Для любого развития необходим барьер или трудность, иначе этого развития нет. А прививая навыки и создавая идеальные условия игры, индивид или коллектив, не развивается, не встречает реальные противоречия, кроме сокращения времени на проделывание одной и той же работы и оптимизации пространства нахождения. А вот если создавать, даже в теории игр, постоянную смену условий, одна оригинальнее другой, тогда и при выработке навыка идёт развитие, т.к. мышление раз за разом преодолевает границу развитости.
Но это не точно)
Денис, у меня щас кружок начнётся по "Капиталу". Мне знающие люди говорили, что у Щедровицкого философских исследований не было, он работал на прикладном уровне.
Но вот что интересно. Игровые системы развития - есть, в англосаксонской культуре, например. И они не демонстрируют эффективности, к сожалению. Их, видимо, не достаточно.
Как психолог, могу про игровые системы коротко так сказать: в этих играх всё завязано на риск унижения. Проигрыш = унижение. Выигрыш - достоинство. И этого - недостаточно для воспитания мышления почему-то.
Нужно что-то ещё. Вот почему я пишу о боли и страсти.