Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 18
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Глыбы внутренней политики и новый общественный базис

«Олень» прокомментировал статью Володина о «Живой Конституции развития». Мы уже разбирали слабость позиции председатель Госдумы и реальные мотивы, которые стоят за его предложениями.

Сейчас сосредоточимся на высказанном «Оленем» идее:

«А вот, что по-настоящему интересно для анализа  - так это все то, что происходит в тусовке после таких публикаций. В данном случае - очередной виток обострения отношений "кириенковских" и "володинских" на фоне открыто подстрекающих "сурковских" в виде выхолощенного интеллектуального срача. Чем ближе выборы в Госдуму, тем напряженнее и конфликтнее будут отношения Кириенко и Володина. Принципиально важный для политиков вопрос о том, кто будет курировать выборы в Госдуму 2021 и по какой модели они будут проходить - остается в Кремле открытым. Эта неопределенность и обуславливает обострение конфликтной линии Кириенко-Володин.

Аппаратное столкновение двух глыб внутренней политики неизбежно».

Безусловно, куратор выборов 2021 получит серьезный карт-бланш на многие преобразования – это и вопросы избирательного законодательства (проходной барьер, соотношение списков и одномандатников, возможность допуска блоков и т.п.), и архитектура партийного ландшафта (раскрутка новой «слегка левой» партии, платформизация Единой России).

Однако, не стоит абсолютизировать выборы в Госдуму 2021, поскольку не менее важным является происходящее сейчас конструирование общественно-политической системы. Ее архитектором является как раз Сергей Кириенко, а ключевые идеи реализуются через платформу АНО «Россия – страна возможностей», возглавляемую Алексеем Комиссаровым.

Идеи социальных лифтов, профессиональных конкурсов (особенно – управленческих), выявления, отбора и тиражирования лучших региональных и федеральных практик, акселераторы для местных лидеров и активистов, «патриотизм участия» и формирование идеи ответственности за государство через разделяемую с ним ответственность волонтёров, активистов и НКО в рамках «новой социалки» - все это формирует совершенно иной базис для политических процессов.

К 2021 году основные проекты уже будут запущены и «раскручены», формирование слоя управленцев «новой формации» будет происходить в рабочем режиме, и постепенно начнет накапливаться их критическая масса для «перезагрузки» всей оргуправленческой системы страны.

В этом смысле работа на общественном уровне является даже более значимой, чем конкретная настройка избирательного процесса и обеспечение нужного результата.

Дума, избранная в 2021 году, будет работать уже в совершенно новых условиях – более ответственного и активного в неполитическом плане общества, выстраивания с его стороны действенных механизмов взаимодействия с политическими силами и контроля над процессами; профессионального, эффективного и проактивного слоя управленцев новой формации.

https://t.me/olen_nn/817
Telegram
Нижегородский Олень
Наконец "Олень" добрался до статьи Володина. Прочитали вдоль и поперек с лупой Бастрыкина, но ничего принципиально нового так и не нашли.

Позиция Володина известна давно, и, надо отдать ему должное,  он, осознавая риски, продолжает публично и последовательно ее защищать, призывая изменить конституцию (доктрина "живая конституция развития") и наделить парламент дополнительными полномочиями, в том числе в сфере контроля над правительством. Володин отчетливо сигналит, что при транзите готов остаться у руля парламента, но сильного парламента с расширенными полномочиями, аккуратно играя таким образом на повышение ставок, а сам факт публикации в "Парламентской газете" (Стенгазета Госдумы) говорит, что в этом вопросе ему важна консолидированная поддержка и лояльность депутатского корпуса. Вот и все, и не надо было так шуметь.  
                                                                                                                                                               Вангуем, что скоро такие статьи…
источник
Научно-образовательная политика
Белорусские мотивы НОЦ

Научно-образовательные центры мирового уровня, создаваемые в рамках нацпроекта «Наука» интегрируются в научно-образовательно-технологическую дипломатию и реализацию «мягкой силы» на белорусском векторе. Мы уже обращались к этой теме сегодня. Сейчас акцентируем внимание на НОЦ.

В ходе VI Форума регионов России и Белоруссии министр науки и высшего образования РФ (Минобрнауки) Михаил Котюков сообщил, что задачи, поставленные перед НОЦ, будут выполняться в сотрудничестве с вузами и представителями научного сообщества Белоруссии.

"В России, в соответствии с нацпроектом в сфере науки, создаются научно-образовательные центры. И университеты-участники этих проектов, и регионы, которые инициируют эти проекты, также присутствуют на форуме. Проведена активная работа, и я уверен, что многие задачи будут решаться в тесном сотрудничестве с нашими белорусскими коллегами. Это будет создавать основу для новых образовательных, научных проектов, инновационных проектов для развития наших связей", - сказал Михаил Котюков.

"В фокусе реализации этих программ - вопросы профессионального образования, молодежных стажировок, академических и преподавательских обменов, вопросы реализации различных научных программ и проектов. Могу сказать, что в сфере науки у нас четыре основных направления сотрудничества: биомедицина, ядерная энергетика, транспортные и космические системы, вопросы индустрии", - добавил министр.

В принципе, взаимодействие с белорусскими вузами, Национальной академией наук РБ, а также научными институтами не является чем-то новым для очень многих участников НОЦ. В частности, многие организации приграничных регионов уже давно сотрудничают с белорусскими коллегами, есть продуктивные взаимодействия на уровне РАН (а отдельно – региональных отделений) с НАН. Существуют совместные научные, научно-технические и образовательные программы. Задан и подтвержден вектор на формирование единого научно-технологического пространства.

При этом стоит отметить, что ключевым вопросом во взаимодействии с иностранными (а не только белорусскими) партнерами для НОЦ (да и вообще – научных и образовательных организаций России) являются права интеллектуальной собственности. При работе с российскими компаниями всегда данный вопрос возможно решить в рамках договоров, а вот международный фактор всерьез осложнит этот аспект работы центров.

Также пока что не до конца ясен вопрос – за чей счет будет организована работа белорусских коллег. Координировать их планы работ через профильные ведомства Белоруссии (в т.ч., Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь) или НАН – долго и непродуктивно. Делиться бюджетными средствами – не захотят российские участники. Полностью перекраивать свои научно-исследовательские, научно-технологические и образовательные планы под программы НОЦ России вряд ли захотят уже белорусы. Создавать новые форматы – означает затягивать и усложнять очень многие процессы, которые должны идти в активном темпе научно-технологического прорыва.

В целом идея о сотрудничестве научно-образовательных центров мирового уровня с белорусскими вузами и научными институтами не лишена оснований. Однако, пока что в ней больше политики (в рамках «мягкой силы), чем собственно проработанных механизмов и эффективно функционирующих механизмов взаимодействия по линиям науки, технологий и образования, тем более - в рамках только создаваемых форматов, таких как НОЦ.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/720009
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и ректор Сколтеха Александр Кулешов знакомят вице-премьера Максима Акимова с экосредой «Острова 10-22».

А буквально за 5 минут до этого Дмитрий Песков зажигательно выступал на горячей панельной дискуссии, о которой НОП напишет немного позже.
источник
Научно-образовательная политика
​​ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ ИЛИ ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ? 👨‍🎓

На протяжении последних 15 лет образование служит для россиян преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48% в 2004 г. и 44% в 2019 г. В целом большинство россиян уверены, что высшее образование сопутствует успешной карьере и облегчает достижение жизненных целей, хотя за последние 11 лет сторонников данной точки зрения стало заметно меньше (76% в 2008 г. и 58% в 2019 г.). За последние девять лет россияне чаще стали считать высшее образование необходимостью — увеличилась доля сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято (с 6% в 2010 г. до 18% в 2019 г.).

💬 Данные комментирует руководитель Практики политического анализа и консультирования Департамента исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов:
«Ситуация с оценкой ценности высшего образования постепенно меняется. Россияне более критично и, можно сказать, адекватнее оценивают значимость высшего образования для человека. Еще несколько лет назад позицию большинства соотечественников по этому вопросу можно было охарактеризовать формулой «должно быть, и за ценой не постоим». Теперь же становится очевидно, что высшее образование — лишь один из инструментов достижения успеха. Остается надеяться, что это добавит осознанности как в выборе вузов, так и направлений обучения».
источник
Научно-образовательная политика
Россия и Белоруссия – научно-образовательное сотрудничество

Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко приняли участие в работе VI Форума регионов России и Беларуси, который завершился сегодня в Санкт-Петербурге. Тема форума в этом году: "Межрегиональные связи как основа формирования единого культурного и гуманитарного пространства народов двух стран". В рамках итогового пленарного заседания Форума в числе других докладчиков выступил Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

Министр напомнил о том, что первое соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о развитии культурных, научных и образовательных проектов было подписано ещё в 1995 году в Минске. С тех пор были заключены более тысячи договоров между организациями двух стран, которые ежегодно прирастают новыми идеями и проектами.

«В фокусе нашего взаимодействия - вопросы реализации программ профессионального образования, молодёжных стажировок, академических преподавательских обменов, вопросы реализации различных научных программ и проектов. Могу сказать, что в сфере науки у нас кристаллизовалось четыре основных направления - это биомедицина, ядерная энергетика, транспортные и космические системы, вопросы индустрии наносистем по различным направлениям. Также одним из ключевых совместных проектов является развитие Белорусско-Российского университета», - сказал Михаил Котюков.

На Форуме широко обсуждались вопросы перспектив межрегионального сотрудничества двух стран по ряду направлений, включая реализацию совместных молодежных проектов, взаимодействие в сферах образования и науки.

Отдельными мероприятиями в рамках форума стали первый Форум ректоров России и Беларуси, а также VII Российско-Белорусский молодежный форум «Молодежь – за Союзное государство».

Участники Форума сошлись во мнении о высоком научно-техническом потенциале двух стран и наличии оснований для вхождения в число лидеров в сфере информационно-коммуникационных технологий.  Как звучало, взаимовыгодное сотрудничество России и Беларуси во многом основано на контактах в образовательной и научно-технической сферах, молодежной политики. Приоритетными вопросами союзного строительства названы, в том числе, кооперация в научной, технологической, производственной и информационной сферах, расширение полноформатного сотрудничества в образовании и работе с молодежью.

В части сотрудничества в сфере высшей школы большое внимание в рамках Форума было уделено повышению академической мобильности, развитию межвузовского взаимодействия двух стран.

По результатам Форума органам государственной власти двух стран даны рекомендации, одним из ключевых блоков в которых обозначены долгосрочное научное и образовательное сотрудничество, поддержка молодежных проектов. В частности, рекомендовано принять меры по расширению спектра совместных научных исследований, усилению взаимодействия научных школ и привлечению к участию в совместных проектах молодых учёных. Отмечена необходимость создания современного технопарка на базе Белорусско-Российского университета в г. Могилеве современного технопарка, расширить академические студенческие обмены, поддержать идею молодежного агитпоезда «Поезд памяти и славы», который проедет от Бреста до Владивостока в честь 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В рамках Форума состоялась рабочая встреча Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова и Министра образования Республики Беларусь Игоря Карпенко, в ходе которой обсуждались вопросы обеспечения сотрудничества государств в области науки, высшего образования и студенческой молодежной политики.

Седьмой Форум регионов России и Беларуси пройдет в 2020 году в Республике Беларусь.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/61039
Сообщение пресс-службы Минобрнауки: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1674
источник
Научно-образовательная политика
Ростех – партнер НОЦ «Кузбасс»

Глава Ростеха Сергей Чемезов и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заключили соглашение о сотрудничестве в сфере внедрения передовых технологий, цифровизации региональной инфраструктуры и развития инновационной деятельности, одним из главных совместных проектов станет развитие научно-образовательного центра «Кузбасс». Об этом в четверг сообщила пресс-служба Ростеха, которую цитирует ТАСС.

«Одним из ключевых совместных проектов станет развитие научно-образовательного центра "Кузбасс", который в перспективе должен стать ведущим центром международных технологий по добыче, обогащению и транспортировке угля», - говорится в сообщении.

Отмечается, что Кемеровская область и Ростех планируют развивать сотрудничество в сфере внедрения передовых технологий, цифровизации региональной инфраструктуры и развития инновационной деятельности. Стороны также договорились о совместной реализации ИТ-проектов на территориях опережающего социально-экономического развития региона. Подписанное соглашение предусматривает и сотрудничество по повышению энергоэффективности, комфортности и безопасности городской среды.

Партнерство с Ростехом безусловно открывает перед центром и его участниками (а также региональными властями) дополнительные и широкие возможности сотрудничества и развития.

НОЦ «Кузбасс», напомним, создается на базе Кемеровского государственного университета – один из ведущих региональных университетов страны по ряду направлений.

Ключевыми векторами работы центра станут:

Чистый уголь – зеленый Кузбасс: перевод добычи и переработки угля на высокотехнологичные рельсы, цифровизация и экология.
Высокотехнологичная металлургия и машиностроение: новые материалы, роботизация, беспилотники и спутниковые технологии.
Здоровый человек в промышленном регионе: медицина, фармацевтика, генетические биотехнологии и здоровьесбережение.

Научно-образовательный центр «Кузбасс» Кемеровской области был обозначен президентом Владимиром Путиным в его поручениях как участник первой волны создания подобных структур.

Это предполагает апробацию на всей пятерке новых правовых, финансовых и административных механизмов, а сами пионерские НОЦ должны в итоге выступить в качестве модельных для последователей как «федерального» (в рамках нацпроекта «Наука»), так и «регионального» (создание своими силами и получение господдержки после вывода на достойный уровень) треков.

Отметим, что команда Кемеровского государственного университета – одна из наиболее активных на проходящем в эти дни образовательном интенсиве «Остров 10.22». Стартовавший вчера специализированный трек по НОЦ, который организован Минобрнауки и РИЭПП, в еще большей степени позволяет не только презентовать свой опыт другим участникам, но также доработать и улучшить свою программу развития и планы ее реализации. В этом процессе представители КемГУ демонстрируют ощутимые успехи.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/720853
источник
Научно-образовательная политика
Законопроектные обсуждения

В Минобрнауки России состоялся семинар-совещание по вопросу организации обсуждения проекта федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации».

В совещании приняли участие Первый заместитель Министра Григорий Трубников, статс-секретарь - заместитель Министра Марина Лукашевич, сотрудники Минобрнауки России, представители научного, образовательного и экспертного сообществ.

Открывая совещание, Марина Лукашевич отметила, что при обсуждении нового законопроекта, в первую очередь, важна поддержка представителей научного сообщества, руководителей и сотрудников научных организаций. Кроме того, по мнению замминистра, особый интерес представляет мнение бизнес-сообщества, которое пока мало задействовано в регуляторном процессе.

О принципах и системе организации общественных обсуждений на краудсорсинговой платформе «ПреОбразование» рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Работа с материалами законопроекта структурирована по разделам, в которых любой желающий может оставить свой комментарий или высказать предложение. Помощь в налаживании диалога окажут координаторы разделов – практикующие учёные и специалисты.

«Необходимо создать документ, с которым профессиональное сообщество не просто согласится, но и возьмет на себя ответственность за его формирование, а функция Министерства заключается в том, чтобы как можно качественнее преобразовать предложения экспертов в правовые формы», - сказал Григорий Трубников.

На семинаре прозвучали также отдельные замечания и предложения по законопроекту от представителей ряда научно-исследовательских институтов и вузов. Открытое обсуждение законопроекта проводится на краудсорсинговой платформе «ПреОбразование» на сайте www.preobra.ru/nauka.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1673
источник
Научно-образовательная политика
Никто почему-то не обратил внимание на выступление Урсулы фон дер Ляйен в Европарламенте со своей предвыборной политической программой.

Она сделала 2 важных заявления, касающихся образовательной политики.

Во-первых, новый Председатель Еврокомиссии собирается  увеличить бюджет в программы ERASMUS в 3 раза.
Стоит отметить, что это важный шаг на фоне сокращения бесплатных мест в университетах для иностранцев в ряде стран Северной Европы.

Во-вторых, новый Председатель Еврокомиссии недовольна сложившейся системой сотрудничества между образовательной и рыночной (предприятия и компании) сферами. Фон дер Ляйен утверждает, что предприятия не платят практически никаких налогов, «зарабатывают деньги, используя нашу систему образования».

К сожалению, фон дер Ляйен не дала развёрнутых комментариев к двум своим заявлениям, они были сказаны в декларативной форме, но при этом встретили бурную поддержку среди евродепутатов.

Будем наблюдать за дальнейшим развитием научно-образовательной политики в Евросоюзе.
источник
Научно-образовательная политика
Набирает обороты вторая пятидневка Острова, основу которой составляет проектная работа команд университетов.  

В частности, продолжают активную деятельность две лаборатории по цифровой трансформации высших учебных заведений: "Проектная работа по внедрению цифровой модели университета" и "Вуз как драйвер цифрового развития региона". Обе лаборатории ведут эксперты Институт образования НИУ ВШЭ - Иван Карлов и Олег Лешуков - в партнерстве с экспертами и спикерами многих вузов - ИТМО, Томский Политех, УрФУ и т.д.

Лаборатории собрали более 130 участников из 27 регионов всех федеральных округов. Помимо вузов и колледжей на лабораториях также присутствуют представители региональных администраций и компаний партнеров.

Поскольку проектные группы сформированы по смешанному принципу (микс разных регионов и типов организаций), мы ждем от лабораторий разработок оптимальных типовых решений по практическим проектам цифровой трансформации отдельных сфер жизни как университетов, так и регионов, выявления ключевых проблем и этапов их решения.

Первая лаборатория и ее участники в своей работе сконцентрируются на вариантах конструктора индивидуальных образовательных траекторий и моделях проектного обучения студентов, сопряжённого с привлечением компаний реального сектора экономики. Также участники проработают концепцию цифрового портфолио выпускника, обсудят формирование и структурирование в университете единого образовательного пространства.

Ряд участников пришли в лаборатории со своими инициативными проектами, что еще раз подтверждает неоднородность уровня работы участников Острова и необходимость обмена опытом представителей разных регионов и организаций.

В рамках работы второй лаборатории участники обсудят подходы к моделям анализа отраслей экономики и социального сектора с использованием цифровых решений, составят техзадание на разработку карты технологических и производственных компетенций региона как инструмента привлечения инвестиций, разработают программы повышения цифровой грамотности для населения региона и обсудят работу по разработке сервисов и интеллектуальных технологий для перехода к модели Smart city.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Кадровый лифт прорыва

В соревновании «Лидеры России» может появиться номинация для молодых ученых, заявил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров во время дискуссии «ДПО как эффективный инструмент постройки социальных лифтов: опыт программ с регионами и компаниями», прошедшей на образовательном интенсиве «Острове 10-22».

«В третьем конкурсе будет много нового. Одно из изменений коснется того, что в рамках «Лидеров России» будет номинация для молодых ученых, людей в сфере образования и науки. Либо это будет специальный конкурс, мы еще обсуждаем», – цитирует корреспондент Indicator.Ru слова Комиссарова.

Начинание было одобрено президентом Владимиром Путиным (он это обсуждал на встрече со студентами и аспирантами в УрФУ), идею организаторы уже прорабатывают с помощником президента РФ Андреем Фурсенко.

Отдельный профессиональный и социальный лифт для управленцев (а также лидеров – коллективов, направлений, позитивных перемен) в образовании и науки обсуждается достаточно давно. Очевидно, что научно-технологический прорыв невозможно запустить без наличия критической массы менеджеров и лидеров нового типа. Они не только должны быть включены в самую актуальную повестку государственного администрирования, но и «говорить на одном языке» с управленцами из других областей. Это позволит установить продуктивные контакты между руководством в научно-образовательно-технологической сфере, органами госвласти федерального и регионального уровня, а также бизнесом.

Алексей Комиссаров доволен тем, что масштабные образовательные программы и центры цифрового обучения для молодых руководителей не прекратились вместе с предвыборной компанией президента. Теперь новый конкурс ожидает еще и ученых (а также преподавателей, руководителей в науке и образовании), которые тоже смогут выиграть гранты на обучение, поддержку наставников и призы, отметил управленец.

Отбор и обучение управленцев по программе пока далеко не идеален. «Порой мы не понимаем четкий спрос. Системы отбора и инструменты, которые мы используем, имеют ограниченную надежность и валидность. Мы не можем гарантировать, что в программу попадут самые правильные люди, но это похоже на процесс обогащения руды», признался Комиссаров. По его словам, неформальный KPI «Лидеров России» – продвижение по карьерной лестнице 70% финалистов.

Минобрнауки уже приступило к реализации программы подготовки управленцев, однако, включение сферы образования и науки в платформу АНО «Россия – страна возможностей» (как отдельного конкурса или трека в «Лидерах России») безусловно позволит значительно эффективнее выявлять, отбирать и «прокачивать» наиболее способных и активных управленцев. Это важно, поскольку многие вузы и научные институты (даже ведущие) уже давно нуждаются в серьезной встряске и вливании новых управленцев и их команд, что позволит избежать стагнации и инерционности в работе данных организаций.

Подробнее: https://indicator.ru/news/2019/07/18/konkurs-molodyh-uchenyh-lidery-rossii/
источник
Научно-образовательная политика
Геномные исследования – на старт!

Завершились прием заявок и вскрытие конвертов на формирование научных центров мирового уровня по геномным исследованиям, которые создаются в рамках нацпроекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.

Всего подано 11 заявок от консорциумов научных (в том числе, медицинских) организаций и вузов разной ведомственной принадлежности. Объем запрашиваемых на 2019-2024 гг. средств колеблется от 3 до 5 млрд руб.

Головными организациями являются:

ВНИИ лесной генетики, селекции и биотехнологий
Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова Минздрава;
ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора;
СПбГУ;
НИЦ «Курчатовский институт» (он же – головная научная организация ФНТП развития генетических технологий);
МГУ;
Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы;
Институт молекулярной биологии им. В.А. Эндельгардта;
ЮФУ;
ФИЦ «Пущинский научный центр биологических исследований»;
Медико-генетический научный центр им. академика Н.П. Бочкова.

Научные центры геномных исследований (в рамках нацпроекта «Наука» планируется создать три подобные структуры) – это точка пересечения национального проекта и ФНТП развития генетических технологий.

У комиссии есть 5 рабочих дней на определения соответствия представленных заявок требованиям. Уже скоро станет понятно, какие из них пройдут на следующий этап отбора, а окончательное решение должен принять Совет ФНТП РГТ.

Ознакомиться с объемом запрашиваемых средств и составом консорциумов можно на фотографиях ниже.

Все документы представлены в специальном разделе сайта Минобрнауки: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=421&cat=/ru/documents/docs/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник