Size: a a a

Заметки детского врача

2018 March 18
Заметки детского врача
источник
2018 March 20
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
Коллегам. Рассылка новостей от GSK

1) Ведение детей с хроническим носительством БГСА
http://rus-articles-gsk.ru/ENT_Mar18_Article2.html

Бета-гемолитический стрептококк группы А (БГСА) может длительное время персистировать в глотке, не вызывая инфекции. Бессимптомное носительство этого микроорганизма среди детей всех возрастов выявляется в среднем в 12% – от 1–7% у детей раннего возраста до 10–28% у школьников1. Наиболее высокий уровень носительства отмечен зимой и ранней весной. Родители детей-носителей БГСА нередко обеспокоены и требуют активного лечения. Греческие педиатры обобщили доступную информацию о хроническом носительстве БГСА у детей и предложили алгоритм ведения таких пациентов.

...Особенно хочется отметить:
а) эту цитату:
"Обычно носительство БГСА обнаруживают, когда получают положительный результат культурального исследования у пациента, завершившего курс адекватной антибиотикотерапии БГСА-тонзиллофарингита и не имеющего симптомов, или у ребенка с явными симптомами респираторной вирусной инфекции1,15. Следует отметить, что в обоих этих случаях повторное культуральное исследование по окончании терапии не рекомендовано1,15. Исключение составляют частые рецидивы БГСА-тонзиллофарингита, острая ревматическая лихорадка (ОРЛ) или острый постстрептококковый гломерулонефрит (ОПГН) в анамнезе, вспышки ОРЛ или тонзиллофарингита в замкнутых коллективах, а также повторяющиеся эпизоды БГСА-инфекции у членов одной семьи с вероятностью заражения друг от друга16. В этих случаях посевы до и после лечения должны сопровождаться молекулярным генотипированием БГСА, чтобы подтвердить, что в зеве сохраняется один и тот же штамм микроорганизма1."
б) тот факт, что Стрептатест все прочнее входит в клиническую практику, ему все больше доверия. Даже при носительстве его результаты рассматриваются как необходимые и достаточные.

2) Антистрептококковые антитела: когда проверять и как оценивать?
http://rus-articles-gsk.ru/GPs_Mar18_Article1.html

На фоне инфекции БГСА могут развиваться нарушения иммунного ответа, которые сохраняются даже после устранения возбудителя и приводят к развитию негнойных осложнений, таких как острая ревматическая лихорадка и острый постстрептококковый гломерулонефрит1,2.
Определение уровня противострептококковых антител показано для подтверждения недавней БГСА-инфекции при подозрении на постстрептококковые осложнения. Однако не так уж редко врачи назначают эти анализы после любой стрептококковой инфекции. В 2015 году на страницах Европейского журнала клинической микробиологии и инфекционных болезней (European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases) специалисты из Великобритании и Австралии объяснили, когда серологические исследования действительно необходимы, и как правильно интерпретировать их результаты.

3) Мировой опыт вакцинации против ВПЧ
http://rus-articles-gsk.ru/Imu_Mar18_Article4.html

Прошло более 11 лет с тех пор, как была разрешена к применению первая профилактическая вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ). За это время получено множество подтверждений высокой эффективности и безопасности ВПЧ-вакцин, а многие страны включили их в национальные календари прививок. В мае 2017 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала все страны к внедрению универсальной массовой вакцинации (УМВ) против ВПЧ1, и сейчас основная задача заключается в достижении широкого глобального охвата. Международная группа ученых обобщила данные о мировом опыте применения вакцин против ВПЧ.

*
В рассылке еще много всего, я взял только самое интересное
Подписаться на рассылку можно тут https://www.doctorgsk.ru/
(новости выбираются только те, что касаются препаратов компании GSK, поэтому конфликт интересов есть. Тем не менее, бывают очень интересные новости, причем на русском языке - что немаловажно)
источник
Заметки детского врача
источник
2018 March 21
Заметки детского врача
Год назад уже публиковал этот пост. Актуальности он не утратил нисколько 😞

http://telegra.ph/Dlinnopost-ob-antibiotikah-na-tretij-den-lihoradki-03-20
источник
Заметки детского врача
В аду для перерегистраторов из минздрава выделен специальный котел.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/20/75871-lotereya-smerti
источник
Заметки детского врача
Сегодня - международный день человека с синдромом Дауна

Двадцать первый день третьего месяца был выбран, чтобы показать, что синдром Дауна связан с 3 копиями 21-й хромосомы

Этих детей не зря называют "солнечными" - они очень ласковы, лишены всякой агрессии и половой раскрепощенности, которая нередко встречается у других людей с задержкой умственного развития.

Среди моих пациентов есть несколько детей с трисомией по 21 хромосоме, и это, без сомнения, одни из самых приятных и ожидаемых гостей в моем кабинете.

Они не так умны, как их сверстники, зато очень светлые, чистосердечные и бесхитростные. Эти люди добавляют добра в наш озлобленный мир, и заслуживают того, чтобы общество перестало их стигматизировать, отталкивать и унижать.

...Мой любимый социальный ролик "Какой видит себя в зеркале девушка с синдромом Дауна?"

https://youtu.be/Ot1mop5vT9k
источник
Заметки детского врача
Хеликобактерная инфекция и дети. Запись из блога гастроэнтеролога

http://konobeitsev-md.ru/gelikobakternaja-infekcija-i-deti/
источник
Заметки детского врача
В клинику Рассвет (Москва) поступила небольшая партия долгожданной вакцины Инфанрикс Гекса (АаКДС + ИПВ + ВГВ + ХИБ). Запись по телефону 8 (495) 249-03-33
источник
Заметки детского врача
источник
2018 March 22
Заметки детского врача
Организационный пост

Дорогие мои пациенты и подписчики. В настоящее время я регулярно веду прием в двух клиниках:

1) Клиника Медис (Иваново)
Записаться по можно по телефону 8 (4932) 300-888
Онлайн расписание можно посмотреть тут: http://www.ivmedis.ru/area/pediatrija/schedule (выбрать мою фамилию в списке врачей, чтобы отображалась только моя запись)
Стоимость приема есть на сайте http://www.ivmedis.ru/, также можно позвонить и уточнить у администраторов.
Страница клиники в соцсетях: https://vk.com/medis_ivanovo

2) Клиника Рассвет (Москва)
Записаться можно по телефону 8 (495) 249-03-33
Расписание лучше уточнять у администраторов, обычно вторник и среду каждой недели.
Стоимость приема есть на сайте http://klinikarassvet.ru/, также можно уточнить по телефону
Страница клиники в соцсетях:
https://www.facebook.com/klinikarassvet/

Я веду блог в трех местах параллельно:
1) ВКонтакте: https://vk.com/dr.butriy
Удобно наличием очень простого и эффективного поиска по группе, прикрепленных файлов к топикам, раздела "видеозаписи" и прочими полезностями. В комментах к старым постам иногда размещаю апдейты и дополнения.
2) Фейсбук: https://www.facebook.com/SergDoc
Удобно тем, что открыты комменты для моих френдов, и их френдов. В них бывает конструктивная критика, полезные ссылки, уточнения, изредка вопросы-ответы. Из минусов - отвратительно работает поиск по старым постам.
3) Телеграм:
https://t.me/DrButriy
Удобен минимализмом; новые посты невозможно пропустить или затерять в ленте. Поиск работает неплохо.

Моя книга готовится в издательстве Эксмо (рукопись уже у них), выйдет в интервал между апрелем и ноябрем. Других книг писать пока не планирую, предложения от издательств отклоняю - нет сил сейчас.  

PS Я не консультирую онлайн незнакомых людей, в том числе платно. Своих постоянных пациентов стараюсь не лишать связи со мной, кроме случаев грубых злоупотреблений; но это тоже не консультации, скорее советы по срочности возникшей проблемы и ссылки "что изучить до визита к врачу". Личка в ВК, ФБ и Телеграм открыта только для френдов, раздел "отфильтрованное" не читаю. На это просто нет времени, извините.

PPS Как работает поиск в группе ВК описано тут: https://vk.com/wall-141911698_470
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
Сейчас в России возникает все больше организаций, сайтов, форумов, групп поддержки и благотворительных фондов, созданных родителями детей с редкой и тяжелой патологией, или при их активном участии.

