
Похоже, принадлежность кандидатов к «Единой России» становится чёрной меткой – люди готовы выбирать кого угодно, только не единоросса. Это приводит к тому, что и сами представители власти уже стыдятся говорить, что состоят в ЕР, и самые дальновидные объявляют себя «самовыдвиженцами» - как тот же Собянина на выборах мэра Москвы в 2018-м, или как сейчас, говорят, будут так называть себя кандидаты от партии власти на предстоящих выборах в Мосгордуму.
Когда даже высшие чиновники стыдятся принадлежности к ЕР – это уже близко к смерти партии. Похоже, ЕР уже невозможно реформировать. Отсюда и появляются слухи, что в верхах бродят идеи сделать 2-3 партии власти. С другой стороны, они уже есть – ЕР, СР и ЛДПР. Но и у СР и ЛДПР огромные проблемы. Отсюда попытка ребрендинга СР, совмещение несовместимого: «социальной» повестки и архаиков из «Чёрной сотни» олигарха Малофеева. А лидер ЛДПР сдаёт уже с силу возраста – 73 года, и так как это вождистская партия, то после ухода шоумена Жириновского партия просто рассыплется.
В таких условиях у левых (КПРФ; возможно, появится и социал-демократическая, и лево-либеральная партии) есть огромные шансы на успех. Давно пишу, что исходя из данных социологов (того же Института социологии РАН) у левых в Госдуме, в большинстве региональных парламентов потенциально (минимум) есть 30-40% голосов и 20-25 губернаторских мест. В обществе уже сформировался сильный запрос на левый поворот. Но ощущение, что минимум до 2021 года (а как максимум – всё время транзита до 2024 года) власть будет сильно сдерживать левых.