Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 December 03
Научно-образовательная политика
Смыслы прорыва - институты

В современной российской научно-образовательно-инновационно-технологической политике существует множество проблем. Однако, на наш взгляд, ключевая из них – на смысловом уровне.

В информационном пространстве представлены и сталкиваются различные точки зрения и подходы, но ни одна из сторон не может сейчас полноценно взять на себя функционал смыслогенерации.

Академия наук по инерции рассматривается как «сливки научного общество» и «золотые мозги», но действительно оригинальных идей от представителей РАН добиться сложно. С 2013 года почти весь потенциал растрачивается на борьбу с темными крыльями «эффективного чиновничества» и враждебными ветрами реформы Академии. А ведь для этого её и затевали – чтоб все силы и таланты академические управленцы тратили именно на производство нового экспертно-аналитического и прогностического знания. РАН сейчас в лице Президиума – это, в первую очередь, именно эксперты-менеджеры и лишь во вторую – ученые. Но нет, реформа оказалась половинчатой, а все предлагаемые Академией решения – это либо переделки советских моделей, либо попытки вернуть дореформенное состояние. Она утратила способности к генерации смыслов. В этом смысле наделение РАН прогностическими полномочиями – это бессмысленный и очень опасный шаг.

Министерство науки и высшего образования (а ранее – ФАНО) – второй потенциальный центр создания идей и концепций. Однако, то же Агентство лишь на 3-4 год своей жизни смогло выйти на некий концептуальный уровень – проведение ранжирования научных организаций. Теперь Минобрнауки более занято самопостроением и отработкой технократии управления (вещи первостепенной важности), интеграцией вузов и научных организаций, разработкой (далее – выполнением) нацпроектов «Наука» и «Образование». Способно ли Минобрнауки генерировать смыслы? Способно! Но увы, не так скоро у него дойдут до этого руки.

Сообщество вузов и научных организаций, по идее, должно в постоянном диалоге вырабатывать ценности и смыслы. Однако, горизонт планирования у руководства этих институтов достаточно мал, а интересы – слишком эгоистичны. Ведущие организации перетягивают поддержку на себя, начиная толкаться локтями в весьма замкнутых бюджетах. Их экспертные команды чаще начинают обслуживать интересы своего работодателя – в итоге, получается не диалог о высоком, а разборки по конкретным сюжетам.

Системные игроки, такие как Курчатовский институт и «Росатом», действительно стараются работать максимально широким фронтом, но каждый из них – случай уникальный, несмотря ни на что – отраслевой, и не тиражируемый. ОПК будет подключаться к ним в рамках конверсии и диверсификации, но и в этом случае «оборонка» сохраняет свою преимущественную ориентацию на гособоронзаказ. В силу всего этого любые идеи, исходящие из всех этих центров, будут критиковаться за узкоотраслевые интересы.

Тем не менее, именно из этой сферы родились и концепция научно-технологического прорыва, и один из ключевых блока научно-образовательно-технологической политики – «группа прорыва» (Курчатник, Росатом, Минобрнауки). Второй - «ось МГУ-РАН-РАО», которая как раз очень сильно страдает от отсутствия единого системного видения и масштабных концепций.

Правительство в основной своей массе также оторвано от генерации смыслов и весьма скептически относится к нацпроектам. В этой работе они видят не смысловую, а исключительно исполнительскую задачу. «Прорыв» упоминается изредка и ритуально, а Стратегия НТР часто вообще выпадает из поля зрения. Увы, достоинства текущего состава Правительства как талантливых отраслевых и системных управленцев разбивается о трудности работы на смысловом уровне.

Администрация Президента должна работать на метауровне, но и здесь есть сложности. Новые смыслы, приемы и технологии внутренней политики, которые разрабатываются и внедряются под руководством г-на Кириенко, продуктивны, но универсальны. А профильный помощник президента Фурсенко вынужден больше оставаться над всеми спорами и модерировать их.
источник
Научно-образовательная политика
Смыслы прорыва - документы

Самым важным за последние годы документом стала Стратегия научно-технологического прорыва. Она определила «большие вызовы» как совокупность угроз-возможностей, а приоритетные направления в качестве ключевых траекторий развития науки и технологий. Об этих двух компонентах говорят достаточно часто, при этом забывая, что в ней присутствуют также и практические направления работы – кадры, инфраструктура и т.п. Фактически Стратегия НТР – это «дорожная карта» научно-технологического развития страны до 2035 года.

Проблема со Стратегией заключается в том, что ни «большие вызовы», ни тем более определение неких приоритетов концептуально не является новым изобретением. Независимость и конкурентоспособность, цели и принципы госполитики в соответствии со Стратегией – это про тропы и точки назначения, а не про метазадачу и смысл похода.  

Конкретные пути и механизмы реализации СНТР должны содержаться на уровне нацпроектов «Образование» и «Наука». Оба – это прорыв в классическом военном плане. Концентрируем ресурсы (финансовые), стягиваем лучшие силы (лучшие практики), координируем все виды войск (другие министерства). В них перенесена часть подходов из текущей, интегрированы наиболее наболевшие проблемы, определены точки роста, но нет выхода на новый уровень. Нацпроекты – это не новые смыслы, это переупаковка имеющегося для наиболее продуктивного использования.

Определенным визионерским потенциалом обладает «созвездие НТИ» во всех своих проявлениях – от «дорожных карт» до центров компетенций и Университета 20.35. Но и здесь недостает смыслового уровня. Идея о рынках будущего хороша, но не осязаема. Сама НТИ, толком не пояснив, зачем она нужна, подошла к необходимость перезагрузки. Университет 20.35, вероятно, неплох на уровне концепций, но, как и вся НТИ, не дает ответа на вопрос – как дожить до того светлого будущего, про которое все они, и что делать, если там будет нечто другое. Система НТИ вообще склонна сворачиваться и окукливаться – руководство и проектный офис прилагают большие усилия, чтобы развернуть этих «ежей» и пнуть их, ведь иначе они не хотят взлетать. Большим минусом является оторванность от других концептуальных моделей – НТИ лишь формально интегрирована со Стратегией НТР и нацпроектами. Более того, руководители Инициативы прилагают очень много усилий, чтобы сохранить эту ситуацию, проявляя узкокорпоративные интересы.

Ключевым новым смыслом является «прорыв» сам по себе – в его научно-технологической базе и социально-экономических проявлениях. Его пытались сравнить и с планом ГОЭЛРО, и с атомным проектом, и с космическим. Выходит это с трудом, поскольку сам по себе «прорыв» - это общее состояние, цели майского указа – количественные показатели того, что он состоялся, ну а проекты и методы – слишком конкретны.

Единственным решением является мобилизационный подход. Научно-технологический прорыв должен выступать не как цель, а как перманентное состояние. Пожалуй, в науке это применимо в максимальной степени – здесь зачастую процесс важнее результата. Но при этом наука, образование и технологии должны решать прагматичные задачи не по достижению показателей на бумаге, а по реальному улучшению жизни людей. Об этом раз за разом повторяет Президент.

Идея прорыва без детализации, без детальной концептуализации быстро выродится и потеряет связь с реальностью. С этим смысловым и концептуальным кризисом необходимо бороться, поскольку именно он и является самым большим вызовом для страны.
источник
Научно-образовательная политика
Отрадно видеть, что тема науки получает всё большее звучание в политическом сегменте Телеграма.

Коллеги отметили одну из ключевых проблем текущего состояния научной политики - поиск не только баланса между властью и учеными, но и самой точки опоры для этих «весов».
https://t.me/okolokremlya/1123

Конечно, бывшие учреждения РАН, то есть нынешние подведомственные Минобрнауки научные организации, ещё со времён ФАНО так или иначе нашли общий язык с г-ном Котюковым. А вот о самой Академии и её Президиуме это сказать можно не в полной мере.

«Око государево» не столь уж ясно видит или хорошо фокусируется. Мы писали об этом здесь:
https://t.me/scienpolicy/2053
https://t.me/scienpolicy/2054

Пока что РАН в лице президента Сергеева скорее делает хорошую мину при плохой игре. Однако, рано или поздно Академии придётся осознавать новые более жесткие правила игры. А далее - либо принять их, либо исчезнуть.

При этом, нельзя не согласиться с коллегами из @okolokremlya - одной из основных задач является смена парадигмы взаимодействия общества и комплексной системы науки-образования-промышленности-власти.
Telegram
ОКОЛОКРЕМЛЯ
Власть и учёные: куда двигаться российской науке?

