
Писательство — это способ понять и раскрыть самого себя. Это потеря контроля, движения души, сопряжённые с чутким восприятием увиденного и услышанного вокруг.
Для Натали Голдберг умение писать неотделимо от медитации и способности пропускать искреннюю и живую речь через своё сердце. Она учит полностью отдаваться процессу писательства и во время практики не давать мысли останавливаться, не следовать логике и не обращать внимания на грамматику. Позволить себе писать много и без определённой цели, при этом не скатываясь в графоманство, а глубже погружаться в свою сущность. В писательстве важно совершенствование, потому следовать правилу «писать каждый день» нужно улучшая свой результат, а не просто проводя с текстом определённый отрезок времени.
Главное — двигаться вперёд. Мы учимся писать, когда пишем.
Учимся преодолевать сопротивление внутреннего критика и редактора, не ограничивая себя в выборе темы, формы и места для творчества. У вас может быть прекрасно обустроенный кабинет, но вдохновение способно посетить в переполненном кафе, или прачечной. Голдберг призывает своих учеников не стесняться и писать о наваждениях: историях, которые преследуют и ждут освобождения. Семья, отношения, экзамены, новая работа, неудачи — навязчивые мысли, обладая колоссальной мощью, могут стать подходящим подспорьем для новых текстов.
Писатель чувствует сам и посредством слов вызывает те же чувства у читателя. Он не рассказывает о гневе или любви, он показывает, что заставляет нас сердиться или сострадать с помощью не шаблонного использования глагола, чётких и детальных фраз, имён.
В своей книге Голдберг раскрывает самые нетривиальные подходы к знакомым многим приемам писательства. Иллюстрирует их историями из практики преподавания, авторства и жизни. Эта книга встала для меня в один ряд с «Птица за птицей» Ламотт и «Дзен в искусстве написания книг» Бредбери, где на первый план в писательском мастерстве выходит внутренняя гармония и уверенность в своих силах.