Поют научно-технологические романсы…
Сегодняшний семинар для региональных законодателей на базе РАН имел не только политическое или законотворческое измерение. Как мы и отмечали, в области финансов был послан ясный сигнал о новом формате выполнения всех макропроектов.
Нац- и федпроекты будут расписаны до уровня каждого конкретного региона, а субъектам придется изыскивать и выделять деньги на реализации этих компонентов (фактически – региональных проектов).
Первый вице-премьер – министр финансов Силуанов и глава Счетной палаты Кудрин долго и доходчиво разъясняли участникам, что регионы становятся полноправными со-инвесторами федерального центра в реализации майского указа.
Эта реальность для кого-то могла бы стать сюрпризом, но не для научно-технологической сферы. Если мы обратимся к Стратегии НТР - мы увидим, что такой финансовый формат был анонсирован еще два года назад.
Финансирование должно быть:
1. Многоканальным – из различных бюджетных источников (от разных распорядителей бюджетсных средств). Министерства, фонды и институты развития – могут в любом составе и любых комбинациях вскладчину финансировать различные мероприятия.
2. Многоуровневым – обязательна интеграция региональных источников финансирования. Деньги в регионах есть, более того – скорее всего, оставлять их на этом уровне будут всё больше. Однако, под конкретику, а не «осваиванием» местными чиновниками.
3. Многосторонним – подключение внебюджетных средств от бизнеса. Для науки это еще актуально тем, что во внебюджет часто пишут даже грантовые средства фондов. Желательно именно получение средств от бизнес-структур.
4. Многоформатным – в качестве софинансирования могут быть использованы результаты интеллектуальной деятельности, оборудование, помещения и т.п. Об этом измерении меньше говорят, но тем не менее, на примере научно-технологической сферы данные механизмы активно осмысляют и отрабатывают.
Регионам в новой финансово-политической реальности придется искать источники средств, брать на себя обязательства и нести ответственность. Ненавязчиво субъекты подталкивают к большей активности – надо перестать во всем уповать на федеральный бюджет и постоянно ждать указания сверху.
Все это богатство видов (со)финансирования, безусловно, будет требовать усиленного контроля – а заодно, мониторинга и оценки эффективности расходования. Этим будут заниматься конкретные министерства во главе с Минфином и Минэкономиразвития, Счетная палата, ОНФ и Общественная палата. Каждый – в соответствии со своими полномочиями. Плюс к тому – Проектный офис Правительства и аппарат Госсовета. Контроллеров будет очень много – в том числе, цифровых.
Полностью аналогичная ситуация и в научной сфере. Что можно сказать точно – Академия наук не просто не нужна в процессе контроля расходования средств на научные вопросы, но и будет здесь явным вредителем. Подобные амбиции – на прямое распоряжение бюджетными средствами и контрольно-надзорные функции – нужно бы достаточно жестко пресекать. Для всеобщего блага – и самой Академии, в том числе.
Тем более, есть неиллюзорная опасность коррупционного сращивания в рамках этих работ РАН (и ее региональных представительств, которые очень хочет открыть президент Академии Сергеев) с местными властями. Давно известно, что многие академики – это мини-олигархи не только в научных, но и финансовых вопросах.
О политических аспектах семинара:
https://t.me/scienpolicy/2221