Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 November 26
Научно-образовательная политика
Перспективы ОИЯИ

В г. Ханое (Социалистическая Республика Вьетнам) состоялась сессия Комитета Полномочных Представителей правительств государств-членов Объединенного института ядерных исследований под председательством Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова.

Открывая заседание, глава ведомства рассказал участникам встречи о том, что в рамках проекта по созданию комплекса НИКА, на базе Объединенного института ядерных исследований начали работу две международные коллаборации и уже получены первые физические результаты экспериментов. Напомним, что НИКА входит в программу развития научных мегаустановок в рамках нацпроекта «Наука».

«Рад сообщить, что проект НИКА находится в области взаимного интереса Россия-ЦЕРН. Буквально несколько дней назад было ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН). Отдельным мероприятием проект НИКА включен в российский национальный проект «Наука», что свидетельствует о его большом значении для научно-технологического развития Российской Федерации», - подчеркнул Михаил Котюков.

Министр рассказал об открытии в ОИЯИ первой в мире уникальной Фабрики сверхтяжелых элементов. По словам Михаила Котюкова, в ближайшие дни на базе Фабрики планируется осуществить первый научный эксперимент по синтезу изотопов московия в качестве первого шага к началу реализации долгосрочной программы, нацеленной на синтез 119 и 120 элементов и изучение ядерно-физических и химических свойств новых элементов.

Кроме того, Михаил Котюков сообщил о проекте по созданию на озере Байкал одного из самых крупных в мире глубоководного нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба, с помощью которого предполагается выполнение целого ряда прикладных задач. В состав коллаборации «Байкал» вошли Объединенный институт ядерных исследований, научные и образовательные организации Минобрнауки России, ряд ведущих зарубежных университетов из Чехии, Словакии и Германии.

По словам Министра, значимые успехи достигнуты в развитии грид-компоненты многофункционального информационно-вычислительного центра ОИЯИ. Создана и введена в действие передовая программно-аппаратная среда — суперкомпьютер имени Николая Николаевича Говоруна. Сейчас он входит в ТОП-10 рейтинга суперкомпьютеров России.  Усилиями ОИЯИ создана Международная инженерная школа в Дубне с участием ведущих университетов России.

Михаил Котюков обозначил несколько приоритетных направлений работы ОИЯИ и предложил коллегам обсудить их развитие. В частности, это формирование кадровой политики, отвечающей современным требованиям и высоким международным профессиональным стандартам, совершенствование финансовой политики Института. «Важно иметь четкое понимание, каким образом будет обеспечена кадрами из наших стран экспериментальная программа Института. Кроме того, в следующем году нам понадобится обсудить статус реализации Соглашения между Российской Федерацией и ОИЯИ по проекту «Комплекс НИКА», которое заключено на 2016-2020 годы», - сказал Министр.

Подводя итоги, Михаил Котюков подчеркнул, что дальнейшие перспективы развития Объединенного института ядерных исследований связаны с укреплением позиций института в мировой фундаментальной науке и подчеркнул необходимость создания в странах-участницах ОИЯИ центров с развитой исследовательской инфраструктурой.

В состав российской делегации, принявшей участие в заседании, вошли Первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, директор Департамента экономической политики Минобрнауки России Андрей Омельчук, директор Объединенного института ядерных исследований Виктор Матвеев.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2212
источник
Научно-образовательная политика
Отчет и архитектура

Министерство науки и высшего образования представило отчет о реализации публичной декларации целей и задач за первое полугодие 2019 года.

Содержательная часть известна – она широко освещалась как в нашем канале, так и профильными СМИ. Рекомендуем всем заинтересованным ознакомиться с документом – он невелик по объему, но содержит сведения обо всех основных векторах работы Минобрнауки в области научно-образовательной политики.

Интересно посмотреть, как выстраивается сама архитектура этой сферы (ее стратегически-доктринальная структура).

Фундаментом является Стратегия научно-технологического развития (была принята раньше остальных), в ее развитие разработана госпрограмма НТР (хронологически позднее всех), при этом она включает в себя и мероприятия непосредственно предусмотренные Стратегией, и те, которые заключены в нацпроектах «Наука», «Образование» (и плюс к тому нацпрограмме «Цифровая экономика»), затем из этого конгломерата следуют действия по реализации федеральных научно-технических программ.

Итак, окончательно архитектура выглядит следующим образом: Стратегия НТР – Госпрограмма НТР – нацпроекты – ФНТП.

В ГП НТР в качестве составной части будет реализована Программа фундаментальных научных исследований, которую разрабатывает РАН.

Плюс к тому, в госпрограмму недавно отдельной подпрограммой была интегрирована Национальная технологическая инициативы.

Именно формирование логичной доктринальной структуры реализации научно-образовательной политики является одним из важнейших достижений Минобрнауки в первый полный год своей работы в новом качестве.

Текст Отчета в формате docx и pdf.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас. В ожидании Большого открытого урока "Проектории", который проведёт Президент РФ.
источник
Научно-образовательная политика
Почти все участники ректорского часа форума "ПроеКТОриЯ" без галстуков, а те кто с ними - обещали к ректорскому часу исправиться.
Удалось собрать ректорскую элиту и коллеги в отличном настроении!
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин внимательно записывает по ходу выступлений педагогов и учащихся школ: ждем новых поручений в области профориентации молодежи!
источник
Научно-образовательная политика
Школьный экспорт

Школы 5 стран подписали соглашения о сотрудничестве: Болгария, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Турция. Эксперты ведущих университетов России будут преподавать там физику, химию, математику, биологию, русский язык. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

Благодаря работе ресурсных центров, планируется повысить престиж российского высшего образования в мире, увеличить количество иностранных студентов и получить больше одаренных абитуриентов, которые осознанно выбирают университеты России.

«К 2024 году российским университетам необходимо увеличить количество иностранных студентов в 2 раза - до 425 000 человек. При этом 20% должны быть победителями олимпиад. Для этого важно повышать доверие к российской системе высшего образования в мире. Ресурсные центры – важный шаг на пути к цели. В этом году мы создаем 5 центров в Болгарии, Киргизии, Монголии, Таджикистане и Турции. Через 5 лет их будет уже 50. Они будут разными – необходимо будет учитывать не только культурологические, социально-экономические, стратегические особенности стран, но и интересы учителей, самих школьников, их родителей. Сейчас мы планируем сосредоточить на 5 основных предметах и по каждому разработать общие учебно-методические комплексы в 2 вариантах: базовом и продвинутом. При этом по форме будет 2-3 модели ресурсных центров – от очных интенсивов до дистанционных курсов. Это большая работа, и для качественного результата мы объединяем в консорциум ведущие университеты России. На первом этапе сотрудничество с ресурсными центрами будет двустороннее, однако мы предвидим, что формат станет сетевым, так как требует комплексного подхода», - ректор РУДН Владимир Филиппов.

В консорциум ведущих университетов, которые будут работать с ресурсными центрами российского образования за рубежом, уже вошли 7 вузов: Российский университет дружбы народов (РУДН), НЯУ «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, НИУ «МЭИ», Алтайский государственный университет, НИУ «МФТИ», РАНХиГС. По физике учебные материалы готовят МФТИ и МЭИ, по биологии – АлтГУ, по химии – СпбПУ им. Петра Великого, по математике – МИФИ. РУДН создаст 2 варианта учебно-методических комплексов по русскому языку, а также будет координировать работу всего консорциума во всех ресурсных центрах.

Представители школ Болгарии, Киргизии, Таджикистана и Турции 25 ноября в РУДН подписали соглашения, по которым они становятся первыми ресурсными центрами российского образования за рубежом.

Мероприятия «Создание не менее 5 ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети организаций Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом» Федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование».

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2213
источник
Научно-образовательная политика
Ректорская ПроеКТОриЯ

@szhenov специально для @scienpolicy

Сегодня в рамках форума «ПроеКТОриЯ» в Ярославле прошёл Ректорский час, одно из ключевых мероприятий вип-дня форума.

На участниках лежала большая ответственность, так как перед нами прошел Большой открытый урок в этом же зале, который провел Президент Владимир Путин.

Открывая ректорский час, Заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова призвала участников форума (учеников старших классов) «слушать очень внимательно ректоров на сцене» и «внимать каждому слову».

На мой взгляд, получился очень динамичный, честный разговор.

Мы поговорили о результатах проекта "5-100" - знают ли о наших вузах в мире? Зашла речь и о цифровой трансформации высшей школы, и о создаваемых НОЦ мирового уровня. Но главной темой стала готовность университетов учить современных выпускников школ и быть для них профессиональными навигаторами. Важно, что в разговоре участвовали не только ректоры вузов-лидеров из Москвы и Санкт-Петербурга, но и коллеги из разных регионов России.

Мне выпала честь модерировать ректорский час в прекрасной компании, с нами были:

Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ)
Владимир Миклушевский (Московский Политех)
Андрей Рудской (Питерский политех, СПбПУ)
Виктор Гришин (РЭУ им. Плеханова)
Алевтина Черникова (МИСиС)
Михаил Стриханов (НИЯУ «МИФИ»)
Максим Румянцев (СФУ)
Александр Просеков (КемГУ)
Александр Климов (РУТ)
Анатолий Николаев (СВФУ)
Владимир Нечаев (СевГУ)
Сергей Ерохин (МТУСИ).

Благодарю команду Минпросвещения с очередной прекрасной победой, а ректоров – за участие и прекрасный разговор.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: кадры и компетенции

В Кузбассе с рабочим визитом находится директор Департамента научно-технических программ Минобрнауки Евгения Степанова.

Цель – знакомство с научными кадрами региона, оценка реализуемых ими проектов в разрезе федеральной и мировой повестки, обсуждение вопросов сотрудничества Минобрнауки и НОЦ «Кузбасс».

Основной посыл – центры мирового уровня должны стать двигателями научно-технологического прорыва России.

В рамках визита состоялась встреча со слушателями программы повышения квалификации для руководителей научных лабораторий, открытой Центром развития компетенций НОЦ «Кузбасс». Руководитель НОЦ Ирина Ганиева презентовала программу деятельности центра. В ходе экскурсии по научным лабораториям ученые КемГУ презентовали проекты вуза, реализуемые совместно с индустриальными партнёрами - компаниями «Артлайф» и «Кузбасский бройлер» проекты по культивированию лекарственных растений, разработке технологии получения сухого меда, антигололедных реагентов, технологии получения биоразлагаемых упаковочных материалов.

26 ноября в рамках круглого стола в Кемеровском госуниверситете «Региональные научные кадры: актуальные проблемы формирования исследовательских компетенций мирового уровня» спикерами наряду со директором Департамента научно-технических программ Евгенией Степановой выступили Борис Островский, директор по проектной работе Московской школы управления «СКОЛКОВО», и Дмитрий Санатов, заместитель директора фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». В числе основных вопросов - устранение барьера между бизнесом и наукой, упор на инвестирование, а не финансирование в деятельности НОЦ, перспективы создания центров передовых исследований на базе предприятий.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник