Дилеммы Вышкинской демократииВысшая школа экономики - один из самых либеральных вузов страны. Внутри экосистемы сохраняется плюрализм мнений, а количество демократических форм участия студентов в жизни вуза плохо поддаётся полному учету. Студентов действительно учат (стараются учить) думать, рефлексировать, действовать.
Мы уже писали, что такие объемы студентовластия рано или поздно начнут проводить к конфликтам и парализации работы вуза, тем более, что свободу мнений в самой Вышке может использовать третья сторона.
Так и случилось в истории с введением блокирующих оценок. Вчера состоялось заседание Ученого совета, на котором рассматривался этот вопрос.
Дух конфликта, ход событий, описание «блокрирующих», мнения и подозрения сторон можно прочитать тут -
http://thevyshka.ru/20980-blocks-are-coming/Протест студентов вылился в митинг. До бунта дело не дошло, но настроения в вузе царят весьма и весьма революционные.
В народных волнениях в ВШЭ на сторону студентов стали и многие преподаватели. Выражают вотум
недоверия ученому совету и даже намекают на особенности назначения ректора -
https://www.facebook.com/yaroslav.bakhmetjev/posts/1438513516279046Налицо столкновение двух реальностей. Первая - демократическая и либеральная экосистема Вышки, где (принудительно) нужно: слушать друг друга, искать консенсус, учитывать мнение студентов. Вторая - это управленческая прагматика, в которой необходимо принять решение с минимальным шумом и последствиями.
Недоумение - вот что испытывают все стороны. «Почему вы нас не слушаете?» - с удивлением спрашивают студенты. «А почему мы должны?» - в тон им отвечают управленцы.
Ситуация показала кризис - и в системе управления, и в системе представительства. Вмешательство ректора Кузьминова для «ручного кризис-менеджента» - это проявление недостатков работы всего механизма Вышки, а не победа протестующих.
Ключевая проблема - это кризис коммуникации. «Власти» и «народ», а также отдельные студенческие группы не слышат друг друга и не всегда говорят друг с другом. Не считают, что должны, не видят смысла, банально не хотят.
Итог - решение о блокирующих принято. Остался вопрос о цене? Очень часто в демократиях самые эффективные методы - это именно те, что убивают саму суть демократии, которые противны её природе. Сможет ли «дух Вышки» помочь и студентам, и преподавателям, и руководству пережить этот кризис без потери доверия друг к другу?
Для ректора Кузьминова наступает время поиска альтернативных путей примирения сторон и отладки механизма взаимодействия. Время уделить внимание дискуссии с оппонентами и извне ВШЭ. «Выход в народ» удался не в полной мере.
Баланс между демократией и эффективностью, закрытостью и публичностью, стазисом и динамикой Вышке предстоит нащупывать и далее. И в этом поиске баланса не забывать о том, что Вышка была и будет в центре внимания элит.