Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 July 27
Научно-образовательная политика
Г-жа Голикова ожидаемо назначена председателем комитетов по нацпроектам «Образование» и «Наука» (наравне с «Экологией» и «Здравоохранением»).

По образовательному проекту замом будет г-жа Васильева (Минпросвещения), по научному - г-н Котюков (Минобрнауки).
источник
Научно-образовательная политика
Научная шизофрения - такой диагноз можно поставить россиянам по итогам опроса ВЦИОМ.

Наши сограждане доверяют учёным, которые скрывают правду от них и ещё не факт, что сами знают истину. Почти половина верит в инопланетян, но ещё больше не верит в высадку американцев на Луну. Единственная отрада - хотя бы Земля, по мнению почти всех россиян, круглая.

Грандиозная программа научного просвещения с массированным финансированием единственная сможет исправить ситуацию. Беда в том, что нет ни свободных денег, ни координационного центра, ни достаточной поддержки в верхах. Будем надеяться, в нацпроектах «Образование» и «Наука», а также в госпрограмме НТР всё же найдётся достойное место для широкой просветительской работы с массами. Причём эту работу надо вести диверсифицированно по возрастным и социальным группам, а также уровню имеющейся подготовки.

Особый вызов звучит для образования всех уровней: школьного, среднего профессионального, высшего, дополнительного.

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9225
источник
2018 July 28
Научно-образовательная политика
Состав проектного комитета по нацпроекту «Наука»:

Голикова Т.А. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель проектного комитета)

Котюков М.М. – Министр науки и высшего образования Российской Федерации (заместитель председателя проектного комитета)

Сафуанова А.Р. главный консультант Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь проектного комитета)

Заклязьминский А.Л. – директор Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства Российской Федерации

Клепач А.Н. – заместитель председателя (главный экономист) – член правления государственной корпорации «"Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк)»

Котяков А.О. – заместитель Министра финансов Российской Федерации

Кривонос О.В. – руководитель Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой

Медведев А.М. – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации

Найговзина Н.Б. – заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Пак О.Б. – статс–секретарь – заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Секиринский Д.С. – заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно–образовательной политике

Фомичев О.В. – статс–секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Хохлов А.Р. – проректор – начальник управления Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице–президент Российской академии наук

http://m.government.ru/news/33391/
источник
Научно-образовательная политика
Состав проектного комитета по нацпроекту «Образование»:

Голикова Т.А. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель проектного комитета)

Васильева О.Ю. – Министр просвещения Российской Федерации (заместитель председателя проектного комитета)

Сафуанова А.Р. – главный консультант отдела Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь проектного комитета)

Гутман В.А. – министр образования и науки Астраханской области

Ельцова Л.Ю. – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

Забралова О.С. – первый заместитель председателя правительства Московской области

Заклязьминский А.Л. – директор Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства Российской Федерации

Калина И.И. – министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы

Котюков М.М. – Министр науки и высшего образования Российской Федерации 

Котяков А.О. – заместитель Министра финансов Российской Федерации

Кривонос О.В. – руководитель секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой

Линская Ю.В. – заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно–образовательной политике

Махакова Г.Ч. – заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации

Найговзина Н.Б. – заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Ракова М.Н. – генеральный директор Фонда новых форм развития образования

Соколов А.В. – заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Комар Е.В. – заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации

Фомичев О.В. – статс–секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Ячевская С.В. – заместитель председателя государственной корпорации «"Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк)»

http://m.government.ru/news/33392/
источник
Научно-образовательная политика
«Создание научно-образовательных центров и кооперация с организациями, действующими в реальном секторе экономики» - в рамках разработки данного федерального проекта нацпроекта «Наука» продолжается заявочная компания и на НОЦ в целом и на подобные центры «мирового уровня» в частности.

После визита г-на Котюкова в родной Красноярск регион ожидаемо заявил о своих амбициях по созданию собственных НОЦ, в том числе, мирового уровня. Первый
центр - по проекту «Енисейская Сибирь», второй - «Космические системы и технологии».

Новосибирск поступил несколько тоньше - предлагается создать на базе Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН центра компетенций «Генетические технологии». Это выводит данный центр из категории НОЦ в научно-производственную плоскость и в формат поручения президента по созданию и ресурсному обеспечению программы геномных исследований и генетических технологий.

Однако, и без этого существует около 10 кандидатов от Сибири на НОЦ (даже мирового уровня) - три от Новосибирска, два от Красноярска, Томск, Иркутск, Алтайский край, Тюмень.

О НОЦ и региональных раскладах в масштабах всей страны мы писали ранее - https://t.me/scienpolicy/729.

Гонка за НОЦ продолжается, скоро она перейдёт в фазу битвы за средства по нацпроекту «Наука».
источник
Научно-образовательная политика
А нужна ли вообще госаккредитация вузов?

Эта мысль является ключевой в набирающей обороты дискуссии, втянутыми в которую кроме Минобрнауки, Рособрнадзора и ведущих университетов оказались самые разные экспертные сообщества.
Судя по всему, модель аккредитации вузов действительно подвергнут серьёзной коррекции и к оценке качества образования вскоре будут привлечены эксперты из самых разных организаций, включая профессиональные общественные объединения и рейтинговые агентства.

Скорее всего, пилотный проект по новому порядку аккредитации коснётся университетов из проекта "5-100" и опорных вузов, а далее будет внедрён во всей высшей школе.

В срок до 1 октября 2018 года Минобрнауки и Рособрнадзор представят общественности новый формат проведения аккредитации.

http://tass.ru/obschestvo/5409386
источник
Научно-образовательная политика
Газета «Поиск» в честь юбилея (годовщины) реформы РАН провела опрос среди функционеров Академии, директоров научных организаций и отдельных академиков. В рамках серии публикаций «Реформа РАН: между прошлым и будущим» респондентам задавали два вопроса:

1. Как вы оцениваете результаты реформы, начавшейся в 2013 году?
2. Каким вам видится дальнейшее развитие РАН, академических институтов, научной сферы в нынешних реалиях?

Отвечали многие известные (и не очень) деятели академического сектора. Почитать ответы (и ссылки на публикации в предыдущих номерах) можно здесь: http://www.poisknews.ru/theme/ran/37514/

Вместе с тем мы так и не смогли пока что услышать те мнения, которые были бы наиболее интересны в политическом и стратегическом ключе: министра Котюкова, замминистра Трубникова, президента РАН Сергеева, президента Курчатовского института М. Ковальчука, ректоров ведущих университетов. Более того, у каждого причастного может быть собственное видение ситуации.

Обращаемся ко всем нашим читателям с двумя просьбами.
Первая - по возможности способствовать тому, чтобы топ-управленцы высказались по поводу реформы РАН.
Вторая - если ваше мнение отличается от высказанных на страницах «Поиска», приглашаем вас поделиться соображениями на нашем канале.

Пишите нам на sciedu@protonmail.com и @SciEdu_bot

Мнения топ-управленцев и лучшие комментарии читателей будут опубликованы!

Также просим вас по мере возможности поддержать наш канал финансово - это позволит и далее работать на привычном вам высоком уровне. Чтобы поддержать канал - пройдите по ссылке: https://bit.ly/2FUqY5h
источник
Научно-образовательная политика
Консолидация ректорского сообщества

Если отбросить в сторону моменты лоббизма политического (включение проектов в основном родом из МГУ и ВШЭ) и финансового (выделение под эти проекты бюджетных средств), то стоит отметить новый более продвинутый уровень представления ректорского сообщества как площадки-инкубатора и механизма отстаивания проектов перед исполнительной властью.

Ставшая в посление годы модной фраза "сетевое взаимодействие" по-своему играет и в РСР, и на других межвузовских площадках.

В майском указе и актуализированной госполитике в образовании и науке университетам отводится важная роль в развитии почти всех сфер экономики в стране и ключевая - в подготовке и переподготовке кадров.
Параллельно и ректоры стали ощущать свою бОльшую включенность и значимость в диалоге с властью.

http://www.poisknews.ru/theme/edu/37512/
источник
2018 July 30
Научно-образовательная политика
Росстуденчество под ударом

По данным наших источников в силовых ведомствах, в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Руслана Махмутова, руководителя Росстуденчества.
У следователей появились вопросы к расходованию грантовых средств, полученных Росстуденчеством в 2016-2017 гг.

