Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 21
Научно-образовательная политика
Владимир Путин предлагает новый формат мироустройства: сосуществование на основе уравнивания безопасности.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Оговорка Владимира Путина "по Фрейду": наши союзники по Организации варшавского договора... Организации договора о коллективной безопасности.
источник
Научно-образовательная политика
А Вячеслав Никонов молодец - в числе меньшинства Гимн России не только слушал, но и пел.
источник
Научно-образовательная политика
Иван Романчук, ректор ТюмГУ, для НОП:
(по итогам выступления Владимира Путина)

Лично мне чрезвычайно отзываются инициатива Президента о новом нацпроекте Туризм, о предоставлении студенческим туристическим группам дополнительных льгот и возможностей.

Тюмень сделала резкий скачок в развитии всей туристической отрасли, обновлена инфраструктура отдыха, разработаны потрясающе интересные туры по малым города области, и как  результат в несколько раз увеличился турпоток. Мы готовим специалистов индустрии гостеприимства, сервисников для отелей, ландшафтников, занятых в проектировании рекреационных зон и парков. Для нас это вопросы продвижения  региона, поддержки его инновационной привлекательности.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, для НОП:
(по итогам выступления Владимира Путина)

Лично для себя я особенно отметил то, какое значение Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию РФ уделил теме охраны окружающей среды, сокращению углеродных выбросов в атмосферу. Мы понимаем, что это общемировой тренд, одна из наиболее важных задач научного сообщества разрабатывать и развивать технологии, снижающие вредное воздействие на окружающую среду.
Не секрет, что именно автомобильный транспорт вносит один из самых значительных вкладов в загрязнение воздуха такими выбросами. МАДИ готовит уникальных специалистов по инженерной защите окружающей среды в дорожно-транспортном комплексе, которые на практике могут сократить наносимый вред окружающей среде при проектировании и строительстве автомобильных дорог, эксплуатации автомобильного транспорта.

Мы также готовим специалистов, которые умеют эксплуатировать и грамотно обслуживать автомобильный транспорт на альтернативных источниках энергии, например, электробусы, на которые активно переходит сейчас Москва. При этом мы понимаем, что в связи с приоритетами, обозначенными Владимиром Путиным в своем послании, ученым МАДИ предстоит решение новых сложнейших и интереснейших задач. Для нас это однозначно новые вызовы и перспективы работы
.
источник
Научно-образовательная политика
Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета, для НОП:
(по итогам выступления Владимира Путина)

Особый акцент президент сделал на предоставлении возможностей нашей молодежи. В связи с этим будет увеличено количество бюджетных мест в вузах и преимущественно в регионах, что повысит шансы молодых людей на получение качественного образования.

Важные тезисы прозвучали о развитии студенческого туризма. Президент предлагает запустить проект проживания в кампусах других университетов тех студентов, которые путешествуют по стране. Особая поддержка ребятам, проявившим себя в конкурсах и олимпиадах. Среди наших студентов много таких талантливых людей, и возможность путешествия по стране с бесплатным проживанием и возвратом затрат на поездку для них актуальна.

В регионе разрабатывается проект создания межвузовского научно-образовательного комплекса - это университетский городок с учебными корпусами, лабораториями, научно-исследовательским комплексом и жилой зоной. В планах идея привлечения молодежи из других регионов, что совпадает с озвученными в послании инициативами.

Отдельно Владимир Путин остановился на патриотическом воспитании молодежи. Он отметил, что ориентиром для молодых поколений должны быть судьбы и победы наших выдающихся предков и современников. С этим невозможно не согласиться. Недавно Астраханский госуниверситет создал коллаборацию с Музеем Победы на Поклонной горе в Москве.

Сотрудничество направлено на воспитание студентов – запланированы поездки на экскурсии в культурно-просветительский центр, молодые люди, в свою очередь, будут готовить проекты по наполнению музея информацией о героях-астраханцах.
Поставленные в Послании задачи актуальны для вуза, важны и мы будем работать по их реализации.
источник
Научно-образовательная политика
Анатолий Николаев, ректор СВФУ, для НОП:
(По итогам послания Владимира Путина Федеральному Собранию)

Сейчас главным проектом для поддержки вузов обещает стать программа, о которой Владимир Путин упомянул в своем послании. Будут определены не менее ста вузов, которые получат базовое финансирование в размере 100 млн. рублей. Это огромная поддержка со стороны государства.

