
Напомним, в научно-технологических и цифровых вопросах было сформировано два треугольника. По науке и технологиям – Белоусов-Фурсенко-Кириенко; по цифре – Белоусов-Кириенко-Акимов. Переход Дм. Пескова из АСИ под «крыло» президента активно продвигал г-н Кириенко. Рассматривался даже вариант замены Фурсенко на Пескова, но старый лис отбился. Вообще, приход Пескова на должность спецпредставителя, это фактически хорошая мина при плохой игре для Кириенко. Должность выглядит явной синекурой со звучным титулом и пустотой полномочий. Самостоятельным весом Дм. Песков, конечно, не обладает. Да, он формально часть «группы прорыва», но уж слишком неудобная для самих её членов.
В этой связи, отмечаемые некоторыми комментаторами излишние конфликты с Фурсенко нерациональны для Васильевой. Это формирует всё более эффективный ситуативный альянс Фурсенко-Кириенко в вопросах противодействия ей.
О конфликтах по линиям Фурсенко-Дм. Песков, а также (Группа прорыва+Фурсенко)-Васильева мы писали уже достаточно давно. Также, как и том, что разделение полномочий между Фурсенко и Песковым может быть по линии стратегия-тактика. Именно эти варианты сейчас реализуются на практике, хотя их наличие было очевидно и озвучено значительно раньше.
Цифровые вопросы привносят новые линии раскола в министерства. Так назначение г-жи М. Раковой заместителем министра просвещения г-жи Васильевой было для последней откровенным шоком. Настроения в команде Васильевой близки к паническим и пораженческим - атака на позиции министра идёт с двух сторон: от Сириуса г-жи Шмелевой и Кванториумов г-жи М. Раковой. Новые технологии и дополнительное образование стали мерилом некомпетентности г-жи Васильевой, дни которой на министерском посту, очевидно, сочтены. Г-н Котюков находится в более благоприятных условиях, но и ему стоит озаботиться ярким стартом в данных направлениях. И вопрос формирования команды стоит на первом месте – он сам не слишком продвинут в образовательных вопросах, а «цифровой» замминистра пока не определен. Вузовский компонент же, очевидно, здесь будет определяющим - отсюда важность избежать попадания под влияния семиректорщины.
Концепции развития образования (особенно по цифровыми вопросами, онлайн-образованию и ДПО) у Фурсенко излишне консервативны; у семиректорщины (во главе с Кузьминовым-Мау-Садовничим) излишне прагматичны и ориентированы исключительно на осваивание бюджетов; у г-на Дм. Пескова излишне оторваны от реальности и немасштабируемы за границы песочниц и отдельных островов. Остаётся надеяться, что формируемая команда нового Минобрнауки сможет избежать всех указанных перекосов.
Поведение г-на Дм. Пескова формата «у меня была для вас презентация, но поскольку меня назначили, я вам ее не покажу» на интенсиве «Остров 10-21» ставит большие вопросы о его умении работать как с коллегами, так и с широкой аудиторией. Да и сам формат Острова вызывает большие сомнения - значительную часть цифровых «примочек» реализовать не удалось, а участники сильно расходятся в понимании того, что есть цифровая экономика и цифровые компоненты деятельности. Пока эта инициатива новоявленного спецпредставителя выглядит если не провалом, то фальстартом.
Ключевая проблема для научно-образовательно-цифровой-технологической сферы заключается в отсутствии не только демиурга или серого кардинала высшего уровня по данным вопросам, но и даже более-менее вменяемого консенсуса ключевых игроков. Их стратегии слишком различны, а желание обратить все процессы исключительно на пользу своего кармана слишком сильно.
Разгребать этот клубок противоречий во имя прорыва и реализации нацпроектов предстоит практикам из Минобрнауки, Минпросвещения, АНО «Цифровая экономика» и АСИ, а также экспертным группам, формируемым обоими министерствами. Забавным образом их идеи могут быть значительно более интересными, чем у ключевых групп влияния. Дихотомия практики теории и теории практики развернется здесь в полный рост.