Для российской науки прошедший ноябрь стал временем поиска образа будущего. Какая должна быть стратегия в управлении наукой и чем может помочь государство? Ответить на эти вопросы постарались в рамках общего собрания профессоров РАН, в котором активное участие приняли представители власти (министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, председатель Комитета Государственной думы по образованию и науке Вячеслав Никонов и помощник президента РФ Андрей Фурсенко).

И здесь стало понятно, что необходимо менять парадигму отношения общества (в широком смысле – от простых людей до бизнеса) к науке и образованию. Это означает, в первую очередь, повышение качества образования – отсечение от ВУЗов случайных людей, которым нужен лишь диплом и его статус, а не реальные знания. Уместно было бы вспомнить ЕГЭ и критику госэкзаменов, понять, как совместить доступ к образованию с высвобождением творческого потенциала, а не механического заучивания формул.  

Заметно установление…
источник
2018 December 04
Научно-образовательная политика
Новые формы науки

В рамках Стратегии научно-технологического развития, госпрограмм и нацпроектов мы говорим, как правило, о формальной стороне науке. Она институциональна - представлена в вузах, научных организациях, в бизнес-структурах. А исследования проводят «кадровые» ученые, инженеры, профессоры и т.д.

Однако, этими формами многообразие научного процесса далеко не исчерпывается. Неформальные исследования и научные проекты приобретают все большее распространение. Башне из слоновой кости противостоит толпа у ее подножия.

Как отмечает ведущий исследователь этих процессов в нашей стране д.ф-м.н. С.В. Егерев, причин применительно к России две. Первая – вымывание научно-технических работников (научно-вспомогательный персонал), которых теперь часто приходится искать среди добровольцев. Вторая – необходимость снижения стоимости исследований, что особенно важно в условиях ограниченных бюджетов и усиления конкуренции за финансовые ресурсы.

Масштабная неформальная научная деятельность реализуется, главным образом с помощью распределенных (дисперсных) проектов, к которым традиционно относят коллективная интеллектуальная деятельность (КИД), научный краудсорсинг, наука толпы (crowd science), наука граждан (citizen science). Все эти типы дробятся на более мелкие вариации, а также частично пересекаются друг с другом.

Наука толпы – это проекты, в которых добровольцы в массовом порядке предоставляют какие-либо данные, а также имеющий научные цели краудсорсинг.  

Наука граждан предполагает активное вовлечение в научный проект полупрофессионалов и любителей. Онлайн-технологии и Интернет вызвали к жизни «кибернауку граждан». Кибернаука граждан делится на три категории: добровольческие вычисления, добровольческое осмысливание и кооперативное зондирование. Первая предусматривает добровольное предоставление мощностей своего компьютера для научных вычислений (напоминает раздачу торрентов или майнинг биткоинов), вторая – это предоставление добровольцами осмысленного ими материала (для обучения машин, отработки алгоритмов или поиска скрытого смысла), третья – использование сенсоров смартфонов для получения большого массива данных.

Новые формы научной деятельности сами по себе становятся объектом изучения исследователей. Именно в проектах «науки граждан» чаще всего формируется та особая среда интеллектуального поиска, которая столь высоко ценится в мире науки, технологии и инноваций. В рамках подобных распределенных проектов действительно получается реализовать модель коллективного разума.

Предполагаем, что научным управленцам стоит обратить внимание на подобные формы научной деятельности. В последние годы очень много говорится о том, что нужно менять отношение общества, повышать престиж науки, внедрять научно-технологическую культуру. Быть может, проекты «науки толпы» и «науки граждан» - это тот самый путь? Распределенная наука не отменяет большую науку с её бухгалтерией и парткомом, но в умелых руках приносит дополнительную пользу.

Мегасайенс по-российски, вероятно, может существовать не только в виде мегаустановок, но и в виде мегаучастия россиян? Высокий процент людей с высшим образованием, сохранившаяся (несмотря ни на что) интеллигенция – всё это факторы того, что в России у неформальной науки есть шанс. Конечно, лишь в крупных городах, где есть нормальный интернет, а у людей – мощные телефоны и компьютеры. Но в рамках мепрориятий нацпроекта «Цифровой экономики» будут созданы новые коммуникационные условия, которые могут быть использованы для научно-технологического прорыва таким коллективным путем.

http://www.ng.ru/science/2018-04-11/14_7209_science.html
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РУДН Филиппов:

"Совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие ведущих университетов — это неизбежный путь развития академической мобильности. Еще в 2011 году, когда был Год инноваций в СНГ, одним из трех проектов-победителей конкурса инновационных проектов в СНГ стал Сетевой университет СНГ. Итоги подводились на Форуме СНГ в МГИМО с участием президента России. Создание СУ СНГ было инициативой РУДН, и в результате наш проректор даже была награждена грамотой Совета глав государств СНГ — это очень высокая и редкая награда".

Всё так, Владимир Михайлович. Но стоит ли это вспоминать, раз уж проректор Гульнара Краснова, автор упомянутого победившего проекта Сетевого университета СНГ и обладатель "очень высокой и редкой награды" была уволена вскоре после торжественного награждения?

https://ria.ru/interview/20181203/1540046358.html
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Каспржак - один из ключевых игроков в развитии образования последних лет.

Однозначно ждём повышения или очередной "национально важной" командировки, каким было и назначение в "Артек".

https://www.kommersant.ru/doc/3820050
источник
Научно-образовательная политика
Центрально-Европейский университет (CEU), основанный Джорджем Соросом, покидает Будапешт и переезжает в Вену в рамках продолжающейся борьбы венгерских властей с американскими НКО.

Известно, что глава Венгрии Виктор Орбан открыто называет Сороса "творцом цветных революций", а сам Университет неоднократно был обвинён в излишней политизированности и утечке интеллектуальной элиты Венгрии в США через академические программы CEU.

CEU - партнёр Европейского Университета в Санкт Петербурге.

https://topcor.ru/3982-sorosu-zdes-ne-mesto-vengrija-prognala-tvorca-cvetnyh-revoljucij.html
источник
Научно-образовательная политика
Тюменские законодатели нашли оригинальный (на самом деле нет) способ заманить молодежь в сельскую местность.

Ранее писали о нехватке кадров и нежелании молодежи идти в АПК: https://t.me/tyumen_science/396. Радует, что ранее имеющееся несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК в Тюменском регионе уже осмыслили. Осталось увидеть результаты.

Коллеги из @scienpolicy отмечают, что сейчас готовятся новые правила оценки аграрных вузов: https://t.me/scienpolicy/2005. Кроме того, интеграция систем Минобрнауки и Минсельхоза означает не только переход к единой модели ранжирования, но и постепенную передачу подготовку к передачи аграрных образовательных учреждений в ведение Министерства науки и высшего образования.

Минсельхоз и Минобрнауки отрабатывают модель совместных комплексных научно-технических проектов. Первые такие проекты давно получили поддержку со стороны обоих ведомств, в их реализации участвует бизнес.

Что касается работы на местах, то председатель комитета Тюменской облдумы по аграрным вопросам и земельным отношениям Владимир Ковин предложил расширить список получателей бесплатной земли в сельской местности. Кроме специалистов агропромышленного комплекса, бесплатную землю планируется раздать работникам образования. В частности, речь идет о молодых специалистах.

За последние несколько лет при обсуждениях проблемы оттока молодежи из сельской местности, неожиданно пришло понимание, что без инфраструктуры, даже при наличии высокооплачиваемых рабочих мест в аграрном секторе Тюменской области, молодые специалисты не покинут более удобные для проживания города. Это факт.

Сейчас уже известно о том, что соответствующий закон находится в стадии разработки и может быть принят в феврале 2019 года. Кроме этого предполагается и существенное упрощение самой процедуры получения земли – без аукциона.

Что еще важно отметить? Данный закон обяжет власть выделять участки оборудованные всей необходимой инфраструктурой: дороги, сети, детские сады и школы. Правда есть одно условие, чтобы оформить участки в собственность необходимо успеть построить дом в течение 6 лет.
Telegram
НОП Тюмень Ханты Ямал
Подготовка кадров АПК

Казахстан рискует стать страной-потребителем, утратив статус страны-производителя сельхозпродукции. А все потому, что около 80% субъектов АПК республики испытывают острую потребность в специалистах. Потому вполне логичен и объясним интерес к Тюменской области. В Казахстане Тюмень в последние годы стала рассматриваться как перспективное место для учебы. Объяснения тому просты: комфортная среда, близость к Казахстану и высокие стандарты высшего образования, целый комплекс биологических, агрономических и сельскохозяйственных направлений обучения.

