Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 December 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ведущие Форума Катя и Айдар-самый настоящие   учителя из Санкт Петербурга и Казани
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Церемония открытия Форума "ПроеКТОриЯ" проходит в атмосфере общей гордости за интеллектуальный потенциал России. На сцене меняются ведущие-учителя.
И это находка Минпросвещения - формат "учителя - учителям и детям".

В кулуарах Форума иностранные гости вслух завидуют высокому уровню диалога с детьми в России.

Тёплое видеообращение главы Роскосмоса Д.Рогозина и включение космонавтов с МКС  вызвало самые восторженные эмоции у участников.

Форум только-только начал свою работу, но уже можно поздравить команду Минпросвещения и отдельно - заместителя министра Ирину Потехину.

Очевидно, что "ПроеКТОриЯ" для лучших педагогов и талантливых ребят в ближайшие годы станет одним из самых эффективных социальных лифтов.
источник
Научно-образовательная политика
Проектируя учителей для будущего

Прямо сейчас на форуме "ПроеКТОриЯ" идёт панельная дискуссия, которую ведет Дмитрий Гужеля, советник руководителя Россотрудничества.

4 ключевые темы:
Образ ученика - кого учим?
Образ учителя - кто учит?
Как научить учителя?
Образ идеальной поддержки для учителя - как правильнее?

Наши дети ходят в школу, которая построена позавчера, учатся у учителей, которые сами учились вчера, погружаются в задачи, возникающие сегодня, и при этом должны строить наше будущее.

Безусловно, для цифровой экономики России нужны новые учительские компетенции - и тут большая надежда на проект "Кадры для цифровой экономики" Университета НТИ 20.35.

Большая роль в ближайшие годы будет у системы ДПО, а на первый план выйдут именно новые форматы повышения квалификации и переподготовки, формирующие цифровые компетенции.

По мнению зала (лучшие учителя России и руководство Минпросвещения) и участников дискусии (эксперты из вузов, школ, работодателей и образовательных платформ), для учителя сегодня наиболее актуальны следующие направления, по которым нужно "подтянуть" компетенции: умение учиться самому, развитие soft skills, цифровые и проектные компетенции, а также коммуникационные навыки.

Почти все присутствующие учителя отметили, что хотят повышать свою квалификацию не только в традиционных и привычных институтах развития образования, но и в других местах-в том числе с использованием современных платформ онлайн-образования.

Формула (предложенная учителем информатики из московской школы в Перово), которая понравилась почти всем:
эффективное повышение квалификации учителя - это мощные очные мастер-классы и диферсицицированные учебные программы в онлайн-формате, с акцентом на игровые формы учебного контента.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Интервью министра просвещения Ольги Васильевой каналу "Научно-образовательная политика" (@scienpolicy)

НОП: Мы поздравляем Вас, вашу команду и отдельно Ирину Петровну Потехину с прекрасным Форумом. Очевидно, что он развивается и становится интереснее. Что в этом году нового по сравнению с прошлым?

ОВ: У нас очень много талантливых детей и учителей по всей стране. В этом году "ПроеКТОриЯ" собрала ещё больше талантов, и мы ими очень гордимся. Формат "открытого урока" нашел большой отклик во всех регионах, мы расширили тематику самих уроков, и это позволило принять участие в Форуме действительно лучшим в своей профессии. Как вы могли увидеть, в этом году живое участие в онлайн-формате также приняли ребята из 12 городов со всей страны. У нас также увеличилось количество работодателей, и мы привезли больше учителей и учителя впервые взяли с собой детей. Безусловно, наша команда не будет останавливаться на достигнутом. В планах Минпросвещения показать уроки всех учителей - а это 122 победителя - по всей стране.

НОП: Похоже, что Форум становится знаковым мероприятием - школьники и учителя хотят участвовать в нем, точно так же ждет участия молодежь и в другом важном проекте - чемпионате World Skills. Планирует ли Минпросвещения масштабирование "ПроеКТОрии"? В какую сторону она будет двигаться дальше?

ОВ:  Безусловно, система конкурсов в рамках форума "ПроеКТОриЯ" будет совершенствоваться и развиваться. Это важный социальный лифт и для школьников, и для учителей. Очень рады, что из года в год в наше движение вовлекается всё больше ведущих российских компаний - это говорит об актуальности работы по профориентации, которую мы ведем по всей стране. Именно здесь соприкосновение с системой профессионального образования и, конечно, движением World Skills.

НОП: Многие эксперты отмечают, что по некоторым направлениям работы на школьном уровне мы одни из мировых лидеров. Может быть, стоит и зарубежных партнёров России вовлечь в движение?

ОВ: Мы знает, что за форумом "ПроеКТОриЯ" внимательно наблюдают коллеги из-за рубежа, нам действительно есть, чем гордится в части выстраивания тесного диалога между детьми, родителями и учителями. Мы открыты к сотрудничеству. Однако, акцент пока делаем на себе - у нас есть очень много вещей, над которыми еще нужно поработать. Мероприятие проходит под девизом "Россия - страна возможностей", на этом и сосредоточим усилия.

НОП: Большое спасибо и удачи Вам в этом нелегком труде!

ОВ: Нелегком, но нужном. Спасибо.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Энергия из мусора

Лауреат «энергетической Нобелевки» - премии «Глобальная энергия» - академик РАН, научный руководитель Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН Сергей Алексеенко много лет стучится во все инстанции и в разных регионах (родном Новосибирске и далекой Москве), чтобы реализовать на практике эффективные технологии утилизации мусора. Предложенный подход позволяет не только решить проблему свалок, но и обеспечить выработку дополнительной энергии. История г-на Алексеенко и его коллег, увы, типична для многих отечественных идей и разработок.

Казалось бы, сплошные плюсы! Технология наша, проблемы тоже наши, качество жизни улучиштся именно у наших сограждан. Однако, в эту картину вписались какие-то иные интересы. В частности, губернатор Московской области Воробьев принял решение в пользу заводов по японской технологии – какое уж тут импортозамещение! Ну а руководство Новосибирска и области долгое время спускало вопрос на тормозах.

Ученые стучались-стучались и почти отчаялись. Об этом с горечью говорит сам г-н Алексеенко:

«Скажем прямо: никаких гарантий, что на этот раз возникнет полное взаимопонимание, у нас нет. Есть опасения, что ситуация может повториться, и обращения наших ученых вновь уйдут в пустоту. О причинах говорить сейчас не будем. Не исключено, что здесь имеет место и чисто медийная составляющая. Возможно, власть обращает повышенное внимание на те проекты, которые у всех на слуху, которые поражают воображение. Например, проект мегаустановки, инициированный руководством ИЯФ СО РАН, собирает значительно больше «лайков», чем относительно скромные, но не менее актуальные по своему значению предложения. В каком-то смысле это является парадоксом наших дней. Но с этой реальностью приходится считаться».

Сложно не согласиться – синхротрон не мусоросжигательный завод – это не только звучит «круче», но и более бюджетоемко. Тот самый случай, когда фундаментальная наука внезапно выиграла у прикладной. Нужен, конечно, и синхротрон, но проблему с мусором тоже надо решать.

Не знаем, вручение премии г-ну Алексеенко, критика в высоких кабинетах власти, лозунги прорыва из уст президента, грядущие выборы мэра Новосибирска или что-то еще, но не далее, как вчера начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько объявил - технологии Института теплотехники вот-вот начнут внедряться в жизнь:

«Очень важный вопрос, который сейчас дискутируется — это проблема мусора. Мы работаем с Институтом теплофизики Сибирского отделения Академии наук… И далее: органические отходы будут сжигаться — и будет вырабатываться электричество и тепло. И в качестве эксперимента вся эта система комплексной переработки отходов будет применяться на свалке между Академгородком и наукоградом «Кольцово», и я думаю, эта свалка в ближайшее время будет полностью переработана. Ну а дальше перейдём до свалки города».