Президент отметил, что в рамках проекта будут поддержаны университеты, выпускающие педагогов, медиков, работников в сфере культуры и, будучи классическим вузом, миссия которого – подготовка нового поколения профессионалов для северо-восточной части России, мы стремимся попасть в список университетов, которые удостоятся финансирования. Это позволит выполнить те цели и задачи, которые мы поставили перед собой и отобразили их в программе развития университета. Сейчас она проходит процесс согласования в Правительстве РФ.

В целом эта программа ориентирована на то, чтобы вузы стали драйверами развития макрорегионов. Надеюсь, что расположение нашего университета, его влияние и работа показывают, что мы отвечаем всем требуемым критериям. Наша задача – стать конкурентоспособными в глобальном мире. В этом плане проекты, поддерживаемые руководством страны, обеспечат динамичное развитие университетов и больших территорий.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Президент услышал предложения ОНФ для СПО

Сегодня, в ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин напомнил, что с прошлого года классные руководители школ получают ежемесячную надбавку к зарплате. При этом педагоги среднего профессионального образования говорят, что о них забыли.

Доплаты кураторам учебных групп техникумов и колледжей за работу со студентами, которые предложил ввести сегодня Владимир Путин, позволят поддержать педагогов и поднять на новый уровень формирование профессиональной и личной культуры молодежи, считает директор Координационного центра ОНФ по развитию экономики, руководитель проекта «Профстажировки 2.0» Илья Семин.

Ранее предложение ввести такие доплаты эксперты проекта направили в правительство РФ.

Илья Сёмин для НОП:

«Работа таких кураторов играет исключительную роль в успешном обучении и воспитании студентов колледжей и техникумов. Ведь туда поступают ребята после 9-го класса – фактически школьники. И поддержка педагогов им очень важна. Во многом благодаря ежедневному труду кураторов молодые люди осваивают такие качества, как профессионализм, нравственность, ответственность, активность, трудолюбие. Мы рады, что президент согласился с важностью такой поддержки. Внимание государства к работе педагогов среднего специального образования поможет вывести учебный и воспитательный процесс в техникумах и колледжах на новый качественный уровень».
 
Осенью 2020 года проект «Профстажировки 2.0» обратился в Минпросвещения России с предложением разработать единый порядок и размер доплат кураторам (классным руководителям) студенческих групп в образовательных организациях среднего профессионального образования.
источник
Научно-образовательная политика
Послание: комментарий министра

Валерий Фальков дал комментарий по итогам послания Президента Федеральному собранию.

Не только законодательная, но и научная работа предстоит достаточно большая. Валерий Николаевич, лично перед Вами какая задача была поставлена сегодня?

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования: Впервые было обозначено в области науки, что у нас появляются важные инновационные проекты государственного значения в области биомедицины Санитарный щит, и нам необходимо серьезные задачи в этой области научной решить. Второе, это то, что касается новой энергетики и третье – это экология.

А по поводу высшего образования прозвучало тоже несколько, на мой взгляд, принципиальных задач: продолжить работу по увеличению количества бюджетных мест в регионах, мы эту работу начали еще в прошлом году. И совсем скоро, до 1 мая мы распределим на 2022 год бюджетных мест, большая часть из них пойдет в регионы. Вторая важная часть, это поддержать региональные вузы. Президент поставил задачу сделать поддержку не менее ста региональных вузов. Мы уже в ближайшее время запускаем программу Приоритет 2030 – она на это и направлена.

И третье, это наша совместная работа с коллегами из Минобороны. У нас сейчас 96 учебных Центров, они очень хорошо себя зарекомендовали, очень большой интерес у студентов, которые одновременно с обучением в вузе, с получением профессии, учатся в военных Центрах. Мы хотим проанализировать эту практику и распространить на другие университеты.

Насколько в регионах будет востребовано это предложение о бюджетных местах?