У таких проектов отличные результаты и перспективы - им не требуется подгонять свою работу под рафинированные отчеты Минздрава, они почти лишены казенщины, и их главная цель - бескорыстное распространение качественной информации, поддержка и помощь собратьям по несчастью.

Они привлекают для чтения лекций и написания материалов самых сильных отечественных специалистов, переводят на русский язык лучшие иностранные материалы, публикуют позитивные и поучительные истории семей, научившихся жить с этой болезнью, составляют алгоритмы действий родителей в условиях суровой российской бюрократии - оказывая неоценимую помощь семьям, столкнувшимся с такой же бедой. За такими фондами и проектами - будущее.

Вот еще один пример такого сайта, посвященный мышечной дистрофии Дюшенна
источник
Заметки детского врача
Есть такая болезнь, которая случается у одного мальчика из 3500, и врачи обычно очень поздно ставят диагноз, что сильно влияет на состояние ребёнка. Поэтому родителям важно быть настороже, а врачам — расширять кругозор. Речь о миодистрофии Дюшенна — это такое заболевание, при котором у человека постепенно отказывают мышцы, жизнь в этом случае короче среднестатистической раза в два-три. Если поставить диагноз раньше, то можно отложить и пересаживание в инвалидную коляску, и другие последствия.
Симптомы миодистрофии Дюшенна появляются в 2–3 года, ребёнок часто падает, ему трудно бегать, прыгать и подниматься по ступенькам, у него есть задержка развития. На этом замечательном сайте — http://www.redballoons.ru/ru/ — вы найдёте не только весь список настораживающих признаков, но и историю одной семьи, которая столкнулась с миодистрофией Дюшенна, информацию о лечении, контакты врачей и шаблон для паспорта пациента, куда можно вписать всё, что должен знать врач, который лечит ребёнка.
И вот ещё пара полезных ссылок для пациентов:
* medlineplus.gov/ency/article/000705.htm
* emedicine.medscape.com/article/1259041-overview
Есть также фонд «Мой Мио», который помогает таким семьям и деньгами, и информацией (даже непонятно, что важнее). И ему явно пригодится ваша финансовая или волонтёрская поддержка.
mymiofond.ru
И ещё мы бы очень хотели рекомендовать классный и смешной художественный фильм «Основные принципы добра» — о парне с миодисторфией Дюшенна. Никаких слёз и тонна сарказма. Вы хорошо проведёте вечер.
https://www.kinopoisk.ru/film/osnovnye-printsipy-dobra-2015-719608/
источник
2018 March 25
Заметки детского врача
Пошаговая видео-инструкция по оказанию помощи ребенку с аспирацией инородного тела (попадания предмета или куска пищи в гортань или ниже, которое приводит к удушью или даже полной остановке дыхания). 

https://www.youtube.com/watch?v=sMKjtsvXQic

Аспирация инородного тела, в случае полной закупорки дыхательных путей, может привести к потере сознания ребенка за 1 минуту, и к смерти ребенка в течение 5 минут. За это время к вам не успеет приехать ни одна "скорая". Поэтому каждый родитель должен знать основы первой помощи при аспирации. 

Прежде всего нужно стараться ее предотвратить. 

I) Если у вас маленький ребенок в доме - не разбрасывайте мелкие вещи на полу и на тумбочках-столах и проч. Бисер, пуговицы, семечки подсолнуха, мелкие детали от Лего или киндер-Сюрприза и тд - любая мелкая вещь может попасть в рот малыша, а затем в дыхательные пути. 

II) Не кормите малыша продуктами, представляющими высокий риск аспирации, подробнее: https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=58134 

III) Не позволяйте ребенку бегать/резвиться/смеяться с мелкой вещью во рту, например с леденцом (леденцы детям до 5-7 лет можно давать ТОЛЬКО на палочке - так их легко можно будет извлечь в случае аспирации). Не позволяйте ребенку смеяться и кричать во время еды, бабушкина поговорка «когда я ем - я глух и нем» вполне актуальна. Принимайте все другие разумные меры предосторожности. 

