Size: a a a

2019 September 14
ШТОСМ
В среду еду на сотм, сейчас готовлю свои три доклада. Это один из коротких, про медиаимперию «штосма». Черновой вариант на русском языке
источник
ШТОСМ
Вы знаете про what3words — удобную систему адресации, которую активно пиарят для государственных организаций. У неё одна проблема: база слов закрытая, пакетный доступ стоит денег, и если у тебя служба спасения в стране завязана на w3w, а те, например, обанкротились и закрылись, то службе спасения придётся несладко.

В 2016 году серверы w3w взломали, базу слов и алгоритм преобразования из координат и обратно выкачали. Всё это опубликовали на гитхабе — но код не пролежал там и месяца. Компания отправила DMCA takedown notice, и всё вычистили. Адресация снова стала закрытой.

Сегодня Anonymaps сообщил хорошие новости: https://whatfreewords.org. Какая-то другая анонимная группировка взяла ту же базу и сделала на её основе библиотеки на js и go. Жители Монголии больше не связаны одним приложением.

Можно ли публиковать алгоритм и данные w3w по закону? Авторы утверждают, что да: код для преобразования координат они не скопировали, а написали с нуля, пользуясь знанием алгоритма. А данные... С ними сложнее: авторы обосновывают, что они нужны только для совместимости с w3w, поэтому авторское право не действует. Как для осмера, для меня эта аргументация выглядит странной.

В любом случае, советую срочно выкачать файлы, чтобы через много лет спасти кого-нибудь, соблазнившегося удобством what3words. Спешите, пока и этот сайт не закрыли, — хотя это не гитхаб, одного DMCA не хватит.
источник
2019 September 15
ШТОСМ
Свежий WeeklyOSM напоминает, что газ, на котором ездят автомобили, бывает двух видов: LPG и CNG. Я не знал, и в сортах газа не разбираюсь. Полез гуглить.

Короче, fuel:lpg — это пропан-бутан, fuel:cng — это метан. Почти все газовые заправки наливают первый (~400 в Москве против 13). Отличить их можно по названию: метаном заправляют в АГНКС и на вывеске часто есть слово «метан». Пропаном заправляют в АГЗС. Не перепутайте, а то водители пострадают!
источник
2019 September 17
ШТОСМ
Сейчас в муках готовлю выступление про API 0.7 для Гейдельберга, и в процессе понял про комментарии к пакетам правок.

Когда-то я работал в mapsme и там сделал автоматическое именование пакетов: «добавил магазин», «изменил два кафе и добавил пять остановок». Приложение умеет только добавлять и редактировать POI, так что это несложно. И как-то один картограф мне попенял: мол, это плохие комментарии. Хороший должен описывать не пакет правок, а ПОЧЕМУ человек сделал эту правку. Я посмеялся и даже сделал про это слайд в одной из презентаций. «Почему», выдумают же.

На самом деле, это был очень разумный довод. Потому что кажется странным, что «BBOX:10,20,30,40» от редактора Meerkartor мы считаем плохим комментарием, а «Добавлено три магазина» — хорошим. Оба технически описывают содержимое, при этом ничего не говоря о контексте. Да, второй понятнее человеку, но если подумать — что это за магазины, куда добавлены, зачем? Почему?

Хороший комментарий должен объяснять контекст, то, что нельзя вывести из содержимого пакета правок механически, достаточно продвинутым алгоритмом. Отвечать на вопрос не «что?», а «зачем?». Мы порицаем комментарии вида «some fixes» и «адреса», потому что они ничего не говорят. Но напротив: они отвечают на правильный вопрос, на который не отвечает содержимое. Человеку просто нужно было поправить карту по мелочи, или у него задача вбить как можно больше адресов, вот он и не рационализирует каждую свою правку, а фигачит. Зачем? «Правлю мелочи» и «добавляю адреса».

Сложнее понять развёрнутые комментарии «Починил границы Такой-то области и заодно дорисовал районы внутри». Ну ты молодец, конечно, но что произошло? Чинил руками или алгоритмом? Откуда данные? Почему обратил внимание на границы, эта правка чинит все ошибки, или нужно всё остальное перепроверить? Зачем ты вообще правишь карту?

Так что относитесь к комментариям пакетов правок как к дневничку и рационализируйте в них своё поведение. А валидировать конкретные изменения, понимать, что там произошло внутри, — это уже задачи для алгоритмов. И про них я буду говорить в докладе в это воскресенье.
источник
2019 September 18
ШТОСМ
«Пару дней назад [в 2014] я увидел в New Yorker перевод поэмы одной из величайших польских поэтесс — Виславы Шимборской, которая в 1996 году получила нобелевскую премию по литературе. Она умерла в 2012 году в возрасте 88 лет. Последняя её работа перед смертью названа «Карта», и по-моему, она очень точно передаёт, почему мы с вами любим карты» — Алекс Бучковский для GeoAwesomeness.