При участии граждан Казахстана, к примеру, в Аграном университете Северного Зауралья и ТюмГУ, реализуются совместные научные проекты, ориентированные на изучение биоразнообразия Казахстана и Западной Сибири.

В последнее время в российской госполитике активизировано развитие экспорта образования на востоке, и частично в центральной Европе (о чем много пишет «Научно-образовательная политика» @scienpolicy ). Наряду с этим, Казахстан остается одним…
источник
Научно-образовательная политика
Диверсификация и нацпроекты

Вице-премьер Борисов дал развёрнутое интервью РБК. В нем он прокомментировал ключевые направления диверсификации «оборонки». Двумя ключевыми источниками заказов на первом этапе названы госкомпании и нацпроекты.

В рамках нацпроектов «Наука» и «Образование» есть немало возможностей для использования продукции предприятий ОПК.

Во многих мероприятиях - обновлении половины приборного парка ведущих научных организаций; создании новых лабораторий, научно-образовательных и научных центров - будут стоять вопросы приобретения нового оборудования. В этой связи начнут работать преференции по приобретению именно той продукции, что создана в рамках диверсификации. Важно, чтобы она была качественной, не уступала зарубежным аналогам, была ремонтопригодна за вменяемые деньги.

Вице-премьер Борисов с пафосом говорил о том, что в сфере здравоохранения и технологичного оборудования для него, не нужно подсаживаться на западную «иглу». Спору нет - слова здравые, и их можно экстраполировать на научно-образовательную сферу. При этом, однако, стоит держать в уме, что западная продукция - это ещё и очень быстрый, и качественный сервис. А с отечественными образцами есть известные проблемы - для получения 8 летающих самолетов надо брать ещё два на запчасти, а каток для гусеницы танка иностранный покупатель нашей техники может ждать неделями. Это при том, что западные производители обеспечивают несравненно более высокую скорость обслуживания. Простои оборудования в научном процессе обходятся очень недёшево, а в здравоохранении могут стоит жизни пациентам. Вот о чем нужно помнить при диверсификации.

В оснащении проектов мегасайенс требования ещё выше. Если туда и смогут зайти новые предприятия ОПК - это будет и большим прорывом, и огромной ответственностью. Синхротроны работают на строго научных подходах, а не на «армейском методе».

Конечно, на фоне ледокольных заказов Росатома планы Минобрнауки построить несколько исследовательских судов выглядят достаточно скромными. Однако, им предполагается придать модульный характер - а вот это уже достаточно интересная технологическая задача для наших кораблестроителей. Хотя, как отмечают эксперты, компетенций у российских заводов и верфей пока что для этого не достаточно. С другой стороны, здесь может быть применён опыт дальневосточной «Звезды» - постепенное наращивание компетенций и переход от отверточной и крупноузловой сборки к собственному производству высокотехнологичных компонентов.

Нацпроект «Образование» предполагает чуть меньше возможностей, но и здесь вполне можно использовать гражданскую продукцию ОПК, например, для оборудования «Кванториумов» - стационарных и мобильных. Особенно последних - в некоторые районы страны можно добраться разве что на военных тягачах и вездеходах.

Не факт, что все представленные нами варианты (а это далеко не исчерпывающий список) найдут своё воплощение. Но именно таким путём (высоко)технологичной, а не «кастрюльной» диверсификации только и стоит двигаться. Научно-образовательная сфера и Минобрнауки могут здесь стать здесь важными партнерами предприятий ОПК - это будет именно случай взаимообогащения гражданских и военных компетенций.

Диверсификация будет являться одним из магистральных процессов технологической части прорыва. Поэтому проводить её нужно не только адекватно и прагматично, но и в прямой увязке с научными компонентами.

https://www.rbc.ru/politics/03/12/2018/5c0101a09a79477516bc7d72
источник
Научно-образовательная политика
Правительство определило предельные  размеры софинансирования трат регионов по реализации нацпроектов.

Самые самостоятельные у нас - Москва (0%) и тюменская «матрёшка» - Тюменская область (27%), ХМАО-Югра (39%), ЯНАО (14%). На пятом месте Санкт-Петербург с 49%.

Интересно, что есть определенное расхождение с перечнем традиционных научно-технологических лидеров. Ведь, казалось бы, кому как не им помогать  своим регионам самостоятельно уходить в прорыв. Однако, и Новосибирская, и Томская область продолжают уповать на федеральные средства. И даже столь инновационный Татарстан держится только на 75%.

А вот относительно лидеров вопросов нет - Москва активно включилась по инновационному вектору. Её традиционные связи с Тюменью позволяют рассчитывать на совместные проекты.

Более того, сама Тюмень признана лучшим городом по качеству жизни, а местные вузы демонстрируют успехи, в первую очередь, отметим ТюмГУ и его активное развитие в рамках проекта «5-100». Как раз вся «тюменская матрешка» решила совместно создать единый мощный научно-образовательный центр - благо компетенций хватит на весьма широкий спектр исследований и работ.

Присутствие среди пионеров Санкт-Петербурга также неслучайно - это вторая столица, в том числе, научно-технологическая.

Конечно, эти цифры - свидетельство лишь косвенное. Но их сравнение с регионами по вектору науки-образования-технологий, тем не менее, показательно.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201812040005?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Первый канал получит от Минобороны 537 млн руб. за организацию трансляции Главного военно-морского парада, проведённого в Санкт-Петербурге в 2017-2018 годах.

Для сравнения - это примерно половина годового бюджетного финансирования питерского Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе. Или одно «Движение вверх».

Мы, конечно, военно-морской парад эти два года не смотрели. Но что-то нам подсказывает, там не так круто, как в ФТИ или в «трёх секундах».

Короче говоря, возникает резонный вопрос - а не слишком ли это? За 250 миллионов можно организовать сам парад, а не его трансляцию. Не зажрался ли Первый канал? И кстати, хотелось бы узнать, а где наука на главном канале страны?

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201812040013?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Росцифратом

Правительство утвердило правила выделения субсидий на пилотные приоритетные исследования и разработки по «сквозным» цифровым технологиям.

Оператором является Росатом. Напомним, что именно он вместе с Ростехом (и фрагментарно Ростелекомом по вопросам внедрения) делят между собой научно-исследовательский блок «Цифровой экономики». Кстати, этот аспект служит одной из дополнительных спаек между «группой прорыва» и г-ном Чемезовым.

Однако, «цифра» - слишком лакомое и бюджетоемкое направление, чтобы остальные игроки отдали его на откуп Росатому.

На предыдущем заседании рабочей группы АНО "Цифровая экономика", как нам сообщают коллеги, Алексей Макушкин представлял доклад центра компетенций (то есть Росатома) по ЛИЦам - лидирующим исследовательским центрам. Его обоснованно раскритиковали, потому что список российских ЛИЦ был, мягко говоря, неожиданным.

Перед Росатомом стоит сложная задача - и утвердить свои лидерские позиции в рамках «цифры», и сохранить баланс сил (интересов), и не обидеть собственные (а также дружественные) научно-исследовательские организации.

Цифра - это вам не мегасайенс, тут разборки пожёстче будут.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201812040008?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Ещё раз о ПФИ

Много обоснованной критики в адрес РАН высказал президент Путин на недавнем заседании Совета по науке и образованию. И немало из этого президент РАН Сергеев попытался затем парировать в комментариях СМИ. Что-то по делу, а что-то наоборот.

Одной из ключевых проблем было то, что РАН не разработала новую Программу фундаментальных исследований. Г-н Сергеев как мантру повторяет, что нынешняя действует до 2020 года включительно и обсуждать новую планируют только в 2019-м на очередном Общем собрании РАН.

В связи с эти возникает несколько вопросов.

Первый - если взять за основу слова Сергеева - то в курсе ли он и Академия о Плане реализации Стратегии НТР, в котором ПФИ прямо упомянута как часть госпрограммы НТР РФ, а РАН как соисполнитель? Вот и сам план - http://m.government.ru/docs/28270/.

Да, госпрограмма забуксовала, но ПФИ в ней самая самостоятельная часть, которую можно было принять и отдельно.