Одновременно с этим в СМИ появилась информация о незаконном получении главой Росстуденчества земель в Серпуховском районе МО, выделенных ранее арестованным экс-главой Серпуховского района Александром Шестуном.


Российсий студенческий Центр "Росстуденчество" создан приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2014 № 1330.

http://gr-sily.ru/obshestvo/v-dele-shestuna-novye-podrobnosti-glava-serpuhovskogo-rajona-mog-razdavat--uchastki-sotrudnikam-centra-pri-minobrnauki-rf-27456.html
источник
Научно-образовательная политика
Видимо, учителя вняли заветам мудрого премьера и подались в бизнес
источник
Научно-образовательная политика
Рособрнадзор назначил проверку в Европейском университете в Петербурге

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор) проведет выездную проверку в негосударственном Европейском университете в Санкт-Петербурге.

"Действительно, планируется выездная проверка в рамках заявления вуза на получение лицензии", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Рособрнадзора, отвечая на запрос агентства. Как отметил собеседник агентства, по предварительной информации, проверка пройдет с 31 июля по 1 августа.
источник
Научно-образовательная политика
Министр просвещения России Ольга Васильева занимается самым что ни на есть министерским делом – вместе с Виктором Зиминым закладывает первый камень в фундамент строительства Чапаевская школы в Хакасии https://t.me/sidpolit/1606. Региональные выборы накладывают свой отпечаток на действия ряда чиновников, как федеральных, так и региональных: они становятся подчёркнуто показушными в мелочах. Начало строительства новой школы это большой успех для отдельного населённого пункта, но в целом проблема, которая в Хакасии уже не первый год, системно не решается.
Справедливости ради отметим похвалу уровня среднего профессионального образования в республике со стороны федерального министра.
источник
Научно-образовательная политика
Бочарова Наталья Александровна назначена заместителем Министра науки и высшего образования


Наш канал писал об этом предстоящем назначении еще 10 июля. Новая замминистра как профессиональный контролёр и надзорник будет курировать сеть научных учреждений, перешедших из ФАНО в Минобрнауки.

Ещё никогда в истории современной России Минобрнауки с бюрократической точки зрения не было таким большим- в составе нового министерства будет 25 департаментов.



https://t.me/scienpolicy/1040
Telegram
Научно-образовательная политика
Минобрнауки усиливается контрольно-надзорными кадрами.

Новым заместителем министра станет Наталья Бочарова, имеющая опыт руководящей работы в Счётной палате и ранее возглавлявшая Департамент имущества г. Москвы.

Директором департамента корпоративного развития Минобрнауки станет Ирина Храброва, также поработавшая и в "Счётке", и в Правительстве Москвы.

Вообще, министр Котюков сейчас активно тасует кадры ФАНО с целью формирования команды "корпоративных управленцев". Какова будет цель их деятельности? Внедрение современных стандартов управления для повышения качества работы академического сектора науки или возможная распродажа имущества после снятия моратория на отчуждение собственности институтов РАН? Это покажет лишь время и готовность команды Котюкова по «академической науке» работать на прорыв, а не на свой карман.
источник
Научно-образовательная политика
Пока что новая замминистра работает в старом кабинете со старой должностью на табличке
источник
2018 July 31
Научно-образовательная политика
Мы думали воздержаться от дискуссии по вопросу "Есть ли нехватка учителей в российских школах?"

Но объем писем по этому вопросу от наших читателей не позволяет.

Итак. Как все знают, ОНФ провёл мониторинг в различных регионах России , который показал что существует проблема нехватки школьных учителей.
Реакция Министра просвещения Ольги Васильевой последовала незамедлительно. Она заявила что в вопросе кадров в школах "наблюдается положительная динамика... дефицит не превышает одного процента учителей и в городских и в сельских школах".

Мы, в свою очередь, только вчера получили более 50 писем от наших читателей по данной проблеме из 17 российских регионов.
Общий тон писем- проблема в исследовании ОНФ отражена корректно, а по ряду регионов - цифры даже приукрашены.

Так как в канале присутствует довольно много читателей из числа руководителей как городских, так и сельских школ, мы обратились напрямую к экспертам, пообещав сохранить анонимность.

В целом нам подтвердили проблему, обозначенную ОНФ: учителей не хватает повсеместно, но есть 3 особенности:

1. Массово не хватает учителей начальных классов. Проблема и в высокой рождаемости (классы переполнены) и в низкой оплате труда- молодые выпускники педуниверситетов и педколледжей просто не идут работать за зарплату 19-25 тысяч рублей (цифры приведены нашими читателями из числа директоров и учителей школ).

2. В сельских школах во многих регионах массово не хватает учителей-предметников. Учителя математики, иностранных языков, русского языка и литературы, информатики...Список можно продолжить.
Наши респонденты называли нам цифры  недокомплекта учителей по своим сёлам и небольшим городкам - в среднем от 20 до 40%.

3. По школам СКФО впору писать отдельный федеральный проект в намках Нацпроекта "Образование". По ряду школ ситуация выглядит почти катастрофической.
Например, нам пишет директор сельской школы в Дагестане, которая утверждает что

"в  Акушинском, Буйнаксом, Дахадаевском, Гунибском, Кизлярском, Карабудахкентском, Сергокалинском, Левашинском, Рутульском районах республики Дагестан практически по каждому предмету не хватает 25% учителей, а по математике, английскому и русскому языку цифра достигает 40-50%".

В этой связи считаем, что Минпросвещения и Минобрнауки в команде с региональными министерствами образования и ректорами педуниверситетов,  директорами педколледжей и техникумов нужно пересмотреть подход к решению данной проблемы.

Можно сколько угодно говорить о "положительной динамике", но если у ребенка в школе учительнице хорошо за 60 (а часто и за 70), или толковый учитель перегружен из за большого количества классов и недокомплекта коллег-предметников, то или забудьте о "цифровизации" школы и массовой подготовке молодых талантов или сделайте школу более привлекательным, комфортным местом работы для молодых специалистов.

https://m.tsargrad.tv/articles/neblagodarnaja-iznanka-blagorodnoj-professii-pochemu-v-rossii-ne-hvataet-uchitelej_149845
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем директора центра развития профессионального образования  московского политеха и Старшего координатора группы по спасению Федерации альпинизма России  Алексея Овчинникова
с проведением блестящей операции по спасению альпиниста Александра Гукова.
источник
Научно-образовательная политика
Аркадий Дворкович, сопредседатель фонда "Сколково" поделился планами по развитию "Сколтеха"

У «Сколтеха» в основном партнерство было с Массачусетским технологическим институтом (MIT), и это так и планировалось. На новом этапе нам нужна более широкая сеть партнерств, не только с MIT, но и с более значительным кругом университетов, научных центров по всему миру, а также с РАН

​«Сколтех» является одним из наиболее успешных с точки зрения научной деятельности университетов в стране, по цитированию, по публикациям в первой тройке среди всех университетов.

При этом мы будем ставить вопросы перед правительством относительно дальнейшего развития. Есть тема второй очереди университета... там определенные инвестиционные средства нужны. 


https://www.rbc.ru/politics/31/07/2018/5b5f294d9a7947e41792a06b
источник
Научно-образовательная политика
Г-н Дворкович наконец приступил к выполнению председательского долга в Сколково. В его интервью РБК затронут очень широкий спектр тем и проблем. Детальный разбор темы самого Сколково оставим нашим профессиональным коллегам для их цикла публикаций. Нас же по научно-образовательной линии интересуют две темы.

