальных актах можно закрепить все прошлые обязанности и даже включить новые.

«Одного документа недостаточно – нужны сигналы местным органам», - считает Сергей Косарецкий из ВШЭ. И в этом Министерству должен помочь эксперимент с передачей школ на уровень регионов – таким образом станет значительно проще контролировать и энтузиазм на местах и реальное положение вещей.

Однако, учителям не стоит радоваться – свободное время будет потрачено на цифровизацию школы и постоянное повышение квалификации (программы учительского роста). И во многом «облегчение» труда учителя – вещь вынужденная. Ведь если к имеющимся реалиям с проведением уроков, проверки заданий, планами и техническими картами, журналами и дневниками – а еще куче всего другого – добавить обязанности по повышению квалификации и цифровизации, то учителя, скорее всего, просто надорвутся и начнет все больше страдать качество ведения уроков.

А собственно, учитель нужен для одной единственной цели – учить, то есть вести уроки и проверять задания. Можно еще добавить модного наставничества.

https://www.kommersant.ru/doc/3869023
источник
Научно-образовательная политика
Топ-30 событий января 2019 года в сфере образования

1.  Заявление Ольги Васильевой об отсутствии планов перехода к добровольной сдаче ЕГЭ.
2.  Отказ Минобрнауки от поддержки бессрочной аккредитации вузов.
3.  Распространение информации о подготовке  проверки Рособрнадзором Высшей школы экономики.
4.  Президентский указ об изменении названия военных факультетов на военные учебные центры.
5.  Инициатива Дмитрия Медведева на встрече со студентами ГИТИСа создать систему образовательных кредитов с пониженной ставкой для студентов.
6.  Предложение Минэкономразвития отменить компенсации на жилье, отопление и освещение для сельских учителей в связи с ростом зарплат бюджетников в рамках майских указов президента.
7.  Вступление в силу закона о выплате компенсации учителям, принимающим участие в подготовке итоговой госаттестации для учеников 9 и 11 классов.
8.  Рост России до 4-го места рейтинге вузов развивающихся стран по версии журнала Times Higher Education.
9.  Обнародование планов перевода школ Санкт-Петербурга на 7-дневную работу.
10.  Поддержка Минпросвещения идеи проведения в школах уроков по раздельному сбору мусора.
11.  Призыв Владимира Путина к вузам воздерживаться от клонирования кафедр факультетов по одним специальностям.
12.  Предложение Владимира Путина МГУ сыграть значимую роль в реализации программы генетических исследований, в том числе в области биобезопасности, медицины, фармацевтики, микробиологии и сельского хозяйства.
13.  Анонсирование Татьяной Голиковой появления к 2020 году системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций.
14.  Подготовка фракцией КПРФ законопроекта, по которому базовая ставка учителей должна быть не менее 2-х прожиточных минимумов в регионе.
15.  Заявление президента РАН Александра Сергеева о возможности безболезненного сокращения вдвое числа аспирантов.
16.  Критика ректором МГУ Виктором Садовничим идеи сервиса по поиску работы Superjob отказаться от графы «образование» при размещении соискателями вакансий резюме на своем сайте.
17.  Утверждение Анатолия Карпова главой  кафедры шахматного искусства, информационных технологий и математики на базе Уральского государственного экономического университета
18.  Дискуссия относительно правил проноса учащимися еды в учебные заведения.
19.  Предложение Роспотребнадзора Татарстана увеличить перемены в школах для улучшения качества питания школьников.
20.  Жалоба преподавателей Курганского госуниверситета политехнического института на давление Курганского союза промышленников и предпринимателей по вопросу назначения руководства вуза.
21.  Сдача магистрантами Саратовского университета имени Н. Г. Чернышевского экзамена «Госполитика и управление» в форме квеста в исторической части города.
22.  Начало строительства президентского кадетского училища в Кемерово, где будет сделан акцент на подготовку по высокотехнологичным направлениям.
23.  Эксперимент в Красноярской школе-интернате № 1, в которой обучаются дети со сколиозом, по замене парт на кушетки.
24.  Старт на 63 площадках во всех федеральных округах заключительного этапа олимпиады «Я – профессионал».
25.  Предоставление студентам СПбГУ права защиты своего стартапа как дипломной работы.
26.  Запуск полуфиналистами конкурса «Лидеры России» проекта по подготовке детей из малообеспеченных семей к сдаче ЕГЭ в Дагестане.
27.  Достижение Казанским федеральным университетом второго места в России по числу иностранных студентов (первое - у РУДН).
28.  Завершение регистрации школьников ДНР, желающих сдать ЕГЭ в России.
29. Демонстрация ученикам 5-8 классов Петербурга процедуры получения хлеба «по карточкам» и выдача по 200 г черного хлеба - суточной нормы на ребенка в 1942 году.
30.  Демонстрация Дмитрию Медведеву боев роботов, собранных на внеклассных уроках по робототехнике в средней школе № 66 в Краснодаре.
Подготовлено фондом "Петербургская политика" совместно с "Давыдов.Индекс"
источник
Научно-образовательная политика
Задержание группы студентов - экстремистов в МГУ во главе с аспирантом мехмата Мифтаховым, у которых изъяли взрывчатку, рации и армейскую форму, может ускорить отставку ректора Виктора Садовничего и ротацию руководства. Вторая после инцидента с Варварой Карауловой история с экстремизмом в главном университете страны актуализирует вопросы, которые накопились к Садовничему и его команде и отчасти прозвучали на недавнем заседании попечительского совета вуза с участием президента. Как писали коллеги из телеграм - канала Научно- образовательная политика, «МГУ в нынешнем составе руководства потерял связь с реальностью в плане генерации новых идей , концепций и смыслов». Там, где нет концепций , смыслов и связей с реальностью, неизбежно происходит замещение образовавшейся пустоты гремучей смесью. С этой точки зрения обнаруженная в общежитии МГУ взрывчатка символична и служит напоминанием Садовничему о том, что его время на исходе. Ну и, конечно, 48-ой номер в «панамском досье» у математика Садовничего, которое всплыло аккурат к криминальным событиям в МГУ, тоже что- то, да значит. https://t.me/scienpolicy/2647
Telegram
Научно-образовательная политика
Садовничий и пустота - 3
Скромные успехи, запоздалые запросы, высокая политика и далеко идущие выводы

Среди неудач, конечно, есть и достижения. Не будем повторять количественные заслуги – да, публикаций в МГУ много и работа ведется на достойном уровне. Сосредоточимся на самых трендовых вещах.

МГУ занимает важные позиции в центрах НТИ по «Квантовым технологиям» и «Технологии хранения и анализа больших данных». Проблема тут заключается в том, что и сама НТИ не до конца понимает смысл и значение своих центров, взаимоотношения внутри консорциумов далеко не всегда идеальны, а практическая отдача пока неясна.

О ситуации на квантовом поле мы рассказывали в серии публикаций: 1, 2, 3, 4.

«Ноев ковчег» - также уникальный проект. Но он уже завершен, а далее требуется не просто поддержание коллекции, но и ее активное вовлчение в научный оборот. Об этом Виктор Антонович не сказал ни слова.

Рейтинг «Три миссии университета» действительно сделали. Позиции российских вузов значительно лучше, чем в международных. Но методология…
источник
Научно-образовательная политика
Яндекс и поддержка молодых ученых

Яндекс учредил ежегодную научную премию имени Ильи Сегаловича размером в 15 млн руб. Краткую характеристику возьмем из исчерпывающего сообщения «Индикатора»:

Тематика премии ориентирована на передовые технологии, особенно востребованные компанией. Премия будет присуждаться студентам, аспирантам и научным руководителям за достижения в области компьютерных наук, в частности, в распознавании и синтезе речи, поиске и анализе больших данных, машинном обучении, компьютерном зрении, обработке естественного языка и машинном переводе.

Студенты и аспиранты сами подают заявку на участие в конкурсе и номинируют научных руководителей. Лауреатов выбирает совет премии и конкурсная комиссия. В них войдут представители «Яндекса» и научного сообщества. Главные критерии отбора: наличие публикаций и выступлений на конференциях, а также вклад в развитие научного сообщества.

Первая церемония награждения состоится в апреле этого года, общий бюджет премии составит 15 млн рублей. Студенты и аспиранты, ставшие лауреатами премии, получат по 350 тыс. рублей, поездку на международную конференцию по искусственному интеллекту, персонального ментора и приглашение на научную стажировку в отделе исследований "Яндекса". Вознаграждение для научных руководителей-лауреатов составит 700 тыс. рублей.

https://indicator.ru/news/2019/01/30/yandeks-uchredil-nauchnuyu-premiyu-razmerom-v-15-millionov-rublej/

А теперь можно порассуждать. На Совете по науке и образованию очень громко прозвучала проблема отсутствия единой сквозной и понятной системы поддержки молодых ученых. Судя по всему, идет движение к формированию отдельного «Молодежного научного фонда» либо концентрации всего этого функционала или в РФФИ, или в РНФ. Впрочем, как всегда, все может кончиться созданием «Грантового навигатора для молодых ученых» в виде цифровой платформы с цифровыми же портфолио, двойниками и прочей прелестью.

В случае Яндекса речь о другом – коммерческая компания сама идет в молодежные конкурсы. Передовой бизнес идет за идеями не в Академию наук – а напрямую к молодежи, которая способна эти идеи генерировать, не особенно оглядываясь на авторитеты. Таким премии и регулярные конкурсы позволят Яндексу «стянуть» и «сжать» не только инновационный или технологический, но и кадровый цикл. От идеи до ее реализации новым перспективным сотрудником в рамках конкретного проекта Яндекса могут пройти даже не годы, а месяцы.

Именно так бизнес может зайти поближе к фундаментальной науке – в те зоны, где только-только нащупываются идеи и решения. А там получить идею и (или) креативного сотрудника - в любых комбинациях и соотношенияъ.

Встроится ли данная премия Яндекса в ту единую систему поддержки молодых ученых, которую нужно выстраивать в стране? Вряд ли. Но отдача у Яндекса будет точно. А вот смогут ли сконструировать и организовать единый механизм грантовой поддержки молодежи – это еще большой вопрос.

Ведь красивые натяжки на 7 летний горизонт у "президентской программы" РНФ никого особенно не впечатляют, потому что никто полностью этот путь не пройдет. Новый виток – молодежные лаборатории в рамках нацпроекта «Наука». Но гранты все равно придется выигрывать, а системы, на соответствующий этаж которой можно вписаться с подобной лабораторией, как не было, так и нет.
источник