Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 November 27
Научно-образовательная политика
Интересно, как инициатива по увеличению предельного возраста ректоров до 70 лет (хорошо знаем, кто и под кого лоббирует) согласуется с треком "Наука" в рамках третьего сезона "Лидеров Россия", запущенного 4 октября 2019 года президентом России, Председателем Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» Владимиром Путиным в Сочи в образовательном центре "Сириус".

Всего на участие в конкурсе "Лидеры России" по специализации "Наука" пришло 22 272 заявки. По окончанию дистанционного этапа тестирования к очным испытаниям будут допущены 300 человек.

Планируется, что финалисты и победители сформируют в т.ч. кадровый резерв для замещения должностей ректоров российских университетов.

Хотя, возможно, 35-40 летним Лидерам будет рекомендовано до назначения на должность поработать в вузе еще 20-25 лет, чтобы соответствовать высоким управленческим стандартам уважаемого депутата Сафаралиева, который через полгода отпразднует 70-летний юбилей.

https://t.me/tyumen_science/1322
источник
Научно-образовательная политика
Скелеты в шкафу экспертизы

Экспертная оценка полагается многими в научном сообществе наиболее адекватной формой отбора исследовательских проектов и рассмотрения из результатов. В этом (зачастую действуя скорее политически, нежели практически) многие противопоставляют наукометрию и экспертизу.

О грехах исчислимых показателей публикационной активности сказано уже очень много. Однако, и предлагаемая им альтернатива не столь безоблачно чиста и непредвзята.

Эксперты могут иметь конфликты интересов (о чем не всегда сами они сообщают или организаторы оценки догадываются), у них способны проявиться собственные амбиции протащить или утопить ту или иную заявку и так далее. А часть из них банально не соответствует по уровню предъявляемым требованиям – или соответствует лишь формально, а не содержательно (по их научной квалификации и степени проникновения в тематику).

Плохая экспертиза же во многом хуже формальной наукометрии.

Не меньшая ответственность на тех, кто организует экспертизу и отвечает за подбор самих экспертов – здесь и потенциал для чисто человеческих ошибок, и возможности для злоупотребления положением, и даже коррупциогенность (ведь у всех ответственных есть свое начальство).

Со всеми этими огрехами экспертизы давно борются все заинтересованные стороны.

Российский научный фонд всегда педалировал свое лидерство в практиках проведения экспертизы. Не обошла стороной этот процесс и цифровизация. К настоящему моменту в основных частях РНФ ввел автоматизированную систему определения экспертов, распределения заявок (по тематике и количеству), а также оперативной реакции на ответы экспертов.

В итоге система, по мнению ее авторов и руководства РНФ во главе с Александром Хлуновым, должна в автоматическом режиме распределять заявки, учитывая не только рубрикатор, но и ключевые слова, соотнося тематику с область профессиональных интересов эксперта; следить за нагрузкой; обязательно отслеживать конфликт интересов; вступать в оперативную коммуникацию с экспертами (в случае их отказа или согласия) и т.п.

Фонд преподносит это как важное достижение, отмечая, что это повышает прозрачность экспертизы, ее непредвзятость и уровень доверия к результатам. С этим сложно не согласиться, однако это закрывает вопрос только на один блок критики как в работе конкретно РНФ, так и вообще к экспертизам научных проектов (чем занимаются очень много участников – от государственных структур до их подрядчиков из числа коммерческих организаций).

Второй пласт критики был всегда связан с непрозрачностью итогов (промежуточных и окончательных) как течения самих научных проектов, так и их экспертной оценки. Отчеты представлены разве что краткими аннотациями, а экспертные заключения вообще не доступны никому, кроме как организаторам, заказчикам и самим ученым, чей проект изучался.

Именно открытость в этом аспекте должна стать следующим логическим шагом – публикация отчетов и экспертных заключений в свободном доступе (пусть с необходимыми купюрами и анонимизацией экспертов). Впрочем, личности последних также вполне могут быть представлены публично. Ведь пошли же на это с рецензированием учебников – теперь все давшие оценку будут поименованы на титульных страницах.

Российскому научному фонду, раз уж он претендует на то, чтобы стать ключевым институтом научно-исследовательского развития в рамках фондовой перестройки и перераспределения компетенций с РФФИ, стоит задуматься не только над техникой, но и над представлением результатов широкой публике. Ведь граждане, не говоря уже о профессиональном сообществе, вправе знать не только результаты экспертизы (в формате – дали грант или нет, продлили или отказали), но и мотивацию, а также те достижения, которые были наработаны в ходе проекта.

Для настоящего прорыва необходимо, сделав первый шаг, совершить и остальные. В данном случае – в вопросах экспертизы. Иначе это не прорыв, а ленинское «шаг вперед, два назад».

Подробнее об автоматизации экспертизы в РНФ: https://indicator.ru/humanitarian-science/o-novoi-sisteme-naznacheniya-ekspertov-v-rnf.htm
источник
Научно-образовательная политика
Наука Лидеров 1/2

2 декабря откроется демотест по специализации «Наука» для участников конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На прохождение этого этапа у участников есть двое суток – 3 и 4 декабря. Тест будет состоять из 40 вопросов, на решение каждого выделено по 50 секунд. На что обратить внимание при прохождении теста «Наука», а также какие задания ждут участников – на эти и другие вопросы ответили на пресс-брифинге соорганизаторы теста, эксперты Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

«Перед составлением теста для специализации «Наука» мы задались вопросом - какими качествами должен обладать Лидер Науки? С экспертами из ведущих научных организаций решили сначала составить портрет современного Лидера Науки выделили ряд компетенций, в том числе и специфических для научной сферы, таких как: умение коммуницировать, выстраивать кооперации с российскими и зарубежными научными группами, использовать существующие инструменты поддержки, коммерциализировать научные знания и т.д. Таким образом, вместе с коллегами из ведущих научных и образовательных организаций, а также при участии Министерства науки и высшего образования России, фондов поддержки научно-технической деятельности, АНО «Цифровая экономика», проектного офиса НТИ  мы сформировали вопросы для этого комплексного специализированного теста, позволяющего оценить, насколько участник конкурса ориентируется в сегодняшнем состоянии развития науки в стране», рассказал председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков.
источник
Научно-образовательная политика
​​Наука Лидеров 2/2

Всего на участие в конкурсе «Лидеры России» по специализации «Наука» пришло 22 272 заявки. По окончанию дистанционного этапа тестирования к очным испытаниям будут допущены 300 человек.

«Основные направления проверки в тесте — это знание научно-технических трендов, мер поддержки, национальных проектов. Без этого никуда! От Лидера Науки помимо непосредственного занятия наукой теперь требуется выполненение множества организационных функций.  В связи с этим, особое внимание в тестах будет уделено знанию Стратегии научно-технологического развития РФ, определяющей основные тренды развития российской науки. Молодые ученые ее, безусловно, должны знать, потому что один из основных принципов Стратегии – это наука для людей, то есть наука, которая необходима нашему населению. Соответственно, ученый должен акцентировать свои научные исследования, в первую очередь, на потребности, которые формулирует государство. Они заложены в национальных проектах «Наука» и «Образование», основополагающих документах, регламентирующих меры господдержки в направление развития научно-образовательной сферы», – подчеркнул проректор по модернизации и стратегическому развитию Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Борис Коробец.

Всю информацию о методологии подготовки в рамках конкурса «Лидеры России» к тестам по специализации «Наука» можно узнать на сайте Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

«Отдельный блок вопросов посвящен результатам научно-исследовательской деятельности. Участники должны уметь пользоваться различными базами данных, такими как, Scopus, Web of Science и другими. Кроме того, в ходе теста проверим знания способов подачи патентных заявок, проведения полного цикла патентования исследования, коммерциализации проекта - доведения от научно-исследовательской разработки до стартапов», – отметил лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, заведующий лабораторией нанобиотехнологий Московского физико-технического института Максим Никитин.

«Часть вопросов тестов будет посвящена вопросам истории и методологии науки. От нашего участника требуется знание основных концепций истории и философии науки, а также достижений российских ученых и нобелевских лауреатов. Кроме того, будут вопросы, связанные с карьерой молодого ученного и требованиями к защите кандидатских диссертаций, публикаций и т.д», – добавил победитель Президентской программы исследовательских проектов, начальник лаборатории стабилизированных лазерных систем НОЦ «Фотоника и ИК-техника» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Владимир Лазарев.

Подробные отчеты с индивидуальными рекомендациями конкурсанты второго блока дистанционного тестирования получат 12-13 декабря.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас Институт образования НИУ ВШЭ проводит совещание о ходе реализации ФП "Новые возможности для каждого" нацпроекта "Образование" с участием директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки РФ Андрея Зарубина.

Данный федпроект - основа формирования обновлённых платформ непрерывного образования в университетах, и об этом совместный стрим Высшей школы экономики и Научно-образовательной политики "Система непрерывного образования 2.0: компетентностный прорыв", который пройдет с 2 по 4 декабря на "Зимнем острове" в Сочи.
источник
Научно-образовательная политика
Блестящий результат продемонстрировала сборная России на Международном осеннем турнире по информатике в Шумене (Болгария). Становится доброй традицией брать много медалей и в этом состязании, и в других подобных мероприятиях.

Это лишнее подтверждение тому, что кадры для цифровой экономики в стране готовятся активно и успешно. Ведь только широкой, массовой и качественной подготовкой можно объяснить подобные успехи.

Школы и университеты активно работают над продвижением цифровых навыков – в частности, программирования – во всех возрастных категориях.

Поздравляем сборную России с этим очередным и значимым достижением!

https://t.me/dovuziu/550
Telegram
Довуз Университета Иннополис
#IATI2019 #информатика
Завершился XI International Autumn Tournament in Informatics (IATI 2019) - Международный осенний турнир по информатике в Шумене (Болгария). Результат сборной России - феноменальный: 14 золотых, 13 серебряных, 10 бронзовых медалей - мы заняли почти весь пьедестал, не оставив никому и шанса. Наши герои:

Юниоры
🥇Золото
2 - Александр Некрасов
4 - Валерий Родионов
5 - Дмитрий Галатенко
6 - Иван Мачуговский
8 - Булат Харисов
9 - Денис Мустафин

🥈Серебро
10 - Даниил Кузьмин
13 - Иван Добрынин
15 - Владимир Аверенков
17 - Рузиль Загиров
20 - Ислам Шайхиев
21 - Денис Видяев
22 - Александр Лиасковский

🥉Бронза
23 - Артем Абатуров
24 - Эмир Зиганшин
25 - Илья Тамиаров
38 - Олег Горбатюк
43 - Ренат Каримов

Сеньоры
🥇Золото
1- Ильдар Гайнуллин
2 - Антон Садовничий
3 - Андрей Ефремов
4 - Александр Шеховцов
5 - Егор Лифарь
6 - Азат Исмагилов
8 - Михаил Будников
9 - Семён Савкин

🥈Серебро
10 - Андрей Одинцов
12 - Булат Миннеханов
13 - Данил Клищ
17 - Сергей Харгелия
20 - Тимофей Федосеев
23 - Кирилл Баландин…
источник
Научно-образовательная политика
Красноярская Арктика

Сибирский федеральный университет и Красноярский край активно включаются в арктическую научно-образовательную гонку.

Вчера на заседании президиума регионального правительства обсуждалось Состояние и перспективы развития Арктической зоны. Губернатор Александр Усс поручил министерству образования края завершить работу над концепцией создания Института Севера и Арктики на базе СФУ.

Ожидается, что он станет опорной площадкой для работы госкомиссии по развитию Арктики и ряда федеральных министерств.

Отметим, что Красноярский край и Сибирский федеральный университет являются одними из претендентов на научно-образовательный центр мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Проблематика Арктики в нем также займет весьма важное место.

НОЦ «Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0», тесно связанный с одноименным инвестиционным проектом, уже запущен. Базовым регионом является Красноярский край, однако в перспективе рассматривается также участие республик Хакассия и Тыва, поскольку они задействованы по инвестиционному вектору.

Межрегиональный характер, широкая проблематика, очевидная стимулирующая роль для макрорегионального развития – все это лишний раз подчеркивает достоинства заявки Красноярска на НОЦ.

Отметим также, что этот регион хорошо известен и министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову, и части управленческой команды Минобрнауки. Впрочем, это также налагает особую ответственность на региональные власти и руководство СФУ. Есть все основания полагать, что с этим они успешно справятся.

Подробнее: о красноярском НОЦ, Институте Севера и Арктики СФУ, стратегической сессии «Север» по развитию северных территорий Красноярского края, состоявшейся летом этого года.
источник
Научно-образовательная политика
Кто меняет школу?

Ответ на этот вопрос искали участники Всероссийского открытого урока «Школа завтрашнего дня» форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» вчера (26 ноября) в Ярославле. Помогал им в этом Президент России Владимир Путин.

Система ранней профориентации школьников, куда входит и «ПроеКТОриЯ», и «Билет в будущее» и ряд других мероприятий была создана во многом по инициативе президента, поэтому он особенно тщательно следит за успехами этих проектов и регулярно принимает личное участие в «открытых уроках».

Сценарий был выстроен таким образом, чтобы обсудить всех участников, которые могут стимулировать трансформации школьного образования: учителя, родители, дети, работодатель, команда.

Основную идею задал Владимир Путин: главные перемены инициирует сама жизнь.

По сети сразу разошлись советы, которые президент дал школьникам: пробовать, примерять на себя, найти ту работу, куда будешь с радостью приходить по утрам.

Отметим несколько других интересных замечаний, прозвучавших из уст Владимира Путина.

Он особо подчеркнул, что перемены в школе должны происходить эволюционным, а не революционным путем, а «консерватизм – это не цепляние за все старое и отжившее, а стремление вперед, на основе тех достижений, которые мы уже имеем». В этих словах содержится политическое кредо Владимира Путина – прорыв у нас действительно будет в некоторых частях консервативным (например, научно-технологические и образовательные инновации необязательно будут сочетаться с резким и кардинальным обновлением управленческой структуры и высшего состава лиц, принимающих решения).

Еще раз президент артикулировал, что у всех инициатив государства (сейчас они наиболее полно выражены в нацпроектах, куда интегрируются все остальные мероприятия) есть цель – развитие страны и граждан, улучшение качества их жизни.

В этом смысле действительно в рамках многих преобразований стоит формула «где родился, там и пригодился». Ротации чиновников по различным «полям» - отраслевым и региональным – тем не менее, проводятся всегда с учетом возможностей усилить управленческий потенциал субъектов федерации, их образовательных и научных учреждений и т.п.

Быстро стали мемом слова президента: «Сделать все можно. У нас страна возможностей». Несмотря на ироничный тон самой ситуации, содержание этой мысли действительно искренне разделяется Владимиром Путиным. Россия будущего выстраивается как пространство самореализации, поиска и поддержки талантов и лидеров. В этом особая роль президентской платформы «Россия – страна возможностей под руководством Алексея Комиссарова и в целом социально-профессиональной кадровой политики Сергея Кириенко.

Достаточно оригинальным образом отреагировал президент на просьбу рассказать о его видении soft skills. В ответе явно прозвучала позиция, что в некоторых аспектах они переоценены:

«Личностных умений? Они будут появляться по ходу их профессионального роста. Нужно уметь сосредоточиться на достижении результата. Самое главное, стремиться к этому результату.

Я только что сказал: добиваться хотя бы маленьких успехов, маленьких, и тогда это будет мотивировать к большим достижениям. Идти по этой лестнице всегда наверх, только вперед».

И как тут не добавить: «а в общем, надо просто помнить долг – от первого мгновенья до последнего».

Стенограмма открытого урока: http://kremlin.ru/events/president/news/62124
источник
Научно-образовательная политика
Семнадцать раз моя

2 декабря на площадке Совета Федерации состоится открытие нового сезона XVII Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», в котором ежегодно принимают участие десятки тысяч инициативных молодых людей из всех регионов России. Конкурсанты предлагают и реализуют проекты, направленные на пространственное и социально-экономическое развитие российских городов и сел, улучшение в них качества жизни. С 2019 года Конкурс входит в президентскую платформу «Россия – страна возможностей».

В мероприятии примут участие Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, координатор конкурса «Моя страна – моя Россия» Лариса Пастухова.

В зале соберутся победители конкурса «Моя страна – моя Россия» прошлых лет, которые поделятся своими историями успеха, расскажут о новых идеях, которые готовы предложить для развития российских регионов.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2221
источник
Научно-образовательная политика
Тюмень: индивидуальные траектории и привлечение студентов

Тюменский государственный университет одним из первых в России перешел на модель образования по принципу индивидуальных образовательных траекторий. Его ректор Валерий Фальков в интервью РИА Новости рассказал об основных векторах трансформации вуза, которые привели его к статусу одного из значимых центров притяжение талантов. Представляем вашему внимание ключевые выдержки, которые, по сути, являются «лучшей практикой», на что стоит ориентироваться другими руководителям вузов.

Причиной [перехода модель индивидуального образования] послужило включение ТюмГУ в проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди мировых научно-образовательных центров «5-100». Мы поняли, что поставленных перед нами амбициозных целей невозможно достичь, ничего не меняя в одном из базовых для любого университета направлении деятельности — образовании.

В процессе участия в проекте мы убедились в том, что талантливых абитуриентов и студентов можно успешно привлекать даже в Сибирь. В 21 веке иностранцы едут в Сибирь по собственной воле. Тюмень сегодня — комфортный и безопасный для проживания город. Удобный с точки зрения транспортной доступности. Здесь присутствуют крупные транснациональные компании, достойный уровень здравоохранения, школьного образования, интересная событийная повестка.

Мы уже не первый год принимаем студентов из стран СНГ — Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Эти студенты, как правило, учатся на русскоязычных программах, они культурно ближе к нам, общая история дает о себе знать.

Но одновременно с каждым годом мы увеличиваем количество студентов из стран дальнего зарубежья. Разработаны новые конкурентоспособные англоязычные программы, приняты и подготовлены преподаватели, которые могут свободно вести занятия на английском языке. За время участия в проекте «5-100» по сути заново выстроена система привлечения и адаптации иностранных студентов, аспирантов и преподавателей. У нас появилось комфортабельное общежитие.

Мы провели большую работу и поняли: если мы хотим, чтобы наш регион динамично развивался и дальше, мы должны сделать так, чтобы Тюмень и Тюменский университет стали магнитом по привлечению талантов, в том числе, из-за рубежа.

Неважно, откуда таланты. Наша задача привлечь лучших из других регионов страны и мира и создать для них условия, чтобы они могли внести свой вклад в развитие региона.

Число российских вузов, которые включаются в конкурентную борьбу за абитуриентов в странах СНГ, с каждым годом становится все больше. Поэтому в последние пять лет существенно выросла конкуренция за способных и подготовленных абитуриентов из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран. Мы понимаем, что надо идти в другие регионы мира.

В 2017 году в университете создано уникальное научно-образовательное подразделение — Школа перспективных исследований. В Школе семь направлений подготовки бакалавров; более 20 преподавателей, получивших ученые степени в лучших университетах мира. Занятия ведутся на русском и английском языках, то есть Школа билингвальная. Каждый год в Школу поступают от 70 до 100 человек. В этом году мы приняли в Школу абитуриентов из 37 регионов России!

[Ключевые качества современного вуза]: Динамика. Партнерство с регионом. Эффективная коммуникация как внутри коллектива, так и на внешнем контуре. Постоянная рефлексия.

Всем этим критериям ТюмГУ отвечает в полной мере.

Отдельно отметим, что вуз является базовой площадкой для Западно-Сибирского межрегионального научного центра мирового уровня, созданного Тюменской область, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Система привлечения студентов из России и стран зарубежья вкупе с механизмами поиска, поддержки и удержания талантливой молодежи является основой кадрового обеспечения не только НОЦ, но и выстраиваемой инновационной экономики региона. Все вместе это позволит получить результаты исследований и разработок мирового уровня.

Текст интервью: https://na.ria.ru/20191120/1561147286.html
источник
Научно-образовательная политика
Диалог о школе

В программе «Диалог» (совместный проект Правительства России и ВГТРК) встретились Сергей Шнуров (член Совета при комитете Госдумы по культуре) и Ольга Васильева (Министр просвещения).

Тема была острая – школьное и средней профессиональное образования. А оба собеседника откровенные люди, давно искавшие возможности поговорить друг с другом – в итоге разговор вполне можно растаскивать на цитаты. Подобной меметичности уже давно не было в дискуссиях о школах, колледжах и обучении детей.

Поначалу ход обсуждения напоминал классическую дихотомию сил зла (в лице Серегея Шнурова, у которого все плохо) и добра (у Ольги Васильевой напротив все хорошо). Однако, в итоге оказалось, что общего у собеседников значительно больше – диалог из спора превратился в коллективный монолог, где человек со стороны общался с ответственным за очень важные вещи управленцем.

Упомянули всё – нацпроект «Образование», новые требования к учителям, важность единого качества базового школьного образования по всей стране, обучающую и воспитательную роль школы, Кванториумы и многое другое.

Одна из важных тем (на чем сошлись собеседники) – мифология и герои. В России (в ее популярной культуре) не хватает ролевых моделей. Про сварщиков не снимают кино, а если бы и сняли – зритель не пошел. Россия не должна превратиться в страну блоггеров – но есть и проблема найти классных людей в рабочих специальностях, чтобы сделать из них пример для подражания. Нужны герои, которые делают реальные вещи – эта фраза Ольги Васильевой должна бы стать основой для выделения грантов для создания фильмов и передач.

Конструирование пантеона героев и соответствующей мифологии преуспевания через труд – та задача, где необходимы серьезные коллективные усилия, поскольку советская система оказалась разрушенной, а в современной России есть культ успеха, но игнорируется сопутствующая тяжелая работа.

Диалог продемонстрировал серьезные недоработки в продвижении нацпроекта «Образование», входящих в него федеральных проектов и конкретных мероприятий. При этом коммуникация должна быть адресной – про Кванториумы надо рассказывать детям и их родителям (учителям, понятное дело – про всё и сразу), а вот про федпроект «Новые возможности для каждого» – взрослым, которые могут пройти дополнительную подготовку и даже переподготовку, в т.ч. по цифровым компетенциям.

Сейчас существует портал ТАСС «Будущее России. Национальные проекты», создана АНО «Национальные проекты», которая и должна заняться продвижением этих инициатив в массы, произведя аккумулирование 70% заложенных на эти цели средств всех нацпроектов. Однако, как мы видим, этих усилий недостаточно.

Есть ощущение, что власти действительно стоит активнее приходить в соцсети и Телеграм, а работа там не должна сводиться к фактчекингу (о чем говорила Кристина Потупчик в своем недавнем интервью).

России нужны герои кроме военных, чиновников и бизнесменов. Конструирование подобной мифологии, а также формирование проактивной позиции для проведения перемен в общественной жизни входит в задачи созвездия конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей», но требуются и иные более сфокусированные коммуникативные усилия.

Россия является страной не охранников и водителей, а по большому счету – учителей (их больше 1,3 млн) и школьников (16 млн). Вместе с родителями – это и есть самая широкая общественная группа. И сложно не согласиться с Сергеем Шнуровым – именно базовое образование цементирует общество. Так сформировался «советский человек», так нужно воспитывать и обучать «россиянина 2.0», который и сам примет участие в конструировании России будущего, и в полной мере сможет воспользоваться ее плодами.

Задача школы – подготовить ребят могущих и желающих. Эта мысль Ольги Васильевой отражает в краткой и емкой форме суть государственной политики – отбор талантов, предоставление условий для самореализации, воплощения своих идей и проектов. Именно школа должна заложить фундамент того, чтобы в России было не просто нормально, но и «супергуд».

Видео: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/818715/cid/4921
источник
Научно-образовательная политика
Первый Цифровой прорыв

27 ноября в пресс-центре ТАСС подвели главные итоги первого сезона конкурса «Цифровой прорыв» – одного из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». По результатам сезона свыше 120 проектов получили финансирование от Фонда содействия инновациям и частных инвесторов.

Последним этапом конкурса стала преакселерационная программа, в рамках которой на протяжении октября – ноября эксперты и наставники работали с лучшими командами, доводя проекты до рыночного прототипа. В образовательной (дистанционной) программе преакселератора приняли участие 53 команды. До очного этапа, который проходил в мастерской управления «Сенеж» 20-22 ноября, дошли 47 проектов, где финалисты конкурса презентовали свои проекты инвесторам в рамках демо-дня.

Выступая на пресс-конференции, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков отметил, что «уже сейчас мы можем утверждать, что нам удалось достичь главной цели конкурса – собрать команды, которым под силу ускорить цифровую трансформацию российской экономики. Наши участники разрушают стереотип о том, что на хакатоне невозможно разработать актуальный рынку продукт — у многих наших финалистов всего спустя два месяца после Казани появились первые заказы на внедрения и продажу решений, причем не только на уровне родного региона».

«Конкурс действительно запустил волну цифровизации во всех регионах России — решения участников уже используют в Краснодарском крае, Ленинградской области, Удмуртии, Северной Осетии, Липецкой области. Сегодня мы можем говорить о как минимум 30 командах, которые проводят пилотные тестирования или заканчивают переговоры с коммерческими и государственными структурами», — отметил руководитель проекта «Цифровой прорыв» Олег Мансуров.

Участие в пресс-конференции приняла Юлия Ужакина, генеральный директор Академии Росатом. Госкорпорация «Росатом» выступила генеральным партнером конкурса. Юлия Ужакина отметила, что «Цифровой прорыв» – это эффективный инструмент для найма высокопрофессиональных специалистов.

«В Росатоме принята единая цифровая стратегия развития до 2030 года, и по предварительным оценкам только к 2024 году у нас будет потребность в 3000 новых сотрудников. Мы начали нанимать людей еще на региональном этапе конкурса — некоторые из них приезжали на финал в Казань в качестве сотрудников Росатом. За три дня финала мы пообщались со 100 специалистами, 70 из них захотели продолжить переговоры — из них 9 уже трудоустроены на предприятия корпорации. В том числе, победители нашей номинации, которым удалось блестяще решить сложный производственный кейс. Мы очень довольны результатами партнерства с конкурсом и уверены, что таких инициатив с решением реальных производственных кейсов должно быть как можно больше. Пора признать, что наше цифровое будущее — уже настоящее, и компаниям не справиться с ним в одиночку», — прокомментировала Юлия Ужакина.

По результатам демо-дня частные инвестиции получат несколько команд-финалистов. Кроме того, сейчас заканчивается отбор грантовых заявок по программе СТАРТ (Фонд содействия инновациям) – лучшие проекты смогут получить по 3 млн рублей на доработку решений. Ранее поддержку в размере 500 000 рублей на команду получили 112 проектов финалистов со всей России по программе Фонд содействия инновациям «УМНИК-Цифровой прорыв».

Конкурс «Цифровой прорыв» проходил с 3 апреля по 29 сентября. Финал конкурса состоялся в Казани и стал самым масштабным хакатоном в мире — он вошел в «Книгу рекордов Гиннесса», собрав на одной площадке более 3000 ИТ-специалистов из почти 650 команд.

Победителями стали 22 команды из разных регионов России, они разделили между собой призовой фонд в 10 миллионов рублей, смогут запустить бизнес, получить работу в ведущих компаниях, а также получить грант от «Фонда содействия инновациям» на развитие своего проекта.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Вышка-27

Сегодня исполнилось двадцать семь лет одному из ведущих университетов страны – Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики».

К Вышке можно относится по-разному, но и сторонники, и критики отмечают – это важнейший смыслообразующий элемент современного научно-образовательного ландшафта России.

Через смену политиков и профильных министров, изменения целеполагания для системы высшего образования, конфликты и споры околоВышки – ВШЭ пронесла через годы приверженность академическому духу и поиску инститы.

Редакция «Научно-образовательной политики» поздравляет коллектив Высшей школы экономики и ее ректора Ярослава Кузьминова с праздником!
источник
2019 November 28
Научно-образовательная политика
Остров зимний, образование непрерывное

В рамках Кадрового трека «Зимнего острова» эксперты сферы образования вместе с представителями вузов и бизнес-сообщества определят наиболее эффективные форматы подготовки кадров для цифровой экономики.

Без тесного взаимодействия бизнеса с вузами невозможно подготовить кадры для цифровой экономики, уверен со-организатор стрима Кадрового трека «Система непрерывного образования 2.0», наш эксперт и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов (@szhenov). Это связано с востребованностью форматов непрерывного образования, новую модель которого представители власти, бизнеса, экспертного сообщества и вузов спроектируют на «Зимнем острове» в Сочи.

«Важная группа нашего трека – это российские университеты. Они могут стать точкой роста цифровой экономики только в партнерстве с бизнесом и властями. Если мы готовим востребованных специалистов – в частности, используем непрерывное образование как инструмент увеличения числа компетентных кадров, вовлечь университеты без заинтересованного бизнеса и поддержки региональных властей будет довольно сложно», – отметил Евгений Сженов.

Результатом работы стрима станет дорожная карта взаимодействия компаний и университетов в части повышения квалификации кадров, в том числе для цифровой экономики. Особенное внимание планируется уделить программам непрерывного образования в вузах.

За этот блок отвечает команда методических лидеров федерального проекта «Новые возможности для каждого» во главе с замдиректора Института образования ВШЭ Ильёй Коршуновым.

К участию в стриме приглашены:
- Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»,
- Павел Малков, руководитель Федеральной службы государственной статистики,
- Геворк Вермишян, генеральный директор ПАО «Мегафон»,
- Олег Мансуров, руководитель Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» АНО «Россия — страна возможностей»,
- Екатерина Бабелюк, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России,
- Андрей Зарубин, директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки России,
- Антоний Швиндт, врио директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России,
- Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан,
- Валерий Фальков, ректор Тюменского государственного университета,
- Дмитрий Гужеля, советник руководителя Россотрудничества, основатель платформы «Универсариум»,
- Александр Казанов, замначальника отдела развития руководителей и специалистов Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,
- Олеся Беленькая, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы,
- Ольга Ручьева, основатель продюсерского центра «Умная страна» и экспертной группы в области социально-психологического инжиниринга личности, семьи и организаций PBS Pride,
- Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС»,
- Сергей Ефимов, министр информационных технологий и связи Нижегородской области,
- Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС.

Подробнее на сайте НТИ.
источник
Научно-образовательная политика
RASA-вая политика

С 8 по 10 ноября в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл состоялась юбилейная X конференция Российско-Американской научной ассоциации RASA-America.

Эта организация объединяет русскоязычных ученых (выходцев из СССР/России), которые хотят сохранять связи с покинутым отечеством. В настоящее время президентом является Александр Кабанов – один из самых известных и активных мегагрантников страны, которые принимает весьма деятельное участие в инициации различных перемен – научно-политических, организационных, грантовых.

В Индикаторе представлен детальный обзор прошедшей конференции, мы же остановимся на одном аспекте.

Вводная секция была посвящена сотрудничеству RASA-America и Pleiades Publishing – издателем более 200 академических научных журналов на английском языке. В феврале 2019 года было объявлено о начале сотрудничества двух организаций и теперь оно обретает форму. Члены диаспоры договорились войти в редколлегии журналов, помогать привлекать в англоязычные издания международных авторов, повышать качество экспертизы и помогать молодым ученым из России делать первые публикации на английском языке.

Пилотным проектом этого большого сотрудничества стал перезапуск уже существовавшего журнала Review Journal of Chemistry. Ранее этот журнал возглавлял академик РАН Николай Зефиров. Теперь же редактором стал Кабанов, который полностью переформатировал издание. Журнал пока сохранит старое имя, но начнёт публиковать все типы статей (а не только обзоры) по всем областям химии и наук о материалах. Уже создана международная редколлегия, она на две трети будет состоять из членов научной диаспоры и иностранных ученых с большим опытом и международной репутацией. Статьи будут принимать и по-английски, и по-русски — с последующим обязательным переводом и изданием на английском языке. Редколлегия ведет работу по привлечению авторов в журнал и надеется повысить качество публикуемых статей за счет независимой международной экспертизы.

С одной стороны, конечно, нельзя не приветствовать повышение уровня российских научных журналов. Многие из них (это касается даже ведущих изданий из обоймы РАН) поражены местечковостью и замкнутостью. И все это на фоне регулярно и громко звучащих заявлений, что незачем ориентироваться на науку иностранную и английский язык, а нужно сосредоточиться на работе со своими русскоязычными коллегами (как россиянами, так и иностранцами). В этом свете интернационализацию журналов можно только приветствовать, а наши соотечественники напрямую знакомы с лучшими практиками, которые можно применить для развития отечественных изданий.

Однако, с другой, получается, что наши издания могут постепенно «перетечь» под контроль тех (да, уважаемых и знаменитых) ученых, которые в первую очередь аффилированы с зарубежными научными центрами. Действительно, тот же Александр Кабанов, хоть и отдает много сил поддержке и развитию российской науки, но основное место работу у него все равно в Северной Каролине (США).

Мы далеки от алармизма об «иностранных агентах» в науке и «ведущих двойную игру» соотечественниках из числа исследователей (хотя, силовой блок на это обращает особенное внимание). И тем более мы не сторонники замыкания российской науки на самой себе – нужно выходить на мировой уровень и по содержанию, и по оформлению с распространением журналов.

Может быть опасным переход некоторой власти в научной сфере к людям с иным (иногда – двойным) гражданством, а также с явно нероссийскими наиболее значимыми связями и зависимостями – административными, финансовыми, политическими.

Например, ряд сотрудников Сколтеха полагает, что Константин Северинов в интересах своей американской лаборатории буквально «доит» Сколковский университет, а также в целом российскую науку – как финансово, так и в кадровом аспекте.

Помощь и поддержка от небезразличных к российской науке представителей диаспор – это прекрасно. Главное – не попасть в зависимость от них.

Подробнее о конференции RASA-America: https://indicator.ru/humanitarian-science/eto-nash-postoyannyi-universitet.htm
источник
Научно-образовательная политика
Как нам обустроить науку? (1/2)

В научной среде часто слышна критика инициатив государства и превознесение хорошо зарекомендовавших себя моделей взаимодействия с властью и организации научного сообщества. Однако, не менее часто слышны голоса тех, кто отмечает – мир изменился, а с ним должна трансформироваться научная политика и практика.

Многие заслуженные и уважаемые ученые отходят от огульной критики работы государства (а у того хотя бы есть продуктивная повестка, пусть и несовершенная) и предлагают свои варианты организации научно-технологической инфраструктуры.

Нас заинтересовали предложения Сергея Алевтиновича Смирнова,
доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии и права СО РАН. Он рассуждает о том, как организовать переход Академгородка к качественно иному состоянию, но при этом затрагивает стратегические вопросы. Парадоксальным образом его идеи уже во многом реализованы или начнут воплощаться в самое ближайшее время (о чем наши комментарии).

Перед федеральной, региональной властью, перед научными и другими сообществами встает целый ряд задач:
1. Выработка новых правил игры, выступающих критериями для формирования пакета межнаучных междисциплинарных проектов и программ, становящихся драйверами развития территорий и научных направлений.

2. Выстраивание новых коллективных субъектов науки. Выход за пределы отдельных НИИ в формат межведомственных коалиционных проектов и формирование пакета проектов, выстраивающих не только межнаучную, но и межведомственную кооперацию.

3. Выход за пределы собственно научных проектов в сферы социальных, культурных, и иных обменов и выстраивание слоистой инфраструктуры, на которой строится в целом развитие территории, формирующей новый тип институционального взаимодействия и новый способ жизни вообще.

Все три указанных идеи реализуются в рамках новых форматов научно-технической и научно-образовательной политики. Междисциплинарный подход вместе с межвежомственным взаимодействием, созданием новых проектных команд, технологическим трансфером, формированием полного инновационного цикла от идеи до воплощения, сопряжением усилий – реализуется в рамках комплексных научно-технических программ и проектов, которые являются основной формой реализации Стратегии научно-технологического развития.

На более глобальном уровне эта работа ведется в рамках федеральных научно-технических программ по развитию: сельского хозяйства; генетических технологий; синхротронных и нейтронных исследований.

Формируемые в рамках нацпроекта «Наука» центры мирового уровня – научные и научно-образовательные – будут точками притяжения лучших идей, кадров и практик. В зависимости от типа в них будет развертываться сотрудничество науки, образования, бизнеса, региональной власти. Для развития субъектов федерации и укрепления всех данных взаимодействий особенно важны научно-образовательные центры мирового уровня.

Особое значение приобретают установки класса megascience – они концентрируют инженерно-исследовательские кадры, стимулируют высокотехнологичное приборостроение, а после введения в эксплуатацию – позволят не только производить фундаментальные исследования, но и вполне конкретные практикоориентированные манипуляции. Особенно важны в этом свете – синхротроны. Предполагается построить три новых и модернизировать один имеющийся.

Подробнее о предложениях ученого: https://4s-info.ru/2019/11/27/nauka-ot-feodalnoj-kasty-k-nauchnomu-soobshhestvu/
источник
Научно-образовательная политика
Как нам обустроить науку? (2/2)

В целом сверхзадача становится многослойной:
- складывание новых субъектов науки,
- формирование новых форматов научных коммуникаций,
- формирование новых научных институций,
- формирование новых научных (межнаучных) инфраструктур.

Все четыре задачи-направления должны быть завязаны под создание новых правил игры для всех участников.

На основе выработки правил игры необходимо провести дальнейшую работу по выстраиванию всей концепции «Академгородок 2.0», которая и будет состоять из названных четырех направлений: субъекты, коммуникации, институции, инфраструктуры.

Все четыре направления конкретизируются и выстраиваются под единый конструкт:
- приоритетные исследования (мировая повестка);
- организационная модель;
- финансовая модель;
- обеспечение кадрами;
- базовые ценности и принципы

В качестве надстроек должна выступать и разработанная модель управления, и нормативная база.

Эти идеи уважаемого Сергея Алевтиновича Смирнова практически дословно повторяют структуру и содержание Стратегии научно-технологического развития. В ней отражены все указанные факторы и обстоятельства.

Для реализации СНТР был разработан план на 2017-2019 годы, однако наиболее полное выражение Стратегия нашла в рамках Госпрограммы НТР, которая включает не только мероприятия по реализации направлений, но также все профильные мероприятия из нацпроектов «Наука», «Образование» и нацпрограммы «Цифровая экономика».

Итак, в реальности уже существует доктринально-стратегическая концептуальная структура перехода к науке и научной политике нового типа – на это заточены ключевые документы – Стратегия НТР (плюс Госпрограмма НТР), федеральные научно-технические программы, а также нацпроект «Наука».

Правила игры для всех участников могут быть поняты двояко.

Во-первых, это равенство всех субъектов на доступ к инструментам и механизмам поддержки. Данная идея заложена в основание Стратегии НТР, а также нацпроекта «Наука» - форматы становятся все более универсальными. Например, в ФНТП развития сельского хозяйства участвуют сельхозпроизводители, а по развитию генетических технологий один из геномных центров мирового уровня создан структурами Роспотребнадзора.

Во-вторых, и это более глобальный уровень – это общие стратегические рамки. Сейчас они формулируются через понятие научно-технологического прорыва, который выступает как самостоятельный процесс, а также в качестве фундамента для аналогичного резкого улучшения качества жизни (социально-экономический прорыв).

Мы видим, что даже достаточно смелые и радикальные идеи уже находят свое выражение в инициативах государства. Ученым стоит более пристально вглядеться в те документы, по которым они живут.

Однако, все более очевидно, что администраторам научной политики нужно больше внимания уделять донесению этой матрицы прорыва непосредственно до исследователей и педагогов, чтобы они понимали – очень многое из их идей уже воплощается в жизнь.
источник
Научно-образовательная политика
Противостояние ВАК и РАН: перемирие?

Вице-президент Академии наук Алексей Хохлов на своей странице в Facebook сообщает:

Вчера Президент РАН А.М.Сергеев утвердил порядок участия комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований в рассмотрении отдельных вопросов в сфере научной аттестации. Со стороны ВАК документ подписали председатель ВАК В.М.Филиппов, и главный ученый секретарь ВАК И.М.Мацкевич, со стороны Минобрнауки – директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников С.И.Пахомов, со стороны комиссии – председатель комиссии академик В.А.Васильев.

На этом может быть завершен один из этапов войны Российской академии наук (и вошедших в состав КПФНИ представителей Диссернета) с Высшей аттестационной комиссией (и Минобрнауки).

Детальный анализ и комментарии основных действующих лиц скоро последуют.
источник