Слушать, слышать, понимать
На V Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который прошел 12 декабря в Москве, одной из основных тем была коммуникация.
Участники
Мы уже
писали про политическую подоплеку событий – в этом первый запрос на коммуникацию элитных групп и ключевых персоналий научно-технологической и общей социальной повестки.
Второй парой должны стать наука и бизнес – о технологической культуре и трансфере технологий, преодолении узости мышления обеих сторон и самой «долины смерти» говорят очень давно, но результат нарабатывается лишь на практике и очень постепенно.
Третьи со-авторы общего дискурса – это наука и образование. Научно-образовательные центры – лишь один, но самый актуальный сейчас формат взаимодействия университетов и научных институтов.
Четвертая группа – что следует из масштабности заявленных к обсуждению на форуме тем – это наука, культура, спорт. То есть, та самая «новая социалка», которую просит создать президент и активно стараются найти участники всех дискуссий на заданную тему.
Процессы
Говорить
Чтобы состоялась коммуникация, нужно транслировать некие сведения во внешний мир. Для вузов и научных институтов – это насущная задача. Правильно рассказать о своей работе, желательно интересно и понятно, является большим искусством. Коммуникационные аспекты работы в научно-технологической сфере преподают и будущим пиарщикам, и ключевым исследователям. Тем не менее, пока что ситуация лишь начала обретать осмысленные очертания. Наравне с явными успехами некоторых вузов, существуют и грандиозные коммуникационные «черные дыры».
Слушать – слышать - понимать
Мониторинг информационного пространства в сфере науки, образования, инноваций – задача нетривиальная. Количество источников зашкаливает, а определение нужного – это уже серьезный вызов. Если говорить об анализе информпотока, поверьте нам, это работа для целого отдела из нескольких человек недюжинных способностей и эрудиции. Просто слушать и понимать, что творится в сфере твоей деятельности – часто непосильная задача для профильных служб вузов, НИИ и инновационных компаний. А университеты нередко весьма и весьма многопрофильны… После выделения и систематизации требуется понять: можно ли участвовать в новом конкурсе на гранты (если да – чем и как), выходить ли на контакт с учеными (бизнесом), как заявиться в инновационные программы фондов и институтов развития.
Оба первых пункта важны не только для научных и образовательных организаций, но и для органов государственной власти. Кстати, они-то никогда не упустят случай заявить о прошедших событиях или отметить свои достижения. Уникальный, наверное, случай, где PR в госсекторе обогнал схожие усилия профильных участников.
Действовать
Все дискуссии строятся именно вокруг этого пункта. Министр Котюков не зря столько раз повторяет одну простую истину – надо общаться, взаимодействовать друг с другом. Сотрудничество в области науки-образования-инноваций – это всегда синергия. И не зря он регулярно приводит в пример работы по Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства – ведь это именно тот случай, когда власти, производители и наука нашли общий язык. Да, сложно, да не без проблем, но нашли.
Вывод простой – надо говорить, слушать и слышать. Тогда и практика станет инновационной.
Важные аспекты из выступления министра Котюкова:
https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=772