Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 July 18
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2019 July 19
Научно-образовательная политика
Ситуация на Сахалине у врио Лимаренко действительно весьма печальная.

И хорошей демонстрацией этого стало хватание за соломинку научно-технологического прорыва. Однако, делать это «по-новому» - создавая НОЦ, стимулируя взаимодействия с реальным сектором экономики, развивая онлайн-возможности в области науки и образования – команда врио не очень умеет.

Поэтому был выбран традиционный путь – «Что у нас с наукой в названии есть? Российская академия наук!». Тем и обусловлена политическая сторона встречи врио губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко с президентом РАН Александром Сергеевым, которая прошла 14 июля.

Безусловно, визит президента Академии – большая честь и успех для научных институтов полуострова Сахалин, впрочем, практическая отдача от этого визита не столь велика.

И врио Лимаренко эта научная соломинка вряд ли поможет выплыть.

Тем более, что он весьма вольно трактует потребности научных учреждений и исследователей – например, предлагает сделать Южно-Сахалинский ботанический сад парком со свободным доступом, что, конечно, сразу уничтожит и научную ценность, да и сам сад. Ученые протестуют, но их голос власти Сахалина словно не слышат.

https://scientificrussia.ru/articles/vstrecha-prezidenta-ran-s-vrio-gubernatora-sahalinskoj-oblasti
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова для «Научно-образовательной политики», взятое при участии Информбюро НТИ (главное СМИ «Острова 10.22») (1/4)

В АНО «Россия – страна возможностей» уже 20 проектов, и их число постоянно растет. На днях на «Острове» было подписано соглашение с Ассоциацией Кружков НТИ. Что предстоит совместно сделать?

Один из наших совместных проектов, который мы запустим уже в этом году, – олимпиада Кружкового движения НТИ для школьников. Она станет двадцатым по счету проектом платформы "Россия – страна возможностей". Задачи, которые президент перед нами ставил, заключаются в том, что мы должны искать таланты по всей стране, помогать им развиваться. И все мы понимаем, что способности проявляются раньше, чем в студенчестве или старших классах.  Мы сейчас начинаем работать с детьми, снижаем «планку» до 5-7 классов.  

Думаю, это поможет выявлять талантливых ребят раньше, поддерживать и давать им возможность развиваться дальше. На днях я встречался с победителями Олимпиады НТИ, участниками Кружкового движения. Они рассказывали свои интересные истории. И почти каждый разными словами говорил: когда он участвует в таких конкурсах, у него есть возможность для творчества, но общеобразовательная школа загоняет его в рамки, словно бьет по рукам. И это тема для обсуждения со школами и вузами - как сделать так, чтобы, с одной стороны, никуда уйти от образовательных стандартов и подходов, а с другой, дать возможность детям раскрыть свои таланты.

Как бы вы сформулировали главную ценность таких проектов, как «Лидеры России» и «Остров»?  

Прежде всего, это возможность для их участников продвинуться по социальному лифту. В этих мероприятиях я вижу долгосрочный смысл. Изменения, отраженные в национальных инициативах, невозможны без людей. И эти конкурсы и образовательные интенсивы проводятся не ради политических лозунгов.  Мне всегда казалось, что это беда нашей страны – короткие горизонты планирования. И чаще всего чиновники и руководители думают в лучшем случае в рамках электорального цикла, в худшем – в рамках финансового года. С проектами, касающимися национальных инициатив, подход явно направлен на много лет вперед.

Когда мы в 2017 году запускали первый конкурс «Лидеры России», меня кто только ни спрашивал: «Все под выборы делаете?». Ответ: нет. И когда участники таких проектов видят, что по результатам конкурсов действительно происходит движение, это вызывает больше доверия.

Не хочу пока делать официальный анонс, но все же раскрою карты: в этом году в «Лидерах России» хотим скорректировать некоторые подходы. Мы планируем – это еще в стадии обсуждения с помощником президента РФ Андреем Фурсенко - в рамках нашего флагманского проекта сделать специальный конкурс для молодых ученых и для тех, кто реализует себя в сфере образования и науки. Другой обсуждаемый вариант – запустить его как отдельный конкурс. Конечно, в образовательной сфере есть своя специфика, и мы не можем использовать все те же инструменты, что уже есть в «Лидерах России». Будем искать новые.  

Мы прекрасно понимаем: все те системы отбора, которые АНО «Россия – страна возможностей» использует для конкурсного отбора людей, имеют ограниченную валидность. И гарантировать, что все те, кто прошел через наше сито, - люди в своей области идеальные, мы не можем. При этом количество и процент людей талантливых, способных к решению управленческих задач, в сетке конкурса «Лидеры России» точно выше, чем средняя выборка. Мы знаем, что не добьемся 100 процентов роста. Но если 70 процентов финалистов будут успешно продвигаться, это уже большая удача.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова для «Научно-образовательной политики», взятое при участии Информбюро НТИ (главное СМИ «Острова 10.22») (2/4)

На «Острове» тема дополнительного профессионального образования и его инструментов – один из самых популярных треков: это мостик для дальнейшей трансформации цифровой экономики. Расскажите, какие программы в этом направлении реализуются в стенах РАНХиГС, в чем заключаются главные принципы?

Как вы знаете, есть программа развития кадрового управленческого резерва, которую еще называют «школой губернаторов». Она составлялась вместе с МШБ «Сколково», НИУ ВШЭ и корпоративным университетом Сбербанка. Хочу сказать личное спасибо Герману Грефу: он потратил много часов на дискуссии, как программу сделать максимально интересной.

Формируя контент, мы исходили из нескольких постулатов.

Первый: взрослого человека невозможно ничему научить, он может научиться только сам. И необходимо было сделать так, чтобы состоявшихся и успешных людей по-настоящему заинтересовать. Мы использовать многие приемы, которые приняты в антропогике. Мне было интересно узнать, что есть много различий в подходах обучения детей и взрослых. Школьникам совсем не нужно объяснять, что от них хотят и для чего это делается, достаточно создать игровую ситуацию – и эффекта становится больше. Со взрослыми сложнее. На Западе большое количество взрослых учится не стесняясь. Мы в свою очередь, в том числе через «Остров», стараемся привить эту культуру в России.

Второй постулат: все современные ученые сходятся во мнении, что на самом деле поведение человека зачастую больше эмоциональное, чем рациональное. У нас в системе образования этот «элемент» недооценивается. Во многом именно поэтому мы включили в губернаторскую программу спортивное командообразование: прыжки с семиметровой высоты в воду, каньонинг… Насильно никого не заставляли, но большинство приняло участие. И это не самоцель – откуда-то прыгнуть. Это - сильные эмоции, которые перекладываются и на образовательную часть программы, на то, чтобы сплотить коллектив. Точно скажу: работает!

Главная задача перед нашей программы – расширить горизонты восприятия действительности. В ней участвуют большие руководители, в том числе уровня замминистра. Они, конечно, хорошие эксперты в своей области. Помните, есть такое выражение: хороший эксперт – это человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока не узнает все ни о чем. И часто происходит так, что мы в своей профессиональной деятельности фокусируемся на узких нишах, не воспринимая широко то, что происходит в стране и в мире, не замечая меняющиеся технологические тренды. Поэтому через ярких иностранных и российских спикеров мы знакомим участников с тем, что происходит вне их привычного поля зрения.

Вторая задача – сделать так, чтобы по итогам программы людям хотелось и дальше заниматься самообразованием.

Третья – создать единую команду. И это точно получилось. Программы первого и второго потока давно закончились. Их участники отмечают, что фантастически ускорились коммуникации между министерствами и разными ведомствами, регионами. Это очень важно. Сейчас идет третий набор его участников. Из первых двух потоков назначены 20 губернаторов, 2 федеральных министра, большое количество замминистра и других руководителей.

В третий поток мы включили два сквозных трека: культурный и спортивный. Про первый даже нет смысла говорить. А про второй… Меня даже упрекали: ты сумасшедший, сам бегаешь всякие ультрамарафоны и айронмены и хочешь, чтобы другие тоже. Нет. Я не призываю и не заставляю заниматься экстримом. Смысл – в объединении людей, в правильных установках. В каждом модуле мы делаем короткую встречу со спортсменами, которые рассказывают про то, как следует относиться к здоровью и спорту.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова для «Научно-образовательной политики», взятое при участии Информбюро НТИ (главное СМИ «Острова 10.22») (3/4)

Как вы оцениваете эффективность подобных программ?

Как и в случае с «Лидерами России», мы не можем гарантировать – и это прекрасно понимает президент и его администрация, - что люди, которые в течение 9 месяцев прошли 8-9 модулей губернаторской программы, вдруг станут какими-то идеальными. Нет, конечно. И люди разные, и ошибки при отборе могут быть. Для меня важно совсем другое – то, что через эту практику в стране выстраивается криптократия. И это процесс точно не одного года и не трех лет. Но я вижу, что «Лидеры России» и «школа губернаторов» понемногу меняют среду. У нас «вдруг» госкомпании и некоторые ведомства начали делать что-то похожее у себя. «Мы хотим сформировать открытые и понятные системы отбора кадров», - говорят они.

Вы долгое время были бизнес-ангелом. Какие проекты вы видите перспективными в образовании в условиях цифровой трансформации?  Что может быть интересным на стыке бизнеса и университета?

Большую часть сознательной жизни я занимался своим бизнесом. И довольно неожиданно перешел в другую сферу после 20 лет предпринимательской деятельности. Но по-прежнему остаюсь акционером тех компаний, которые я создавал. Они существуют, работают, развиваются. Я часто хвастаюсь: ни один из моих бизнесов ни разу не имел ни одного госконтракта и вообще соприкосновения с госструктурой. Я в этом смысле чувствую себя спокойно, потому что нет конфликта интересов. Что касается периода бизнес-ангельства… Мне было безумно интересно. Меня никогда не интересовали азартные игры, я к ним совершенно равнодушен, а здесь, в инвестировании в стартапы, проявлялся какой-то азарт. И одновременно чувство того, что ты, как бы громко ни звучало, можешь сделать мир лучше. Очень интересно общаться с людьми, которые завтра или через пять-десять лет станут крупными предпринимателями.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, во что бы я сейчас инвестировал в сфере образования… Мне кажется, это та сфера, которая осталась одной из самых консервативных в мире. И все те тренды, про которые мы так много говорим в любых других направлениях бизнеса, здесь неочевидны. Я бы однозначно подумал над теми стартапами, которые помогают точнее понять компетенции человека, то, как определить разрывы между теми навыками, которые есть, и теми, к которым человек стремится, и дать ему персональную траекторию развития.
источник
Научно-образовательная политика
Эксклюзивное интервью генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова для «Научно-образовательной политики», взятое при участии Информбюро НТИ (главное СМИ «Острова 10.22») (4/4)

Все приходит к тому, что продолжительность учебных программ сокращается.

Да. И мало кто готов учиться в течение нескольких лет. Конечно, я не имею в виду фундаментальные науки. Ничего удивительного. «Подтягивать» компетенции следует быстро и в тот момент времени, когда это необходимо.

В США и Европе нет губернаторских школ. Чем наша страна отличается от других государств? Почему такие программы нам нужны?

На самом деле что-то подобное нашей «школе губернаторов» за рубежом уже появляется. Майкл Блумберг профинансировал школу мэров, которая запустилась в Штатах, кажется, в прошлом году. Возможно, это ответ на российские инициативы. (Смеется.)  У меня есть личная гипотеза, может, не совсем политкорректная: присутствует ощущение, что меритократия в западных странах гораздо лучше работает до какого-то среднего уровня.

Понятно, что все губернаторские назначения ни в одной стране не происходят по 100% меритократическим принципам. Есть политика, есть элементы доверия и личные предпочтения. Но там этот выбор происходит из тех людей, которые дошли до какого-то уровня, до которого дойти можно только через прозрачные системы отбора. Я имею в виду систему университетов, экзаменов. У нас точно так же: политические назначения могут быть немеритократическими. В этом опасность. И мне кажется, это то, что сейчас президент хочет изменить, сделать эту систему более понятной, прозрачной и структурированной.  

Что бы вы посоветовали региональным вузам для развития собственного бренда?

У меня есть совет для вообще всех учебных заведений. Мы все очень сильно недорабатываем с инициативой и пониманием потребности собственной целевой аудитории. Мы, ректоры, проректоры, пытаемся спустить что-то сверху, сделать программу такой, какой она нам видится. А студентам, может, нужно что-то другое. Мне кажется, должно быть чуть больше свободы и значительно больше обратной связи, что и улучшит качество образовательных программ.

У студентов есть энтузиазм, есть желание что-то делать. Зачастую он упирается в рамки вуза, в сложности коммуникации между обучающимися и руководством вуза. Мне кажется, что самое ценное, что может сделать ректор или проректор, отвечающий за это направление, - это дать возможность студентам реализовать те форматы, которые им кажутся наиболее интересными, которые для них предпочтительнее, дать им больше свободы и больше прислушиваться к ним. В этих коммуникациях каждый вуз и каждый факультет найдет что-то интересное и реализуемое.
источник
Научно-образовательная политика
Полную версию интервью генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова для «Научно-образовательной политики», взятое при участии Информбюро НТИ (главное СМИ «Острова 10.22»)  - читайте позже на нашем канале.
источник
Научно-образовательная политика
Да что вы понимаете в Островной молекулярной цифровой кулинарии
источник
Научно-образовательная политика
Образование является основой не только развития, но и восстановления. Это сегодня еще раз подтвердил президент Владимир Путин на встрече с пострадавшими от наводнения в Иркутской области.

Главное восстановить школы, чтобы дети могли пойти учиться – эту задачу обозначил президент как одну из первоочередных.

Отметим, что для многих небольших населенных пунктов особенно на селе именно школы являются центром жизни и гарантией от того, чтобы там сохранялось население трудоспособного возраста.

https://t.me/dimsmirnov175/6251
источник
Научно-образовательная политика
Есть достоверная информация о наличии свежего высочайшего поручения о мониторинге ФОИВов - министерств, агентств да служб.

Анализу подвергнутся форматы диалога между средним и младшим руководящим звеньями федеральных ведомств (уровень департаментов и отделов) с профильным руководителями в регионах и подведомственными организациями.

Говорят, что в стране восходящей цифровой экономики негоже, когда региональный министр по два часа ждёт в Москве замдиректора департамента N-ного ведомства и не дожидается.

Так в прорыв не уйдём.
источник
Научно-образовательная политика
Юмор "Острова 10.22" и нюансы цифровой трансформации образования
источник
Научно-образовательная политика
О новых аспектах в молодежной политике

Говоря о рисках в воспитании молодежи на совещании по вопросам национальной безопасности, секретарь Совбеза Николай Патрушев призвал противостоять идейно-ценностной экспансии иностранных государств. Так, деструктивной деятельностью занимаются не только спецслужбы, но и различные НКО. Ответом на вызовы должна стать реализация приоритетных государственных задач: преодоление социального неравенства, повышение доходов и создание рабочих мест.  

Примечательно созвучие превентивных мер и национальных проектов, - Совбез, кажется, становится еще одним коллективным контролером исполнения президентских указов. Если это так, то неудивительно, что сигнал Патрушева обращен к региональным властям, которым предлагается инвестировать в спорт и интеллектуально-досуговые площадки. Это также призыв внимательнее взаимодействовать с общественным сектором и информационным пространством при работе с молодежью.

В свою очередь, это означает, что региональным руководителям будет необходим более тесный контакт с внутриполитическим блоком АП, в частности, управлением по общественным проектам (УОП), где отвечают за проекты по укреплению духовно-нравственных основ российского общества. Вероятно, что значимость молодежной повестки в системе оценки эффективности (KPI) региональных властей будет иметь больший вес, чем многие предполагали изначально.
источник
Научно-образовательная политика
Ректор, готов ли ты к новому учебному году?
источник
Научно-образовательная политика
источник