Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 November 22
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 November 23
Научно-образовательная политика
Это означает технологизацию и деполитизацию работы «Единой России», которая встраивается в систему как один из обеспечительных механизмов трансфера (наравне с формированием нового управленческого класса).

Соперничество за лидерство в самой ЕР продолжается, но ее место в системе становится все очевиднее.

Дмитрий Медведев (как и в случае с Алексеем Кудриным) пошёл на определенный размен. В данном случае - принятие общих правил игры ради увеличения полномочий в рамках конкретики управленческих решений.

https://t.me/russica2/21322
источник
2019 November 24
Научно-образовательная политика
Послезавтра, 26 ноября, в рамках вип-дня форума "ПроеКТОриЯ 2019" (организует Минпросвещения, команда заместителя министра Ирины Потехиной) модерирую Ректорский час.

Как и год назад, "ПроеКТОриЯ" проходит в ярославской Арене 2000, и уже традиционно Большой открытый урок снова проведёт Владимир Путин.

Мы с организаторами договорились в этом году разговор участников Форума и ректоров ведущих университетов построить в формате "без галстуков" и максимально доверительно.

Ведь "ПроеКТОриЯ" - это главное мероприятие в России про профориентацию, и для десятков тысяч выпускников школ открытые уроки и сам Форум давно стали ориентиром для профессионального развития, в том числе - при выборе университета.

А поговорить будет с кем - в этом году в Ректорском часе на сцене и в зале с нами:

Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ)
Владимир Миклушевский (Московский Политех)
Андрей Рудской (Политех Петра, СпБ)
Виктор Гришин (РЭУ им. Плеханова)
Алевтина Черникова (МИСиС)
Михаил Стриханов (НИЯУ «МИФИ»)
Максим Румянцев (СФУ)
Александр Просеков (КемГУ)
Александр Климов (РУТ)
Анатолий Николаев  (СВФУ)
Владимир Нечаев (СевГУ)
Сергей Ерохин (МТУСИ).

Готовя вопросы для этой встречи, я "сверил часы" с Министром Михаилом Котюковым, поэтому ректоры и участники Форума могут быть уверены - поговорим о самых актуальных вопросах, которые сегодня есть в системе высшего образования.

С командой Минпросвещения мы также договорились на полях форума записать с рядом ректоров блиц-интервью, поэтому откровенный разговор получится действительно полноценным.

Откроет Ректорский час приветственным словом Татьяна Голикова, Заместитель председателя Правительства РФ.
источник
Научно-образовательная политика
Умерла Людмила Алексеевна Вербицкая, бывший ректор СПбГУ, позже его президент. Главный специалист по русскому языку. Рак. Похороны в среду. Скорбим.
источник
2019 November 25
Научно-образовательная политика
В Тюмени завершилась стратегическая сессия Западно-Сибирского НОЦ. В течение четырех дней (20 - 24 ноября) эксперты работали над программой научно-образовательного центра. По итогам губернатор Моор отметил, что некоторые мероприятия программы НОЦ уже реализуются на практике.

— Начал работу Центр комплексного развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий.

— Уже направлены серьезные ресурсы областного бюджета на поддержку создания лабораторного комплекса по биобезопасности – это одно из ключевых направлений НОЦ.

— В ближайшее время правительство Тюменской области запустит открытый конкурс региональных мегагрантов на реализацию проектов ведущих ученых.
источник
Научно-образовательная политика
Как готовить учителей?

В Минобрнауки России состоялось первое заседание Совета по развитию педагогического образования под председательством Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова.

В мероприятии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк, Президент Российской академии образования Юрий Зинченко, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк, ректоры ведущих российских вузов и эксперты в области высшего образования.

Создание совета по развитию педагогического образования было инициировано Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ - об этом сообщил Михаил Котюков. Министр отметил, что перед Советом стоят важные задачи, связанные с вопросами координации межвузовского взаимодействия, определения основных принципов государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развития научных исследований в области педагогики. «Важен ответ на вопрос, какой должна быть продолжительность подготовки педагога, и какими знаниями и навыками он должен обладать, завершая свое обучение», - подчеркнул Михаил Котюков.

Также Министр добавил, что в настоящее время Минобрнауки России ведет работу по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема в высшие учебные заведения.

«Нам необходимо учитывать непростую демографическую ситуацию, которая ожидает нас в ближайшем будущем. Мы должны быстрее воспроизводить педагогические кадры, при этом предоставляя им возможности для непрерывного профессионального роста. Педагогическое образование должно быть самым лучшим в стране, чтобы в него шли самые талантливые ребята, потому что понимали – они создают будущее. Какие дополнительные мотивации нужно придумать, чтобы привлечь молодежь? Этот вопрос мы снова будем обсуждать с регионами», - заключил Михаил Котюков.

Президент Российской академии образования Юрий Зинченко представил доклад на тему «Педагогическое образование и Стратегия научно-технологического развития РФ». Он отметил, что «в такой многонациональной и поликонфессиональной стране как Россия нужно учитывать зарубежный опыт, адаптировать лучшие зарубежные практики, но, в то же время, многие задачи придется решать самостоятельно. В том числе вопросы психологической подготовки педагогов, формирования новых компетенций в цифровом образовании, технологиях дистанционного образования и многих других».

О практикоориентированности федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям бакалавриата рассказала председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по педагогическим наукам Елена Казакова. «Сегодня преподавать в школе может как выпускник бакалавриата, так и выпускник магистратуры. При этом система непрерывного педагогического образования является инструментом, который позволяет, при необходимости, получать дополнительные знания. У нас должны быть инструменты быстрого выхода преподавателей на рынок труда, но при этом в регионах необходимо создавать возможности и условия для получения преподавателями дополнительного образования и повышения квалификации», - отметила Елена Казакова.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы развития методических ресурсов в сфере педагогического образования и перспективы создания цифровой онлайн-платформы, которая будет интегрирована в систему общей образовательной среды.

Также участники заседания обсудили преимущества целевой подготовки педагогических кадров. Система целевой подготовки направлена на решение  кадровых вопросов  в социально-значимых отраслях российской экономики, она позволяет  регионам  определять потребность в квалифицированных кадрах и строить перспективные планы социально-экономического развития.  

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2204
источник
Научно-образовательная политика
И взлетим, и поплаваем

Затраты на строительство и покупку воздушных судов, которые необходимы для проведения научных исследований, следует предусмотреть в проектах господдержки науки, в частности, в национальном проекте «Наука». Такое мнение высказал в воскресенье журналистам президент Российской академии наук Александр Сергеев в ходе осмотра томских НИИ.

«Очень интересный вопрос обсуждался насчет самолета для науки. Действительно, есть суда, которые являются научными судами. Более того, они не просто есть, они строятся новые… [но] такого ресурса у научных учреждений и университетов нет. Такой вопрос обязательно надо поставить [перед правительством РФ] и дальше уже смотреть, где это должно появиться, в нацпроекте «Наука» или в каких-то других проектах», - сказал Александр Сергеев.

Как рассказал ему в ходе посещения томского Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения РАН директор НИИ Игорь Пташник, институт нуждается в замене самолета для изучения климата в Сибири. В настоящее время это единственный в РФ воздушный борт, который используется для научных исследований.

Научный авиапарк – это интересное направление, которое действительно несколько потерялось среди инициатив нацпроекта «Наука». Сейчас институты и университеты самостоятельно (на свои средства, деньги грантов и т.п.) конструируют и запускают зонды, дроны и летательные аппараты. Но научный самолет – это инструмент кардинально иного уровня.

Более-менее понятная логика, в которой будут модернизироваться и строиться новый научно-исследовательские морские суда. А вот с воздушным флотом ситуация на самом деле более печальная и неопределенная.

Создание концепции, производство оборудования, строительство самого самолета, подготовка специалистов – все это даст серьезный импульс для целого ряда сопредельных областей науки и экономики. Предполагаемое импортозамещение позволит дополнительно загрузить отечественных самолетостроителей и производителей оборудования.

Конечно, научные самолеты – продукт скорее штучный, нежели серийный. Но и в этом формате возможно отработать новые приемы конструирования. И это, уже не говоря о конкретной пользе для науки, которую принесет эксплуатация летающих лабораторий.

Мы согласны с президентом РАН Александром Сергеевым – самолеты нужны для научно-технологического прорыва, поэтому их необходимо строить, оснащать и использовать в исследованиях.

В этом направление вполне может активизироваться Ростех и Сергей Чемезов – это его вотчина и прекрасная возможность еще больше закрепиться в технологической части прорыва.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/glava-ran-stroitelstvo-naucnyh-vozdusnyh-sudov-sleduet-vklucit-v-nacproekt-nauka
источник
Научно-образовательная политика
Цифровой бассейн

Научно-образовательные центры продолжают нарабатывать платформенный функционал по формированию точек сопряжения различных направлений государственных инициативы, в частности – нацпроектов, а также инструментом формирования межрегиональных взаимодействий и многофакторной научно-технологической связанности страны.

15 ноября 2019 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось экспертное обсуждение федерального проекта комплексного управления водными ресурсами «Цифровой Обь-Иртышский бассейн», инициированного учеными Кемеровской области в рамках программы деятельности научно-образовательного центра «Кузбасс» (базовая площадка – Кемеровский государственный университет). В совещании принял участие проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» Алексей Боровков. В проекте «Цифровой Обь-Иртышский бассейн» Центр НТИ СПбПУ отвечает за реализацию технологической части.

Участниками дискуссии стали: руководители Координационного совета по реализации проекта, научно-технологические координаторы, представители инициативной и экспертной группы проекта, а также представители заинтересованных федеральных органов власти.

Основная цель проекта «Оздоровление Обь-Иртышского бассейна, включая реки Обь, Иртыш, Томь, Миасс, Тобол, Тура» (сокращенное наименование – «Цифровой Обь-Иртышский бассейн») – сохранение и экологическая реабилитация уникальных водных объектов, входящих в Обь-Иртышский бассейн за счет построения основанной на данных (Data-Driven) системы комплексного управления водными ресурсами речного бассейна.

Проект предполагает создание первого в мире цифрового двойника речного бассейна как семейства взаимоувязанных прогнозных информационных, имитационных и математических моделей.

В настоящее время проект поддержан 8 приобскими регионами: Кемеровская область – Кузбасс, Томская область, Челябинская область, Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО. В перспективе предполагается участие в проекте всех 14 приобских регионов.

Планируется, что пилотной площадкой для реализации инициативы станет Кузбасс, где будет реализована первая часть проекта – «Цифровая Томь». В регионе будут созданы первые цифровые посты гидромониторинга, чтобы в режиме онлайн отслеживать параметры качества воды, определять уровень техногенной нагрузки, планировать мероприятия по сохранению и эффективному использованию водных ресурсов. В перспективе опыт Кузбасса может быть тиражирован на все приобские регионы.

Для создания эффективных инструментов государственного управления водными ресурсами планируется использовать передовые производственные технологии. Они позволят перейти от системы дискретного наблюдения за отдельными показателями к созданию комплексной системы управления всем спектром ресурсов речного бассейна.

Руководитель рабочей группы по цифровизации государственного управления АНО «Цифровая экономика» Олег Фомичев отметил, что проект согласуется с задачами федпроекта «Цифровое государственное управление» и реформы контрольно-надзорной деятельности, поэтому обоснованно рассматривается вариант включения мероприятий по его реализации в состав мероприятий федерального проекта.

В работе НОЦ «Кузбасс» и КемГУ видно, как сопрягаются различные форматы и направления работы: пересекаются нацпроекты «Наука» и «Цифровая экономика» - друг с другом и Национальной технологической инициативой, углубляются связи между регионами (в том числе – в перспективе между НОЦами), реализуется межведомственное взаимодействие.

Кемеровская область благодаря усилиям Кемеровского госуниверситета, НОЦ «Кузбасс» и региональных властей становится одним из центров разработки и практического внедрения цифровых технологий для мониторинга, оценки и управления ресурсами, предприятиями и процессами. Это позволяет заложить основы для качественного перехода в цифровую эпоху, что является одним из стратегических приоритетов развития КемГУ и НОЦ «Кузбасс».

Подробнее: http://fea.ru/news/7127
источник
Научно-образовательная политика
Клещевое лидерство

Существуют несколько научных направлений, в которых Россия является одним из лидеров мировых исследований (а то и опережает всех остальных). Помимо традиционных ядерных технологий и физики, есть более узкая, но важная тематика – это клещи. Те самые, что составляют важную часть экосистемы, но при этом могут служить переносчиками крайне опасных для животных и человека заболеваний.

Одним из мировых центров акарологии (науки и о клещах) является институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) Тюменского государственного университета. В настоящее время его ученые ведут исследования на трех континентах.

Вопросы биологической безопасности находятся в приоритетах Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня, созданного Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Его базовой площадкой является ТюмГУ. Данное направление работ особенно важно для реализации не только нацпроекта «Наука» , но и «Экология» , а также - двух Федеральных научно-технических программ: развития сельского хозяйства и развития генетических технологий.

Этот НОЦ был в числе напрямую поименнованных президентом России Владимиром Путиным в прошлом послании Федеральному Собранию. На его площадке (как и в рамках других четырех пилотных центров) отрабатываются различные модели реализации данного мероприятия нацпроекта «Наука».

Тюменский госуниверситет по полной использует заслуженно признанные возможности. Исследования биологии почв, проводимые учеными ТюмГУ, стали основой для позиционирования университета как глобального лидера в предметной области наук о растениях и животных по версии журнала «U.S. News & World Report» в 2019 году. ТюмГУ занимает 25-е место в мире по числу научных коллабораций в данной предметной области.

Подробнее: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/824134/
источник
Научно-образовательная политика
Мегасвязанность страны

В очередном выпуске «Картины мира» с Михаилом Ковальчуком речь шла о меганауке.

Разговор с Николаем Тюриным (директором ГНЦ Институт физики высоких энергий Курчатовского института) строился преимущественно вокруг истории синхротронных и нейтронных исследований, а также ядерной физики.

Естественно, Михаил Ковальчук вывел этот сюжет на более глобальный уровень – он подчеркнул важность Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований (там главную роль как раз играет Курчатовский институт) и мероприятий нацпроекта «Наука» по формирования сети установок класса megascience (курирует процесс опять же Курчатник). Эти два стратегических процессах тесно увязаны друг с другом. Аналогичным образом сопряжена еще одна ФНТП под руководством Курчатовского института – Программа развития генетических технологий – с созданием геномных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».

Мегаустановки являются точками сосредоточения технологий, компетенций и кадров – как в период строительства, так и при использовании в качестве инструмента научных исследований. Именно они являются наиболее ярким практическим выражением двуединого характера прорыва – научного и технологического.

При этом особенно важна роль (что и отметил Михаил Ковальчук) равномерности развития потенциала страны и ее связанности (научно-исследовательской, технологической).

За это отвечает распределение мегаустановок по территории страны в рамках кластеров:
Московский: первый блок - Курчатовский институт и его модернизируемый синхротрон, а также синхротрон ИССИ-4 в Протвино, второ - коллайдер NICA в Дубне; плюс к обоим проектам – научно-технологический потенциал Москвы и области в виде наукоградов со специализацией институтов по ядерным и генетическим технологиям
Санкт-Петербурский (реактор ПИК в Гатчине);
Сибирский (институты Новосибирского Академгородка, комплексный план развития «Академгородок 2.0» и создаваемый синхротрон СКИФ);
Дальневосточный.

О последнем стоит сказать подробнее. Флагманом в данных вопросах является Дальневосточный федеральный университет, под руководством которого создается уникальная научно-исследовательская и технологически-инновационная система на острове Русский. Эта ведущая роль ДВФУ в качестве локомотива развития и важного хаба научно-образовательно-технологической дипломатии полностью разделяется и поддерживается «группой прорыва». В частности, Михаил Ковальчук несколько раз в ходе программы отмечал важность дальневосточного вектора и ведущую роль ДВФУ в ней.

Именно на острове Русский в дополнение к образовательному, цифровому и инжиниринговому направлению будет реализован проект строительства синхротрона РИФ. Он будет сфокусирован на нужды микроэлектроники, а конструирование планируется с опорой на имеющиеся заделы и сохраненные элементы от иных проектов, что позволит сократить срок ввода в эксплуатацию, не теряя в качестве создаваемого инструмента.

В целом программа меганауки позволит России подтвердить лидерские позиции в нейтронных исследованиях, а также подтвердить свое нахождение в передовом мировом научном эшелоне по ядерной физике, реакторным и лазерным технологиям.

Указанные точки роста (четыре кластера) сформированы благодаря имеющемуся потенциалу научных и образовательных организаций, но при этом они сами начинают притягивать иные формы поддержки (создание научных и научно-образовательных центров мирового уровня, новых лабораторий, получение различных грантов и т.п.). Это позволяет обеспечить синергию различных форм поддержки, а также создать несколько центров прорыва, которые смогут генерировать результаты мирового уровня, а также в реальности обеспечить научно-образовательную и научно-технологическую связанность территории страны.

Подробнее: запись нового выпуска «Картины мира» на сайте телеканала «Культура» и на YouTube.
источник
Научно-образовательная политика
С 1 по 4 декабря в Сочи пройдет рабочий интенсив «Зимний остров» для 1500 специалистов российских компаний, ориентированных на экспорт отечественных цифровых и образовательных технологий и продуктов.

Работа организована в рамках 3 треков – кадрового, экспортного, экосистемного – которые распадаются на 21 стрим (направление работы экспертных групп).

Экспертно-аналитический центр и канал «Научно-образовательная политика» принимает непосредственное участие в организации стрима «Система непрерывного образования 2.0», в рамках которого также пройдет семинар-совещание с участием директоров трёх департаментов Минобрнауки РФ.

Наши эксперты расскажут читателям НОП о самых интересных дискуссиях и решениях Зимнего острова.

FAQ по Зимнему острову.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Наука и религия: не конфликт, но синтез

Предлагаем внимаю читателей выдержки из интервью главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды «Российской газете».

На занятиях мы говорим со студентами о трех способах познания мира - научном, религиозном, художественном - разбираемся, чем они отличаются и как создают для человека целостную картину мира. Что неизменно: религия, наука, искусство - всегда вызывают интерес. Даже в форме несогласия.

Одна из самых интересных для меня задач - показать, что нет [наука, искусство и религия не конфликтуют между собой]. Объясняю студентам, что живучее представление об их конфликте всего лишь стереотип. Иногда основанный на смешных и беспомощных вещах.

Как ученик Юрия Вяземского, я считаю, что наука, искусство и религия сегодня три самостоятельных способа познания мира. Наука познает окружающую среду. Искусство - самопознание в художественной форме. А религия, как считал Алексей Федорович Лосев, самореализация личности в вечности. Не в быту, семье, профессии, а в вечности. Но религия – это общепринятое место в современных гуманитарных науках - есть главный культурообразующий феномен. Все равно, говорим ли мы о православной культуре славян, о конфуцианской или даосской культуре китайцев, о протестантской культуре немцев или американцев.

Задача уловления в сети [религии и веры], понимаемая, конечно, исключительно в евангельском смысле, перед нами стоит. Я прихожу к студентам и пытаюсь изо всех сил научить их профессии. Тормошу более 130 человек (спасибо технике) через «Телеграмм-канал», скидываю им ссылки, обсуждаю, советую что-то посмотреть, почитать того же Лосева. Отправляю длинное видео с пометкой «только для умных, остальным просьба не беспокоиться». Я так «ловлю» их в сети науки и профессии. И учусь вместе с ними, отвечая на их вопросы и возражения. А то, куда Церковь пытается поймать, намного важнее.

Для понимания действительных отношений науки и религии надо помнить, что современная наука возникла во многом благодаря христианству. Понятно, что ее появление не было целью христианской религии, но именно христианская демифологизация космоса, богословско-философский тезис о том,  что мир не имеет божественной природы, но есть творение, - создал мировоззренческие условия для современного научного поиска.

Образ ученого в виде Базарова, режущего лягушек, в античном языческом мире был невозможен. Нельзя исследовать (тем более скальпелем) то, что сакрально. Потому что какой-нибудь демон лягушки даст тебе в ухо.

Мы с вами кратко обсудили не содержащую по сути никакой борьбы религиозного и научного историю Галилео Галилея. Ну какой в ней конфликт веры и науки? Недюжинного ума человек, позицию которого по демаркации религии и науки как способов познания мира католики почему-то восприняли как вызов.

Мне все время приходится проводить со студентами ликбез по историям с «мучениками от науки». Разбираем, почему  Джордано Бруно не был ученым - даже по меркам своего времени, а Галилей, знавший его труды, никогда их не цитировал, пока не поймем, что его сожгли за антично-магические учения, а не за науку. Это никак не оправдывает тех, кто его сжег, но сожгли его за ересь. А перед этим 8 лет держали в казематах инквизиции, как считают некоторые исследователи, в надежде переубедить.

Текст интервью: https://rg.ru/2019/11/24/vladimir-legojda-vera-ne-mozhet-byt-v-razryve-s-kulturoj.html
источник
Научно-образовательная политика
Единая Россия, политсистема и трансфер

Сергей Кириенко конструирует политическую систему, исходя из одной (поставленной президентом и полностью разделяемой им самим) установки: «чтобы работало».

В этом смысле его программа достаточно прикладная и технологизированная – есть цель, а есть инструменты. Через эту призму стоит рассматривать всё: от социальных лифтов до Единой России.

Кадровая политика является одной из основ трансформации политической системы. Вектор выбран на формирование нового управленческого класса – совокупности руководителей высшего и среднего звена на федеральном уровне, в регионах, ведущих институтах своих отраслей, объединенных плюс-минус единым образом мысли и разделяющим некоторые базовые ценности.

Так называемые «технократы» среди глав регионов (и в меньшей степени высшего звена в федеральных органах власти), за которых постоянно критикуют Кириенко и его команду, не являются высшей точкой развития кадровой политики. Она гибкая и подвержена эволюции. От «прокачки» и «продувки» оргуправленческих структур, чем в начале занимались новые назначенцы с целью наладки механизмов управления и избавления от административных «засоров», происходит переход к человекоориентированности, медийной работе, проактивной позиции.

Конструируются универсальные правила игры, а не абсолютные. В последнем случае допускается только предзаданное поведение игроков, а универсализм предполагает единство правил и инструментов, которые затем творчески осмысляются и используются участниками взаимодействий.

Существуют серьезные дебаты об идеологии Кириенко. Здесь важно понимать, что во главу угла поставлена эффективность. Из этого следуют механизмы подбора, развития и поддержки управленцев, а также вся кадровая политика.

Не хаотизация, а гибкость и динамическое равновесие – необходимые составляющие той системы, которая позволяет не просто согласовывать позиции нескольких мощных элитных групп, но также обеспечивает безболезненные изменения и в структуре, и в функционале ключевых узлов и персоналий.

В итоге формируется живая экосистема, имеющая объективно понимаемый и измеряемый баланс и необходимые процессы круговорота веществ (ресурсы политической власти, финансы и т.п.).

Переделы политического пространства и власти происходят теперь (1) в рамках единых правил игры; (2) в общей среде, которая удерживает акторов от избыточно конфликтного поведения, несущего угрозу всему сообществу.

Гибкая система, построенная на универсальных законах и динамическом равновесии способна обеспечить трансфер, поскольку может существовать при достаточно широком диапазоне элитных раскладов.

Именно через эту призму нужно воспринимать ход и итоги съезда Единой России. Партии самим президентом задан вектор – стать институтом общественного служения, кооптации лучших практик, социальным лифтом.

Подобная деполитизация (ее фактически поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев) отнюдь не означает исключения из самой общественно-политической системы. Особая роль «партии власти» предполагает развилку в будущей эволюции – она становится одним из элементов либо универсальных механизмов (эволюция к служению и контролю), либо партийно-политического ландшафта.

Ключевой вызов для Единой России (а также Дмитрия Медведева, для которого партия является одним из основных ресурсов) состоит именно в том, что бесконечно сочетать оба вектора не получится. Требуется разведение функционала внутри самой партии – именно в этом состоит суть предложений премьер-министра о трансформации управленческих структур.

Союз Медведева и Кириенко, о котором пишут многие коллеги, не является классическим политическим альянсом – это скорее взаимодействие с целью сопряжения схемы и реальности. В этом заинтересованы оба актора. Для Сергея Кириенко – это возможность окончательной интеграции Единой России в создаваемую архитектуру, для Дмитрия Медведева – инструмент расширения полномочий и ресурсной базы в рамках тех самых единых правил игры.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ без НОЦа: идея РАН

Сегодня на совещании в Томске о реализации проекта «ИНО Томск» президент Российской академии наук Александр Сергеев выступил с рядом весьма своеобразных идей.

Основная их суть – реализация идей научно-образовательного центра мирового уровня без жесткой приявязке в созданию соответствующей структуры в рамках идеологии нацпроекта «Наука».

Напомним, что Томская область является одним из претендентов на создание НОЦ мирового уровня, а подготовка к подаче заявки предусматривает глобальный проект «Большой университет» по интеграции в рамках одного консорциума всех вузов и научных институтов региона.

Президент РАН Сергеев заявил, что создавать сам центр совсем необязательно:

«Сегодня мы обсуждали форматы, которые позволяют [научным организациям] привлечь больше ресурсов. Есть формат научно-образовательного центра (НОЦ), однако в Томске такой центр де-юре уже существует. Если НОЦ позволит привлечь какой-то новый ресурс, давайте будем участвовать в этом конкурсе. Но есть другие инструменты, например, стратегия НТИ или реализация проектов по постановлению правительства РФ № 218 (О мерах господдержки по развитию кооперации вузов и предприятий)».

Он пояснил, что создание НОЦ необходимо в первую очередь тем регионам, в которых плохо налажена кооперация научно-образовательных организаций и предприятий, к Томской области это не относится. При этом регион демонстрирует высокие результаты в реализации проектов, которые финансируются по постановлению № 218.

С одной стороны, конгломерат научно-образовательных структур Томской области действительно функционирует как своего рода распределенный центр, а с «Большим университетом» эта идея обретет более четкие очертания. В этом смысле Александр Сергеев прав – как и в Новосибирском Академгородке, в Томске уже сформированы кластерные взаимодействия науки и образования.

Однако, с другой стороны, очевидна необходимость более активного привлечения индустриальных партнеров и акцент на развитие инновационной экономики именно в Томской области. Кстати говоря, этим часто страдают проекты томичей в рамках постановления № 218, когда чаще для них выступают партнерами высокотехнологические промышленные предприятия из иных регионов (а то и федеральных округов).

Также не стоит забывать о значимом политическом весе проектов НОЦ – предоставление права региону развивать подобный формат означает признание заслуг его руководства (а равно – руководства научных институтов и вузов) в научно-технологическом прорыве.

Безусловно, Томск ориентирован целиком и полностью именно на нацпроектный статус – для этого и готовится заявка на участие в конкурсе второй волны. Региональный формат менее интересен для губернатора Сергея Жвачкина и его профильного заместителя Людмилы Огородовой, поскольку содержательно и статусно не принесет практических дивидендов ни в политическом, ни в социально-экономическом плане.

Отсюда очевидные усилия властей Томской области именно к победе в рамках конкурсного отбора нацпроекта «Наука». Здесь, конечно, есть серьезная конкуренция. Однако, наиболее очевидный соперник – Новосибирская область – испытывает, по сути, те же проблемы, что и Томск. Де-факто научно-образовательный конгломерат существует в обоих регионах, причем широкой проблематики, и это делает сложным фокусировку направлений, чтобы успешно выиграть отбор и получить НОЦ уже де-юре.

Подробнее о предложениях президента РАН Александра Сергеева: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/glava-ran-predlozil-razvivat-tomskij-naucnyj-centr-cerez-programmu-nti
источник