Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 November 27
Научно-образовательная политика
Сегодня состоится заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

Встреча должна послужить согласованию стартовых позиций для научно-технологического прорыва и его векторов.

Речь пойдёт о двух взаимосвязанных комплексах вопросов - реализация Стратегии научно-технологического развития и нацпроектов - в первую очередь, «Образование» и «Наука».

Вряд ли стоит ожидать громких заявлений стратегического уровня - все основные слова уже сказаны. Но и без того - обсуждение научно-образовательных компонентов прорыва, которые находятся в его основе, предстоит очень интересное.

https://ria.ru/science/20181127/1533569163.html

Трансляция будет доступна здесь: https://www.youtube.com/watch?v=5b2MHLpXO34
источник
Научно-образовательная политика
Скандал в школе "Горки" может выйти боком недавнему фавориту Александра Бастрыкина

Второй месяц в СМИ не утихает скандал, посвященный противостоянию родителей учащихся школы в подмосковных "Горках" и Минпросвещения.

Наши коллеги из @scienpolicy недавно писали, что виновных в проблеме, судя по всему, стоит искать в муниципалитете "Горки Ленинские".

Наш источник в ФСБ сообщает новые интересные детали этой эпической битвы.

Оказалось, что у одного из самых ярых активистов инициативной группы родителей - г-на Маркова - нет детей, обучающихся в школе "Горки".

Зато его папа - Марков Дмитрий Геннадьевич "по случайному совпадению" родной брат Маркова Андрея Геннадьевича.

Андрей Марков - руководитель Главного следственного управления Следственного комитета России по Московской области и, до недавнего времени - один из самых доверенных людей Александра Бастрыкина.

Именно г-н Марков выступил инициатором возбуждения уголовного дела в отношении бывшего руководства школы "Горки".
По нашей информации, история с "Горками" может стать одной из последних "капель" в его карьере...

http://news3day.ru/analitika/glavnyj-sledovatel-moskovskoj-oblasti-mozhet-lishitsya-dolzhnosti.html
источник
Научно-образовательная политика
Какой инновационной становится Москва при Собянине!

В столице будет создан инновационный кластер. Указ об этом подписал Президент Путин.

Смысл будущего кластера в выстраивании моста через «долину смерти» между несколькими группами участников. Первая - генераторы знаний и кадров - университеты и научные организации. Вторая - промышленность. Третье - институты развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. И подразумеваемая четвёртая группа - сам малый и средний бизнес.

В этой третьей и четвёртой группах очень интересный мостик от нацпроекта «Наука» к нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Обратим внимание на то, что Москва становится пилотным регионом по нацпроектам. Опыт столицы по их реализации будет масштабирован, а сам г-н Собянин является одним из ключевых участников «системного стола».

Помимо этого, в рамках научно-технологического прорыва и реализации Стратегии НТР столица берет на себя блок инноваций (внедрения). В последние годы именно инновационно-технологические вопросы были специализацией г-на Собянина.

Очевидны параллели среди трёх научно-технологических столиц: Новосибирск - наука с синхротронами и Академгородком, Санкт-Петербург - пилотный регион по цифровой экономике, Москва - по инновациям.

Создание инновационного кластера решает несколько проблем: сквозной связи нескольких нацпроектов; трансфер разработок в рамках полного инновационного цикла; отработка участия регионов.

Руководить кластером будет фонд с ожидаемым составом: представители от АП и Правительства, мэр Москвы, высшие лица РАН, МГУ, Ростеха, Росатома, Роскосмоса, Роснано, Курчатовского института и Сколково.

По такому составу мы видим, что, во-первых, Собянин как медиатор получает отличную площадку для согласования интересов - это укрепляет его премьерские амбиции, а во-вторых, формируется прототип высшего органа управления наукой и инновациями. Его персональный состав должен быть приблизительно таким.

При всём этом, казалось бы, зачем нужно второе Сколково? Однако, первый же взгляд на распределение ключевых игроков даёт ответ. Сколково - это Медведев и Дворкович. А Московский кластер - это, конечно, Собянин. Столкновения в борьбе за пост премьера или определяющую роль в будущем трансфере становятся все более ожесточёнными.

Мэр Москвы Собянин определил себе нишу, в которой он сможет вписаться в научно-технологический прорыв и выстроить рабочие отношения с «группой прорыва» Кириенко и Ковальчуков. Не зря Сергей Владиленович и Сергей Семёнович сидели за столом «системных вопросов» на недавнем Президиуме Госсовета.

http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201811260026?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
Президент Путин наградил Михаила Ковальчука орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Это лишний раз подчёркивает роль М. Ковальчука как главного демиурга научно-технологического прорыва и научной политики. А Курчатовского института - как одного из локомотивов форсированного развития наравне с Росатомом и ОПК.

Группа прорыва Кириенко и Ковальчуков продолжает укреплять свои позиции.

Тем знаменательнее это награждение в период недавнего знакового Госсовета и сегодняшнего Совета по науке и образованию.

Поздравляем Михаила Валентиновича с наградой!

https://t.me/stormdaily/4921
источник
Научно-образовательная политика
Заседание Совета по науке и образованию

Ключевые темы – обозначены и поддержаны Президентом:

1. Нацпроекты. Наука, технологии и кадры должны сквозным образом проходить через все нацпроекты и программы. Подтверждено системное и фундаментальное значение образование и науки для прорыва и реализации майского указа.

2. Системность. Необходима полноценная интеграция ФОИВов в научно-технологические процессы. Координирующая роль будет принадлежать Министерству науки и высшего образования. Правительству поручено разработать механизм взаимодействия всех министерств и ведомств с Минобрнауки. Будет положен конец жесткой келейности бюджетов ФОИВов на науку и разработки с закрытыми конкурсами и внеконкурсными процедурами исключительно для собственных подведов.

3. Финансирование. Гранты не стали в полном смысле слова катализатором научного развития. В рамках грантового финансирования тематику должны определять ученые, а направления госздания – должны быть безусловной прерогативой государства. Научные организации не перешли к конкурсному распределения госзадания, управленческие и финансовые решения по итогам оценки не приняты. Идеология госзадания извращается на практике – при работе научных учреждений есть вопиющие случаи, когда тематика фундаментальных исследований не меняется десятилетиями, а перспективы не просматриваются. В рамках госзадания в избыточной степени финансируются административные издержки, а не живые исследования.

4. Критика РАН. Программа фундаментальных исследований до сих пор не принята, резкой критике подвергнуты научные учреждения. Причины определены именно в академическом прошлом и деятельности РАН. Г-н Литвиненко (Горный университет) открыто выступил против претензий Академии на монополию в области определения направлений и оценки результатов. Г-жа Голикова выступает за создание механизмов, чтобы услышать мнение РАН. В целом, закреплено персональное присутствие академиков в различных форматах советов и коллегиальных органов принятия решений в противовес претензиям РАН на институциональное участие.

Конкретные предложения Путина:
1. Требования. Для всех ФОИВ – установить единые требования к порядку предоставления госзадания на НИОКРы, а также единые квалификационные требования к руководителям.

2. Экспертиза и оценка – должны быть прозрачными и с понятными критериями на всех этапах исследования. Наукометрия для фундаментальных исследований будет сохраняться до тех пор, пока не будут выработаны самим сообществом другие критерии оценки. Итогом прикладных исследований должны быть не отчеты и не количество разработок, а практический вклад от внедрения.

3. Обновление приборной базы – необходимо определить какие приборы необходимы и для решения каких задач. Эта работа не будет механической и неселективной. Инфраструктура (в том числе, мегасайенс) должна быть лучшей в мире и стать магнитом для ведущих исследователей.

4. Открытость науки. Необходимо увеличить доступность публикаций, созданных в рамках гражданских исследований за бюджетные деньги. Требуется сделать более прозрачным процесс присвоения научных степеней и званий, присвоение званий академиков и членкоров академий наук.

http://kremlin.ru/events/president/news/59203
источник
Научно-образовательная политика
Разгром РАН

«Все, что мешает идти вперед, должно быть отброшено». (В. Путин)

Очень рано после президентских поправок в 253-ФЗ РАН расслабилась и уверовала в собственную непоколебимую значимость.

Заседание Совета по науке и образованию продемонстрировало, что война не закончилась, а Стратегия НТР и нацпроект «Наука» – это дополнительные театры военных действий, а не приз для РАН.

Президент Путин подверг системной критике работу РАН: бесперспективные темы фундаментальных исследований, продолжающиеся десятилетиями; уравниловка в финансировании научных учреждений, несмотря на проведенную оценку эффективности их работы; катастрофическое запаздывание работ по разработке Программы фундаментальных исследований. Между строк вполне было услышать и обвинения в саботаже.

В этой критике Путина поддержала г-жа Голикова – в ПФИ 2012-2020 гг. перекочевал значительный массив работ из предыдущего этапа; результатов слишком много и их невозможно четко инвентаризировать и проконтролировать; с 2015 года, даже несмотря на создание Стратегии НТР, не внесено ни одного изменения в программу.

Действительно, РАН в последние годы была больше озабочена выборами, критикой реформы, выспрашиванием привилегий – чем угодно, только не своими обязанностями, которые по 253-ФЗ были не столь уж масштабными.

Теперь претензии Академии намного больше – это монополизм на экспертизу и оценку всех фундаментальных и поисковых исследований, проводимых по всей стране – в бывших академических институтах, в университетах и научных организациях всех без исключения органов власти страны, а также в госкомпаниях и госкорпорациях.

Данный пункт вызывает бешеное неприятие со стороны профессионального и экспертного сообщества, которое справедливо видит в нем инструмент монополизма, диктатуры, волюнтаризма и будущей мести академиков за их воображаемые унижения и обиды. Прорвалось это в резком выступлении г-на Литвиненко из Горного университета – он прямо обвинил РАН в претензиях на монополизм, в том, что академики просто будут сидеть на зарплате и тормозить все процессы.

В конце своего выступления г-н Литвиненко выразил своими словами одну из частей консенсуса по поводу РАН – академики станут участвовать в стратегических научно-технологических процессах исключительно индивидуально, в качестве членов соответствующих советов и иных органов. А роль РАН как института в рамках «научно-методического руководства» и прочих полномочий будет жестко контролироваться соответствующими регламентами по взаимодействию с органами власти.

Г-жа Голикова, кстати, справедливо отметила, что фундаментальной науки в университетах быть не может. Звучало это очень обоснованно - надо либо РАН от экспертизы таковых исследований отстранить, либо разрешить вузам ими заниматься в рамках бюджетного процессов.

Президент РАН Сергеев выглядел откровенно потерянным. Он явно не ожидал такой мощной критики, поэтому выступление его оказалось заранее подготовленной речью полководца, одержавшего важную победу в войне, хотя армия его была уже к этому времени разбита. Удар в спину поступил и от г-на Фортова – его предложения о статусе научной организации и более тесном контакте РАН с институтами устарели уже на пару лет и оказались откровенно несвоевременны. Полностью наивно и вне связи с реальностью прозвучала фраза Сергеева о том, что весной 2019-го года Академия планирует рассмотреть изменения в ПФИ, а уже заработают они только с 2021-го.

Все слова РАН о «штабе», эффективности работы, включенности в процессы были разбиты за пару часов. Причем, в первую очередь, президентом – то есть тем, кто и РАН в 2013-м году спас, и «штаб» ей выделил, и координационный совет дал, и полномочия расширил.

Академия подвела Путина. Более того, она по своим циклам работы и ритмам катастрофически выпадает из спрессованного времени, которое ставит все более и более масштабные вызовы. Президент разочарован именно этим – многочисленные кредиты доверия оказались бесполезными и потраченными впустую.
источник
Научно-образовательная политика
Элитные игры Совета по науке и образованию

«Группа прорыва» (Кириенко, Ковальчуки, Котюков) в результате заседания Совета одерживает серьезную победу над осью «МГУ-РАН-РАО».

Резко возрастает влияние министра науки и высшего образования Котюкова. Подтверждено, что Минобрнауки будет контролировать и координировать все процессы в научной и образовательной сфере, в том числе, финансовые. Ведомственные кубышки на исследования и разработки (в ряде случаев выродившиеся в откровенный распил на базе подведов) будут откупорены и (покамест аналитически) слиты в единую госпрограмму НТР. Однако, «аналитический учет» всех средств на науку в исполнении Голиковой, как все понимают, будет означать еще и контроль. Делать это все будет Минобрнауки, Правительство в лице г-жи Голиковой и Счетная палата. Все три структуры – единомышленники: и у госпожи вице-премьера есть опыт продуктивной контрольно-надзорной работы, и г-н Кудрин вполне разделяет идеи повышенных требований к эффективности, и министр Котюков вплотную знаком с финансовыми вопросами.

Сама г-жа Голикова подтверждает свою принадлежность к «группе прорыва» - именно она вместе с Котюковым являются основными агентами группы в Правительстве. Её активная и обоснованная критика РАН была одним из актов разгрома, которому на заседании была подвергнута Академия, а следовательно, и ее союзник МГУ - https://t.me/scienpolicy/2038.

Михаил Ковальчук раскритиковал тактику осажденной рейтинговой крепости и преимущественную ориентацию на местечковый рейтинг «Три миссии университета» МГУ и ректора Садовничего. Тот выступал блекло, с уже затасканными и негативно воспринятыми экспертным сообществом идеями, которые за ширмой заботы о региональном развитии подразумевают подрыв структуры управления наукой и образованием в них, а также подчинение их диктату МГУ и РАН.

Заявления г-на М. Ковальчука по поводу дорог и инфраструктуры крупных научных центров не только лишний раз подчеркивает интересы Ковальчуков в Санкт-Петербурге, но и демонстирует весьма глубокое проникновение в московскую агломерацию. Рассуждения о совместных московско-подмосковных инфраструктурных проектах (дорогах) свидетельствует о начале взаимодействия с Собяниным, а также лишний раз демонстрирует маршрут проникновения в регионы – через научно-образовательные темы и их увязку с инфраструктурными вопросами.

Г-н Литвиненко резко выступил против монополизма РАН на экспертизу и оценку научных исследований и разработок. Это фактически означает союз с «группой прорыва». Второй аспект - заигрывание ректора Горного с массами. Литвиненко ранее фактически поддержал петицию от студентов ряда крупных вузов по поводу приравнивания стипендий к средней зарплате в регионе. На Совете он акцентировал внимание на аспирантской стороне вопроса. Не так давно на базе Горного был открыт профильный центр компетенций ЮНЕСКО, которому выделено весьма щедрое финансирование из госбюджета.

Темы школ, интеграции школьного образования в карьерные траектории и работы с талантливыми детьми концентрируются в руках г-жи Шмелевой. Если мы также будем держать в уме замминистра просвещения Марину Ракову, которая курирует и нацпроект «Образование» и цифровизацию в этой сфере, станет ясно – школьные темы уплывают из рук Российской академии образования, которая является частью оси «МГУ-РАН».

Формат Госсовета будет распространен на Совет по науке и образованию. Президент хочет в следующий раз (и далее) видеть, как именно и на что расходуются средства нацпроекта «Наука» (а в дальнейшем – и по госпрограмме НТР). Будут созданы рабочие группы по различным аспектам, а общее собрание – для решение принципиальных вопросов и подведения итогов интенсивов и мозговых штурмов. Эта трансформация была ожидаема и впоследствии должна затронуть все остальные советы при Президенте.  

Неудивительно, что первым на проектную работу после Госсовета переведен именно Совет по науке и образованию. Оба должны быть под управленческим контролем «группы прорыва».
Telegram
Научно-образовательная политика
Разгром РАН

«Все, что мешает идти вперед, должно быть отброшено». (В. Путин)

Очень рано после президентских поправок в 253-ФЗ РАН расслабилась и уверовала в собственную непоколебимую значимость.

Заседание Совета по науке и образованию продемонстрировало, что война не закончилась, а Стратегия НТР и нацпроект «Наука» – это дополнительные театры военных действий, а не приз для РАН.

Президент Путин подверг системной критике работу РАН: бесперспективные темы фундаментальных исследований, продолжающиеся десятилетиями; уравниловка в финансировании научных учреждений, несмотря на проведенную оценку эффективности их работы; катастрофическое запаздывание работ по разработке Программы фундаментальных исследований. Между строк вполне было услышать и обвинения в саботаже.

В этой критике Путина поддержала г-жа Голикова – в ПФИ 2012-2020 гг. перекочевал значительный массив работ из предыдущего этапа; результатов слишком много и их невозможно четко инвентаризировать и проконтролировать; с 2015 года, даже несмотря на создание…
источник
2018 November 28
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков и первый заместитель Министра Григорий Трубников принимают участие в общем собрании профессоров РАН. Прямая трансляция уже началась: https://www.youtube.com/watch?v=LEfdSZecYxM
источник
Научно-образовательная политика
Вот кто сказал, что работники системы образования далеки от политического телеграма?

Поздравляем первого проректора СПбГУ Елену Григорьевну Чернову (курирует весь бюджет университета)  с прекрасным сыном Николаем.

Его "Мышь в овощном" и "Опер слил" - довольно известные каналы и входят в сеть "Караульного", которая весьма жестко "бомбит" многие инициативы исполнительной власти.

https://www.proekt.media/narrative/telegram-kanaly/
источник
Научно-образовательная политика
Редакция «Научно-образовательной политики» выражает мнение большинства участников реализации Нацпроекта "Цифровая экономика" - фактически Министерство Финансов России срывает его реализацию, не профинансировав работы в 2018 году.

Это уже привело к срыву большинства индикаторов в Фонде "Сколково" (таблица ниже), аналогичная картина ожидается и в Университете НТИ 20.35.

А какая цель у команды вице-премьера Силуанова, который де-факто торпедирует ключевой проект своего коллеги по Правительству Акимова?

По информации нашего источника из Аппарата Правительства, деньги на финансирование нацпроекта зарезервированы, а его паспорт в части непрофинансированных Минфином мероприятий согласован.

Или кто-то очень хочет показать что Акимов, Песков и Дворкович завалили многомиллиардный проект?
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Перезагрузка» аспирантуры

Вчерашнее заседание Совета по науке и образованию с участием президента показало, что на фоне различных споров, обсуждений и форматов взаимодействия, которые охватили научно-образовательное сообщество существует, пожалуй, единственная тема, по которой идет конструктивный диалог - аспирантура. Наши коллеги из  @scienpolicy недавно писали, что консенсус может сложиться из нескольких пунктов: https://t.me/scienpolicy/1874

Для многих уже давно стало очевидным, что последние изменения в аспирантуре сделали из нее третью ступень высшего образования. На выходе получался «исследователь», оказавшийся неспособным написать диссертацию, и «преподаватель» без особых перспектив карьерного роста, для которого также нужна степень. Что дает такая аспирантура выпускнику? Что дает такой выпускник обществу?

Призывная система формирования армии - одна из ключевых проблем в аспирантуре и привлечения подготовленных молодых кадров в науку и образование. Аспирантура давала уникальные возможности - продлить свою «студенческую жизнь», отбегать от призыва, при этом не слишком убиваясь по научной линии.

В итоге сложилась печальная ситуация - лишь 10-15% аспирантов защищают диссертацию. И уже из этого не столь большого числа нужно как-то отбирать кадры научным и образовательным организациям.

Другой не менее интересный вопрос. Входит ли обучение в аспирантуре, ординатуре или докторантуре, в общий трудовой стаж? Ответ: нет. Далеко не все в курсе изменений, происходящих в российском законодательстве.

Согласно 91-й статье Федерального закона №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской федерации», «пребывание в аспирантуре, докторантуре или клинической ординатуре» действительно включалось в общий трудовой стаж. Вот только этот Федеральный закон уже утратил силу.

С принятием Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обучение в аспирантуре не входит ни в страховой, ни в общий трудовой стаж. По сути, аспирантура - это получение образования, а не работа. Как в этой ситуации требовать от аспиранта заниматься наукой?

Подтверждением наших слов служит отсутствие ученых и науки в фокусе медийного внимания. Но виноваты тут не только СМИ, но и сами ученые. Загляните на сайт любого вуза в нашем регионе. Вы увидите новости: «Состоялась конференция…», «Присуждена премия…», «Подписано соглашение…». Современный университет должен начинать разговор с обществом в ином ключе: «Открыта взаимосвязь…», «Обнаружен белок, который…», «Разработано устройство…»

На вчерашнем Совете тема аспирантуры звучала несколько раз. Были и весьма продуктивные мысли, которые способны объединить и чиновников, и академиков, и профессиональное сообщество. Здесь можем сослаться на личный опыт.

В ТюмГУ уже начали создавать специальные академические программы в магистратуре, чтобы целенаправленно привлекать в аспирантуру. Например программа, Биологическая безопасность растений в X-BIO на английском языке на этапе отбора предполагает публикационную активность в Scopus и Web of Science.

https://www.utmn.ru/x-bio/plant-biosecurity/
Telegram
Научно-образовательная политика
Аспирантское перемирие

На фоне многочисленных споров, обсуждений и форматов взаимодействия, которые охватили научно-образовательное сообщество существует, пожалуй, единственная тема, по которой если и нет до сих пор согласия, то идёт конструктивный диалог. Это «перезагрузка» аспирантуры.

Консенсус сейчас сложился вокруг нескольких пунктов:

1. Необходимо выделение двух траекторий аспирантуры: научно-педагогическая для подготовки преподавателей и научная для учёных.
2. Научная аспирантура должна заканчиваться защитой кандидатской, научно-педагогическая может завершиться выпускной работой и получением диплома.
3. Научная аспирантура должна быть грантовой, обеспечивая достойный уровень дохода (обсуждаются суммы в 40-50 тыс/мес). Подобный подход сейчас предусмотрен в нацпроекте «Наука».
4. Выделение гранта будет на основе «правила двух ключей» - на него подают и аспирант, и научный руководитель.
5. Обязательства по научной аспирантуре - публикации в ведущих журналах, выступления на конференциях, защита диссертации.…
источник
Научно-образовательная политика
Ректоры и пресс-службы университетов!

Как мы и обещали ранее, "Научно-образовательная политика" запустила проект с региональными Телеграм "НОП-пространствами" (выше-наша "первая ласточка" - «НОП Тюмень Ханты Ямал»).

Заявки подали уже 7 регионов с высокой межвузовской конкуренцией: разгорается борьба как за НОЦ, так и в вопросах лидерства университетов, а также регионов в рамках нацпроектов "Образование", "Наука", "Цифровая экономика".

Ждём новых заявок и предложений!

https://t.me/scienpolicy/2029
Telegram
Научно-образовательная политика
Уважаемые читатели!

Канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) объявляет старт нового проекта - «Локальные НОП-пространства».  

Мы хотим создать мозаику научной и образовательной жизни страны в её максимально земном (реальном, локальном) варианте.

Для этого мы приглашаем к сотрудничеству телеграм-каналы университетов, научных институтов, инновационных центров, регионов и т.п.

Если вы ведёте такой канал, то пишите нам на sciedu@protonmail.com с темой «Локальные НОП-пространства».

Мы вместе будем готовить интересные посты на основе ваших сведений о локальных ситуациях и встраивать их в федеральные контексты. Вы получите аудиторию, а та - сведения из первых рук.

На первом этапе предпочтение будет отдаваться обзорным постам о различных аспектах научно-образовательных процессов в локальных пространствах.

Если вы представляете небольшой канал - это ваш шанс. Если вы сомневались, стоит ли создавать его - вот лишний повод сделать это.

Ждём ваших писем, идей и предложений!
источник
Научно-образовательная политика
На днях на почту ряда ведущих Телеграм-каналов поступило письмо следующего содержания:

"Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» не выплатил аванс коллективу . Объяснение – Москва не перечисляет денег (причем уже не первый месяц). При личной встрече ректора университета с министром Котюковым М. М. по поводу финансирования,  последний заявил следующее – «Выкручивайтесь сами как хотите»."

Мы решили изучить этот вопрос и обратились за комментариями как в Минобрнауки России, так и к нашим экспертам на Дальнем Востоке.

Официальный ответ Минобрнауки:

"Минобрнауки России в октябре 2018 года заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» в связи с преобразованием Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с заключенным дополнительным соглашением Минобрнауки России своевременно перечислена субсидия на лицевой счет университета, открытый в Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Университетом в полном объёме выполняются обязательства по выплатам, в том числе по заработной плате сотрудникам".

А если проблема решена, то в чём же возможная причина дальневосточного "захода" в адрес Министра Котюкова?

Сразу три наших источника рекомендовали "Научно-образовательной политике" обратить внимание на давнюю обиду руководства КнАГУ в адрес Минобрнауки по вопросу закрытия филиала университета в Ванино.

Ректор КнАГУ Эдурд Дмитриев в сентябрьском интервью:

 "..У нас в Ванино существует филиал – отдельное здание в центре поселка, которое находится в очень хорошем состоянии. В соответствии с политикой Минобрнауки РФ по сокращению числа филиалов вузов в целом по всей стране мы были вынуждены сдать лицензию филиала на образовательную деятельность, но само здание Университет сохранил....Мы это здание держали. Для того, чтобы это здание не простаивало, мы реализовали ряд проектов по работе со школьниками и дополнительному образованию. Сейчас настало время, когда можно возрождать полноценную подготовку кадров в Ванино. При том, что Ванино сегодня – это один из перспективных районов, туда приходят крупные инвесторы, соответственно, им нужны будут кадры".
источник
Научно-образовательная политика
Единая, системная, молодая

На заседании Совета по науке и образованию много говорили о поддержке молодых ученых.

Президент Путин обратил внимание на отсутствующую во многих научных (добавим от себя - и образовательных) организациях гибкость исследовательских тем и проектов, неэффективность их работы, её непривлекательность и неинтересность для молодых. За этим вполне видна проблема забитости карьерных лестниц.

Помощник Президента г-н Фурсенко акцентировал внимание на том, что нужно создать единую систему
поддержки молодых - сквозную, понятную, прозрачную, предполагающую поступательное развитие молодого ученого, в которой был бы виден горизонт на сколько-нибудь приличный срок, что давало бы возможность планировать карьеру.

Общий контекст подтверждает - идёт движение в сторону слияния всех молодёжных гранатовых программ в один фонд. Сам Фурсенко аккуратно пролоббировал РНФ г-на Хлунова. Этот процесс выделения единого оператора поддержки «науки молодых» станет первым этапом к специализации РНФ и РФФИ или грядущему объединению фондов - дискуссии о выборе между интеграцией и профилизацией пока ведутся.

Вице-премьер Голикова подчеркнула, что имеющихся мер недостаточно. Особый упор необходимо сделать на социальной инфраструктуре.

Многие участники акцентировали внимание на аспирантуре. Мнение единое - научная аспирантура должна предоставлять достойный уровень дохода сопоставимый со средними зарплатами по региону.

Работа по траекториям науки молодых будут вестись вокруг этой триады: гранты, целевые программы и мероприятия (аспирантура, специальные лаборатории, квотирование персонала, социальные проекты и т.п.), карьера (ясность траекторий и лифты).
источник
Научно-образовательная политика
Группа лабораторной крови

Наука - дело молодых, лекарство против морщин.

Нацпроект «Наука» одновременно ориентирован на увеличение трёх числовых показателей: ученых, молодых исследователей, лабораторий.

Практическую реализацию идей и нацпроекта, и Стратегии НТР можно увидеть в рамках проекта «Новые лаборатории». Научным организациям предложено создать новые лаборатории (примерно на 10 ставок каждая) исключительно из новых сотрудников, причём не менее двух третей из них должны быть младше 39 лет.

Заниматься лаборатории, естественно, должны работами в рамках поиска ответов на большие вызовы и/или приоритетных направлений научно-технологического развития.

Увы, работа проводится в весьма авральном темпе. Однако, плох тот руководитель и коллектив, который не имеет несколько вариантов развития под рукой. Это означает отсутствие перспективного планирования. Так что заодно Минобрнауки проверила и этот компонент, и умение работать в условиях стресса, а также сжатых сроков.

Позиция Минфина заключается в том, что дополнительные средства (сверх базовой росписи бюджета на Минобрнауки и нацпроекта «Наука») будут выделяться только «под новых людей» (и продолжаем мысль - новые лаборатории, новую инфраструктуру, новое оборудование).

Нельзя не отметить, что вливание свежей крови многим организациям просто жизненно необходимо. Главное понять, не слишком ли стары меха для нового вина.

http://www.poisknews.ru/theme/ran/40092/
источник
Научно-образовательная политика
На форуме по цифровой экономике в ГУУ обещают представить не только умные и интересные доклады, но и качественный инсайд по цифровизации российского образования.

В университете с 6 по 7 декабря 2018 года пройдет второй международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». Его программа затронет широкий спектр вопросов и проблем, связанных с цифровой экономикой и искусственным интеллектом, в том числе, социально-этические вызовы эпохи цифровизации.

С докладами выступят: Ван Цяндун - директор Центра исследований проблем рынка и потребления Гуандунской Академии общественных наук, Ма Цинго -  директор научно-исследовательского института нейроэкономики, (Университет Нинбо, Китайская народная республика), Анатолий Аксаков - председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку, Григорий Орджоникидзе - ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям  МИД РФ.

По нашей информации в одном из докладов представителя министерства науки и высшего образования РФ ожидается интересная информация о планах и перспективах программы по цифровизации российских вузов. Что должно быть интересно работникам сферы высшего образования. А довольно статусная площадка в ГУУ может сыграть на экспорт российского образования на азиатский рынок.

Представителям Государственного университета управления удалось заполучить на форум Тима Коула. Широкой публике он не так известен, но ученое сообщество к нему относится с большим пиететом. Это эксперт из Германии в области Интернета, электронного бизнеса, социальных сетей и IT-безопасности, автор книг «Success Factor Internet», «The Customer Cartel», «Digital Enlightenment», «Net Investor». Его новое исследование «Enterprise 2020» прогнозирует «далеко идущие преобразования, поскольку цифровые сети, мобильность и общая коммуникация становятся повседневным фактом частной и деловой жизни».

Участие Орджоникидзе в форуме также не случайно. Состоится торжественное открытие в ГУУ кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)». В рамках ее работы 7 декабря пройдет круглый стол на тему: «Преодоление цифрового неравенства: перспективы развития цифрового волонтерства». Российские и международные партнеры ГУУ обсудят проблемы доступа к информации, повышения уровня медиаграмотности, распространения позитивного контента и другие.

Участникам форума обещают показать перспективные разработки ГУУ в рамках презентации старт-проектов. Для этого будет работать выставочная площадка. Там же участие примут партнеры университета по IT-сфере.  

Для тех, кому тема интересно, даем ссылку на бесплатную регистрацию: https://guu.ru/digital

Добавим, что университет потихоньку начинает развивать активность. Что радует. Подготовка управленцев цифровой эпохи – неплохой конек. Посмотрим, что дальше.
https://www.youtube.com/watch?v=eg1iFl-P6do
источник
Научно-образовательная политика
Федеральный институт развития образования  РАНХиГС Максима Дулинова пытается форсировать своё развитие как конкурента Институту образования ВШЭ.

Сегодня ФИРО провёл семинар "Управление проектами в реализации государственных программ развития образования в регионах России: логистика, проектные команды, экспертиза", в котором всеми силами организаторы пытались доказать присутствующим обоснованность закрепления за ФИРО ряда мероприятий в рамках нацпроекта "Образование".

В азарте руководители структурных подразделений ФИРО начали прямо подвергать сомнению эффективность инициатив ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Руководитель Центра статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович заявил:

"Во всем мире наблюдается охлаждение интереса к онлайн-курсам. Их эффективность, оказывается, не столь велика, как ожидалось. Большинство студентов бросают их, не доучившись".

На самом деле, по мнению большинства экспертов в области управления образованием, команде Максима Дулинова и Татьяны Клячко пока очень далеко до Института образования ВШЭ Исака Фрумина, а сам ФИРО развивается лишь благодаря поддержке Алексея Кудрина, искусственной "накачке" работами в рамках нацпроекта "Образование" и довольно активной работе PR-службы РАНХиГС по продвижению ФИРО.

Вместе с тем, по информации от нескольких независимых источников, ректор РАНХиГС Владимир Мау оставит свой пост не позднее 2020 года, что, вероятно, повлечёт за собой вторую за 10 лет тотальную ревизию баланса сил внутри академии (прошлая была после ухода ректора РАГС Егорова и создания объединённой РАНХиГС).

Как это скажется на ФИРО - увидим.
источник
Научно-образовательная политика
Вице-премьерские ротации прорыва

В нескольких отраслевых «державах» прорыва после выборов Президента произошла смена власти вице-премьеров - пора подвести промежуточные итоги.

Наука и образование: Голикова сменила Дворковича и Голодец.

Новый вице-премьер привнесла с собой из Счётной палаты особенно серьезное отношение к количественным показателям и целевому (во всех смыслах этого слова) расходованию средств. Да, она может действительно посидеть и выяснить, сколько ожидаемых результатов есть в Программе фундаментальных исследований по математическим наукам. «Я специально сидела и считала», - это не пустые слова. И на основе полученных цифр будут делаться далеко идущие выводы.

Действовать г-жа Голикова будет «осторожно решительно» - то есть обоснованно, не скоропалительно, но жестко и неуклонно. Научно-образовательному сообществу не стоит обольщаться - методично и скрупулёзно будет собираться информация обо всех организациях, персоналиях и процессах.

Вице-премьер Голикова и министр науки и высшего образования Котюков ментально и мировоззренчески находятся «на одной волне». То же справедливо для взаимопонимания с новым главой Счётной палаты Кудриным (цифровая чиновничья инквизиция), а также с рядом важных фигур по линии просвещения - замминистра Мариной Раковой и руководителем «Сириуса» Еленой Шмелевой.

Всё это означает хорошие перспективы нацпроектов «Наука» и «Образование». Однако, контроль будет усилен. «Если г-жа Голикова не может подсчитать что-то, это не означает, что результатов в науке нет», - вот с такой позицией, которая прозвучала в сообществе, придётся расстаться. Иначе бюджетное финансирование перережут или быстро недочеты по финансовой части найдут.

Сельское хозяйство: Гордеев сменил Дворковича.

В контексте АПК нас интересует Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, о которой все больше говорят в последнее время. Руководит Программой Совет с двумя председателями. Одним как был, так и остался г-н Фурсенко. А вот вместо Дворковича (он в рамках ФНТП РСХ был больше по части «научно-технической») пришёл Гордеев, который как раз преимущественно про сельское хозяйство.

Это должно было бы подстегнуть к работе Минсельхоз, который при вице-премьере Дворковиче откровенно буксовал. Однако, явный конфликт между вице-премьером Гордеевым и министром Патрушевым снова ставит вопросы о будущем ФНТП РСХ.

За что можно быть спокойным - это за научную часть. Программа была флагманским проектом ФАНО и лично г-на Котюкова, поэтому теперь в формате Минобрнауки конструктивное выполнение соответствующих мероприятий и комплексных планов научных исследований будет продолжено.

Инновации: Дворкович занял трон Сколково.

Имея за плечами солидный опыт по широкому спектру вопросов, г-н Дворкович теперь сосредоточен преимущественно на двух направлениях - Сколково и шахматы.

Инновационному центру предстоит стать мозговым центром по науке, образованию, технологиям и собственно инновациям - это будет база команды Медведева-Дворковича.

Более серьёзный вызов для Сколково - сохранить свою уникальность в условиях тиражирования формата. А в качестве окна возможностей - методически возглавить этот процесс. И тут навыки комплексного видения проблем г-на Дворковича придутся кстати. А его шахматно-гуманитарные проекты вполне способны дополнить инициативы «Сириуса» Елены Шмелевой и «Кванториумов» Марины Раковой и Минпросвещения (а также при определённых условиях легонько посоперничать с ними).

В этом треугольнике вице-премьерских позиций ротации, пожалуй, пошли на пользу всем сферам. Впереди ключевой вызов - старт нацпроектов.
источник