Искренне надеемся, что г-ну Алексеенко и его коллегам действительно удалось достучаться до власти. Непонятно только, почему для этого необходимо ученому взять сверхпрестижную премию, ему и коллегам обжечься на самом мусоро-взрывоопасном регионе (Московская область), а также по нескольку раз стучаться в закрытые двери родной мэрии и приемной губернатора собственной области. Будем внимательно следить за судьбой технологии г-на Алексеенко и Института теплофизики в Академгородке, Новосибирске и всей области.
источник
Научно-образовательная политика
Реабилитация Травникова?

Губернатор Новосибирской области Травников вдруг вспомнил о том, что он «научно-технологический» руководитель региона. Кажется, наша критика возымела действие.

Однако, вернуться в повестку г-н Травников решил очень ожидаемым и не столь уж правильным способом:

1.  Запустил работы по еще не утвержденному проекту «Академгородок 2.0».

2.  При этом параллельно активно «прислонился» к Комплексному плану развития Сибирского отделения РАН и синхротрону. А это проекты масштаба федерального округа или всей страны.

3.  Рапортовал о том, что скоро начнется прямое финансирование синхронтрона СКИФ. Немало из 37 млрд руб. на его создание осядет именно в Новосибирской области.

4.  Высказался за создание аж трех научно-образовательных центров мирового уровня в Новосибирской области.

Собрать всё в кучу, перемешать и вылить в рамках бурной активности, заодно попытавшись зацепить флёр присутствия на Совете по науке и образованию – вот рецепт работы по теме «прорыва» от губернатора Травникова. Однако, реального наполнения у всех этих заявлений не так много, а заслуг самого главы региона может оказаться и того меньше.
источник
Научно-образовательная политика
В День Конституции, 12 декабря 2018 года, Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков примет участие в пленарном заседании «Коммуникация как основа успешного сотрудничества для людей, сообществ и сред» в рамках V Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».

К участию в качестве спикеров приглашены: помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов, министр экономического развития РФ Максим Орешкин, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, руководители крупных компаний - «Яндекс», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Интер РАО», ПАО «СИБУР Холдинг», «1С». В качестве экспертов выступят также губернаторы: Тульской области - Алексей Дюмин,  Томской области - Сергей Жвачкин и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - Наталья Комарова.

Подробнее о мероприятии: https://scienceplusbusiness.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Смыслоцикл

Наши коллеги из «Независимой газеты» продолжили дискуссию о смыслах и ценностях в научно-технологической политике продолжается. Ранее мы задавились вопросами об институтах и документах.

Коллеги из «НГ» акцентировали внимание на содержательной стороне вопроса: идей и концепций, по их мнению, достаточно, а вот содержания - технологической начинки - не хватает.

Не видим противоречий в наших двух позициях. Форма и содержание - эта диалектика пронизывает всю нашу жизнь. Без формы (вербализации концепции) будет разновекторность с результатом около нуля. Без содержания мы получим стопку бумаг, а не реальное развитие страны.

Стратегия научно-технологического развития в этом смысле действительно наметила основные параметры движения - по приоритетным направлениям и навстречу большим вызовам. Кроме того, СНТР предусматривает очень много идейно-концептуальных моментов - она достаточно щедро усеяна ими (инновационный цикл, технологические трансфер и культура и т.п.).

Проблема в том, что СНТР осталась сцепкой между формой и содержанием или слишком уж далеким ориентиром. Именно это подметили и мы, и Независимая газета. Из Стратегии мы кое-что узнали о нашем состоянии на финише и о том, как нам организовать движение. Однако, остался не до конца проясненным вопрос – зачем.

Нельзя согласиться с тем, что мы уже два года движемся по этой карте. План реализации (на 2017-19 гг.) был принят лишь летом 2017-го (и почти полностью просрочен), советы по приоритетам окончательно оформлены только к началу зимы этого года, а система управления (Министерство науки и высшего образования) продолжает формироваться. Еще не завершено создание госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» и не принята ни одна комплексная научно-техническая программа.

Разве что после Нового года удастся пуститься в путь, причем двигаться надо будет в опережающем темпе, ведь подгонять будет не только Стратегия, но и нацпроекты. Результаты, конечно, замеряют уже сейчас – ведь практически всё конкурсное распределение средств стало учитывать ориентацию по приоритетным направлениям (в крайнем случае – по большим вызовам). Однако, это всего лишь промежуточный этап в цепи: вводимый принцип приоритезации – переклассификация имеющегося – наполнение новым в соответствии с требуемым.

У братьев Стругацких как раз наиболее важным является вопрос о смыслах – даже с некоторым перекосом в плоскость идей. Прогресс ради прогресса; самоуверенность практиков, действующих по догмам теоретиков; диктат «технологической начинки» - все это приводит к катастрофам. Именно смысл – метаидея – должны являться основой любого развития.

Смыслогенерация, конечно, прерогатива не только президента Путина – ту же Стратегию НТР писали и обсуждали эксперты из многих структур и ведомств. Однако, многим из них – в том числе, ученым – приходится объяснять, в чем смысл и СНТР, и нацпроектов.

На данный момент ключевых смысловых постулатов два (и оба неидеальны в трактовках): первый - человек (качество его жизни); второй – государство (его мощь и безопасность). Эта дилемма этатизма и гуманизма пока не решена. И в российском случае вряд ли может быть переведена в диалектическую плоскость.

http://www.ng.ru/editorial/2018-12-09/2_7458_red.html
источник
Научно-образовательная политика



Новые дети


Локальные НОП-пространства: канал Антона Кривенюка (@antonkrivenyuk) для «Научно-образовательной политики» (@scienpolicy).


Несколько тезисов о положении детей и юношества 14-18 лет в малых городах и сельской провинции регионов Центральной России. На основе наблюдений, сложившихся в результате образовательной практики в Брянской области.


1. Во взрослую жизнь скоро вступит первое поколение детей, выросших в малом городе и на селе после резкого скачка качества жизни, произошедшего в последние 10-15 лет. Эти дети не видели в массе своей туалетов на улице, большая их часть никогда не топила печи дровами, они росли в бытовых условиях близких к тем, какие есть в больших городах. Их родители, в основном, обладают личным транспортом, на каникулы они ездят по крайней мере, в Москву, реже Петербург и т.д. По условиям жизни сельская молодежь сегодня мало отличается от городской. Многие имеют длительный опыт жизни в больших городах и Москве (маятниковая трудовая миграция родителей).


2. Это поколение по своим запросам резко отличается от поколений их родителей. Нет культа раннего секса, ушла в прошлое алкоголизация молодежи, они практически не пьют. Даже пиво. Резко сократилось насилие в молодежной среде, нет гопоты, ушли в прошлое криминальные карго-культы. Но нет и очного общения в молодежной среде в городах и поселках. Нет дискотек, посиделок на лавочках. Они ведут скорее образ жизни 20-25 летних.


3. Почти 100% ориентация на отъезд из родных очагов. Работают культурные доминанты, их воспитывают в понимании, что родная среда обитания - неизбежно дыра. Даже если это сравнительно большие города, где есть рынок труда и хозяйственный уклад, требующий кадров на местах.


4. Нарастает конфликт старшей школы и учительского сообщества. Колоссальная мировоззренческая пропасть. Учитель не может поддержать запрос на общественную активность и политическую позицию не в силу «рабской психологии». Проблема шире. Средние и старшие поколения в принципе находятся вне общественного и гражданского дискурса. У них нет этой «опции» - они не участники гражданских процессов. Молодежь протестует против примитивного мира старших, в котором только межличностные, испещренные конфликтами отношения в локальной среде, в деревне или городе. С другой стороны, учитель просто не понимает суть процессов интересующих молодежь, в этом смысле учительство глубинки живет пока еще в прошлых эпохах.


5. Нет крайне необходимого молодежи образовательного пространства. Школа предлагает проекты только вокруг памяти Великой Отечественной войны. Альтернативные каналы до сих пор предлагают кружки авиамоделирования или самодеятельных танцев. Детям нужны школы компьютерной грамотности, иностранные языки и социальное образование – лекции, мастер-классы, освоение через них основ демографии, понимания социальной культуры и т.д. Имеющееся в провинции образовательное пространство продолжает упорно воспитывать людей 70-х годов прошлого века.


6. Государство финансирует точки культурного и образовательного развития в регионах. Это библиотеки, и дома культуры. Несмотря на политику оптимизации, эти инструменты могли бы стать опорой для взаимодействия государства и юношества. Для этого есть вся необходимая материально-имущественная база. Но не с нынешним кадровым составом.


7. Карьерные и трудовые мотивации молодежи несут проблемы в будущем. Родители, школа и дети сами ориентируют себя на деятельность в непроизводительной сфере. Клерки, военные, гуманитарные специальности, сфера услуг, «просто диплом». В то же время во многих регионах центра страны не освоен кадрами запрос реального сектора экономики. Сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспортные коммуникации. С детьми нужно работать, трансформировать их собственные ожидания от будущей карьеры.


Есть предпосылки, что в рамках нацпроекта «Образование» произойдет формирование системы социальных лифтов и многовекторной кружковой работы с детьми. Это позволит ликвидировать часть проблем, а некоторые – трансформировать в точки роста.
источник
Научно-образовательная политика
Студенты ТюмГу разработали приложение для выгула собак Walkie-Doggiе, в котором собаководы смогут найти обученного дог-волкера. Приложение будет работать так же, как и сервисы заказа такси.

Разработчики утверждают, что похожих сервисов по выгулу собак в России нет. Однако существуют «Собака-гуляка» и «Надодог» , которые работают в Москве, и «Догси» для собаководов по всей России.
источник
Научно-образовательная политика
Утвержден новый состав Государственной комиссии по развитию Арктики. Смена «арктического короля» не произошла – председателем остался г-н Трутнев.

Развивать Арктику, судя по списку членов, планируют разносторонне. Из интересующих нас сфер представлены МГТУ им. Баумана (ректор Александров), РАН (вице-президент Бондур), МФТИ (ректор Кудрявцев), МГУ (завкафедрой Слипенчук).

Также присутствуют представители Росатома и профильных ведомств, губернаторы субъектов федерации арктической зоны.

В очередной раз нас поражает отсутствие делегатов от Министерства науки и высшего образования. В то время, как арктическая наука и технологии для освоения Арктики находятся в центре внимания, профильное ведомство банально не представлено. И аналогичным образом можно посочувствовать, что нет никого от Минпросвещения. Образовательные проблемы для арктической зоны стоят весьма остро. И если от науки и высшего образования присутствуют делегаты вузов (и вице-президент РАН по чисто научной линии), то (до)школьное и среднее профессиональное образование не представлены никак. На наш взгляд, это большое упущение. Прорыв (в его социально-экономической части) может забуксовать в Арктике как раз из-за недостатка системной работы по этим направлениям.

Отсутствует также и председатель профильного совета по соответствующему приоритету (связанность территории и освоение пространств) ректор МАИ Погосян. Мы уже писали сегодня о том, что каждый из не относящихся к авиации смысловых блоков его приоритета придется отбивать и выгрызать. Процесс, как говорится, пошёл.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201812110038?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Россия и Германия развивают научное сотрудничество

Из широкого перечня партнеров в области науки ФРГ является одним из ключевых. Внешнеполитические противоречия, санкции и столкновение интересов не должны останавливать диалог в тех сферах, где он возможен и продуктивен. Пожалуй, Германия, имеющая травматичный опыт разделения длиной почти в полвека, особо понимает важность построения мостов, а не стен.

Вчера, 10 декабря, состоялись двусторонние переговоры на правительственном уровне. Россия была представлена всей управленческой элитой науки и высшего образования - вице-премьером Голиковой, помощником Президента Фурсенко, министром науки и высшего образования Котюковым, его заместителем Трубниковым, директором Курчатовского института М. Ковальчуком, а также директором ОИЯИ Матвеевым. Ключевым лицом с немецкой стороны выступала федеральный министр образования и научных исследований г-жа Карличек.

По итогам обсуждений была подписана Дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций. Если говорить кратко – это (российско-)немецкий вектор научно-технологического прорыва. Особо подчеркнуты аспекты сотрудничества в области проектов класса мегасайенс.

Подписание этого документа – явный успех научной дипломатии России. О важности этого инструмента не устают говорить и политики, и ученые. А динамичный научно-образовательный диалог неизбежно приведет к активизации отношений в других сферах.

Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=756
источник
Научно-образовательная политика
Ось "Берлин - Москва - Токио - Циндао" (с возможностью подключения Парижа, Сеула, Тегерана и Дели) настолько многообещающая, что остальной мир перевернется, чтобы ее не было.

Тем важнее победа в Игре -промышленность и, конечно, ВПК будут лучшими.
https://t.me/shadow_policy/371

Сближение Москвы с Берлином и Токио в 1989 году позволило переиграть Дэн Сяопина и Д.Буша-старшего.
https://t.me/shadow_policy/241
https://t.me/shadow_policy/243
https://t.me/shadow_policy/3011
Однако, вскоре распался СССР.

Но через несколько лет пришла "дрезденская группа" и начался новый этап.

И вот:
10 декабря обозначен (российско-)немецкий вектор научно-технологического прорыва
https://t.me/scienpolicy/2213
Telegram
Shadow policy
# Брифинг (продолжение)

Morgan Stanley в 2008 году мог быть приобретен CITIC, но и эта сделка не состоялась. В итоге 21% акций достались Mitsubishi UFJ Financial Group.

Есть мнение, что японцев «пустили в огород» не просто так: 

https://www.south-insight.com/node/217982?language=ru

28 января 2016 года

Как отмечают японские исследователи, только японское производство может дать станки, способные работать свыше 3500 часов в год в течение пяти лет. Это дает основание японским специалистам заявлять, что без их станков китайское автомобилестроение не сделало бы и шагу вперед. Но мало того, они добавляют, что зависимость Китая от Японии с годами не только не ослабнет, а станет еще сильней.

Аналогичная тотальная зависимость у Китая от Японии и в сфере интегральных схем. Иностранные интернет-пользователи в шутку размещают настоящие фотографии, на которых “щит” китайского неба система ПВО HQ-9 снабжена пусковым механизмом японского производства.
...
Углеродное волокно,  электронные компоненты и  полупроводники…
источник
2018 December 12
Научно-образовательная политика
На Форуме "ПроеКТОриЯ" сегодня день работы в командах. Школьники со всей России решают кейсы, а в этом им помогают топ-менеджеры Ростеха, Ростелекома, Росатома, Роскосмоса, РЖД, Россетей, Mail.ru group.

По наблюдениям экспертов "Научно-образовательной политики", самое большое оживление царит в лабораторной зоне Росатома (Технологии энергии), Ростеха (Технологии материалов) и Ростелекома (Информационные технологии).

Надо отметить, что присутствие "группы прорыва" и её союзников ощущается на Форуме зримо и незримо- в кулуарах разговоры почти исключительно про то, что «Кириенко в восторге от профориентации школьников - это же будущие лидеры России», а «Чемезов дал гарантии поддержки научных проектов».

Высшая школа экономики и на этом Форуме в абсолютном тренде - партнёр Ростелекома и команды «жёлтых» (Информационные технологии).
источник