https://www.newyorker.com/magazine/2014/04/14/map
источник
2019 September 19
ШТОСМ
Я в Гейдельберге, как и полтысячи других участников конференций HOT Summit и State of the Map. Следите за событиями в @foss4g_ru, как всегда. А в блоге — снова ежедневные удивительные истории: http://shtosm.ru/all/heidelberg-2019-sreda/
источник
2019 September 20
ШТОСМ
После рассказа Александра Зипфа про проекты, которые делают на его кафедре GIScience, пришла в голову идея проекта #MapSakhara. С помощью MapSwipe и нейросеточками найти все тайлы Сахары, где есть не только песок, и откартировать их. Все оазисы и выброшенные на этот бесконечный пляж корабли. Чтобы после наводнения можно было быстро спасти, что осталось.
источник
2019 September 24
ШТОСМ
Сергей написал захватывающий рассказ в трёх частях про инвазию борщевика Сосновского и борьбу с ним. Под конец оказывается, что борются немного не с тем — как, в общем-то, у нас и принято: https://t.me/geokefir/821
Telegram
Ночной косильщик
​Кривая культуры
часть 1

Лучший ботанический символ России — борщевик Сосновского. Ни лиственница, ни береза, ни дуб на эту роль не подходят. Только борщевик в полной мере демонстрирует народную особенность, которую писательница Толстая емко выразила триадой «удаль, долготерпение и авось». Жизнь в стране протекает на фоне бесконечной череды глупостей, пафосно именуемых борьбой: от борьбы за урожай, до борьбы с коррупцией. Пока делаем вид, что достигли успеха в одной борьбе, назревает другая. Теперь настало время борьбы с борщевиком.

Всего пять лет назад борщевик Сосновского имел статус сельскохозяйственной культуры, а десять лет назад входил в реестр селекционных достижений. Знать об этом растении необходимо только две вещи: почему он называется «борщевик» и кто такой Сосновский. Точного ответа на первый вопрос нет. Принято считать, что название возникло из традиции добавлять растение в борщ, но есть мнение, что не растение назвали в честь еды, а еду в честь растения. Со вторым вопросом проще: Дмитрий Иванович…
источник
2019 September 27
ШТОСМ
Вы не поверите, но спустя ровно год после предыдущей, в Москве снова будет «Схемотехника»! Теперь под управлением Сергея Синицына, которого вы видели на прошлой встрече. Мы перезапускаем встречи, и начинаем снова с малого: зал всего на двадцать человек, четыре-пять докладов от знакомых. Дальше — больше. Спешите записаться и подумайте, о чём хотели бы рассказать: https://iz.timepad.ru/event/1074341/
источник
ШТОСМ
Долгожданная «19 Схемотехника» пройдёт 10 октября (четверг) в 18:30. Регистрация и подробности на https://iz.timepad.ru/event/1074341/

http://schemo.ru (на сайте информация появится чуть позже)

"Настало время разогнать тьму невежеста и поделиться новостями и своими достижениями."

Шлите темы докладов @bot13579, готовьтесь услышать интересные выступления.
источник
2019 September 29
ШТОСМ
На конференции в Гейдельберге я в пятиминутном докладе призвал писать блоги, потому что это так же полезно, как рисовать карту или писать софт. Два часа назад обнаружил пример пользы: после заметки в штосме про улучшение API один из разработчиков API поднял тикет семилетней давности как раз на тему полной истории объекта. И написал туда SQL-запрос, который решает задачу: выдаёт историю линии со всеми версиями точек по периодам времени. Не было бы штосма — никто бы и не вспомнил.

https://github.com/openstreetmap/openstreetmap-website/issues/130#issuecomment-536323119
источник
2019 September 30
ШТОСМ
Дорофей написал интересный комментарий к реплике про HOT Summit, что это конференция не про карту, а про людей: https://telegra.ph/HOT--OpenStreetMap--obratnaya-svyaz-09-30 (полайкайте его на фейсбуке).

Отличный взгляд на проект со стороны человека в HOT. Я со всем согласен, но понимаю, что в рамках современного устройства OSM всё это невозможно. Кажется, единственная проблема гуманитарной команды — это OpenStreetMap. Который сопротивляется любым попыткам извлечения пользы. В HOT не любят сложность дискуссий OSM, в OSM не любят картирование HOT «в лоб» без учёта последствий для карты, а не людей. Эти гуманитарии своей практикой портят нашу теоретическую картографию.
источник
2019 October 01
ШТОСМ
Когда я ждал опаздывающего самолёта на SotM, я прокликивал задание верификации на сайте Mapillary. Это быстро (20-30 картинок в минуту) и почти всегда просто (хотя знак 10 км/ч очень похож на монетку 10 со знака платной парковки). И это помогает нашей карте в том числе: в редакторе iD есть слой дорожных знаков от Mapillary.

Сегодня компания запустила международный конкурс валидации: в ближайшие двенадцать дней они предлагают сообща прокликать миллион карточек, прокачав их систему распознавания объектов. Поскольку компания коммерческая, соревнование не просто так, а за призы: камеры, брендированную мелочёвку и билет на SotM.

https://blog.mapillary.com/update/2019/10/01/second-global-verification-challenge.html
источник
ШТОСМ
После конференции SotM Саймон Пул посетовал, что далеко не всегда понятно, кто оплачивал работу, представленную в докладе. Из ситуации «в OpenStreetMap денег нет» мы внезапно перескочили в «компании тратят миллионы долларов на OpenStreetMap и скрывают это».

https://twitter.com/sp8962/status/1176507881010728962

Я вспомнил о его твите не только от письма Кристины, которая готовит программный комитет для конференции 2020 года в Кейптауне, но и когда утром по работе исследовал правки Нью-Йорка. В профиле — а лучше сразу в панели пакета правок — очень не хватает указания компании, которая оплачивает работу картографа. «Закрыто около 5 часов назад пользователем Zverik из Juno Lab». Сразу понятно, какими закрытыми источниками мог пользоваться картограф. Заодно можно будет понять вклад разных компаний в карту — как сейчас делают графики вклада в крупные опенсорсные проекты.
источник
2019 October 03
ШТОСМ
Только что вернулся с трансляции концерта Роджера Уотерса, и она вдохновила меня написать запрос на пленарный доклад (keynote) организаторам сотма в Косово, куда я поеду через три недели. Очень мощное выступление было: два часа Роджер втирал устаревшие мысли и играл альбомы сорокалетней давности, слова которых в нынешней политической ситуации звучат наивно. И я ни разу даже на часы не посмотрел, впитывал каждую знакомую ноту как откровение. Я хочу так же. Но в контексте OpenStreetMap.

Почему выступления на конференциях не делают такими же захватывающими, как на рок-концертах? Почему их не кладут на музыку? Где видеостена с абстрактной анимацией? Как заставить всех отложить ноутбуки, а на телефонах чтобы был открыт не телеграм, а видеокамера? Весь формат конференций, как я уже писал, ощущается липким болотом, из которого хочется вырваться. Вместо того, чтобы объединять, он концентрирует одиночество, как зрителя, так и докладчика. Объединяют концерты: на эти два часа я чувствовал то же, что люди на экране, двигался с ними в ритм и наши глаза блестели одинаково. Этого не даёт даже TED, потому что он так же в плену формата.

Идеи ничего не значат. Всем посрать на чужие достижения. Смотреть на сцену интересно, когда с неё льётся чувство. Музыка — самый простой способ донести чувство, ей покорны даже люди с подавленной эмпатией. Выступления в стиле TED тоже могут работать, но их проблема — пустота. Под видом откровения несут блогопост в стандартной обёртке. Каждый раз одно и то же: пародийные выступления на том же TED про формат без содержания открывают чуть больше, чем создатели планировали. Это не концерт, а упражнение сродни телепередаче Ninja Warrior: одни и те же преграды и опасности, один финал, разница только в участниках.

Когда-то я делал часовой доклад про импорты методом «это же три по двадцать минут, а двадцатиминутные доклады я мастер делать». Теперь я думаю, что правильнее будет делать как делают музыкальные альбомы: десять раз по пять минут. Lightning talk — мой любимый формат: не успеваешь устать и все идеи концентрированны. Если их сплести вокруг общего сюжета и каждый отточить до жестов и вздохов, то получится тот же альбом. Можно будет добавлять или убирать треки, и даже придумывать каждому собственное аудиовизуальное оформление.

Нужно больше заимствовать у других форматов выступления. Ходить между рядами, как в классическом театре. Забить на слайды, взять стандартную канву и вбить в неё всё чувство, как проповедники. Уйти со сцены в закат, как в современном театре. Заказать музыкальное оформление, чтобы было как на концерте. Выйти вчетвером и болтать с аудиторией, как в записях британских подкастов. Придумать что-нибудь, чтобы не приходилось заставлять себя смотреть записи выступлений, а наоборот, чтобы очнуться от них в пять утра — или удовлетворённо покинуть зал кинотеатра.
источник
2019 October 04
ШТОСМ
В преддверии московского марафона Missing Maps (регистрируйтесь!), а также продолжая тему противостояния HOT и OSM, неожиданно понял, чем Craft Mappers отличаются от нормальных людей. В этом неожиданно помогла философия Канта: http://shtosm.ru/all/kant-and-openstreetmap/
источник
2019 October 07
ШТОСМ
Полина Оскольская так заманчиво написала про острова Эстонии, что захотелось расчехлить велосипед: https://vk.com/wall4556_40003
источник
ШТОСМ
Переслано от П3тр0виЧъ
сегодня всемирный день архитектора. можно поздравить тех, кто в симпл-3д смог.
источник
ШТОСМ
Переслано от П3тр0виЧъ
источник
ШТОСМ
Ходить по городу с обходными листами и обновлять карту по ним. (Несколько необклацанных листов лежат рядом со мной с августа — хз что с ними делать) https://t.me/avvablog/414
источник