Если в двух словах.
Пролетариат - это группа членов общества, которые вынуждены продавать свою рабочую силу как товар, поскольку лишены доступа к средствам производства, неообходимым для производства общественных благ на данном этапе исторического развития общества.
Отсюда ясно, что, к примеру, писатель, пишущий роман и живущий на наследство своей жены, - это не пролетарий. Такой писатель, продавая свой уже написанный роман издательству, - будет мелким буржуа. А писатель, вынужденно заключивший срочный контракт с издательством, которое платит ему ежемесячную зарплату за N-е кол-во знаков, - пролетарий. Поскольку сам он опубликовать свой роман не может - нет доступа к средству производства романа как товара.
В классе пролетариев различные слои пролетариев - занимают объективно различное положение в производственных отношениях, помимо факта вынужденной продажи своей рабочей силы. Это объективное положение в производственных отношениях - определяется совокупностью различных факторов: характер труда, (средняя) стоимость воспроизводства данного типа рабочей силы, отрасль производства (материальное промышленное, с/х, сфера услуг, финансово-банковская отрасль и тп), и другие факторы.
В заисимости от принадлежности к тому или иному слою пролетариата, у каждого слоя - свой объективный классовый интерес в классовой борьбе с буржуазией. Какие-то слои пролетариата - в большей степени сталкиваются с последствиями эксплуатации, антагонизма интересов и тп. Какие-то - в меньшей степени. От этого - следуют различия в классовом сознании в различных слоях пролетариата, взятых как общности (а не как отдельные индивиды).
Отдельный индивид, независимо от своей принадлежности к тому или иному классу, к той или иной классовой прослойке, - является человеком, то есть существом, имеющим относительную меру свободы в своих действиях и решениях. Из этого проистекает постоянная возможность человека действовать как в рамках своих объективных экономических интересов, так и вне этих рамок. Есть много примеров такого поведения - от Энгельса, Ленина и купца Морозова до Сёмина и Попова. При этом поведение отдельных индивидов - не отменяет ни объективного места их социальной группы в общественном разделении труда (и общественном производстве), ни объективного классового интереса их социальной группы.
Остаётся заметить, что на движение социальной материи индивиды могут воздействовать, лишь включаясь своей деятельностью (или продуктами своей деятельности) в движения крупных социальных субъектов.