
Решить задачи майского указа по научно-образовательному треку можно только с помощью резкого увеличения количества молодых специалистов. Взаимосвязанные и обуславливающие друг друга траектории работы с молодыми учеными:
1. Аспирантура. Первое – возвращение обязательной защиты диссертации, что планируется делать в рамках корректировки образовательных стандартов. Насчет идеи РАН убрать почти всю педагогическую нагрузку – баланс будет зависеть от профиля деятельности, на который ориентирован выпускник. Опять же ФГОСы сейчас это позволяют. Второе – увеличить финансовое обеспечение аспирантов для того, чтобы они посвящали максимум времени именно науке. Это предусмотрено в предложениях о грантах на научную аспирантуру, которое содержится в нацпроекте «Наука».
2. Финансы. Основная траектория - выполнение предыдущего майского указа по оплате труда сотрудников научных и образовательных организаций, что позволяет сформировать очевидные перспективы.
3. Институты. Направление на формирование новых лабораторий (в рамках нацпроекта планируется создание 900 шт.). Они будут иметь квоты на молодых исследователей, а часть – специально нацелена на то, чтобы их возглавляли молодые ученые и коллективы под их руководством. Еще одна траектория – создание условий для стартапов в рамках программ поддержки (например, Фонда Бортника), научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов.
4. Лифты. Новые лаборатории и система профессиональных конкурсов открывают перспективы быстрого развития карьеры.
5. Сквозные траектории. Формирование молодого исследователя начинается еще со школьной скамьи. Комплекс Кванториумы – кружки НТИ – Сириус позволяет вовлечь школьника в научное и технологическое творчество, выделить наиболее одаренных и сформировать для них «разгонные траектории».
6. Гранты. Система поддержки молодых исследователей сейчас реализуется в рамках двух научных фондов – РФФИ и РНФ. Все гранты, как правило, имеют квотирование на привлечение молодых. Кстати, та же логика заложена во многие конкурсы на получение субсидий Минобрнауки. Отдельное и важнейшее направление – программы, ориентированные на молодых. У РФФИ есть «Мой первый грант», у РНФ – «Президентская программа», два мероприятия которой специально сфокусированы на молодых получателей. Существуют гранты Президента для молодых ученых. В дополнение ко всему этому Минобрнауки анонсировало создание грантов для тех из них, кто еще не получил степень. Это крайне важный уровень студенческой науки. Проблема с грантовой поддержкой молодых ученых была озвучена помощником президента Фурсенко – отсутствует единая система, не видны траектории, нет возможности планировать карьеру на достаточно длительный период. Формирование подобного комплексного механизма – в приоритете политики «науки молодых».
7. Бытовые условия. Два направления активно поддерживаются руководством научно-образовательной сферы: строительство (обновление) общежитий и программы обеспечения жильем молодых ученых. К решению этих задач планируется также привлечь индустриальных партнеров.
8. Мобильность. Система стимулирования академической мобильности и внедрение позиций постдоков – один из факторов привлечения молодежи в научно-технологическую сферу. Эти действия позволяют преодолеть кадровую замкнутость многих вузов и научных организаций, а также открывают новые перспективы – далеко не все хотят продолжать карьеру в alma mater или родном научном институте.
9. Университеты. Именно они являются главным источником молодых кадров. Акцент на вузовской науке позволил сформировать устойчивый тренд, а механизмы интеграции науки-образования-промышленности (прежде всего, научно-образовательные центры) – в дальнейшем позволит насытить кадрами все стадии инновационного цикла.
В итоге должен сформироваться устойчивый поток новых кадров в научно-образовательно-технологическую сферу. Ключевые задачи – синхронизаций усилий и формирование системы – сквозной, комплексной, всеобъемлющей, межотраслевой.