Summary book: «Фиолетовая корова», Сет Годин
Что такое Фиолетовая корова и как продвигать через нее свой продукт — пересказали в формате #книгазатриминуты.
Всех потребителей автор делит на четыре типа:
1. Новаторы. Любят покупать то, чего еще ни у кого нет. Например, массажеры для пяток.
2. Передовики. Не против попробовать что-то новое, но гонятся не за модой, а за преимуществами. Массажер для пяток — это практично, удобно и с заботой о себе.
3. Большинство: передовое и отстающее. Передовое большинство покупает продукт раньше, отстающее подтягивается за ним. Большинство формирует значительную часть покупок, но ориентируется на мнение передовиков.
4. Консерваторы. Не купят новый продукт, пока их вещи не испортятся или не перестанут выпускаться.
Нельзя перепрыгнуть через передовиков и продавать массажеры для пяток сразу большинству. Единственная возможность занять свою нишу на рынке, говорит Годин, — привлечь внимание тех, кто любит новинки, и надеяться, что они расскажут про вас остальным. Для этого вы должны создать выдающийся продукт. Здесь появляется Фиолетовая корова.
Фиолетовой коровой Сет Годин называет «выдающийся» маркетинг. Это когда ваш продукт отличается чем-то принципиально новым, неожиданным для рынка — причем вы закладываете это на этапе создания. То есть делаете массажеры для пяток с подогревом, эффектом тайского ручного массажа и функцией экспресс-педикюра. Обычно отдел маркетинга тратит ресурс, чтобы рассказать, как сильно и срочно потребителю нужен готовый продукт — но Годин советует заниматься его инновацией, а не рекламой.
Главное правило Фиолетовой коровы: придумывайте выдающиеся продукты. Люди, которым нужны такие продукты, найдут их сами.
Как создать Фиолетовую корову?
1. Не делайте продукт для всех — в результате это будет продукт ни для кого. Вам не нужно захватывать весь рынок.
2. В любое время и на любом рынке найдутся люди, которые будут вас внимательно слушать. Поэтому рекламировать продукт нужно тогда, когда потребители действительно его ищут, и в том месте, где они смогут его найти.
3. Разрабатывайте продукты, услуги и технологии, которые уже нужны рынку.
4. Дифференцируйте клиентов. Определите, как вы будете разрабатывать, рекламировать и поощрять каждую группу. На всех остальных не обращайте внимания.
5. Проанализируйте конкурентов. Они работают лучше вас? Как вы это поняли?
Чтобы получилась настоящая Фиолетовая корова,
избегайте компромиссов и беспроигрышных скучных решений. Главный враг выдающегося — очень хорошее. На рынке слишком много «очень хороших универсальных массажеров», чтобы они запомнились.
Фиолетовая корова — это часть жизненного цикла продукта. Вы не можете жить с ней все время — это слишком рискованно, дорого и утомительно. Но когда вы хотите расширить свой бизнес или представить новый продукт, Фиолетовая корова — хороший способ.
И еще восемь советов:1.
Найдите десять способов изменить ваш продукт так, чтобы он действительно понравился хотя бы небольшой части покупателей.
2.
Думайте о малом. Начните с небольшого рынка и создайте продукт, который завоюет его своей уникальностью.
3.
Не ограничивайтесь только своей компанией. Если никто из штата не может довести дизайн массажера до идеала, ищите профи на стороне. Аутсорс — сила.
4.
Чаще обращайтесь к адвокатам бренда. Заручитесь поддержкой тех, кто тащится от пяточного массажа.
5.
Не бойтесь подражать и копировать. Но делайте это не в своей отрасли. Выберите ту сферу бизнеса, которая еще скучнее вашей — например, соль. Выясните, кто там задает планку — скажем, продает гималайскую премиум-соль, — и делайте то же самое.
6.
Обгоните своего конкурента или двух. Выясните, кто из производителей массажеров слывет топовым, и обставьте его. Что бы он ни делал, вам нужно сделать то же, но лучше или больше. А может, и что-то прямо противоположное.
7.
Начните делать то, что в отрасли не принято — пусть ваши массажеры будут не портативными и скромными, а предметом мебели с претензией.
8.
Спросите себя: «А почему бы и нет?» Почти всё, что вы не делаете — из-за страха, инерции или потому что не задаете себе этот вопрос.