Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 July 05
Научно-образовательная политика
Источники “Ъ” сообщили, что Путин присвоил закрытым указом первому замглавы АП Кириенко и вице-премьеру по ОПК Борисову звания Героев России. Якобы - за достижения оборонного сектора, о которых в том числе ВВП рассказывал во время послания Федеральному собранию 1 марта. Также высокие награды получили несколько сотрудников «Росатома». Сообщается, что ряд закрытых указов был подписан в конце мая, однако в «Росатоме», Белом доме и Кремле от комментариев отказались. Наверное, Кириенко и Борисову придется пока красоваться со Звездой Героя только дома, перед зеркалом...
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые коллеги и друзья!

Наш канал почти круглосуточно держит руку на пульсе науки, высшего и дополнительного образования в России. Очень часто вы присылаете нам интересную информацию о жизни университетов, научных институтов, региональных и федеральных органов власти. Мы благодарны вам за обратную связь, замечания и предложения.

В команде с вами мы хотим сделать наш канал ещё интереснее и в хорошем смысле "острее". Если у вас есть желание рассказать о произволе ректора, самоуправстве директора института, нарушениях, бездействии или халатности чиновников от образования и науки - пишите нам. Вместе мы будем бороться с пороками современной системы управления наукой и образованием, чтобы сделать её лучше.

И наоборот, если вы или какая-то организация хотите сообщить об управленческих успехах, интересных организационных приемах, ярких инициативах, мы также сможем найти форматы сотрудничества.

Пишите нам в чат-бота @SciEdu_bot или  на почту sciedu@protonmail.com
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня Госдума будет рассматривать во втором чтении «президентские поправки» в закон о Российской академии наук. Законопроект внесён в первоначальной (ещё февральской редакции) с правом РАН «согласовывать» трансформации, слияния и ликвидации научных институтов.

В рамках второго чтения обязательно будут внесены изменения. Во-первых, Правительство не намерено уступать в вопросе того, что у РАН должно остаться право только «рассматривать» вышеуказанные вопросы. В противном случае будут затруднены зачистка научных структур, их укрупнение и интеграция в университеты. Впрочем, согласование со стороны РАН не делает данные процессы невозможными.

Во-вторых, г-н Никонов продолжает играть свою игру и выступает формальным миротворцем. Он предлагает дать РАН право согласования изменений всех научных институтов кроме подведов органов власти, напрямую подчинённых президенту. Однако, в целом, Никонов и его комитет больше играют на стороне РАН. Впрочем, это всё может перемениться в зависимости от того, какие бонусы готово ему дать Правительство и новое Минобрнауки. Также не будем забывать, что на самом высоком уровне эти споры упираются в фигуры Кириенко и Володина, находящихся в непростых отношениях. Особое внимание Кириенко и Ковальчуков к теме РАН может вызвать у Володина желание стоять до конца.

В остальных моментах поправки не принципиальны. Особой власти или полномочий они Академии не дают.

Проект ФЗ и Распоряжение Президента Путина прикрепляем ниже.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Синих китов теперь будет ловить Росмолодежь.

Опубликованы изменения в статус и полномочия Федерального агенства по делам молодёжи. Самым интересным является новое полномочие: «осуществляет мониторинг распространения... информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и(или) здоровью».

Чувствуется, между ФАДМ и Роскомнадзором начнётся определенное перетягивание одеяла по данному вопросу. Тем более, что теперь Росмолодежь подчиняется напрямую Правительству, а РКН как и раньше - Минцифразу.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807050006
источник
Научно-образовательная политика
Наши источники в АП и МИД сообщают о планах по активизации с осени 2018 года международного сотрудничества в сфере профессионального образования по линии стран-членов Евросоюза.
Данное направление станет одним из ключевых в рамках инструментов использования "мягкой силы" в 2019-2021 гг.
Уже в 2018 году  Евросоюз поддержит участие некоторых ведущих российских университетов и технологических компаний в руководстве европейскими образовательными консорциумами.
Ключевыми партнёрами России по образовательной евроинтеграции выступают правительства Австрии и Болгарии.

Содержательные переговоры по данному направлению пройдут в конце июля в Вене и болгарской Варне.
источник
Научно-образовательная политика
«Президентские поправки» к закону о РАН прошли второе чтение. «Группа прорыва» разыграла интересный гамбит. Впечатление принятый вариант, однако, оставляет всё так же двоякое и компромиссное.

Ключевая поправка звучит теперь так:
6(2)) «согласовывает» решения о реорганизации и ликвидации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также «рассматривает» вопросы о внесении изменений в их уставы (утверждении уставов в новой редакции) в части научной и (или) научно-технической деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;".
Решение принято компромиссное. Реорганизовать и ликвидировать теперь можно только по согласованию РАН, а вот устав переписывать - сколько угодно.

Научно-методическое руководство всей научной и научно-технической деятельностью как было прописано мутно и со ссылкой на порядок, определяемый Правительством, так и осталось. То же справедливо для организации и координации исследований в рамках разрабатываемой РАН программы фундаментальных исследований. Опять же, это будет определено Правительством.

Именно на этапе разработки и утверждения порядков осуществления всех этих новоприобретенных функций и г-жа Голикова, и г-н Котюков смогут реализовать все необходимые сдержки и ограничения.

Неужели «группа прорыва» проиграла бой Никонову и дряхлеющей РАН? Нет, за «согласование» уплачена дорогая цена - снятие руководителей научных организаций и назначение и.о. также согласовываются, но не со всей РАН, а только с её президентом. Вот это рычаг давления на директоров, на РАН, а также крючок, на который крепко подвесили г-на Сергеева. Два-три раза продавить его по чувствительным кандидатурам - и от репутации не останется и следа.

Браво! Отличный гамбит, г-жа Голикова и г-н Котюков.

Принятый во втором чтении законопроект о «президентских поправках»: http://sozd.parliament.gov.ru/download/7E844A8B-FB59-4078-BE0D-E9732AF72371

Все подробности с самого начала: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/398393-7
источник
2018 July 06
Научно-образовательная политика
Г-н Сергей Зоткин, финалист конкурса "Лидеры России" (детище С.Кириенко) , гордость Волгограда.
И гордость Procter and Gamble, где трудится.
А вы знали что этот гигант мировой помывочной индустрии- лидер рекламного рынка в России и мире?

Вот просьба к Вам, Сергей!
Вы ведь закончили РАНХиГС в Волгограде? Там же и стали "Лидером России"?
Это хорошая реклама для Волгограда!

А можно Вас попросить как "Лидера России" и как лицо помывочного и рекламного гиганта спросить там у наместников г-на Мау в Волгоградском институте управления РАНХиГС, когда они перестанут сливать фекалии в р.Волгу?

Прямо в районе Мамаева кургана. Параллельно с матчами Чемпионата мира по футболу.

А то г-ну Мау не до сливов в реку сейчас.Он больше переживает как бы бюджетный слив от цифровизации высшей школы не прошёл мимо него.

Решение Краснооктябрьского районного суда, подтверждающего данный факт.


https://krokt--vol.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=245430264&delo_id=1502001&new=0&text_number=1
источник
Научно-образовательная политика
Почитайте, как бодро рапортует в 2015 году куратор образования Вице-премьер О.Голодец о мерах по создании научно-образовательной базы для системы контрольно-надзорных органов. Согласно обещаниям г-жи Голодец, к 2018 году должна быть подготовлена мощная научно-методическая база подготовки, переподготовки и повышения квалификации, с участием 22 ФОИВов и 17 вузов.

Знаете, зачем наш канал поднял эту тему?
Потому что Контрольное Управление Администрации Президента выявило, что ничего толкового по этому поручению Президента Минобрнауки за 3 года так и не сделало и никаких "баз" не создало.

Можно отметить только работу МИСиС (там работает экспертно-аналитическая группа по Контрольно-надзорной деятельности).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Недавняя встреча премьера Медведева с «группой Садовничего» ярко продемонстрировала разброд, который всё больше усиливается в университетском сообществе.

При этом в формируемом Минобрнауки до сих пор не назначен заместитель министра-куратор высшей школы, что порождает невероятной силы закулисные "турбулентности" в различных группах влияния от образования и между ними.

Учитывая масштаб задач, поставленных Президентом и Правительством перед ректорским корпусом, возможная стратегическая ошибка при определении кандидатуры зама по вузам в обозримом будущем может потопить министра Котюкова.
В истории современной России ещё не было куратора вузов, который бы пришёл на эту должность с поста ректора крупного университета, то есть с пониманием всех деталей внутривузовского управления и умением взаимодействовать с региональными властями и бизнес-сообществом.  
А это именно то, что сейчас нужно для того, чтобы "прорыв" произошёл не только в бумажных отчётах, но и в реальных вузах. Причём не только по линии "5-100" или у "опорников", но и в рядовых региональных университетах.

Г-н Садовничий перед надвигающимся 2019 годом и ожидаемой мягкой сменой власти в МГУ всё откровеннее тянет в сторону «дайте больше денег» и синекуру. Несмотря на всю громкую критику Рособрнадзора со стороны г-на Кузьминова, в первую очередь, ректор ВШЭ обсуждал на недавней встрече с Д.Медведевым дела финансовые - как бы онлайн-платформу развернуть, да оживить финансирование консорциумного конкурса. Часть ректорского сообщества хочет откровенно подчинить себе региональные вузы - и речь здесь идёт не о слабых университетах, но и о крупных игроках федерального подчинения. Г-н Мау, позорно «слив» Шанинку, увлечён не наведением порядка в филиалах, а планированием деления «цифрового пирога» в высшем образовании.

Вместо того, чтобы заниматься в приемную пору своими прямыми обязанностями, семиректорщина во главе с упомянутым триумвиратом начинает от траекторий формирования единого образовательного пространства и интеграции с наукой сворачивать в сторону эпохи феодализма с явным привкусом дикого капитализма. Похожая история и в клане ректоров-лидеров "5-100", и отдельно - среди ректоров опорных университетов.

Причин данному явлению много, но основная - безвластие. Старый Минобрнауки г-жи Васильевой представлял собой унылое зрелище в вопросах наведения порядка по данному направлению (в том числе, ввиду очевидного перекоса внимания в сторону школьного образования), а в новом Минобрнауки до сих пор вакантны посты заместителей министра и по университетам в целом, и по проектному офису, и по «цифре».

Неудивительно, что самые разные "группы влияния" активно борются за эти должности и последние 2 недели резко активизировали лоббистские действия вокруг г-на Котюкова. Свои ставленники помогут «пилить» бюджеты и делить Россию, наплевав на научно-технологический прорыв и майский указ.

На постах заместителей Михаила Котюкова уже довольно много технократов, но там остро не хватает государственников с разнообразным опытом работы; людей, способных привести в рамки цивилизованного взаимодействия аппетиты этих олигополистов; управленцев, способных проводить государственную политику, а не исключительно установки своих патронов из числа «университетского олигархата».

Именно министр Котюков и «группа прорыва» должны сейчас быть в наибольшей степени заинтересованными поскорее запустить оргуправленческую работу по вузовскому сектору, проектному офису и «цифре». Для этого нужны опытные управленцы, оперативные и сложные решения, а также готовность принимать их, пока семиректорщина не успела развалить и растащить высшее образование.

Так кто же эффективнее других может справится со сложнейшим участком -управлением высшей школой в ранге курирующего заместителя министра?

Ответ на этот вопрос мы узнаем совсем скоро. В последнее время в ректорском и экспертном сообществе эта тема - одна из ключевых.
источник
Научно-образовательная политика
Известно, что определённой поддержкой (и не в последнюю очередь от Научного руководителя МШУ "Сколково" Андрея Волкова) в борьбе за пост профильного по вузам замминистра науки и высшего образования с недавних пор пользуется ректор ТГУ Э.Галажинский. На наш взгляд (и если его кандидатура в итоге будет выбрана), это ошибочное решение.
Эдуард Галажинский среди знающих людей известен "мельчением" в стратегических управленческих вопросах и заслуженно не пользуется авторитетом даже среди коллег-ректоров по проекту "5-100". Автор этих строк лично присутствовал при обсуждении г-н Галажинским вопросов "откатов" от госконтрактов и определении ответственных подписантов от вуза (обычно это г-жа Можаева, курирующая "цифровые" образовательные проекты).

Поживём-увидим.
источник
Научно-образовательная политика
На нацпроект «Наука» за 6 лет выделят около 540 млрд. руб. - такие цифры озвучила г-жа Голикова. Интересно, что по её словам, результаты поддержанных исследований должны быть внедрены в практику и производство. А значит, нацпроект «Наука» не про фундаментальные и поисковые исследования. Следовательно, основными получателями средств станут вузы, а также практикоориентированные научные институты и центры (в первую очередь, Курчатовский институт). Кроме того, в эту сумму включена поддержка региональных научных центров. Впрочем, по логике Стратегии НТР регионам придётся и самим хотя бы в какой-то мере вложиться, чтобы получить средства федерального бюджета.

В целом, не стоит обольщаться, 90 млрд. руб. в год - сумма, откровенно говоря, не самая прорывная. Будет крайне важно интегрировать нацпроект в госпрограмму НТР и оптимизировать всю систему господдержки науки - убрать дублирующие форматы, развести линейки грантов и субсидий по адресатам, сбалансировать мега- и мультиформаты. Необходимо  будет и в рамках нацпроекта, и вообще в научной сфере завлечь средства регионов и бизнеса. Без этого никакой прорыв не состоится из-за банальной нехватки средств.

Компаниями и госкорпорациям вообще стоит готовиться - «скинуться» придётся не только на научно-технологическую часть, но и на инновационную. Г-н Дворкович точно не упустит возможности настоятельно попросить бизнес помочь и материнскому «Сколково» и его отпрыскам.

http://tass.ru/nauka/5352121
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые идеологи и авторы "Школы ректоров", а также иных прогрессивных программ для ректоров и руководителей от образования по линии МШУ "Сколково" и РАНХиГС.

Андрей Волков, Ольга Назайкинская, Денис Конанчук и их коллеги: этот пост для вас.

Сейчас в режиме реального времени в разных кабинетах идёт формирование национальных проектов "Образование" и "Наука", а также федеральных проектов их составляющих; формируется госпрограмма Научно-технологического развития РФ.
В этой связи мы вспомнили о результатах прошлого Нацпроекта "Образование", а также о механизмах измерения эффективности расходования средств.
Вот вы за последние годы подготовили сотни руководителей по разным направлениям внутривузовского менеджмента. Теперь ректоры стали  креативнее и научились тратить выделенные бюджетные средства на более широкую линейку услуг.
По нашим подтверждённым данным, в прошлом Нацпроекте "Образование" по линии Tоп-5 вузов-победителей от 25 до 30% выделенных средств были израсходованы абсолютно нецелевым образом. Сегодня порядок цифр выделяемого бюджета существенно выше, а ректоры вузов-исполнителей в основном те же.

У нас по-прежнему не будет никаких нормативов по оценке стоимости работ вузов-исполнителей в рамках национальных и отдельных федеральных проектов? По-прежнему в отчётах будут недельные командировки проректоров и деканов по миллиону на каждую? Или "разработка научно-методических материалов" с перепечаткой отчётов недавно прошедших конференций?

Мы очень хотим чтобы в вузовском кластере реально произошёл научно-технологический прорыв. Хотим, чтобы гость, посетивший кампус ВШЭ, МИСиС или МФТИ, испытывал что-то похожее на волнение, которое чувствуешь при входе в любой корпус MIT.

Сейчас самое время не пытаться запихнуть в госпрограмму, национальные и федеральные проекты побольше лазеек для распила, а сосредоточить экспертные усилия на анализе качества проектов, на работе с ректорами и проектными офисами вузов. Вот тогда результаты прорыва почувствуем мы все.
источник
Научно-образовательная политика
Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока изучил недавно переведенную на проектное управление пилотную госпрограмму «Развитие образования» на предмет раздела по опережающему развитию дальневосточного региона.

Важный нюанс – «опережающее развитие приоритетных территорий (в т.ч., Дальнего Востока)» - по мысли президента, депутатов и адекватных людей – есть ситуация, когда оный регион развивается быстрее, чем в среднем вся страна. Так вот эта задача в госпрограмме «Развитие образования» даже не сформулирована. Выполняется ли она фактически в 2018-м году?

В рамках программы предполагается получение различного рода субсидий, который распределяются по получающим регионам крайне неравномерно – как правило, максимум 5 из 9 субъектов Дальнего Востока получают какой-либо вид субсидий (редко – 7 и никогда все 9), а в ряде случаев, количество падает до 1 региона. С удивлением для себя депутаты обнаружили, что по 4 видам субсидий Дальний Восток вообще никак не задействован.

От себя добавим, что несмотря на многочисленные упоминания ДВФУ и механизмы его поддержки реальные заслуги вуза значительно скромнее. Более того, в странном диссонансе с таким количеством благ, выпавших вузу, смотрятся продолжающиеся сокращения сотрудников и повышения платы за обучение.

Ключевой вывод депутатов стоит в наличии проблем системного характера по расширению участия субъектов Дальневосточного федерального округа в реализации мероприятий госпрограммы. Запланированных по данным регионам мероприятий может оказаться недостаточно для выполнения  поручения президента об опережающем развитии Дальнего Востока.

Впрочем, далее депутаты от здравомыслия переходят к своей всегдашней мечтательной профнепригодности. Решать проблемы предполагается льготными режимами и коэффициентами, выделением дополнительных средств и их квотированием для данных территорий. Предложения, мягко говоря, второй свежести.

Жители депрессивных регионов вне приоритетных территорий смотрели бы с завистью на подобные преференции по всем госпрограммам, если бы не были заняты более насущными проблемами – например, выживанием в аварийных школах и корпусах, латанием дыр в региональных бюджетах на образование, а учителя и преподаватели – выживанием физическим. Ей богу, разбирайся у нас политически активное население получше во всех этих программах и проектах, давно бы уже в медийном пространстве гремел лозунг «Хватит кормить Дальний Восток!».

А так да, это у нас стратегически важный регион, кто спорит. Давайте дадим больше денег ДВФУ, чтобы он болтался в хвостах рейтингов, а если будет мало – построим там синхротрон. Если будет мелковато – создадим новый остров, а уже там – синхротрон и новый кампус университета.
источник
Научно-образовательная политика
источник
2018 July 07
Научно-образовательная политика
Управление сетью научных институтов в новом Минобрнауки может стать более прагматичным и ориентированным на результат.

Наши источники сообщают, что обсуждается формирование в структуре Министерства науки и высшего образования Департамента корпоративного управления, который будет заниматься вопросами менеджмента сети научных институтов (бывших подведов ФАНО, ранее - РАН). Поговаривают, что научные организации будут управляться по модели дочерних зависимых обществ. По мере вливания отраслевые исследовательские организации также будут переходить на этот стандарт.  

Благие управленческие намерения должны получить разумное практическое воплощение, но сама идея сделать менеджмент научных организаций более адекватным современным условиям вызывает как минимум интерес.
источник
Научно-образовательная политика
Дорогие друзья!

На следующей неделе наши редакторы проведут встречу с руководством Минобрнауки.
На встрече планируем обсудить предложения и замечания по различным направлениям деятельности министерства.

Если у вас есть конкретные, сформулированные предложения: пишите нам, с уточнением авторства или пожеланием сохранить анонимность идей.

sciedu@protonmail.com
или     @SciEdu_bot
источник