Валерий Фальков:
Безусловно востребовано, потому что это помогает решить одну из главных задач, с которой сталкиваются и регионы, и города. Надо создать условия, для того, чтобы молодёжь получала образование, жила и работала у себя в регионе. Имела условия для самореализации и развития талантов там, где родились и выросли.  Бюджетные места – это базовые условия. Но важно, чтобы это было не просто бесплатное высшее образование, важно, чтобы оно было одновременно качественным.  Поэтому мы поддержим не менее 100 региональных вуза в рамках специальной программы и запустим отдельную программу десятилетнюю, для того, чтобы каждый год и материально-техническую базу, и научный потенциал их раскрывать, и помогать им, как сказал сегодня президент – это и технопарки, и развитие, и многое другое.

Чтобы не пришлось студентам, как Ломоносову, идти из Архангельской области в Москву.

Об этом очень хорошо в первой части послания, если вы обратили внимание, впервые прозвучала идея студенческого туризма. Мы его поддержим. Потому что студенты с удовольствием путешествуют, и мы хотим сделать местами их проживания лучшие кампусы, которые есть у некоторых наших университетов.

Надо оценить возможности такие, раньше ездили посмотреть на то, как в европейских университетах.

Валерий Фальков:
Да, а сейчас внутри России все-таки есть хорошие университеты, куда можно и нужно приезжать, и в более комфортных условиях останавливаться в студенческих общежитиях. Поскольку появились и комфортабельные студенческие общежития, поэтому вполне можно в каникулы, в летнее время приехать, допустим, в Крым или на Дальний Восток, или в Сибирь, или Центральную часть России. Одновременно полезную часть с приятным соединить – посмотреть уникальные города и поучиться в какой-нибудь летней школе.

Подробнее: https://youtu.be/-oauzgNhdBY
источник
Научно-образовательная политика
Генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Алексей Комиссаров прокомментировал ряд тем, которые озвучил Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию:

«В этом году Послание было посвящено в первую очередь вопросам внутренней политики, поддержки людей. Наверное, неудивительно, потому что мы сейчас выходим из такого тяжелого периода пандемии. И то, сколько сегодня слов благодарности Президент сказал самым разным людям. Мне было очень-очень приятно. Это были слова благодарности волонтерам и врачам, конечно, учителям, молодежи в целом. И, наверное, нет никого, кто бы сегодня не услышал какие-то меры поддержки, важные именно для этого человека, именно для этого направления»

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
Послание-2021: восстановление и прорыв

Сегодняшнее Послание Федеральному Собранию ожидаемо содержало в себе план системной поддержки граждан и экономики страны. Владимир Путин упомянул конкретные меры поддержки, но одновременно с этим анонсировал запуск нескольких рамочных механизмов.

Значимая часть Послания была связана с наукой и образованием, научно-технологическим прорывом и молодежной политикой.

Образование является значимой частью «нового общественного договора», основные положения которого обозначил президент: речь идет о широкой доступности образования от дошкольного уровня до аспирантуры. Именно через стимулирование высшего образования планируется придать дополнительный импульс развитию регионов.

Коронавирус продемонстрировал, насколько тесно сплетены наука, образование, практическая работа: от студентов-медиках и волонтеров в «красных зонах» до исключительно быстрой разработки и запуска в производство вакцин. Экстренная ситуация показала, каким может быть единый и системный ответ экономики, общества и государства на любой вызов.

Теперь аналогичные механизмы (лучшие из них) станут ориентиром для развития науки, высшего образования и функционирования как государства, так и бизнеса.

Технологии, которые были введены в период пандемии, продемонстрировали свою высокую эффективности. Из слов Владимира Путина четко следует – ни о каком откате к прошлому речи нет и быть не может. Все наработки уже сейчас закладываются в новый технологический фундамент, на основе которого должны развиваться все сферы социально-экономической жизни и реализовываться нацпроекты.

Президент сформулировал три крупнейшие и важнейшие комплексные направления развития.

Первая из них объединяет в себе биотехнологии, биобезопасность, фармацевтику, микробиологическую промышленность и генетику. Здесь можно ожидать масштабирования профильной ФНТП развития генетических технологий и формата геномных центров мирового уровня. По формулировке «безопасности», самого образа рассуждений президента и затронутой им проблематике – бенефициаром этого направления в основном станет Михаил Ковальчук и Курчатовский институт.