Но если беду все же не удалось предотвратить, и ребенок вдохнул что-то мелкое, закашлялся и начал задыхаться (синеть, паниковать, потерял сознание от удушья и тд) - действуйте так, как показывает мужчина на этом видео.

ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ: 

1) Частичная обструкция (ребенок вдохнул инородное тело, но может дышать и в сознании; кашляет, паникует, мечется, глаза слезятся, подкатывает рвота).

Подойдите к ребенку и поощряйте кашель. Скорее всего он сможет его откашлять. Если нет - вызывайте скорую и госпитализируйтесь в стационар - ребенку потребуется операция бронхоскопия, чтобы извлечь инородное тело. Не кладите ребенка, держите его сидя или стоя (при изменении положения тела инородный предмет может сместиться и полностью перекрыть дыхательные пути). 

2) Полная обструкция (ребенок не может ни вдохнуть, ни выдохнуть). Позовите кого-либо на помощь, начинайте действовать по плану. 

3) Захватите челюсть ребенка, встаньте на колени, позади него. 

4) Наклоните его вперед, нанесите 5 средней силы ударов по спине, затем 5 толчков в живот, используя прием Хеймлиха (обхватить ребенка, положить одну руку на живот, сжатой в кулак, вторую руку положить на свой кулак, толкающими движениями с помощью оставшегося в легких воздуха постараться вытолкнуть инородное тело обратно в рот ребенка). Повторите циклы 5 ударов-5 нажатий несколько раз 

5) Если у вас не получилось - звоните в "скорую помощь" (а лучше попросите кого-то позвонить, а сами продолжайте оказывать помощь ребенку)

6) Откройте ему рот, запрокиньте голову чуть назад, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и удерживайте ее так, зажмите нос

7) Сделайте 5 вдохов рот-в-рот.

Логика действий такова: вы 2-3 минуты пробовали вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей наружу, у вас не получилось, ребенок потерял сознание, мозг начал страдать от кислородного голодания. До прибытия "скорой" еще минимум 10 минут. Вам надо продержать до них ребенка живым. И вы делаете маневр отчаяния - искусственное дыхание, чтобы протолкнуть инородное тело хотя бы внутрь, раздышать ребенка и дать ему шанс дожить до бронхоскопии.

8) Сделайте 30 нажатий на грудную клетку для непрямого массажа сердца. Потом два вдоха рот-в-рот, и снова 30 нажатий, повторите этот цикл трижды. (Будьте внимательны, при непрямом массаже, как и при приеме Хеймлиха, инородное тело может выпасть в рот - немедленно извлеките его пальцем, пока снова не подавился)

9) Остановитесь, быстро оцените состояние ребенка. Если самостоятельное дыхание отсутствует, продолжайте цикл 2 вдоха - 30 нажатий, пока не прибудет помощь

И пожалуйста, если вы не хирург - никаких киношных «разрезать шею - вставить трубку» - если вы не обучены выполнению коникотомии, то вы просто зарежете
источник
Заметки детского врача
ребенка, он истечет кровью до прибытия скорой. Строго придерживайтесь алгоритма.

И пусть вам никогда в жизни не пригодятся эти знания.

Мои более ранние посты об аспирации инородного тела тут:

http://vk.com/wall10208768_1589
http://vk.com/wall10208768_2805
http://vk.com/wall10208768_2213
http://vk.com/wall10208768_2066
источник
Заметки детского врача
Ещё один пост о навыках общения

Несколько лет назад со мной приключилась интересная история, которая заставила меня задуматься о важности качественного и эффективного общения с пациентами.

Ко мне в Медисе обратилась мать с ребенком месяцев шести, по малозначительному поводу (ОРВИ, кажется), но при осмотре я заметил некоторые тревожные симптомы, предположил врожденное заболевание и направил на обследование. Мой диагноз подтвердился, мать пришла ко мне снова, обсудить все. Была расстроена и зла на других врачей, которые это пропустили. Мы поговорили с ней, как мне показалось, вполне продуктивно, но во время разговора с ней мне позвонили родители очень тяжелого пациента, я вышел в коридор, обсудил его, и вернулся в кабинет. Извинился вежливо, продолжил разговор.

Во время дальнейшей беседы я был в приподнятом настроении, и был горд собой: хоть заболевание было не тяжёлым, и требовало пока только наблюдения, но поставить верный диагноз - всегда приятно, а тот который не смогли заметить коллеги - особенно. Мне еще пару раз позвонили пациенты, я давал пару коротких ответов в кабинете, затем извинялся и возвращался к беседе. Мне, помню, даже было немного лестно, что пациентка увидела какой я востребованный, и вообще. :краснеющийсмайлик:

...Спустя какое-то время мне зачем-то захотелось погуглить о себе отзывы пациентов, и я наткнулся на отзыв этой пациентки (узнал ее по описанию причины обращения), где она охарактеризовала меня довольно нелестно: назвала торопливым, суетливым, перебивающим. Отметила что я не вспомнил ее ребенка, что часто отвлекался на телефон, еще какие-то мои личностные недочеты, и подводя итог написала, мол, вообще-то врач неплохой, но я к нему больше не пойду.

...Вообще, негативные отзывы - не редкость, и меня бы все это почти не задело бы, если бы я не понял, что это тот самый ребенок, которому я поставил непростой диагноз, и за которого был так горд.

- Объясни, откуда у тебя пистолет, Сойер?
-Эй, на минуточку! Я убил медведя и спас всех!
(привет поклонникам сериала Lost) 😊

Я был уверен, что уж у этой то мамы я заработал огромный кредит доверия, и даже если ей что-то не понравилось в общении, то она легко мне это простит. Но я грубо ошибся, и осознать это было очень неприятно.

Не могу похвастаться, что всегда стараюсь выносить из критики только полезное, но этот отзыв стал в итоге поводом для моего апгрейда. Я полностью перестал брать звонки на личный телефон в кабинете, постарался сбавить привычный мне темп беседы (я и правда склонен к суетливости и многословности, особенно когда увлекаюсь). Но главное - пришло осознание, что мало хорошо знать педиатрию, пациенту необходимо от тебя чего-то еще. Если уж пациент умудрился остаться недовольным после быстрого и верного диагноза - что же будет когда я ошибусь, или затяну, или недооценю тяжесть...

Примерно в то же время я впервые прочел статью Анны Сонькиной о важности врачебных навыков общения с пациентом, и понял, что тут у меня большая дыра. Понял что это не "либо дано, либо нет", и это не имеет ничего общего с манипулированием пациентом (были такие опасения сперва, мол если придерживаться неких структуры и правил общения - это будет неискренне, формально, нечестно), не лишает врача индивидуальности, и в целом несёт только пользу всем сторонам.

Сразу же я захотел попасть на тренинг по общению, который Анна тогда только начинала вести. Прошло несколько лет, и я все же сделал это - в эти выходные посетил ее тренинг. Могу сказать что теперь я понимаю, что пациентка просто не могла быть удовлетворена той нашей встречей, я жёстко накосячил, нарушив почти все базовые правила врачебного общения.

... Отзыв писать не буду - пока я еще не переварил все это. Скажу только, что тренинг очень крутой и очень полезный. Я окончательно убедился, что одних знаний педиатрии и доброжелательности к пациентам недостаточно для эффективного общения, как недостаточно знаний устройства двигателя внутреннего сгорания и желания ни в кого не врезаться - для эффективного вождения автомобиля. Нужны правила и навыки их соблюдения, что в дорожном движении, что в общении
источник
Заметки детского врача
.

Буду потихоньку тренироваться, внедрять и закреплять; вряд ли это получится быстро и легко, но теперь хотя бы есть понимание самых типовых моих ошибок в общении, основных правил и направления их тренировки.

http://old.miloserdie.ru/articles/kak-ponyat-i-prinyat-pacienta-shest-sovetov-ustalomu-vrachu

PS Горячо рекомендую всем коллегам, которые хотят научиться общаться и лечить (!) эффективнее - посетить этот (или другой подобный, только умоляю - от коучей-врачей, а не бизнесменов) тренинг.

О школе общения, организованной Анной Александровной, писал тут: https://vk.com/wall-141911698_906
источник
2018 March 26
Заметки детского врача
В клинику Медис (Иваново) поступила вакцина Инфанрикс Гекса.
источник
Заметки детского врача
источник