Собирание материалов
Курчатовский институт и его президент Михаил Ковальчук продолжают собирать «модули» научно-технологических компетенций. Распоряжением Правительства от 21.04.2021 № 1032-р Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов вошел в состав Курчатника. Ранее ВИАМ был подведом Минпромторга.
Включение в состав Курчатовского института центра с подобными компетенциями было логичным. Здесь речь идет не только о приоритетных научных направлениях, которыми занимается Курчатник, но и в целом – о научно-технологических приоритетах двух «атомных твердынь».
Росатом очень серьезно занимается исследованиями и разработками новых материалов – в частности, по вектору ледокольного флота и освоения Арктики вместе с Северным морским путем. Не менее существенны усилия, которые вкладывает в новое материаловедение Курчатовский институт.
И Росатом, и Курчатник являются системообразующими институтами для безопасности и отечественного оборонно-промышленного комплекса. Отсюда и тренд на «собирание» центров компетенций в рамках одной структуры. Не зря президент Владимир Путин в своем недавнем Послании Федеральному Собранию «отыграл» рефрен его знаменитого выступления 2018 года, в котором рассказывалось о сверхсовременных образцах вооружения.
Все они нуждаются в новейших материалах – подводного, надводного, наземного и воздушного применения.
Генеральным директоров ВИАМ в настоящее время является Евгений Каблов, который участвовал (впрочем, не особо успешно) в последних выборах президента Российской академии наук. Собственно, этот факт как раз и подтверждает – ВИАМу намного комфортнее находиться в «научной» подсистеме, где основными игроками являются РАН, Минобрнауки, Курчатовский институт.
Тем более это положение становится более выигрышным сейчас, когда проводится четкая фокусировка на полноте инновационного цикла и стадии технологического трансфера. ВИАМ по своим компетенциям как раз охватывает все уровня готовности технологий – от научных изысканий до производства и реализации готовой продукции. Аналогичная комплексность как раз присутствует в работе Росатома и основной части «оборонки».
Вокруг переподчинения ВИАМ весьма мало шумихи – причина тому банальна и проста. Речь идет о переходе в Курчатовский институт новой организации не из структуры подведов Минобрнауки (научных институтов РАН), а из Министерства промышленности и торговли.
С политической точки зрения данный трансфер особенно примечателен как раз тем, что в публичной сфере не было ни конфликтов, ни жарких дискуссий. Это означает, что Михаил Ковальчук смог спокойно договориться с Сергеем Чемезовым и Денисом Мантуровым. А это лишний раз подтверждает рабочий характер отношений между двумя этими центрами научно-образовательной и научно-технологической политики.
Судя по всему, переход ВИАМ именно в структуру Курчатовского института, а не Росатома как раз и был ключевым в переговорах. Так действительно удобнее и выгоднее всем игрокам.
В профильном сегменте медиапространства все же начались некоторые аккуратные дискуссии о том, во благо ли ВИАМу такой трансфер или во зло. Критики Росатома и Курчатовского института приводят в пример, на их взгляд, неудачные управленческие решения после подобных присоединений. С другой стороны, от многих «новых старых» членов большой Курчатовской семьи слышны кардинально противоположные суждения – о поддержке, междисциплинарных проектов, упрощения взаимоотношений с контрагентами.
Одно можно сказать точно – в «научном» сегменте ВИАМу будет значительно более удобно, чем в «промышленном». Это явно еще больше стимулирует взаимоотношения с университетами и научными институтами – что особенно важно для формирования различных консорциумов.
Текст Распоряжения:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104220013