Вторая – энергетика, в которую входит развитие атомных технологий, термоядерные разработки, водородная и возобновляемая энергетика. Здесь же глава государства обозначил, что для каждой ситуации необходимо подбирать свой «энергетический ключик». Однако, главное требование – постепенный переход к чистым технологиям. Такая постановка вопроса означает однозначную поддержку Росатома и Курчатовского института. Здесь уже реализуются как «нацпроект «Атом» (комплексная программа), так и ряд инициатив НТИ.

Третья – экология и климат. Рамками для нее будет служить профильная ФНТП, разработка которой ведется в настоящий момент. Уже реализуется ряд проектов – в частности, создание карбоновых полигонов. В этих вопросах активно укрепляет свои позиции Российская академия наук. Координация подготовки ФНТП находится в руках Андрея Фурсенко, но сама проблематика намного шире чисто научных сюжетов – речь идет фактически о перестройке всей экономики страны. И здесь не счесть акторов, которые желают иметь влияние на формирование самих рамок и правил игры.

Этими тремя векторами научно-технологический прорыв не исчерпывается, но именно они являются наиболее приближенными к практической экономике.

Флагманские проекты прозвучали весьма четко: программа «Приоритет-2030», форматы научно-образовательного прорыва в регионах (НОЦ), крупные комплексные программы и проекты (ФНТП и КНТП).

Владимир Путин четко обозначил – решение научных и технологических проблем станет фундаментом для комплексной модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы. Те же слова относятся вообще ко всем направлениям прорыва: научному, образовательно-кадровому, цифровому, технологическому.

Прямая речь Владимира Путина по науке и образованию: https://telegra.ph/Poslanie-2021-vosstanovlenie-i-proryv-04-21

Полная стенограмма Послания: http://kremlin.ru/events/president/news/65418
источник
Научно-образовательная политика
За заслуги в научно-педагогической деятельности, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу Указом Президента РФ Владимир Филиппов, президент РУДН, награжден Орденом за заслуги перед Отечеством III степени.

Наша команда искренне поздравляет одного из основателей современной системы российского образования с заслуженной наградой, желает долгих лет и успешной реализации воспитанников.
источник
Научно-образовательная политика
Образовательные трансформации и элитные «перестрелки»

Перед выборами в Госдуму и в рамках продолжающегося Трансфера ключевые элитные группы продолжают «перебрасываться» посланиями. Традиционно научно-образовательная сфера является одним из лучших пространств, где эти «перестрелки» видны лучше всего, равно как и позиции их участников.

Совсем неслучайный сигнал «либералам» озвучен по вопросам школьного образования. В «Аргументах недели» широкой критике подвергся Герман Греф за следующие слова:  

«Вся модель образования, от детских садов и до вузов, должна быть изменена! Мы пытаемся сегодня воспроизводить старую советскую абсолютно негодную модель образования, напихивание детей огромным количеством знаний. За это время знания мультиплицированы особым образом, и сотрудники системы образования, и учителя, и родители, и дети в шоке от того, что надо делать! Какое количество информации напихать в этого ребёнка, какое количество его времени занять и в какой период времени начать его напихивать всем этим ненужным барахлом! Я не верю в науку, которая не связана с практикой. Я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой. Я не верю в бизнес, который не связан с наукой».

В статье жестко критикуется цифровая модель образования, продвигаемая Сбером – в частности, его экосистема Сбер.Класс. Германа Грефа критикуют за навязывание своих продуктов, одержимости прибылью, резком снижении здоровья школьников, формировании «сбер.поколения», ориентированного исключительно на потребление.

Однако, если изучить слова Германа Грефа – говорит он совсем о другом.

Первое – необходимый трансфер от простого накопления знаний к формированию умений и навыков, в первую очередь – soft skills. Советская модель этим аспектам всегда уделяла мало внимания.

Второе – новый формат потребления и работы с информацией нынешнего поколения детей. Эти особенность – вариативность контента, ориентация на поиск информации, а не ее запоминание, большая «клиповость» мышления – является данностью, под которую должна подстраиваться система образования.

Третье – «конфликт» версий. С учетом двух указанных обстоятельств налицо несоответствие содержания и формата. «Советская модель» с присущей ей методикой и дидактикой плохо подходит к необходимым трансформациям, которые в образовании вызывает реальность. Попытка «упаковать» новые компетенции в старый формат приводит как раз к информационной перегрузке. Еще больше ее усугубляет предметное структурирование содержания образования – а в каждом из них доминирует именно знаниевый компонент.

Четвертое – интеграция в треугольнике: образование – наука – бизнес. Этот синтез происходит в настоящее время. Исследования все глубже проникают в школьный уровень подготовки – через СУНЦ, «школы РАН», предуниверсарии, широкий спектр программ «Сириуса» и его региональных филиалов, механизмы дополнительного образования детей (самый яркий пример – «Кванториумы» и IT-кубы»). Очень быстро и по особой траектории развивается СПО – не как «рабочая» надстройка над школьным образованием, но как особый тип образовательных программ (тут очевидно лидерство WorldSkills Russia).

Пятое – онлайн. COVID-19 продемонстрировал  достоинства и недостатки дистанционного обучения. Теперь перед образовательным и управленческим сообществом стоит задача – взять лучшее и сделать применение данных форматов полезным и безболезненным. Цифровая образовательная среда служит четко обозначенным целям – выровнять уровень технической оснащенности школ, открыть новейшие технологии для всех школ и школьников страны, расширить возможности получения образования для детей, которые не могут по разным причинам присутствовать очно.

Итог – мы имеем дело с очередной «перестрелкой» элитных групп на научно-образовательном поле, а меткий выстрел в виде статьи доверили автору мэтру Чуйкову.
Герман Греф говорит о важных и необходимых переменах, другой вопрос в том, что часто его выступления провокативны по форме. Впрочем, это дает лишнюю возможность для саморефлексии образовательного сообщества.

Статья в «Аргументах недели».
источник
2021 April 22
Научно-образовательная политика
🔎 Цифровой след школьника: как талантливому абитуриенту и вузу найти друг друга?

📅 22 апреля с 10:00 до 12:30 на #ВесеннийНавигатор #НТИ пройдет публичная дискуссия и презентация цифровой платформы управления талантами Кружкового движения

Регистрация 👉 https://leader-id.ru/events/199069

🔹 Работа с талантами в опоре на цифровой след: возможности, перспективы, опыт и мнение экспертов и представителей бизнеса.
🔹 Презентация платформы #Талант Кружкового движения НТИ как агрегатора цифрового портфолио и достижений технологически ориентированных школьников.
🔹 Конкурс компетенций #Талант2035: как индексировать цифровой след школьника в дополнительные баллы к ЕГЭ в 100+ вузах.

🙌 К обсуждению приглашены эксперты академической сферы, представители региональной власти, бизнеса и заинтересованных вузов.

Модератор дискуссии – лидер рабочей группы НТИ #КружковоеДвижение Дмитрий Земцов.
источник
Научно-образовательная политика
Дискуссия «Кибербезопасность в России: Новые вызовы и угрозы»

Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления Сбербанка:


Киберзнания и образование. Не так много центров сегодня готовят специалистов, вовлечённых в предотвращение кибер-рисков. Есть определенный разрыв между программами обучения в вузах и центрах, которые управляют кибер-рисками.

Игорь Ляпунов, вице-президент по информационной безопасности ПАО "Ростелеком":

Проблема в нескольких областях. Кибербезопасность - практикоориентированная сфера. Невозможно вуз заставить учить по такой быстро меняющейся теме. Сейчас в вузах нет потребности в подготовки кибербезопасности. Каждая компания докручивает «переученных» инженеров вузов под себя.

Создание системы СПО в области кибербезопасности закроет базовую потребность страны в этой области.

Мы постоянно сталкиваемся с проблемой кадрового дефицита, и все об этом говорят.

Анатолий Кучерена, председатель Общественного совета при МВД России:

Получается, что этого специалиста нужно готовить в конкретной компании. Тогда выходит замкнутый круг. Даже подготовив нужного специалиста - где гарантии что он будет работать у вас 5-10 лет?

Станислав Кузнецов, Заместитель Председателя Правления Сбербанка:

Сбер готовит специалистов под себя. Сегодня в вузах не учат необходимым для нас компетенциям. Государство могло бы тратить деньги более эффективно, если бы вкладывалось в подготовку специалистов нужных обществу.

В наших компаниях при переходе специалиста из одной компании в другую, ту, что нанимает, устраивает кандидат, с точки зрения компетенций. Но знаний после вузов недостаточно.

Арутюн Аветисян, академик РАН, директор Института системного программирования РАН, заведующий Кафедрой факультета компьютерных наук ВШЭ:

Сейчас принята новая номенклатура научных специальностей, где в разделе «Математика» есть подраздел «Кибербезопасность».

Значит, через год появится паспорт специальности, и дети начнут системно это изучать.

Не каждый разработчик с высшим образованием может использовать технологии. Нужны очень глубокие знания. Можно научить его использовать конкретный подход.

При этом требуется системность и консолидация знаний и умений, чтобы университеты начали готовить для всех. Нужно говорить об обществе и государстве, а не о решении кадровых проблем одной отдельно взятой компании.

Фактически мы уже внедряем технологии и курсы по кибербезопасности. В отдельных сегментах бизнес имеет хорошие продукты и развивается. Мы тут не конкуририруем, но мы делаем технологии для крупных компаний. Мы не мешаем друг другу. Возникает гармония.

Искусственный интеллект - применение и развитие самих методов в фокусе внимания. Но ещё начинается исследования в области доверия искусственному интеллекту, которыми занимается ИСП РАН.

Анатолий Кучерена:

Базовое образование очень неплохое в университетах. Но с точки зрения современных реалий, как современному юристу получить образование в части элементарного понимания? Давать основы кибербезопасности было бы неплохо, а также в юридических институтах создавать [соответствующие образовательные программы].

Те базовые ценности, на которых я воспитывался, подвергаются жесткой реформе.

Среда, в которой мы живем, с разных сторон атакуется, человеку надо противостоять этим угрозам.


Главная задача в области кибербезопасности Главная задача в области кибербезопасности

Арутюн Аветисян (ИСП РАН):
Для науки - это кадровый голод. То что мы делаем - это мобилизационный режим. Важна подготовка людей неотрывно от производства. Кадры решают все. Будут кадры - мы решим все остальные проблемы.

Игорь Ляпунов (Ростелеком):
Наша цель - создание безопасного IT для страны, развития бизнеса и граждан.

Анатолий Кучерена:
Наша главная задача - быть защитником людей.

Подробнее: https://hse.sber.ru
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: будущее РФФИ

Реформа институтов управления, напрямую коснувшаяся двух научных фондов, вызвала горячие дискуссии по поводу грантовых линеек. В значительной степени опасения развеяны объявлением трех новых конкурсов РНФ – реинкарнации «а» и регионального, а также третьего – на пересечении двух этих пространств поддержки.

Вместе с тем одной из главных административно-управленческих интриг является будущее самого РФФИ. Реальное юридическое объединение двух фондов практически невозможно – слишком разный правовой статус. Интеграция грантовых механизмов уже произошла.

В качестве основного вектора деятельнсти для «РФФИ 2.0» была определена работа с научной информацией. В этом смысле он должен стать головной отечественной организацией, которая занимается предоставлением доступа к мировым ресурсам, оценке вклада России в мировую науку, выявлением трендов исследовательских процессов. Также у РФФИ остается широкий функционал в области научной дипломатии (через Глобальный исследовательский совет), а также по экспертизе (широкая сеть экспертных советов).

Все эти функции очень близко соприкасаются с ключевыми направлениями работы Российской академии наук. Неудивительно, что возникла идея интегрировать РФФИ в структуру РАН.

«Мы видим, что тот функционал, который есть у РАН, и РФФИ тоже хочет себе взять. <...> При такой постановке вопроса, что будет еще одна организация, которая будет заниматься экспертизой и научной дипломатией, начинается дальше обсуждение того, что надо вместе нам это делать. Поэтому Юрий Юрьевич (Балега) сформулировал интересное предложение – почему бы не предложить, чтобы РФФИ отдали в структуру РАН»,заявил президент РАН Александр Сергеев на Общем собрании Академии.

В целом, к функционалу по работе с научной информацией также относятся и журнальные вопросы – то есть работа над интеграцией функционала и влияния Академии относительно собственных изданий, суверенизация контроля над ними, выработка и реализация системной политики по продвижению российских журналов и статей отечественных авторов в мировом исследовательском пространстве.

С другой стороны, предполагаемый новый формат функционирования РФФИ однозначно делает его интегратором повестки двух институтов, занимающихся научной информацией – это ИНИОН и ВИНИТИ. Их обоих уже не первый год пытаются слить в единый мощный научно-информационный центр, что регулярно наталкивается на сопротивление – как самих институтов, так и научного сообщества. Вариант совместной интеграции в новый формат работы РФФИ может стать консенсусным решением для всех заинтересованных сторон. Тем более, если координатором работы будет выступать Российская академия наук.

Любые трансформации одновременно будут означать изменение внутри организаций – оптимизацию штатов, перефокусировку форматов работы. РФФИ, если судить по текущим сигналам, в итоге все равно трансформируется в условный «Российский фонд научной информации». Так или иначе, но «перезагрузку» ждет вся эта сфера – а значит и ИНИОН, и ВИНИТИ скорее всего должны будут «сбросить» с себя не полностью профильный функционал и в итоге все равно интегрироваться – друг с другом и(или) с «РФФИ-РФНИ».

Заметим, что предложение об интеграции в структуру Академии наук поступает уже не первый раз. Ранее академическое сообщество всерьез рассматривало перспективны включения Высшей аттестационной комиссии – тем более, что та также занимается прямыми обязанностями РАН: проводит экспертизу – диссертаций, журналов, заслуг.

Во всех этих обозначенных пространствах оргуправленческие трансформации не только назрели, но и практически неизбежны. В них также найдут свое отражение научно-политические расклады.
источник
Научно-образовательная политика
Александр Мажуга, ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, для НОП:
(По итогам послания Владимира Путина Федеральному Собранию)

Сегодня на самом высоком уровне признаются успехи российской науки и системы здравоохранения  в борьбе с коронавирусной инфекцией.  Президент России Владимир Путин обозначил ориентиры работы в области здравоохранения: сердечно-сосудистые заболевания, онкология, болезни органов дыхания, гепатит С, масштабная диспансеризация и профилактические осмотры. Однако важно не забывать о развитии других социально значимых направлений.

Понимая эти приоритеты, мы в РХТУ им. Д.И. Менделеева нацелены на постоянное развитие отечественной малотоннажной химии, разработку новых активных фармацевтических субстанций, подготовку кадров в области химико-фармацевтического производства. Важно отметить поддержку государства в этой области, например программы по созданию инжиниринговых центров и развитию высокотехнологических производств на базе вузов, поддержку молодых ученых и преподавателей. При этом доведение разработок в области химии и фармацевтики до реальных продуктов невозможно без привлечения бизнеса.

В этой связи особо актуальна анонсированная Президентом программа поддержки университетов, которая подразумевает не только дополнительное грантовое финансирование, но и формирование консорциумов вузов с промышленностью, наукоемким производством, научными институтами. С новой моделью развития мы сможем эффективно использовать имеющиеся ресурсы и трансформировать научно-технологический комплекс нашей  страны.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН, для НОП:
(По итогам послания Владимира Путина Федеральному Собранию)

Считаю, что все проблемные зоны, затронутые Президентом в послании к Федеральному собранию РФ, требуют скорейшей проработки и улучшения по заданным траекториям. Особенно подчеркну сферу поддержки молодежи на всех уровнях. Вопросы нравственного и культурологического воспитания сейчас стоят очень остро, в первую очередь для нас,  руководителей вузов РФ.

Уверен, что увеличение количества бюджетных мест до 45 тысяч, 70% из которых будут открыты в региональных вузах, несомненно будет способствовать формированию новой генерации молодежи: профессионалов, эрудитов, патриотов. И, конечно, эта мера напрямую будет способствовать развитию регионов.

Отмечу и инициативу поощрения студенческого туризма: расширение сфер  общения студентов поможет не только сформировать представление о стране и ее возможностях, но и, после знакомства  с университетами и предприятиями других регионов, выстроить свою будущую карьеру. Если говорить о науке, заявленное финансирование  научных проектов, несомненно, создаст крепкий задел для новых прорывов.
источник