Первая - интеграция разрозненных подсистем инновационного развития (Сколково, РВК, НТИ, многообразие вузовских и академических экосистем инноваций) в единую систему. Отрадно видеть, что существует понимание - простая сумма этих форматов совсем не гарантирует слаженной работы и синергитического эффекта. В рамках реализации Стратегии НТР, нацпроектов «Образование» и «Наука» появляется возможность создания сквозных каналов инновационного развития, включая и Сколково. Этот подход  оставляет больше шансов на прорыв, чем откровенное диссидентство, например, г-на Дм. Пескова, для которого НТИ и связанные образовательные проекты типа «Университета 20.35» - это вещи в себе, которые не надо встраивать в общую систему. Впрочем, к институтам развития сейчас очень много претензий - дыры в бюджете ВЭБа способны проглотить несколько регионов, а методы работы РВК словно застыли в ливановской эпохе Минобрнауки (что неудивительно, учитывая кадровый состав руководства).

Второй интересный аспект - это шахматы. Мы много писали о том, что именно шахматы сейчас являются сквозной темой - от занятий ими в школах (активно лоббировала тему г-жа Васильева) через шахматные гостиные Кванториумов и шахматные смены Сириуса к (пере)подготовке педагогов на базе вузов (недавно дипломы получил первый выпуск из Новосибирского государственного технического университета). С большой долей вероятности г-н Дворкович сможет занять пост президента ФИДЕ. Это позволит по указанным выше сквозным каналам всерьёз участвовать в образовательных процессах на всех уровнях. Более того - на базе Сколково можно открывать образовательные центры наподобие Сириуса. Именно это позволит преодолеть явно элитистский характер Сколтеха и открыть Сколково широким массам будущих поколений ученых и инноваторов.

https://t.me/skolkovoleaks/1074
Telegram
Skolkovo_Leaks
Аркадий Дворкович дал первое интервью в новой должности сопредседателя Фонда «Сколково» (чуть позже - Председателя).

Разбор цитат. Часть 1.

«...уже готовы изменения в устав, с учреждением новой позиции — председатель фонда, которую мне предложено занять». Тут очень интересная коллизия. Есть еще должность Председателя Правления Фонда, которую занимает Игорь Дроздов. Ранее он занимал должность «главного юриста».

«Где-то мы переоценили возможности по срокам строительства, где-то переоценили наши возможности по преодолению бюрократических барьеров». О строительстве можно много говорить, но срыв сроков и увеличение бюджета стройки - сама любимая тема счётной палаты. Например: сдачу Гимназии просрочили на 1,5 года; а «Сколтех» должны были построить ещё в 2016 году. Из-за этого оба образовательных учреждения вынуждены были снимать площади на других объектах.

“У нас стабильное бюджетное финансирование, больше, чем есть, не нужно”. Запомните эту цитату: первое - о том, что самоокупаемости не будет; второе - что больших…
источник
Научно-образовательная политика
Позавчера, 29 июля, на Генеральной Ассамблее Международного математического союза определилось место проведения следующего Всемирного конгресса математиков - в 2022 году. Впервые в истории голосовались две заявки: Франция (в Париже) и Россия (в Санкт-Петербурге). После обсуждения по результатам тайного голосования была поддержана заявка России - 83 голоса за нас, 63 за Францию.

Напомним, что математическое образование и создание мощных математических центров (естественно - научно-образовательных) - это один из магистральных тредов текущей госполитики в области образования и науки. Данное направление заложено и в поручениях президента, и в майском указе (нацпроекте «Наука»). В частности предполагается создание сети международных математических центров. Этот процесс был инициирован ещё несколько лет назад и несколько буксовал, но сейчас он получил дополнительный импульс.

В 2022 году на Всемирном конгрессе математиков как раз можно будет подвести промежуточные итоги реализации данных математических инициатив.
источник
Научно-образовательная политика
У нас было 2 неудобных для Вертикали губернатора, 75 невинных религиозных философов и проповедников, куча обвиняемых в терроризме вегетарианцев, страйкболистов, экологов и антифашистов и всего такого, всех цветов политического спектра, голодающий режисер, а ещё ученый, который всего лишь написал статью в научном журнале. Не то, чтобы это всё было нужно для безопасности Родины, но раз начал зарабатывать себе новые звездочки, премии и награды, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что меня беспокоило — это ученый. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем чекист, шьющий государственную измену ученому. И я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся.
источник