И второй вопрос, если программу фундаментальных исследований только будут обсуждать в 2019-м году, то что же разработала РАН ближе к концу 2017-го и собиралась передавать в Правительство? Вот и новость об этом - https://tass.ru/nauka/4679158.

Да, тот «документ» (язык не поворачивается назвать его программой) был и куц, и сыр, и ограничен - мы его в своё время изучали. Однако, документ разработали и он существовал - это тоже факт. С какого момента бы действовала новая ПФИ: с принятия ГП НТР или именно с 2021 года - это уже вопрос другой.

Что-то заплутал г-н Сергеев в проектах и процессах. Забавно, но даже прямая критика главы государства, судя по всему, не заставила его как-то изменить формат работы. А «штаб исследований» и его «главнокомандующий», как оказалось, сами не ведают, что творят.
источник
Научно-образовательная политика
Интеграция «Сириуса»

В настоящее время параллельно идут несколько дискуссий. Первая - как «поженить» науку и высшее образование (научные институты и университеты). Вторая - как не упустить специфику педагогического образования в свете разделения Министерства образования и науки. Третья - как в том же контексте трансформации управления не потерять возможности стыковки школьного и университетского образования.

Каждая из этих дискуссий столь остра, что очень часто в их процессе идеи деконструируются до узко специфических деталей.

Совершенно иной подход предложила на прошедшем заседании Совета по науке и образованию директор «Сириуса» Елена Шмелева. Буквально за несколько минут выступления она представила уникальную систему, которая выходит в метапозицию по отношению ко всем этим дискуссиям.

Краткое изложение предложения:

1. Создание на базе «Сириуса», школ-лидеров и университетов (в т.ч., педагогических) Исследовательских педагогических магистерских программ по приоритетам Стратегии НТР.

2. Их задача - подготовка учителей, способных проводить совместно с учениками исследования и обеспечивать раннее включение талантливых школьников в актуальную научно-технологическую повестку.

3. Школы будут взаимодействовать с региональными научными институтами, вузами и ведущими компаниями.

4. Школьников станут обучать через исследовательскую деятельность с применением лучших педагогических технологий. Они смогут быстрее интегрироваться в научно-технологические процессы, познакомиться с работой НИИ и инновационных компаний, чтобы затем, поступив в вуз, прийти туда на стажировки и практики, а после выпуска - на работу.

5. «Сириус» вместе с региональными «филиалами», экспертами от университетов, РАН и РАО станет консолидированным (квалифицированным) заказчиком этих программ и площадкой для их апробации.

Это в чистом виде «сквозная технология» прорыва - то есть тот стержень, на которой будут нанизаны конкретные научно-образовательные процессы в различных сферах и который будет служить системным драйвером развития. Также отметим, что преложение Шмелевой - это реальный комплексный научно-образовательный проект (по аналогии с научно-техническим). Только здесь стадия производства - это «выпуск» новых форматов педагогов и их воспитанников.

Надо сказать, что Елена Шмелева одна из немногих среди ведущих управленцев в научно-образовательной сфере смогла в одном проекте увязать все самые трендовые процессы и идеи.

Не будем также забывать, что грядёт открытие Университета «Сириуса» и дальнейшее развитие научно-технологической долины.

Всё это делает вместе делает г-жу Шмелеву самостоятельным игроком системного уровня. Это позволит ей в определённой степени подняться над схваткой «группы прорыва» и оси «МГУ-РАН-РАО», по крайней мере, в одном из секторов, а также стать координатором и модератором многих взаимодействий и процессов.

http://www.poisknews.ru/theme/edu/40256/
источник
Научно-образовательная политика
Определённое охлаждение наблюдается в отношениях между Минпросвещения г-жи Васильевой и Рособрнадзором г-на Кравцова - такую информацию сообщили нам сразу несколько источников, в том числе, из самих ведомств.

Поводом стал недавний скандал с обнародованием сведение о недостаточном уровне подготовки учителей по многим предметам. И Минпросвещения, и Общероссийский профсоюз образования возлагают ответственность и за сам инцидент, и за недостаточно проработанную методологию исследования именно на ведомство г-на Кравцова (Рособрнадзор).

