
Завершился мощный смысловой блок событий – Послание Президента Федеральному Собранию и Общее собрание Российской академии наук. Теперь, с учетом этого фона, изучим поручения Президента, утвержденные по итогам заседания Совета по науке и образованию.
Руководящие указания главы государства структурированы в три блока.
Первый – Правительству поручены разработка и утверждение новой государственной программы в области научно-технологического развития. Напомним, ГП НТР уже существует и функционирует, ее содержание определяется всей совокупностью стратегических форматов – нацпроект «Наука и университеты», Стратегия НТР, программа мегасайенс, грантовая система поддержки исследований и разработок и пр.
Система управления научно-образовательной политикой совсем недавно претерпела изменения: перезагружен функционал Совета по науке и образованию, при нем создана Консультативная группа, а также запущена Комиссия по научно-технологическому развитию при Правительстве. К аналогичным мерам можно отнести и «фондовую перестройку», итогом которой стала концентрация значительной части грантовых линеек под эгидой Российского научного фонда.
Основная перезагрузка ГП НТР предполагается в вопросах финансирования. Еще в Стратегии научно-технологического развития были заложены требования его форматам: многоуровневое, многоканальное, многостороннее.
Ключевые требования к новой программе, обозначенные президентом:
Интеграция финансирования
От «аналитического» учета всех трат на науку (который впервые был проведен именно в рамках создания ГП НТР) обозначен переход к реальной концентрации и учету всех средств на гражданские исследования и разработки. Фактически речь идет о все более выраженной бюджетной «окрашенности» средств на науку, которые сейчас распределены по многочисленным кодам бюджетной классификации.
Синергия финансирования
В новой ГП НТР требуется организовать взаимодействие главных распорядителей бюджетных средств – это означает усиление многоканального (например, два федеральных ведомства) и многоуровневого (министерство и регион) финансирования исследований и разработок.
Отдельным пунктом указана важность механизма привлечения внебюджетного финансирования – это многосторонний формат.
Иерархия и поддержка
В результате трансформации системы управления научно-технологической политикой сформировалась иерархия программных механизмов:
1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения.
2. Федеральные научно-технические программы.
3. Комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла.
Президент поручает разработать и включить в новую ГП НТР механизмы финансирования всех трех типов мероприятий.
Наука в экономику
Технологический трансфер – то есть процесс передачи результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики – является слабым звеном в отечественной науки и инновационной деятельности. Поэтому президент отдельно поручает предусмотреть в новой госпрограмме: «мероприятия, направленные на использование отечественных научных и (или) научно-технических результатов для выпуска новой высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики».
Подчеркнем, что сам фокус на эту стадию был заложен еще в Стратегии НТР, а целевые мероприятия разворачивались и ранее. И в ФНТП, и в КНТП акцент делается именно на обязательности передачи РИД в производство. Именно на это сфокусированы инжиниринговые центры, поддержка стартапов, а также требования к полноте инновационного цикла во всех программных мероприятиях.
Полный перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/65416