Сейчас будет небольшой рэнт, заранее извиняюсь.
«Арзамас» опубликовали большой
путедовитель по поп-музыке, от 1950-х до 2000-х; я давно жду, что «Арзамас» как-то плотнее за поп-культуру возьмутся — по-хорошему, большой разницы между ней, историей Византии и русской литературой нет, так что сам факт появления такого материала — это отлично. Более того, его составил и написал мой хороший знакомый Лев Ганкин, которого я бесконечно уважаю и на чьих кассетах с зарубежной музыкой, которые он переписывал для моего брата, я рос — так что список хороший и полезный. Вы, пожалуйста, держите в голове, что он хороший и полезный, ладно?
Но я не могу ничего с собой поделать — он меня расстраивает. Я очень люблю списки — мне нравятся итоговые списки каждый год; я люблю читать личные топ-10 каких-нибудь людей; я обожаю все дурацкие списки Pitchfork; мне кажется, если список сделать правильно, то это может быть весёлая и хорошая штука. В общем, я как-то к ним особенно трепетно отношусь.
Список на «Арзамасе» хорошо встраивается в картину мира, которая у нас в стране сложилась за последние лет 20-30 — что есть вот такие важные группы, они самые главные, их надо слушать. Есть Queen, The Beatles, Depeche Mode, а ещё Van Halen, Judas Priest и, так уж и быть, Майкл Джексон и The Police. Штука в том, что это, конечно, никакая не «объективная» картина (её в отношении поп-музыки, понятное дело, вообще не может быть), а она просто как-то исторически сложилась — некоторые группы, например, почему-то особенно любили советские коллекционеры винила; и они вошли в некий пантеон.
Но штука в том, что в 2017 году никакой необходимости придерживаться этой картины нет. Благодаря интернету вдруг стало понятно, что история поп-музыки не такая линейная и однозначная: что был не только рок; что, оказывается, музыку не только в США и Великобритании играли, и не только белые; что ещё вопрос, кто важнее сейчас из музыкантов 1970-х — Kraftwerk или Артур Расселл. Это как школьная программа по литературе: мне кажется, в ней многое держится на традиции, и просто много скучной фигни осталось после СССР. До последнего времени (вроде пару лет назад исключили) там, например, был «Что делать?» Чернышевского — унылая, ненужная, дурацкая книга. Но много чего осталось.
И мне кажется, что составление такого путеводителя сейчас — это как раз отличный способ бросить вызов, как-то немного эту картину встряхнуть, может даже что-то чуть-чуть провокационное сделать. Тем более, что там в самом начале сказано, что путеводитель авторский, не объективный, так что вроде руки развязаны. Потому что старые иерархии давно расшатались, поэтому можно всё заново придумывать — а не поддерживать старое.
И, по-моему, это глупо — продолжать цементировать то, что и без посторонней помощи отлично выживает. Я помню в середине 2000-х в журнале Rolling Stone печатали список то ли главных музыкантов, то ли альбомов — и там всё очень похоже было. А за 10 лет, на самом деле, очень много поменялось (и представления о 60-х, 70-х и 80-х тоже).
При этом это ещё в рамках спецпроекта для детей сделано (хотя понятно, что материал будет интересен не только детям), и от этого как-то особенно грустно. У нас уже несколько поколений слушают Black Sabbath, The Doors и даже Dead Can Dance (всё великие группы, не отрицаю) — зачем продолжать? Ну и ещё мне хочется верить, что когда я буду своему ребёнку объяснять, какая классная музыка в 2000-х была, я ему включу что-то кроме The Strokes, Muse и Эми Вайнхаус.