Также определённые трения вызывают процессы: передачи школ на региональный уровень, усиления полномочий региональных профильных министерств, согласования нацпроекта «Образование».
источник
Научно-образовательная политика
В основном - парки «Россия - моя история» митрополита Тихона. Пикуль - это для старшего поколения. А для более молодых - ЕГЭ.

Отсюда этатистский миф, мозаичность восприятия прошлого и лубок для фона.

https://t.me/russica2/11996
источник
Научно-образовательная политика
Понимание/восприятие/мышление должно быть многоуровневым и способным "схватывать и связывать" сюжеты в Бахрейне, Ванкувере, Питтсбурге, Триполи, Гвадаре, Гильменде, Одессе, Риге, Гуанчжоу и т.п.

Но такого "схватывания" мало.

Каждый Субъект мировой Игры ведет Unrestricted Warfare. Для успеха в такой полисубъектной и многослойной среде необходимо быть Неограниченным (Внерамочным) Субъектом, с мышлением, организованным соответствующим образом.

Нужна Школа, развивающая способность предлагать и реализовать новые варианты будущего, преодолевающие существующие рамки.


https://t.me/shadow_policy/3075

Необходимо мыслить на уровне отдельных систем (элементы, связи, структура), сетевой метасистемы, системы систем. «Цветовые фильтры» сознания - чтобы выявлять или затенять определенные типы связей. Теория шести политических рукопожатий - все политические процессы связаны.

Необходимо движение вверх - постоянный выход на всё более высокие уровни обобщения и рассмотрение всё более глобальных систем. С этого крупного масштаба - движение вниз до требуемого уровня детализации.

Важно умение выявить или создать (помыслить) такую систему, которая бы включала все иные требуемые (под)системы и элементы максимально оптимальным и неконфликтным образом. Второй вариант - мысленный выход на самый верхний уровень «полотна систем» без трансфера на метауровень - может не дать «глубины» и «резкости» восприятия, не позволит выявить «пунктирные» связи и структуры.

Для развития указанного типа мышления (предложение и реализация вариантов будущего) нужна школа не только (мета)системного анализа, но также генерации смыслов и создания мифов.

Мыслитель подобного уровня подобен Толкину - «язык» следует рука об руку с историей и мифом; придумав (исследовав) один элемент - нужно найти (создать) мир, где он будет органичным.
Telegram
Shadow policy
Наркоэкономика и наркополитика, при значительном влиянии на глобальные и локальные процессы, все-таки не исчерпывают всего многообразия, как взаимоотношений элитных групп, так и архитектуры торгово-политических цепочек.

Китай стал лидером в наркополитике, но свое положение в мире Поднебесная достигла в результате синергии множества причин.

Канал SP создавался для того, чтобы показать это многообразие, сведение которого к наркотранзитным схемам (продуктивное и необходимое на определенном этапе понимания многоуровневых процессов - фактически тест на адекватность) - в итоге искажает восприятие.

Собственно, и сам А.Башкуев (footuh) намного объемнее своих постов про транзит.
Хотя его формулировки и "политэкономические модели" - лидеры по точности в подобном жанре.

А.Башкуев сильный исследователь, а его исторический цикл "Ловчий" (про разведку и элиты Российской империи начала XIX века) при правильной экранизации, был бы серьезным вкладом в развитие российского кинематографа и превзошел бы "Годунова", "Троцкого"…
источник
2018 December 05
Научно-образовательная политика
Больше двух недель назад разгорелся скандал, связанный с публикацией некоторых материалов относительно уровня подготовки российских учителей.

Как выяснилось впоследствии, источником сведений был Рособрнадзор. Однако, в этой истории много нюансов - ведомство г-на Кравцова занималось совсем не тем и абсолютно не так, чтобы делать такие масштабные выводы. Тем более, обнародовать их в СМИ.

Эта ситуация породила серьёзные последствия. «Результаты» использовали для очередной волны атак на Министерство просвещения и лично в отношении министра Васильевой. Они внесли свою лепту в охлаждение отношений между Минпросвещения и Рособрнадзором, особенно на уровне руководителей ведомств, о чем мы писали сегодня - https://t.me/scienpolicy/2107.

Однако, наиболее острый конфликт произошёл между Общероссийским профсоюзом образования и Рособрнадзором. Ниже приводим скан письма от председателя профсоюза г-жи Меркуловой г-ну Кравцову.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник