Мариша Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф»
Мариша Пессл с триумфом ворвалась в литературный мир, благодаря интерактивному роману с элементами детектива — «Ночное кино»
https://telegram.me/booksfox/389 Страсти вокруг книги не утихают до сих пор, а армия поклонников неустанно растёт. Неудивительно, что критики обратили взор на дебютный роман Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф». Обратили и остались в восторге. Я же похвастаться подобным впечатлением не могу.
Для меня роман проходит под грифом «слишком». Слишком многостраничный, для довольно маленькой истории; слишком перенасыщен отсылками к существующим и вымышленным писателям; слишком по франзенски рефлексирующие герои и слишком открытый конец. О сюжете: шестнадцатилетняя Синь, начитанная и неприметная, переезжает с отцом в новый город, идёт в школу и заводит довольно тесное знакомство с эксцентричной учительницей Ханной. Через нее же попадает в круг школьников, мнящих себя элитой и аристократами. Тут же уютный мирок Синь подвергается всевозможным метаморфозам: изменение внешности, выпивка, вечеринки, папины поклонницы и псевдо глубокомысленные разговоры ни о чем, приведшие к катастрофе и, как минимум, одной разрушенной жизни.
Изрядно подустав от интеллектуальной прелюдии, читатель наконец добирается до убийства, место которому в завязке сюжета, а явно не в хвосте, и оказывается бессовестно брошен на дороге. Пессл, не ограничиваясь традиционным «налево пойдёшь..», предлагает полную свободу воли. И если в «Ночном кино» подобный подход выглядел весьма элегантно и завораживающе, здесь возникают сомнения о продуманности истории как таковой. «Некоторые вопросы» можно (и даже нужно) воспринимать как черновик и пробу пера перед «Ночным кино», где набравшись храбрости, Пессл отсекла все лишнее и привела в удобоваримую форму.